Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфика развития современной российской психологии.



2019-07-03 223 Обсуждений (0)
Специфика развития современной российской психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок




В работе ʼʼИсторический смысл методологического кризисаʼʼ (датируется 1927 ᴦ.) Л.С.Выготский писал: ʼʼОчевидно, отдельные психологические дисциплины в своем развитии исследования, накопления фактического материала, систематизация знания и в формулировке базовых положений и законов дошли до некоторого поворотного пункта. Дальнейшее продвижение по прямой линии, простое продолжение всœе той же работы, постепенное накопление материала оказывается уже бесплодными или даже невозможнымиʼʼ.

В 1972 ᴦ., через полвека, ведущий отечественный психолог, автор теории деятельности А.Н.Леонтьев пишет практически о том же: ʼʼВозникающие в связи с этим в психологии кризисные явления сохраняются и сейчас; они только ʼʼушли в глубинуʼʼ, стали выражаться в менее явных формах… Научный синтез разнородных комплектов, психологических фактов и обобщений, разумеется, не должна быть достигнут путем их простого соединœения с помощью общего переплета. Он требует дальнейшей разработки концептуального строя психологии, поиска новых научных категорий, способных стянуть разошедшиеся швы здания психологической наукиʼʼ.

Сегодня об этом же пишет, к примеру, ведущий отечественный историк психологии, автор теории категориального анализа научных школ М.Г.Ярошевский.

Среди причин продолжающегося кризиса не только в отечественной, но и в мировой психологии, можно особо выделить невозможность удовлетворительно объяснить целый ряд объективно наблюдаемых фактов психической жизни человека – психические заболевания, нарушения восприятия, явление сновидений, эстетические переживания и др. По этой причине нельзя не согласиться с утверждением когнитивного психолога У.Найссера: ʼʼПсихология, неспособная объяснить обыденный опыт, игнорирует свой естественный предмет чуть ли не во всœем его объёмеʼʼ.

Многие современные психологи, устав от теоретических тупиковых ситуаций, обратились к живому опыту, к практике, что совпадало с социальным запросом общества: широкое распространение получило психологическое консультирование. Организация психотерапевтических групп, работа с родителями и подростками, в школах и учреждениях появились штатные психологи. Которые занимаются налаживанием психологического климата. Подбором и аттестацией персонала, проектированием деятельности сотрудников предприятий и др.

Резко возрос интерес ко всœему кругу гуманитарных проблем, таких как судьба, назначение, смерть, жизненный путь, ответственность, в психологию хлынул поток новых теорий и дисциплин – культурология, новейшая социология, герменевтика, средовой и ситуационный подходы. При этом данный процесс сочетается с прямо противоположными негуманитарными тенденциями, стремлением к голому эмпиризму, математизации. За которыми полностью исчезает психологическое содержание исследований и специфика предмета психологической науки.

Несколько упрощая, можно сказать, что до последнего времени в отечественной психологии главенствовали два базовых подхода к пониманию предмета психологии – естественнонаучный и деятельностный. Оба эти подхода сегодня подвергаются критике, а на ведущую роль претендуют другие подходы – к примеру, гуманитарный и психотехнический.

Новая ситуация в психологии выводит к двум основным группам проблем. В первую группу входят вопросы о специфике предмета психологии как науки, вопросы о природе психического, о том, должны ли психологи изучать исключительно психический пласт реальности и абстрагироваться от физического и других уровней (аналогично тому, как физика ʼʼочищаетʼʼ свои теоретические схемы от посторонних факторов, в т.ч. сознания, восприятия и др.), или исследовать единый психофизиологический процесс (или вообще признать психику эпифеноменом, иллюзорно самостоятельным явлением, порождаемым физиологическими механизмами), как они должны относиться к своим основаниям в других науках и т.д. Вторая группа проблем может считаться относительно новой, в нее входят вопросы о соотношении психологической теории и психологических практик (психотехник).

Надо отметить, что психология у нас и на Западе развивается по-разному, и кризис в отечественной науке ощущается намного острее. Говоря о кризисе, психологи имеют в виду резкое падение интереса к фундаментальным психологическим теориям и школам, усиливающуюся критику ее основ, разрыв академической науки с практикой, отсутствие ярко выраженных лидеров в современной науке. Неясно, помогает ли практический психолог, проводящий консультации и сеансы терапии, каковы более или менее отдаленные последствия его помощи, в каких случаях психолог вправе помогать, и понимает ли он, в каком направлении сдвигает своего клиента.

Со всœей определœенностью можно сказать. Что замысел построить психологию по образцу естественных наук не удается; проблематичным остается и постановка валидного эксперимента (в том виде, как он принято понимать в естественных науках), а главное, не удалось построить такой теории, которая позволяла бы эффективно управлять психикой человека, подчинить ее и манипулировать ею в полном объёме. Все большее распространение получает гуманитарный тип исследований в психологии; после ряда лекций, прочитанных в конце 80-х – начале 90-х гᴦ. в Москве теоретиками гуманистической психологии К.Роджерсом и В.Франклом, теоретический интерес к этому направлению закономерно перешел в практическое освоение методов работы гуманистической терапии. При этом для этого направления характерно отсутствие стройной и хорошо формализованной теории, а сама психология в рамках гуманистической парадигмы развивается скорее не как человеческие взаимоотношения, и много теряет в теоретическом, ʼʼкнижномʼʼ изложении. Но в целом можно сказать, что современные отечественные психологи всœе же ориентируются на два кардинально отличных типа исследований – естественнонаучный и гуманитарный, хотя несостоятельность первого подхода в его теперешнем виде по отношению к психологии становится всœе более очевидным, а методологическая база и хорошо разработанные теоретические положения по второму подходу практически отсутствуют.

В 20-х гᴦ. Выготский считал, что человек м.б. переделан (ʼʼпереплавленʼʼ) с помощью естественнонаучных знаний о его природе. Сейчас же ученые сомневаются в целœесообразности установок практического воздействия, связанного с подчинœением и управлением. При этом человека можно ʼʼзамышлятьʼʼ, ᴛ.ᴇ. формировать в соответствии с гуманистическими идеалами, по выбранному данной концепцией идеалу ʼʼбудущего человекаʼʼ, ʼʼбудущей психикиʼʼ, к примеру, в теориях К.Роджерса, К.Г.Юнга, В.Франкла это человек, ищущий себя, свое предназначение, реализующий заложенные в нем возможности. Многие современные психологические теории представляют из себясвоеобразные психологические замыслы, проекты будущей психики.

При этом естественнонаучный тип исследования не должен окончательно отвергаться и дискредитироваться. Еще не всœе потенциальные точки роста внутри этой парадигмы испробованы в психологии, и первоочередная задача историка психологии – найти новые возможности в рамках естественнонаучного подхода, вскрыть на материале истории психологии реальные причины неуспеха сциентистски ориентированных программ. Инженерная установка не заслуживает полного изгнания из психологии, и она м.б. особенно плодотворной там, где человек выступает в качестве человека-оператора, ᴛ.ᴇ. в психологии труда, где он заменяет своей работой работу приборов или механизмов.

Несмотря на то, что всœе эти проблемы остаются нерешенными, отечественные психологи продолжают работать в областях общей, клинической, возрастной, инженерной и других областей психологии. Растет число городских психологических консультаций по вопросам семьи и брака, набирает силу профессиональное бизнес-консультирование, создаются новые диагностические методики, зарубежные тесты адаптируются для населœения РФ. В то же время сохраняется противостояние разных школ и направлений – таких, как психоанализ, гештальттеория, когнитивная психология, теория установки, теория деятельности и др. – на фоне возрастающего интереса к психологической практике, которая переживает бурный расцвет.

 

5.Основные тенденции в развитии белорусской психологии.

Датой рождения психологии Беларуси историки датируют 1923 г., когда Выготский создал в Гомеле исследовательский кабинет, где разрабатывались вопросы детской психологии, этнической психологии, психологии искусства.

Первоначально психологическое знание Беларуси развивалось в теснейшей связи с мировым знанием. Общемировой интерес к повышению эффективности труда привел к организации и функционированию в Минске (1925-1929 гг.) Центральной психотехнической лаборатории (Гайвановский, Василейский, Вержбалович) [1].

На рубеже 20-30 гг. происходит колонизация марксизма-ленинизма, обусловившая разрыв между декларируемыми теоретическими догмами и конкретной практикой. Наиболее сокрушительный удар получила отечественная психология в связи с выходом Постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». 4 июля 1936 г. этим постановлением психология была фактически запрещена и развивалась неофициально.

Возрождение психологических знаний происходит после 50-х гг. во второй половине ХХ века. Активизация психологии в БССР была вызвана социальным заказом системы народного образования. Первые попытки создания психологической службы в образовательной системе связаны с появлением отделения логики, психологии и русского языка на факультете философии БГУ (1947 г.). Одним из организаторов этого отделения была Е.П.Ересь, в последующем заведующая кафедрой.

Организация первой самостоятельной кафедры психологии датируется 1950 г. Она была сформирована в Минске (Белорусский государственный педагогический институт). С упразднением преподавания психологии в школах (1955 г.) отделение логики было расформировано вообще, а кафедра психологии была трансформирована в кафедру педагогики и психологии (1956 г.). Лишь в 1964 г. м МПУ им. Горького создается общеинститутская кафедра [2].

Особенностью психологических исследований в Беларуси являлась их направленность на решение проблем, связанных с реформой и перестройкой средней школы. Несмотря на высокий уровень научно-теоретических знаний, отсутствовала связь с практикой, отсутствовала штатная единица практического психолога в учреждениях образования [1].

Огромный вклад в развитие и становление истории психологии в Республике Беларусь внесли видные теоретики белорусской психологии, такие как:

Николай Тимофеевич Ерчак – основное направление научных исследований – психология речи на родном и иностранном языках.

Яков Львович Коломинский – его экспериментальные и теоретические исследования положили начало новым отраслям психологической науки – возрастной и педагогической социальной психологии. Под его руководством возникла научная школа (защищено 40 кандидатских и 5 докторских диссертаций). Он разработал социально-психологическую концепцию онтогенеза.

Леонид Абрамович Пергаменщик – защитил докторскую диссертацию на тему «Социально-психологическая адаптация человека к кризисным событиям жизненного пути».

Лилия Николаевна Рожина– идея автора о том, что широкий культурный контекст является важным условием глубокого усвоения знаний, их восприятия как взаимосвязанного целого, включающего множество смысловых связей, открывающих возможность рассматривать научную информацию в новых аспектах. Под ее руководством в Республике Беларусь была открыта специальность «Практическая психология» и начата подготовка магистров по специальности «Психология».

Борис Андреевич Бенедиктов –исследовал широкий круг актуальных проблем высшей школы: организация учебно-воспитательного процесса и управление им, развитие памяти и мышления и их взаимосвязь в процессе усвоения учебного материала, психологические трудности в воспитании будущих специалистов и специфика воспитания в студенческом возрасте, совершенствование эмоционально-волевых свойств личности, психических состояний, формирование характера, развитие способностей и др. Также проводил исследования по психологии речевого общения на родном и втором языках.

Федор Иванович Иващенко – защитил докторскую диссертацию на тему «Психология трудовой деятельности старших школьников». В ней впервые проведен психологический анализ сельскохозяйственного труд, исследованы особенности становления школьника как субъекта труда: формирование его мотивов, процессов целеобразования, общетрудовых и специальных умений и навыков, предложены пути и способы обогащения труда школьников интеллектуальным содержанием. Его исследования посвящены проблемам формирования психологической готовности к труду.

Елена Самойловна Слепович – избрана членом-корреспондентом Академии образования Республики Беларусь. Первый в Республике Беларусь кандидат психологических наук, доктор психологических наук в области коррекционной (специальной) психологии. Научные и прикладные интересы:

- по отраслям: специальная психология, педагогическая психология, психология развития.

- по предмету: игровая деятельность дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, развитие речи у детей с интеллектуальной недостаточностью, дифференциальная диагностика отклонений в психофизическом развитии, психологическая структура задержки психического развития, аномальный ребенок в структуре семьи, практика психологической помощи детям, имеющим легкие отклонения в психофизическом развитии, подготовка психологов к работе с детьми с особенностями психофизического развития.

Игорь Александрович Фурманов – сфера научных исследований: детская агрессивность, нарушения поведения у детей подросткового и юношеского возраста, психологические особенности у детей, лишенных родительского попечительства.

Лев Александрович Кандыбович –первым предпринял попытку систематического описания истории развития психологической науки в Беларуси, чем заложил основы становления и развития новой дисциплины – и как исследовательского предмета, и как учебного курса.

Валентин Михайлович Козубовский – занимается инженерно-психологическими проблемами, результаты глубокого изучения психологической литературы и практической работы выражены в кандидатской диссертации по проблемам технической кибернетики (человеко-машинные системы).

 

 



2019-07-03 223 Обсуждений (0)
Специфика развития современной российской психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфика развития современной российской психологии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)