Слово и его семантическое строение.
Значение слова – обобщенное отражение его предметного содержания, его семантическая составляющая. Значение определяется через функцию предмета в общественной деятельности, следовательно оно формируется в ней и в процессе общения между людьми Знак – это чувственная сторона слова (слуховой и зрительный образ); значение – его смысловая сторона (и она более важна) Значение каждого слова определяется контекстом. Контекст может расширить или изменить существующее значение слова (вспомнить какие-нибудь примеры от Хонского). Речевое высказывание. Анализ процессов понимания. Вопрос о том, как происходит процесс формирования речевого сообщения и его понимания, был поставлен в начале XX в. исследователями Вюрцбургской школы. Они понимали процесс формирования речевого высказывания как воплощение мысли в развернутую речь, а процесс понимания — как переход от развернутой речи к мысли. Вюрцбургская школа наметила сложный путь формирования этого процесса, имеющий два противоположных направления: 1) оформление мысли в развернутое высказывание говорящего (кодирование речевого высказывания); 2) понимание высказывания слушающим (декодирование) В отличие от кодирования речевого высказывания противоположный процесс декодирования, или понимания, начинается с восприятия развернутого речевого высказывания, предполагающего его анализ, затем проходит этап расшифровки его значения. Декодирование представляет собой трансформацию поверхностной синтаксической структуры в глубинную, а затем в исходную семантическую В этом процессе важную роль играет поиск ключевых единиц. Во внешней речи — это паузы, интонации, темп и т. д., в письменной речи — абзацы, курсивы, выделение шрифтом. Процесс декодирования не всегда заканчивается пониманием значения речевого высказывания. Он может продолжаться поиском смысла, подтекста — того, что не только сказал, но и хотел сказать говорящий. Проникновение в смысловую структуру высказывания предполагает анализ его контекста, ситуации и психологических особенностей говорящего Раскрытие психологического содержания процессов формирования и понимания высказываний стало возможным с развитием психолингвистики. Благодаря ей в современной науке определился подход к речи как к многомерному психическому феномену. В изучении процессов речи нашел широкое применение метод моделирования (исследования психических явлений при помощи реальных или идеальных моделей). Одной из первых была модель речевого высказывания Скиннера—Блумфилда. Она заключается в следующем: стимул говорящего (s) вызывает его лингвистическую реакцию (г). Затем лингвистический стимул слушающего (S1) вызывает реакцию слушающего (R1).
Модель речевого высказывания Скиннера-Блумфилда
Понятие об эмоциях. Эмоции – посредники между нами и окружающим миром Эмоции также являются посредниками между когнитивными и мотивационными процессами Эмоции – особый класс психических явлений, выражающихся в форме непосредственного переживания значимости для субъекта внешних и внутренних событий и регулирующих нашу деятельность и поведение. Особенности: · Эмоциям всегда присуща субъективность; · Отношение, которое выражается в эмоциях, носит личный характер; · Эмоции в меньше степени, чем те же когнитивные процессы, подвержены влиянию социальных факторов; · Менее осознанны и хуже управляемы; · Модальности эмоций очень специфичны; · Тесно связаны с потребностями; · Связаны с физическими процессами и состояниями; · Входят в структуру личности.
Теории эмоций. Первая теория эмоций принадлежит интроспекционистам. Считали, что эмоции – это особая группа сознания, имеющие два основных проявления: удовольствие и неудовольствие. Постепенно их взгляды претерпели изменения, практически радикальные: эмоции – производная физиологических процессов (Ланге). Далее эмоциями заинтересовались бихевиористы (Толман, Уотсон) и психоаналитики (Фрейд). Параллельно с ними развивалось направление, объяснявшее происхождение эмоций исходя из эволюционно-биологического назначения или как средство адаптации человека к окружающему миру (Дарвин). В рамках необихевиоризма акцент в рассмотрении эмоций сместился следующим образом: теперь это не столько реакции на определенную ситуацию, сколько переменные, влияющие на ход и протекание поведенческой реакции (Браун). После когнитивной революции разрабатываются познавательные детерминации эмоций (Арнольд, Шехтер, Лазарус). Далее появляются биологически ориентированные теории, делающие акцент на эмоциях, как экспрессивных реакциях, а не как физических изменениях (Плутчик, Изард, Томкинс).
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |