Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы изучения мышления.



2019-07-03 194 Обсуждений (0)
Методы изучения мышления. 0.00 из 5.00 0 оценок




До XX века существовал только метод самонаблюдения. Впоследствии использовались следующие методы:

1) Метод наблюдения. Регистрируется эмоциональные компоненты поведенческих реакций.

2) Метод беседы. 3) Анкетирование.

4) Лабораторный эксперимент. Масса недостатков. Необходимо создавать помехи.

5) Тестирование. Необходима всегда норма для выборки. Всегда, таким образом, необходимо сравнение.

6) Самонаблюдение.

7) Моделирование мыслительных процессов. Конкретное моделирование очень сложно. Обычно математическое, абстрактное моделирование.

8) Психофизиологические методы. Показатели сложности, степени заинтересованности. Вживание электродов.

Желательно пользоваться всегда батареей методов.

 

Понятие о языке и речи

Слово и речь являются важнейшими содержательными и структурными компонентами психики. Слово связано со всеми проявлениями психики человека. На уровне ощущений речь влияет на пороги чувствительности, т. е. определяет условия прохождения стимула. Структура языка оправдывает отпечаток на структуру восприятия. Выделение предмета из фона, образование целостного образа зависит от задачи восприятия, поставленной словесно. Представление вызывается словом и тесно с ним связано. Чувства человека вызываются не только объектами материального мира: слово может ободрить человека и уязвить, унизить и возвысить. Намерения как компонент личности и воли выражаются в слове. Особенно тесная связь существует между мышлением и речью. Мысль существует в слове и выражается в слове. Благодаря речи наблюдения и знания всех людей становятся достоянием каждого.

Речь – сложившаяся форма общения человека с другим человеком или самим собой, опосредованная использованием естественного языка.

Язык – система знаков, способ передачи. Язык существует и реализуется через речь.

 

Экспериментальное изучение языка и речи.

В 20 веке появилась психолингвистика – изучает функциональные закономерности, лежащие в основе языка. Развитие ее было связано с решением прикладных задач психопаталогии, обучения иностранным языкам и т.п.

Основателем психолингвистики можно считать Н. Хомски. Он также ввел определение лингвистическая компетенция, т.е. способность человека создавать бесконечное количество предложений и понимать их.

По мнению Хонски существует глубинная структура, общая для всех языков, на которую уже наслаивается поверхностная структура, характерная для конкретного языка.

Исследования о зависимости познавательных возможностей человека от характеристик ее родного языка:

В экспериментах, проведенных Г. Брауном и Е. Леннеберги англоязычным исследуемым после 5-ти секундного показа четырех цветных фишек необходимо было найти соответствующие цвета среди 120-ти предложенных образцов. В результате выяснилось, что при условии введения паузы между разглядыванием фишек и показа контрольных образцов исследуемые лучше узнают цвета с "легкими названиями».

Продолжая такие исследования, Е. Леннеберг и Дж. Робертс пытались доказать, что люди, которые говорят на языках с разным распределением спектра, должны отличаться способностями к запоминанию и узнавание цветов в зависимости от наличия или отсутствия в языке слов, которыми обозначены определенные цвета. Эксперименты были проведены в трех группах индейцев племени зуни, одна из которых обладала только на родном языке, вторая - только на английском, а третья - на двух языках. Следует отметить, что в языке зуни желтый и оранжевый цвета обозначаются одним и тем же словом, в английском для их обозначения существуют разные слова. Исследователи выяснили, что зуни, которые обладают только на родном языке, столкнулись со значительными трудностями при узнавания этих цветов, по сравнению с теми зуни, которые владели двумя языками или одной английской.

Функции и виды речи.

Виды речи:

· Устная

· Письменная

 Внешняя,

  Внутренняя

ü Речь жестов и звуковая речь

3 типа внутренней речи:

ü Проговаривание

ü Моделирование речевого высказывания

ü Внутренняя речь как механизм и средство умственной деятельности.

Функции:

Коммуникативная (инструмент общения);

Семантиченская (обозначающая);

Эмоциональная (выразительная, язык передает наше внутреннее состояние);

Регуляторная (функция воздействия)

 



2019-07-03 194 Обсуждений (0)
Методы изучения мышления. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы изучения мышления.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)