Задачи, организация и методика проведения исследования.
Было проведено обследование пациентов с нарушениями речи, перенесших нарушение мозгового кровообращения. Работа проводилась в неврологическом отделении ГУЗ РКДЦ МЗ УР. Было обследовано 10 пациентов. Все пациенты были обследованы после острых нарушений мозгового кровообращения произошедших в разные периоды времени. Цель исследования: изучить состояниеустной и письменной речи больных, перенесших нарушения мозгового кровообращения. Экспериментальная группа. 1. Пациентка К.В.З. 1937г.р. м\сестра, пенсионерка. Диагноз: ОНМК, по типу тромбоэмболии, моторная афазия и правосторонний гемипарез. 2. Пациент А.В.И. , 12.10.26г.р. ИГТУ, доцент Диагноз: Острое нарушение мозгового кровообращения с умеренным правосторонним гемипарезом. Частичная моторная афазия. 3. Пациент П.В.В. 1939г. пенсионер Диагноз: Последствия ОНМК (2001, 2003) с правосторонним гемипарезом и моторной афазией. 4.Пациент Г.Ф.М. 28.03.49г.р. инв.2 группы Диагноз: Последствия перенесенного ОНМК (1998, 2003г.) Правосторонний гемипарез, нарушение речи по принципу моторной афазии. Органические поражения ЦНС. 5. Пациент Ю.С.Г. 05.04.41г.р. Диагноз: Остаточные явления нарушения мозгового кровообращения с развитием очага поражения в бассейне средней мозговой артерии. Выраженный правосторонний гемипарез. Моторная афазия. 6.Пациент В.И.П. 56 лет высшее образование Диагноз: Остаточные явления ОНМК. Правосторонний парез конечностей. Периодические эпилептические приступы. Грубая моторная афазия. 7. Пациентка К.Л.Ф. 1937 г.р. пенсионер. Диагноз: ОНМК по принципу тромбоза сосудов головного мозга, сенсорная и моторная афазия. Правосторонний гемипарез . 8. Пациент П.В.В. 1939г. пенсионер, инвалид 2 группы Диагноз: Последствия ОНМК (2002, 2004) с правосторонним гемипарезом, моторная афазия. 9. Пациент C.B.И. 10.04.1925г. D.S. ОНМИ правосторонний гемипарез. Моторная и сенсорная афазия. 10. Пациент М.В.Г. 19.09.57г. Диагноз: Острое мозговое нарушение мозгового кровообращения по типу ишемического. Выраженная дизартрия, вестибулярно - мозжечковый синдром, правосторонний парез. Методика исследования. За основу методики обследования речи, была взята методика М.К. Бурлаковой, а также использовались методические рекомендации к обследованию речи больных Э.С.Бейн, Т.Г.Визель и Л.С.Цветковой. Методика включала в себя следующие задания: 1 Исследование общей способности больного к речевой коммуникации — беседа с целью выяснения: а) полноты собственной речи больного; б) понимания им ситуативной, обиходной речи; в) степени речевой активности; г) темпа речи, ее общих ритмико-мелодических характеристик, степени разборчивости. 2. Исследование понимания речи. С этой целью предъявляются на слух: а) специальные устные инструкции (одночленные, типа «откройте рот!», «поднимите руку!» и многочленные, типа снимите с телефона трубку!», «возьмите со стола ручку, положите ее на подоконник, а затем спрячьте в карман!»; нахождение предметов, «покажите окно!», «покажите нос!», серии предметов, например «покажите дверь, окно, потолок!» или «покажите нос, ухо, глаз!»; в) короткие сюжетные тексты; г) логико-грамматические конструкции, например «покажите, где круг под крестом, где дочкина мама, а где мамина дочка, покажите левым мизинцем правое ухо» и т. п. 3. Исследование автоматической речи: а) прямой счет до 10 и обратный (от 10 до 0); б) перечисление дней недели, месяцев; в) окончание пословиц и фраз с «жестким» контекстом типа «Я мою руки холодной...», со «свободным» типа: «Мне принесли новую...» и т. д.; г) пение песен со словами. 4. Исследование повторной речи: а) повторение звуков, слогов, слов, различных по звуковой структуре (например, «каша», «кабинет», «катастрофа»), фраз (например, «Мальчик рисует самолет», «В магазин привезли продукты») и скороговорок («Сыворотка из-под простокваши»). 5. Исследование функции называния: а) реальных предметов и их картинных изображений; б) действий (ответы на вопросы — «что делать?», «что делают?»—по сюжетным картинкам; в) цветов; г) пальцев; д) букв; е) цифр. 6. Специальные исследования особенностей фразовой речи: а) составление фраз с предлогами и без предлогов по сюжетным картинкам; б) конструирование фраз из заданных слов; в) заполнение пропусков во фразах, например: «Высоко в небе летит реактивный...»; «Я всегда умываюсь холодной...»; «В магазин привезли...»; «Я всегда с нетерпением жду...». г) рассказ по сюжетной картинке. 7. Исследование фонематического слуха: а) повторение пар слогов и слов с оппозиционными фонемами, например, «ба-па», «па-ба» и т. д., или «бочка — почка», «кот—год», угол—уголь», «мыло—Мила» и т. д.; б) показ одного из парных слогов или слов, предъявленных письменно («покажите, где написано «па», где написано «ба», где написано «год», где написано «кот» и т. п.); в) оценка больным качества повторения, произнесенных логопедом слогов и слов с оппозиционными фонемами, который специально произносит в произвольном порядке правильные и не правильные варианты. 8. Исследование слухо - речевой памяти. Предлагается повторить: а) серии звуков, например, «а с у» или «б ш а»; б) серии слов: «дом — лес — кот», «дом — лес — кот — ночь»; в) короткие и длинные сложно - построенные фразы. 9. Исследование смысла слов: а) объяснение прямых значений отдельных слов, например ,ответы на вопрос: «что такое очки, для чего они нужны?», «что такое радость?», какай разница между словами: «обман» и «ошибка»; б) объяснение переносных значений слов и фраз, например, ответы на вопрос, что такое «золотое поле», «железная рука», как понимать пословицу «Что посеешь, то и пожнешь!» и т. д. 10. Исследование чтения и письма: а) чтение и письмо под диктовку отдельных букв, слогов, слов, фраз, а также коротких текстов; б) самостоятельное письмо слов и фраз по картинкам; в) звуко-буквенный анализ состава слова, т. е. определение количества букв в слове; перечисление этих букв; складывание слов из букв разрезной азбуки (бухштабирование). 11.Исследование орального и пространственного праксиса. Предъявляются задания: а) высунуть язык, поднять его кверху, заложить за щеку, подуть, поцокать языком, вытянуть, растянуть губы и т. д.; б) два раза подуть и два раза поцокать языком, чередуя эти движения несколько раз подряд; в) повторение пространственных поз пальцев, и серий движений (например: кулак, ладонь, ребро).
Каждое задание оценивалось только качественно, количественная оценка не давалась. Обследование проводилось индивидуально.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |