Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ПРОКОФЬЕВА



2019-07-03 1739 Обсуждений (0)
ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ПРОКОФЬЕВА 0.00 из 5.00 0 оценок




ПЛАН

0. Творчество

1. Новаторство в области гармонии

2. Специфика ритмики

3. Оркестровка

4. Переработка произведений

КОНСПЕКТ

Прокофьев писал во всех современных ему жанрах. Ему принадлежат 8 опер, 8 балетов, 7 симфоний и другие оркестровые сочинения, 9 концертов для сольного инструмента с оркестром, 9 фортепианных сонат, оратории и кантаты, камерные вокальные и инструментальные сочинения, музыка для кино и театра.

Прокофьев создал собственный новаторский стиль. Многие его сочинения (более 130 опусов) вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры. Прокофьев принадлежит к числу наиболее значительных и репертуарных композиторов XX века.

Прокофьев вошёл в историю как новатор музыкального языка. Своеобразие его стиля наиболее заметно в области гармонии. При том, что Прокофьев остался приверженцем расширенной мажорно-минорной тональности и не разделил радикализма нововенской школы, «прокофьевский» стиль гармонии безошибочно опознаётся на слух.

Специфика гармонии Прокофьева складывалась уже в ходе ранних экспериментов: в «Сарказмах» он использовал диссонирующий аккорд в функции тоники и переменный метр, в окончании фортепианной пьесы «Наваждение» — хроматический кластер (cis/d/dis/e), объединяющий звуки обыгрываемой фразы. На протяжении всей жизни Прокофьев применял особую форму доминанты, позже получившую название «прокофьевской». Для прокофьевской новой тональности также характерны линеарные аккорды («Мимолётность»), которые объясняются не акустическим родством сопрягаемых созвучий, а являются следствием специфической для композитора разнотемной полифонии.

Узнаваема и специфическая ритмика Прокофьева, особенно ярко проявляющаяся в его фортепианных сочинениях («Наваждение», Седьмая соната). Не менее узнаваема и «антиромантическая» особенность ритмики — знаменитая прокофьевская «моторность», характерная для фортепианных сочинений досоветского периода (Скерцо из Второго фортепианного концерта, Аллегро из Третьего фортепианного концерта). Исполнение таких «моторных» сочинений требует от пианиста безупречной ритмической дисциплины, высокой концентрации внимания, технического мастерства.

Своеобразие стиля Прокофьева проявляется и в оркестровке. Для некоторых его сочинений характерны сверхмощные звучания, основанные на диссонирующих медных духовых и сложных полифонических узорах струнной группы. Это особенно чувствуется во 2-й и 3-й (1928) симфониях, а также в операх «Игрок», «Огненный ангел» и «Любовь к трём апельсинам».

Прокофьев трепетно относился к собственной музыке, при возможности использовал свои находки неоднократно. При повторном использовании степень изменения исходного материала варьировалась. От перемены исполнительского состава (фортепианное переложение Марша из оперы «Любовь к трём апельсинам») и переоркестровки (Разъезд гостей из «Ромео и Джульетты» — слегка видоизменённый Гавот из написанной 20 годами раньше «Классической симфонии») до глубокой переработки партий и «дописывания» новой музыки (Первый виолончельный концерт и Симфония-концерт для виолончели с оркестром). Причиной повторного использования зачастую становился неуспех премьерного исполнения, который композитор воспринимал как собственную недоработку качественного в своей основе материала. Зачастую Прокофьев из музыки балетов и опер составлял оркестровые или фортепианные сюиты небольшой протяжённости, музыка которых после такого сокращения действительно становилась репертуарной.


 

ПРОКОФЬЕВ. КАНТАТА «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»

ПЛАН

1. История создания

2. Структура

3. Образная сфера

4. Приемы звукописи

5. Образная сфера

6. Кульминационный центр

7. Образ Родины

КОНСПЕКТ

Кантата С. Прокофьева «Александр Невский» - это монументальное произведение для смешанного хора, меццо-сопрано и оркестра, созданное в 1938-1939 годах на тексты поэта Лугового и самого композитора. Возникшая из музыки к одноименному фильму С. Эйзенштейна, кантата оригинальна в жанровом отношении.

В ней наряду с вокальными номерами (хорами во 2й, 3й,4й и 7й частях и одной сольной песней в 6й части) содержатся самостоятельные оркестровые живописно-изобразительные эпизоды (пейзажные зарисовки в 1й и в начале 5й частей, а также вся 5 часть, представляющая собой батальную оркестровую картину с участием хора).

Автор пользуется натуральными эффектами звукописи, изображая то зловещее карканье ворона, то весёлое ржание коней, то отдалённые сигналы военных рогов, то треск ледяного поля под ногами разгромленных тевтонских рыцарей. Кроме того, о влиянии симфонических принципов развития говорит строгая продуманность тонального плана: ведущей мажорной тональности B-dur в первом эпическом хоре и в праздничном финале противопоставлена мрачно-зловещая сфера до диез минора (в картине вражеского нашествия в 3 и 5 частях); побочную роль играют до минор (горестные темы 1 и 5 частей) и ре мажор (темы русского войска в середине 4 части и в батальных сценах 5 части).

В кантате широко и многообразно представлены две сферы образов: русских и тевтонцев. Для каждой группы композитор отобрал наиболее типичные средства выразительности. Экспозиция образов русских воинов дана во второй части произведения «Песня об Александре Невском». Она служит «темой России», выражением её непобедимой мощи. Мелодия мужского хора, дополненного альтами, близка русским былинам с их скупым диапазоном и неторопливостью развёртывания. Но здесь былинный напев динамизирован: в нём господствует скрытая энергия, усиленная резкими кадансами (Пример). В среднем разделе «Уж как бились мы» оркестр имитирует бряцанье оружия, удары мечей. Арфы подражают звучанию гуслей, сопровождающих в старину эпические песни. Эта образная линия продолжает своё развитие в 4 части в хоре «Вставайте, люди русские!», написанном в жанре героической дружинной песни-призыва. Ладовая переменность темы (до минор – ми бемоль мажор), плагальные обороты в гармонии, интонационная структура рождены русской песенностью. Но в этом русском напеве акцентирован характер богатырской силы. Это достигается с помощью грузных акцентов, усиленных чеканной звучностью медных (Пример). Зато середина хора «На Руси родной» – лирико-эпический эпизод, покоряющий своей поэтичностью. В нём выражена любовь к Родине, восхищение её красотой. Неслучайно эта тема вновь прозвучит в 5 и 7 частях. 

Образ крестоносцев, данный в 3 части «Крестоносцы во Пскове», представлен тремя лейттемами: это католический хорал, исполняемый на латинском языке, грубо рычащий мотив низких басов, построенный на интонациях уменьшённой терции, и грозный сигнал четырёх валторн, основанный на бездушных, резких интонациях. 

Главные события симфонической драмы сосредоточены в наиболее действенной части «Ледовое побоище». После живописного вступления, рисующего утренний пейзаж Чудского озера, - возникает жуткий в своей механистичности марш-токката. Остинато басов передаёт неумолимую поступь вражеской силы. Это уже не воспоминание и не призыв к действию, а само действие. Эпизод нашествие сменяется картиной столкновения крестоносцев с русскими. Мёртвая латынь католической молитвы, характеризующая псов-рыцарей, чередуется с оркестровыми темами русских дружин: за богатырской фразой из песни «Вставайте, люди русские» следует потешный скомороший наигрыш на остинатном «гудошном» басу, а затем и стремительная тема контратаки войск Александра Невского. В последнем разделе этой батальной картины тевтонская фанфара контрапунктирует с темой русского воинства и темой из хора «Вставайте, люди русские», что создаёт яркий плакатный эффект: тема тевтонского клича звучит теперь не как призыв к агрессии, а как панический сигнал бедствия, вопль разгромленного врага.

Почти целиком основан на звучащих уже во 2, 4 и 5 частях русских темах финал кантаты «Въезд Александра во Псков». Мелодия «Песни об Александре Невском» проходит «в увеличении», в блестящем хоровом звучании под торжественный звон колоколов, новая тема празднично-плясового характера «Веселися, пой, мать родная Русь», тема скоморошьего наигрыша, мастерски соединённая с величавой патриотической песней «На Руси родной». Это создаёт объёмный многогранный образ Родины.

 


 



2019-07-03 1739 Обсуждений (0)
ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ПРОКОФЬЕВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ПРОКОФЬЕВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1739)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)