Основные свойства и виды памяти
Основные свойства: * длительность – определяется временем сохранения информации; * быстрота (запоминания и воспроизведения) – отличается у разных людей; скорость запоминания можно увеличить с помощью специальных тренировок памяти. *точность – проявляется в адекватном воспроизведении фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в адекватном воспроизведении содержания информации; *готовность к воспроизведению – способность быстро извлекать информацию из памяти. Благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный ранее опыт; *объем – способность одновременно сохранить определенное количество информации. Средний объем кратковременной памяти – 7 различных элементов (единиц) информации. Виды памяти: По характеру участия воли: § Непроизвольная: запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких волевых усилий. § Произвольная: случаи, когда ставится цель – запомнить, и для запоминания используются волевые усилия. По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию: § Двигательная: запоминание, сохранение и воспроизведение простых и сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных умений и навыков. § Эмоциональная: память на эмоции и чувства. Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, и начинает проявлять себя примерно с 6 месяцев. § Образная: связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств и отношений между ними. Данная память начинает проявляться в возрасте двух лет и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образная память различается по виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человеком: зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая. § Вербально-логическая: память на слова, мысли и логические отношения. Людям с развитой вербально-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы. Появляется у ребенка в 3-4 года. По продолжительности сохранения информации: § Сенсорная: удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой- либо переработки информации. Длительность данной памяти от 0,1 до 0,5 сек. Эта память основана на инерции ощущений. § Кратковременная память: обеспечивает хранение информации в течение короткого промежутка времени, в среднем около 20 сек. Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания на запоминаемый объект. Свойство замещения кратковременной памяти: когда индивидуальный объем памяти переполняется, новая информация частично замещает хранящуюся там, а старая информация часто безвозвратно исчезает. § Оперативная память: информация сохраняется в течение определенного, заранее заданного срока. Время хранения информации от нескольких секунд до нескольких часов. § Долговременная память: информация способна храниться в течение неограниченного времени.
Процессы памяти Основные процессы памяти: ЗАПОМИНАНИЕ, СОХРАНЕНИЕ, ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ, ЗАБЫВАНИЕ. Запоминание – главный процесс памяти. Может быть как произвольным, запланированным. Так и непроизвольным, протекать независимо от воли человека. Произвольное запоминание может проходить двумя способами: 1. образование ассоциаций 2. смысловое (логическое). Запоминание зависит от уровня обработки и организации информации. Выделяют: Поверхностный уровень обработки информации предполагает акцент на внешних характеристиках материала; Промежуточный уровень обработки предполагает фрагментарное осмысление материала; Глубинная обработка предполагает концентрацию внимания на смысле запоминаемого материала. Сохранение . В кратковременной памяти информация сохраняется благодаря работе «эхо-механизма». Сохранение в сенсорной памяти обеспечивается инерцией ощущений. Здесь информация остается в той модальности, в которой она поступила на рецепторы. Когда информация переводится в кратковременную память, она переходит в акустическую форму. Иными словами, она кодируется во внутренней речи. Долговременная память хранится сколь угодно долго. Информация в долговременной памяти сохраняется в ассоциативных и семантических сетях. Выделяют следующие виды ассоциаций: · Ассоциации по смежности связывают образы объектов, воспринятых одновременно или последовательно; · Ассоциации по сходству связывают образы объектов, сходных между собой в каких-то отношениях; · Ассоциации по контрасту – связь образов объектов, обладающих противоположными признаками. Воспроизведение лежит в основе всех познавательных процессов. Включает три вида: 1. Узнавание – это воспроизведение информации при повторном восприятии объекта. 2. Собственно воспроизведение – воспроизведение информации без повторного восприятия объекта. Выделяют произвольное (волевое усилие) и непроизвольное воспроизведение (без участия воли). 3. Припоминание – специфическая мнемическая деятельность, направленная на воспроизведение информации. Забывание – процесс, противоположный сохранению. Позитивная функция забывания состоит в том, что оно забирает громадный груз информации, который является ненужным, и не допускает перегрузки памяти. Негативным забывание становится, когда память стирает целые блоки информации или отрицательный опыт, который тем не менее, необходим для нормальной плодотворной жизни.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |