Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО РАХМАНИНОВА



2019-07-03 1713 Обсуждений (0)
ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО РАХМАНИНОВА 0.00 из 5.00 0 оценок




ПЛАН

1. Новаторство тематизма

2. Произведения

3. Особенности стиля

4. Эволюция

5. Образные сферы

КОНСПЕКТ

Рахманинов как пианист и фортепианный композитор принёс нового героя – мужественного, волевого, сдержанно-сурового, обобщая лучшие черты интеллекта того времени. Этот герой лишён раздвоенности, мистики, он выражает тонкие, благородные, возвышенные чувства. Также Рахманинов обогатил русскую фортепианную музыку новыми темами: трагической, национально-эпической, пейзажной лирикой, очень широким спектром лирических состояний, русской колокольностью.

Наследие композитора в фортепианном жанре можно условно разделить на две группы:

•   1 группа – пьесы для ф-но solo. Это пьесы-фантазии, музыкальные моменты, прелюдии ор. 23 и ор. 32, этюды-картины, транскрипции собственных романсов и сочинений других авторов.

•   2  группа – крупные произведения: 4 концерта, «Рапсодия на тему Паганини», 2 сонаты, Вариации на тему Корелли.

Между двумя группами сочинений есть принципиальная разница: сочинения 1-й группы Рахманинов закончил писать в России, а сочинения 2-й группы писал охватывают всю жизнь композитора. Таким образом, произведения крупной формы наиболее полно раскрывают эволюцию творчества, а сольные пьесы помогают понять становление.

Пианисты такого масштаба как Рахманинов рождаются раз в 100 лет. Рахманинов-пианист был кумиром концертной аудитории, покоривший весь мир. Дал 25 концертных сезонов. На гастроли возил рояль в прицепном вагоне, в Японию возил два рояля.

Особенности фортепианного стиля С.Рахманинова

•   Рахманиновский пианизм отражает стиль большой концертной эстрады, для которого характерна масштабность форм, виртуозность, динамика, мощь, рельефность. Несмотря на это, есть пьесы тончайшей, филигранной работы.

•   Фортепианная техника Рахманинова – в стиле романтического пианизма Листа, Рубинштейна: двойные ноты, октавно-аккордовые пассажи, скачки, пассажи мелких нот, многозвучные аккорды с большой растяжкой и т.д.

•   Виртуозная техника – только средство передачи настроения, содержания, поэтому о технике Рахманинова мало писали. Главенство содержания отличает именно русскую исполнительскую школу.

•   Ритмика – мощная, стальная. Характерна склонность к повторности простых метроритмических формул.

•   Фактура многослойная, но дифференцированная. Внутри звуковой ткани есть регистровое расположение материала, разделение функций между голосами, ближний и дальний планы, может возникать подобие обратной перспективы русских икон (значимость планов обратна их пространственному расположению).

•   Мелодия может располагаться в разных фактурных слоях. Она имеет вокальную природу (сплав народной протяжной песни и знаменного распева). Кроме того, опора на песенное дыхание, голос ясно слышна в подъёмах и спадах фраз, в динамике, артикуляции, цезурах. В подлинной жизни мелодии, в её способности длиться, пребывать в широчайших пределах музыкального времени проявилось полифоническое богатство фортепианных творений Рахманинова.

•   Каждый созданный образ имеет регистровую, тембральную неповторимость. Главенствует басовое звучание. «Басы жизни» (Т. Манн), основы бытия, к которым привязана мысль художника, с которой соотносится его эмоциональный мир. Нижние голоса динамически и артикуляционно образуют самый выразительный, самый характерный план звучания. Также любил располагать мелодию в среднем, виолончельном регистре. Рахманиновское фортепиано подобно виолончели в неторопливости, в способности выразить медленное течение времени.

•   Рахманинов открыл для фортепианной музыки область колокольности, богатую мировоззренческим смыслом, экспрессией, колоритом. Звон колоколов являлся звуковой средой, в которой пребывали музыканты России. Рахманинов нашёл в звоне постепенность ухода, звон стал «вопрошанием о небытии».

•   В итоге звучащий образ фортепиано, созданный Рахманиновым, есть воплощённое переживание широты и благодати земных стихий, материального бытия. Фактурные, динамические, регистровые, педальные решения Рахманинова служат передаче цельного, сплошного, наполненного свойства и воплощению бытия.

Эволюция

•   Ор. 3 – Прелюдия, Элегия, Мелодия, Серенада, Мазурка. Названы «пьесы-фантазии». Скомпонованы по принципу контраста – элегическая лирика и героический эпос.

•   Ор. 10 «Салонные пьесы» – Баркарола, Вальс, Романс, Мелодия и др. Они менее известны, в них Рахманинов отдаёт дань салонной традиции.

•   Ор. 16 «Музыкальные моменты». Характерный романтический жанр (Шуберт). В цикле развивает идею «от мрака к свету» – от трагизма разных аспектов через протест к упоению жизнью. Центральный образно-смысловой стержень – пьесы № 3 и 4 – трагическое начало и перелом, протест.

•   Прелюдии ор. 23 (10 пьес, 1901 г.), ор. 32 (12 пьес, 1910 г.), этюды-картины ор. 33 (10 пьес, 1911 г.), ор. 39 (12 пьес, 1917 г.).Углубляет содержание пьес. Как правило, все написаны в сложной трёхчастной форме с динамизированной репризой. Эти пьесы подлинно симфоничны – сквозное развитие, черты конфликтности. Реприза – как исход, этап прожитого, выход из борьбы. В данных пьесах происходит кристаллизация рахманиновского фортепианного письма: с одной стороны, детализация, с другой – листовский симфонизм.

Характерные образные сферы:

1. элегии, пейзажи (преобладают);

2. празднично-торжественные;

3. эпические;

4. пьесы драматические и трагические.


 



2019-07-03 1713 Обсуждений (0)
ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО РАХМАНИНОВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО РАХМАНИНОВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1713)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)