Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этап. Наука о сознании.



2019-07-03 234 Обсуждений (0)
Этап. Наука о сознании. 0.00 из 5.00 0 оценок




Психология как наука

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. Идея неразделимости души и живого тела, которую выдвинул великий философ Аристотель в трактате «О душе», стала основой для развития психологии. Так, первоначально психология выступала как наука о душе.

Слово «психология» образовалось из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), и оно впервые появилось в XVII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Отметим основные этапы развития психологии как науки.

I этап – психология как наука о душе (более 2 тысяч лет назад).

II этап – психология как наука о сознании (с XVII в. в связи с развитием естественных наук).

III этап – психология как наука о поведении возникает в XX в. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно за поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап – современность – наука о психики. Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или не осознаваемых самим человеком, а также его поведение. Т.о с течением времени и развитием науки изменялось понимание предмета психологии.

 

Понятие о предмете психологии

Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особенности. На современном этапе развития психологии предметом является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать и регулировать свое взаимодействие с ним. Психология изучает внутренний мир человека как сознательного субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания и обучения, при прогнозировании поведения и деятельности людей.

Для более полного и правильного понимания предмета психологии необходимо хотя бы в общих чертах раскрыть сущность психических явлений, выступающих в форме внутренних переживаний (ощущений, мыслей, чувств), недоступных прямому наблюдению и именуемых психикой, а также формирование знаний о них в истории развития человеческого общества.

Еще в глубокой древности человек обратил внимание на то, что существуют явления вещественные (окружающая природа, люди, различные предметы) и невещественные (образы различных людей и предметов, воспоминания о них, переживания), таинственные, подчас трудно объяснимые. Не имея возможности правильно понять эти загадочные явления, раскрыть их природу и причины возникновения, люди стали считать их существующими самостоятельно, независимо от окружающего реального мира. Так возникли и оформились принципиально противоположные, взаимоисключающие друг друга философские направления: материализм и идеализм. Сущность идеалистического понимания психических явлений заключается в том, что психика рассматривается как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи. В противоположность идеализму материалистическое понимание психики выражается в том, что психика рассматривается как явление вторичное, производное от материи, а материя – как первичное, как субстрат (основа), носитель психики.

 

Становление психологической науки

Этапы становления психологии:

  1. Наука о душе; 2. Наука о сознании; 3.Наука о поведении; 4. Наука о психике.

Наука должна соответствовать 3 требованиям:

1. Использовать методы наблюдения и эксперимента и иметь свою методологию (Вундт)

2. Использовать математическую статистику для анализа данных (А.Кетле)

3. Знания должны применяться на практике (Ф. Гальтон)

Этап. Наука о душе.

427-347 гг. до н.э. Платон и Аристотель.

1)  Что такое душа?

Платон: душа – это идея тела, которая соединяется с материей. Это истинная сущность вещи. («Беседы Сократа со своим учениками», «Познай самого себя, познай свою сущность») Чисто живи, чисто мысли.

Аристотель: душа – это сущность (энтехелия) (душа топора – рубить, глаз – смотреть). Душа (или психика) – способ организации живого тела. Человек должен заботиться о здоровье своей души больше, чем о здоровье своего тела.

2) Что делать для познания души? (какова стратегия)

Платон: На пути к достижению своей души есть препятствия. Нам мешает в этом тело. Душа в принципе НЕ зависит от тела. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, однако, часто тела, раздираемое различными желаниями и страстями, берет верх над душою.

Аристотель: Душа связана с телом. Я буду изучать тело и познавать сущность своей души. Каково тело, такова и душа. Наша задача обладать разумной душой (как мыслить, чтобы следующей фразой не уничтожить предыдущую).

3)  Каковы способы познания души? (тактика)

Платон: Человек должен осуществлять некий личностный выбор. Душа не имеет частей. Она целостно-неделима.

Аристотель: Только в познании душа делиться на части. Способности души – наши психические процессы (ощущение, восприятие, воображение, речь).

Следующий крупный этап развития психологии связан с именем Рене Декарта (Ренаус Картезиус – картезианская философия). Считается начальником рационалистической философии. Считал, что знания должны строиться на непосредственно очевидных данных. Из данных знания должны выводиться исключительно методом логических рассуждений.

Считал что человек с детства впитывает очень много заблуждений. И нужна работа ума, чтоб отделить эти заблуждения от истины (все подвергнуть сомнению). Сознание – первое, что человек обнаруживает в себе.

С этого времени возникает новое представление о предмете психологии. Способность чувствовать, думать, желать стали называть сознанием.

этап. Наука о сознании.

На протяжении длительного времени метод интроспекции был главным и единственным методом в психологии. Он основан на 2хосновных утверждениях:1) процессы сознания «закрыты» для внешнего наблюдения, но 2) свободно открываются самому субъекту.

Идеологом метода интроспекции был Дж. Локк. Считал, что есть 2 источника всех знаний: объекты внешнего Также утверждал, что поскольку процессы сознания открываются только самому человеку, ученый может проводить исследования только на самом себе.

 мира и деятельность нашего ума. В основе деятельности ума лежит рефлексия – наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность.

В 1879 г. Вундт основал первую экспериментальную психологическую лабораторию.

Интроспекция.

Психология – наука об элементах сознания, об элементах между ними.

Испытуемые слушали звук метронома – свойство ритмичность. Свойство организованность, структурированность. Элементы сознания – ощущения и представления, т.е. то, что изучается извне. Субъективные чувства.

  3 пары чувств по Вундту:

- удовольствие – неудовольствие,

- возбуждение – успокоение,

- напряжение – разрядка.

3 этап. Наука о поведении.

Предмет изучения – поведение, т.е. то, что доступно внешнему наблюдению.

Уотсон.

Поведение – система реакций. Формула Стимул-Реакция. Экспериментировали на животных, результаты переносили на человека.

4 этап. Наука о психике.

Отрасли психологии

Современная психология – весьма разветвленная наука, имеющая много отраслей. Отрасли представляют собой относительно самостоятельные развивающиеся направления научных психологических явлений. Причем из-за бурного развития психологии, каждые 3-4 года появляется новая отрасль.

1. Фундаментальные отрасли (основные)

- общая психология

- психология личности

2. Специфические (прикладные)

- медицинская

- социальная

- дифференциальная

- психология развития (возрастная)

- психология труда

- педагогическая

- психодиагностика

- зоопсихология

 



2019-07-03 234 Обсуждений (0)
Этап. Наука о сознании. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этап. Наука о сознании.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)