Этап. Наука о сознании.
Психология как наука С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. Идея неразделимости души и живого тела, которую выдвинул великий философ Аристотель в трактате «О душе», стала основой для развития психологии. Так, первоначально психология выступала как наука о душе. Слово «психология» образовалось из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), и оно впервые появилось в XVII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа. Отметим основные этапы развития психологии как науки. I этап – психология как наука о душе (более 2 тысяч лет назад). II этап – психология как наука о сознании (с XVII в. в связи с развитием естественных наук). III этап – психология как наука о поведении возникает в XX в. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно за поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). IV этап – современность – наука о психики. Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или не осознаваемых самим человеком, а также его поведение. Т.о с течением времени и развитием науки изменялось понимание предмета психологии.
Понятие о предмете психологии Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особенности. На современном этапе развития психологии предметом является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать и регулировать свое взаимодействие с ним. Психология изучает внутренний мир человека как сознательного субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания и обучения, при прогнозировании поведения и деятельности людей. Для более полного и правильного понимания предмета психологии необходимо хотя бы в общих чертах раскрыть сущность психических явлений, выступающих в форме внутренних переживаний (ощущений, мыслей, чувств), недоступных прямому наблюдению и именуемых психикой, а также формирование знаний о них в истории развития человеческого общества. Еще в глубокой древности человек обратил внимание на то, что существуют явления вещественные (окружающая природа, люди, различные предметы) и невещественные (образы различных людей и предметов, воспоминания о них, переживания), таинственные, подчас трудно объяснимые. Не имея возможности правильно понять эти загадочные явления, раскрыть их природу и причины возникновения, люди стали считать их существующими самостоятельно, независимо от окружающего реального мира. Так возникли и оформились принципиально противоположные, взаимоисключающие друг друга философские направления: материализм и идеализм. Сущность идеалистического понимания психических явлений заключается в том, что психика рассматривается как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи. В противоположность идеализму материалистическое понимание психики выражается в том, что психика рассматривается как явление вторичное, производное от материи, а материя – как первичное, как субстрат (основа), носитель психики.
Становление психологической науки Этапы становления психологии:
Наука должна соответствовать 3 требованиям: 1. Использовать методы наблюдения и эксперимента и иметь свою методологию (Вундт) 2. Использовать математическую статистику для анализа данных (А.Кетле) 3. Знания должны применяться на практике (Ф. Гальтон) Этап. Наука о душе. 427-347 гг. до н.э. Платон и Аристотель. 1) Что такое душа? Платон: душа – это идея тела, которая соединяется с материей. Это истинная сущность вещи. («Беседы Сократа со своим учениками», «Познай самого себя, познай свою сущность») Чисто живи, чисто мысли. Аристотель: душа – это сущность (энтехелия) (душа топора – рубить, глаз – смотреть). Душа (или психика) – способ организации живого тела. Человек должен заботиться о здоровье своей души больше, чем о здоровье своего тела. 2) Что делать для познания души? (какова стратегия) Платон: На пути к достижению своей души есть препятствия. Нам мешает в этом тело. Душа в принципе НЕ зависит от тела. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, однако, часто тела, раздираемое различными желаниями и страстями, берет верх над душою. Аристотель: Душа связана с телом. Я буду изучать тело и познавать сущность своей души. Каково тело, такова и душа. Наша задача обладать разумной душой (как мыслить, чтобы следующей фразой не уничтожить предыдущую). 3) Каковы способы познания души? (тактика) Платон: Человек должен осуществлять некий личностный выбор. Душа не имеет частей. Она целостно-неделима. Аристотель: Только в познании душа делиться на части. Способности души – наши психические процессы (ощущение, восприятие, воображение, речь). Следующий крупный этап развития психологии связан с именем Рене Декарта (Ренаус Картезиус – картезианская философия). Считается начальником рационалистической философии. Считал, что знания должны строиться на непосредственно очевидных данных. Из данных знания должны выводиться исключительно методом логических рассуждений. Считал что человек с детства впитывает очень много заблуждений. И нужна работа ума, чтоб отделить эти заблуждения от истины (все подвергнуть сомнению). Сознание – первое, что человек обнаруживает в себе. С этого времени возникает новое представление о предмете психологии. Способность чувствовать, думать, желать стали называть сознанием. этап. Наука о сознании. На протяжении длительного времени метод интроспекции был главным и единственным методом в психологии. Он основан на 2хосновных утверждениях:1) процессы сознания «закрыты» для внешнего наблюдения, но 2) свободно открываются самому субъекту. Идеологом метода интроспекции был Дж. Локк. Считал, что есть 2 источника всех знаний: объекты внешнего Также утверждал, что поскольку процессы сознания открываются только самому человеку, ученый может проводить исследования только на самом себе. мира и деятельность нашего ума. В основе деятельности ума лежит рефлексия – наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность. В 1879 г. Вундт основал первую экспериментальную психологическую лабораторию. Интроспекция. Психология – наука об элементах сознания, об элементах между ними. Испытуемые слушали звук метронома – свойство ритмичность. Свойство организованность, структурированность. Элементы сознания – ощущения и представления, т.е. то, что изучается извне. Субъективные чувства. 3 пары чувств по Вундту: - удовольствие – неудовольствие, - возбуждение – успокоение, - напряжение – разрядка. 3 этап. Наука о поведении. Предмет изучения – поведение, т.е. то, что доступно внешнему наблюдению. Уотсон. Поведение – система реакций. Формула Стимул-Реакция. Экспериментировали на животных, результаты переносили на человека. 4 этап. Наука о психике. Отрасли психологии Современная психология – весьма разветвленная наука, имеющая много отраслей. Отрасли представляют собой относительно самостоятельные развивающиеся направления научных психологических явлений. Причем из-за бурного развития психологии, каждые 3-4 года появляется новая отрасль. 1. Фундаментальные отрасли (основные) - общая психология - психология личности 2. Специфические (прикладные) - медицинская - социальная - дифференциальная - психология развития (возрастная) - психология труда - педагогическая - психодиагностика - зоопсихология
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |