Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся, подготовить их к изучению нового материала.
Деятельность:
Учитель
Ученик
Мы с вами уже почти 2 года изучаем геометрию. В курсе геометрии мы познакомились с новыми фигурами, их свойствами. Но одной фигуре мы уделяли больше всего внимания. Как вы думаете, о какой фигуре идет речь?
Сейчас я предлагаю провести аукцион, посвященный треугольнику. Давайте попробуем вспомнить все, что нам известно о треугольнике.
Оказывается, это еще очень маленькая часть того, что мы должны знать и узнаем в будущем. Я хочу прочитать вам маленькую притчу.
“Усталый пришел северный чужеземец в страну Великого Хапи. Солнце уже садилось, когда он подошел к великолепному дворцу фараона, что-то сказал слугам. Те мгновенно распахнули перед ним двери и провели его в приемную залу. И вот он стоит в запыленном походном плаще, а перед ним на золоченом троне сидит фараон. Рядом стоят высокомерные жрецы, хранители вечных тайн природы.
— Кто ты? – спросил верховный жрец?
— Зовут меня Фалес. Родом я из Милета.
Жрец надменно продолжал:
— Так это ты похвалялся, что сможешь измерить высоту пирамиды, не взбираясь на нее? – жрецы согнулись от хохота. – Будет хорошо, — насмешливо продолжал жрец, — если ты ошибешься не более, чем на сто локтей.
— Я могу измерить высоту пирамиды и ошибусь не более чем на пол-локтя. Я сделаю это завтра.
Лица жрецов потемнели. Какая наглость! Этот чужестранец утверждает, что может вычислить то, чего не могут они – жрецы Великого Египта.
— Хорошо, сказал фараон. – Около дворца стоит пирамида, мы знаем ее высоту. Завтра проверим твое искусство”.
После сегодняшнего урока вы должны предложить свой способ измерения высоты пирамиды, а пока вернемся к нашему треугольнику.
Показывает 2 равных треугольника.
Какие это треугольники?
Как проверить, что они равны?
Показывает еще 2 треугольника, которые не являются равными (но являются подобными).
А что это за треугольники?
Я предлагаю провести маленькую практическую работу. (Раздаю по рядам наборы подобных треугольников).
Конечно, треугольник
Называют определение, виды треугольников, признаки равенства треугольников, медианы, биссектрисы, высоты, сумма углов треугольника, внешний угол, теорема Пифагора и т. д.
Равные
Треугольники должны совместиться наложением.
1 ряд
2 ряд
3 ряд
Рис. 1
Рис. 3
Рис. 5
Рис. 2
Рис. 4
Рис. 6
Учитель
Ученики
Исследуйте свои пары треугольников. Подумайте, что вы можете сказать об их соответствующих элементах.
(Делаю записи на доске под диктовку детей).
Работают в парах и делают выводы.
Д
2 ряд
3 ряд
А = А1=50о
К = К1=40о
M = M1=20о
В = В1=65о
S = S1=90о
P = P1=135о
С = С1=65о
O = O1=50о
E = E1=25о
AB/A1B1=BC/B1C1=AC/A1C1=1/2
K1S1/KS=K1O1/KO=S1O1/SO=2
M1E1/ME=M1P1/MP=P1E1/PE=2
Учитель
Ученики
Как вы думаете, как их можно назвать?
Называются эти треугольники подобными треугольниками. Тема нашего урока: “Подобные треугольники”.
Равноугольные. Похожие.
Открывают тетради, записывают дату и тему урока.