Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современная психология искусства



2019-07-03 217 Обсуждений (0)
Современная психология искусства 0.00 из 5.00 0 оценок




Психология искусства (англ. psychology of art) – отрасль психологии, которая изучает закономерности процесса восприятия и понимания людьми произведений искусства, исследует особенности психической деятельности, которые имеют место у писателей, живописцев, композиторов и т.д. при создании задуманных ими произведений, а также разрабатывает психологические вопросы художественного воспитания и эстетического развития.

Искусство на десятилетия, а то и на столетия опережает науку в познании неживого и особенно живого. Еще более существенно, что в отличие от науки искусство порождает живое знание. Искусство сохраняет человеческий мир целостным. Оно если и не предмет для подражания, то постоянное напоминание науке о существовании целостного неосколочного мира. Многие психологи обращались к искусству, находя в нем подтверждение своих гипотез и стремясь найти новые. Б.М. Теплов писал, что художественная литература содержит неисчерпаемые запасы материалов, без которых не может обойтись научная психология. Искусство, являющееся посредником между душой и абсолютным, не только понимающее, но и создающее язык души, может помочь вернуть душу в психологический дискурс о познании, чувстве и воле, о сознании, деятельности и личности [8, с. 279].

В.Ф. Гумбольдт обратил внимание на то, что произведение искусства и язык, подобно человеку, имеют свои внешние и внутренние формы. Такое же строение имеет и символ, не только поставляющий материал для искусства, но и конституирующий его. Живой символ, при обманчивой простоте его внешней формы, имеет безграничное внутреннее содержание. Например, для раскрытия внутренней формы символа креста не хватило 2000 лет, на протяжении которых это пытаются сделать все виды христианского искусства. Символ одновременно материален и идеален, он и вещь и идея, поэтому лишь через символ вещь может стать идеей, а идея вещью. Символ одновременно конечен и бесконечен. В нем фиксированы все 3 цвета времени: прошлое, настоящее и будущее, т.е. в нем заключены не только образ и идея времени, но и представление о вечности.

И. Бродский назвал стихотворения фотографиями души, по которым можно проследить развитие души самого поэта. Всматриваясь в душу поэта, читатель может заинтересоваться своей собственной душой. У. Блейк говорил, что поэзия учит обращать глаза внутрь самого себя, вглядываться в собственную душу. Проникновение человека во внутреннюю форму символа, произведения искусства, другого человека есть шаги по пути создания своей собственной внутренней формы, по пути само-строительства, «второго рождения». Философы, художники, психологи многое сделали для понимания влияния произведений искусства на человеческую душу.

Платон характеризовал каждый истинный акт большого искусства как предельную сосредоточенность, сведение в одной точке всех сил ума, воображения, памяти, чувства и воли. Подобная сосредоточенность описывается в таких терминах, как вдохновение, одержимость, неистовство, результатом которых бывает внезапное проникновение в истину. Главное свойство истинного искусства состоит в способности его произведений притягивать (как магнит), захватывать, заражать и заряжать людей вложенными в эти произведения чувствами и энергией. В подобных описаниях весьма точно характеризуются внешняя картина воздействия искусства на человека [9, с. 279].

В.В. Кандинский утверждал, что всякое произведение искусства есть дитя своего времени, часто оно и мать наших чувств: «Истинное произведение искусства возникает таинственным, загадочным, мистическим образом “из художника”. Отделившись от него, оно получает самостоятельную жизнь, становится личностью, самостоятельным духовно дышащим субъектом, ведущим также и материальную жизнь; оно является существом… оно, как каждое существо, обладает дальнейшими созидательными, активными силами. Оно живет, действует и участвует в созидании духовной атмосферы…».

В этом же духе размышлял и Л.С. Выготский, считавший, что аффективно-смысловые образования сознания существуют объективно вне каждого отдельного человека в виде произведений искусства или в виде каких-либо других материальных творений людей. Он подчеркивал, что эти формы существуют раньше, чем индивидуальные аффективно-смысловые образования. Искусство способно создавать «партитуру чувств», которая избыточна для каждого человека в отдельности, но, видимо, все еще недостаточна для человечества в целом. Выготский, Д.Б. Эльконин, Б.Д. Эльконин называют эти объективные аффективно-смысловые образования, существующие до и вне развивающегося индивида, идеальной формой, которая усваивается и субъективируется в процессе индивидуального развития, становится реальной формой психики и сознания индивида. Таким образом, мало кто сомневается, что искусство – одно из важнейших средств воспитания души, поскольку в нем эстетическими средствами выражается духовный и этический опыт человечества.

Искусство – это дотеоретическая этика – этика в действии, а не в назидании. Оно практически вводит человека в мир человеческих ценностей, чего, к сожалению, нельзя сказать о науке. Не просто восприятие, а активное восприятие и созерцание произведений искусства есть начало духовной практики. А.В. Запорожец так описывал эволюцию поведения детей-дошкольников в театре: со-присутствие, сочувственное со-действие, со-чувствие, со-переживание.

Поэтому можно сказать, что психология искусства развивается непропорционально мало в сравнении с другими разделами психологии и особенно в сравнении с тем, какое реальное значение имеет искусство в истории человечества и какое влияние оно оказывает на развитие отдельного человека.

 

11.Психология влияния как отрасль психологического знания.

 

Живя в социуме, люди испытывают на себе влияние правил поведения в обществе, мнения окружающих. У индивидуумов имеется собственная система ценностей, на основании которой они строят свои отношения с другими людьми и дают оценку чужим поступкам. Таким образом, каждый индивид не только испытывает на себе влияние других членов общества, но и сам воздействует на них.

Под влиянием мы понимаем влияние психологическое.

«Влияние (в психологии) — процесс и результат изменения индивидуумом поведения другого человека, его установок, на­мерений, представлений, оценок и т.п. в ходе взаимодействия с ним».

Влияние в процессе психологического воздействия — резуль­тат деятельности субъекта воздействия, приводящий к измене­нию каких-либо особенностей личности объекта, его сознания, подсознания и поведения [154, 42].

Интересно сопоставить понятия «влияние» и «власть». Власть опирается на сложившуюся систему потребностей, установок, от­ношений, стереотипов, статусов и т.д. Влияние же проявляется через их изменение.

Психологическое влияние — это процесс и результат эффективного (успешного) психологического воздействия.

Воздействие психологическое, когда оно имеет внешнее по отношению к адресату (реципиенту) происхождение и, будучи отраженным им, приводит к изменению психологических регу­ляторов конкретной активности человека. При этом речь может идти как о внешне ориентированной, так и внутренне ориенти­рованной активности. Результатом этого может быть изменение степени выраженности, направленности, значимости для субъекта различных проявлений активности. Психологическое воздействие может рассматриваться и как процесс, приводящий к измене­нию психологического базиса конкретной активности, и как ре­зультат (собственно изменения).

Г.А. Ковалев объединяет понятия «психологическое воздей­ствие» и «влияние». Под психологическим воздействием (вли­янием) он понимает «процесс, осуществляющий регуляцию (саморегуляцию) активности взаимодействующих равноупоря­доченных систем определенного психологического содержания, результатом которого является поддержание функционального со­стояния этих систем или изменения состояния хотя бы в одной из них».

В качестве операциональной единицы психологического ана­лиза категории воздействия (влияния) выступает понятие пси­хологического «пространства-времени» или понятие «хроното­па».

Из общего определения психики и ее пространственно-вре­менной организации можно заключить, что по своей сущности психологическое воздействие представляет «проникновение» од­ной личности или группы лиц в психику другой личности (или группы лиц). Целью и результатом такого «проникновения» явля­ется изменение, перестройка индивидуальных или групповых пси­хических явлений (взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний и т.п.) [86, 160].

Психологическое влияниеэто воздействие на состояние, мыс­ли, чувства и действия другого человека с помощью исключитель­но психологических средств

Люди посредством специальных техник влияют на одного или нескольких членов общества ради достижения собственных целей. Например, для получения материальной выгоды, удовлетворения потребностей, упрочнения положения, утверждения в обществе.

Существуют такие психологические приёмы, благодаря которым представители власти, СМИ или руководители крупных корпораций специально влияют на умы огромного количества людей ради получения личной выгоды. Те индивиды, которые постоянно пользуются техникой воздействия на чужое сознание, критикуют любые методы влияния на психику человека. Это делается для того, чтобы никто, кроме них, не пользовался такими психологическими приёмами.

Однако знать способы психологии влияния нужно всем, чтобы делать это грамотно, на благо обществу и не попасться на уловки нечестных манипуляторов. Знания этой дисциплины помогут правильно воспитать детей, добиться повышения по службе, найти общий язык с окружающими, преуспеть в бизнесе. Воздействие на образ мыслей и поведение других людей происходит с применением разнообразных техник.

 

12.Тенденции развития психологии влияния.

Психологическое влияние — это процесс и результат эффективного (успешного) психологического воздействия.

Воздействие психологическое, когда оно имеет внешнее по отношению к адресату (реципиенту) происхождение и, будучи отраженным им, приводит к изменению психологических регу­ляторов конкретной активности человека. При этом речь может идти как о внешне ориентированной, так и внутренне ориенти­рованной активности. Результатом этого может быть изменение степени выраженности, направленности, значимости для субъекта различных проявлений активности. Психологическое воздействие может рассматриваться и как процесс, приводящий к измене­нию психологического базиса конкретной активности, и как ре­зультат (собственно изменения).

Психологическое влияниеэто воздействие на состояние, мыс­ли, чувства и действия другого человека с помощью исключитель­но психологических средств

Люди посредством специальных техник влияют на одного или нескольких членов общества ради достижения собственных целей. Например, для получения материальной выгоды, удовлетворения потребностей, упрочнения положения, утверждения в обществе.

Существуют такие психологические приёмы, благодаря которым представители власти, СМИ или руководители крупных корпораций специально влияют на умы огромного количества людей ради получения личной выгоды. Те индивиды, которые постоянно пользуются техникой воздействия на чужое сознание, критикуют любые методы влияния на психику человека. Это делается для того, чтобы никто, кроме них, не пользовался такими психологическими приёмами.



2019-07-03 217 Обсуждений (0)
Современная психология искусства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современная психология искусства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)