Структуру типов экологического сознания представлена в таблице
Позитивизм - научное направление, доказывавшее, что источником истинного знания являются эмпирические, конкретные науки, имеющие объективные методы, а не умозрительные рассуждения.
7.Здоровье человека как предмет комплексного междисциплинарного исследования. Понятие психологии здоровья. Психология здоровья в своем становлении продолжает намеченный гуманистической психологией принципиально иной путь развития психологической науки - путь к созданию новой науки «психологии с человеческим и человечным лицом». Именно гуманистическая психология разрабатывает целостный подход к здоровью, в котором физическое и психическое здоровье представляется связанным с высшими ценностями, целями и потребностями человека. Жизнеспособность психологии здоровья, возможно, определяется не столько анализом глубин человеческого поведения, сколько изучением высот, которых каждый индивидуум способен достичь. Для построения индивидуальной стратегии достижения здоровья необходимо развивать психологическую компетентность в отношении здоровья и, возможно, радикально изменить качество собственной жизни - интегрального показателя психологического, физического и эмоционального благополучия в субъективном восприятии. Важным показателем качества жизни являются индивидуальные переживания человека относительно социальной обстановки вокруг него, поэтому качество жизни выступает некоей глобальной системой, включающей в себя качество культуры, качество экологии, качество образования, качество социальной, экономической и политической организации общества, качество человека. Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния. Содержательный анализ проблемы выявил разрозненный характер концепций, поэтому дальнейшая проработка теоретических концепций, проведение эмпирических исследований будут способствовать построению комплексной психологической модели здоровье сбережения человека. В целом же психологическим индикатором здоровье сбережения и качества жизни человека выступают степень удовлетворенности разными сферами жизни и положительная согласованность с психической адекватностью личности. Психология здоровья как понятие имеет двоякий смысл: • Психология здоровья как проблема, аспект научной и практической деятельности клинических психологов, направленной на охрану и укрепление здоровья населения. Разнообразие задач: профилактических, лечебных, реабилитационных, консультативных. • Психология здоровья как психологическая культура человека, психология здорового образа жизни. Роль общества и качества жизни. Индивидуальная ответственность человека за свое здоровье. Возрастные особенности здоровья Возрастная особенность в психологии здоровья — специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в ходе смены возрастных стадий развития (возраст). Характеристика их основана на выявлении психологического содержания процесса развития познавательных способностей и формирования личности на последовательных возрастных этапах онтогенеза. Особенности возрастные образуют определенный комплекс многообразных свойств, включая познавательные мотивационные, эмоциональные, перцептивные и другие характеристики индивида. Примером влияния конкретной исторической ситуации на особенности возрастные служат различия психологических, личностных качеств у людей разных, даже близких поколений. Индивидуально-психологические свойства, включая темп развития личности, также могут накладывать существенный отпечаток на особенности возрастные. Показатели, характеризующие состояние здоровья человека. Современный человек работает, как правило, в условиях дефицита времени, избытка информации, ненормированного рабочего дня, постоянного давления со стороны подчиненных и вышестоящего начальства, риска и прочих «радостях» служения делу. Поэтому на первый план среди причин утраты физического здоровья выходят именно психологические аспекты. В наше время все меньше и меньше людей могут похвастаться фразой в мед книжке «практически здоров», но даже среди них очень мало человек обладающих действительно высоким уровнем здоровья. Если обратиться к классическому определению здоровья, то быть здоровым - это иметь состояние полного физического, душевного и социального благополучия, что является главным условием долгой и счастливой жизни каждого человека. По мнению ведущих специалистов изучающих «психологию здоровья» существуют шесть условий здоровья, которые можно оценить в баллах: 1. Отсутствие усталости. Усталость проявляется в том, что человек не берется за разрешение больших проблем, старается избегать любых ситуаций, связанных с продолжительным психологическим или физическим напряжением. Устремленность в неизвестное, навстречу трудностям, преодоление которых дает большое удовольствие - это признак отсутствия усталости. 2. Быстрота суждений и исполнения задуманного. Человек в хорошем состоянии здоровья способен к быстрым и правильным мыслям, выводам и действиям. Люди, действия которых быстры и точны, готовы ответить на любой вызов жизни и находятся в хорошей форме. Они отличаются способностью устанавливать порядок как в своей жизни, так и вокруг себя. Красота и точность формы или действия - это признак хорошего психофизического здоровья. 3. Хорошая память. Если человек не забывает ничего из того, что видел, слышал, обещал и должен был сделать - это хорошая память. Способность запоминать должна увеличиваться с возрастом. Без хорошей памяти человек не способен к правильному суждению и выводам и его ждут неудачи и разочарования. Память является основой и связующим материалом личности и очень важным фактором здоровья. 4. Глубокий сон. Если человек быстро засыпает и ему хватает шестивосьми часов сна, это означает, что человек хорошо спит. Если человек не может заснуть через 5-10 минут после того, как положит голову на подушку, это означает что его психо-эмоциональное и физическое состояние далеко от здоровья. Если человек не может проснуться или с трудом просыпается в назначенный час, значит, его сон неполноценен. 5. Хороший аппетит. Если человек получает удовольствие от любого естественного продукта - это означает хороший аппетит и хорошую работу пищеварительных органов. Если трапеза вызывает чувство тяжести и сонливости - это говорит о серьезных нарушениях работы желудочно-кишечного тракта. 6. Хорошее настроение. Человек с хорошим здоровьем - это человек, у которого отсутствую негативные эмоции и заболевания. Он всегда имеет хорошее настроение и доброжелателен по отношению к другим. Такое состояние сознания характерно отсутствием напряжения во всех мышцах и. дарит человеку хорошую осанку, красоту и плавность любых движений. Именно эти показатели и характеризуют состояние здоровья человека. Именно на приведение всех вышеперечисленных факторов здоровья в норму и направлены программы разработанные в рамках данного направления. Человек освоивший данную методику - это человек имеющий хорошее физическое здоровье, добивающийся успеха в работе и личной жизни. Известный врач и ученый Н. М. Амосов впервые разработал основные девять принципов психологии здоровья: 1. В большинстве болезней виноваты не природа и не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. 2. Не надейтесь на медицину. Она неплохо лечит многие болезни, но не может сделать человека здоровым... Больше того, бойтесь по пасть в плен к врачам! Порой они склонны преувеличивать слабости человека и могущество своей науки, создают у людей мнимые болезни и выдают векселя, которые не могут оплатить. 3. Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя. Человек, к счастью, столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти всегда. Необходимые усилия возрастают по мере старения человека и углубления болезней. 4. Величина любых усилий определяется стимулами, стимулы - значимостью цели, временем и вероятностью ее достижения. И очень жаль, но еще и характером. К сожалению, здоровье, как важная цель, встает перед человеком, когда смерть становится близкой реальностью. 5. Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничение в питании, закаливание, время отдыха и умение отдыхать. И еще пятое - счастливая жизнь! К сожалению, без первых четырех она здоровья не обеспечивает. 6. Природа милостива: достаточно 20-30 мин физкультуры в день, но такой, чтобы задохнуться, вспотеть и чтобы пульс участился вдвое. Если это время удвоить, то будет вообще отлично. 7. Нужно ограничивать себя в пище. Поддерживайте вес как минимум в соотношении рост в сантиметрах минус 100. 8. Умение расслабляться - наука, но к ней нужен еще и характер. Если бы он был! 9. Говорят, что здоровье - счастье уже само по себе. Это неверно. К здоровью так легко привыкнуть и перестать его замечать. Однако оно помогает добиться счастья в семье и работе. Помогает, но не определяет. Правда, болезнь - уж точно несчастье. Исторический аспект проблемы. Основа учения о здоровой психике была заложена еще в трудах Гиппократа, в его сборнике были впервые научно обоснованы проблемы не болезни, а здоровья. Древний философ Демокрит в свое время писал Гиппократу: «Здоровье просят у Богов в своих молитвах люди, а того не знают, что они сами имеют в распоряжении средства к этому». О Гиппократе знают не только как о врачевателе, но и как о непреклонном гигиенисте. Именно с гигиеной связаны пути сохранения здоровья, и об этом писал Гиппократ. Но еще гораздо раньше Гиппократа в античной литературе была достаточно широко освящена тема гигиены. В древней мифологии существует миф об Аполлоне и его сыне Эскулапе и кентавре Хероне - лучшем врачевателе, который обучал Эскулапа врачеванию собственной души. У Эскулапа было 2 дочери: Панацея и Гегея, первая решила изобрести лекарство от всех болезней и была осмеяна, а вторая - проповедовать гигиену души и тела, стала известной. Гегелю изображали как красивую девушку в тунике, которая держит в одной руке чашу, а в другой — змею (это символ медицины). В.М. Бехтерев впервые заговорил о психологии здоровья. Он говорил, что борьба за свободу личности есть борьба за ее здоровое развитие. Общество, которое строится на принципах самоуправления, должно, прежде всего, побеспокоиться о создании здоровых условий для жизнедеятельности личности. Бехтерев особо подчеркивал «определяющее влияние социально- экономических условия на распространение душевных расстройств». Среди всех оздоровительных мероприятий важнейшее значение Бехтерев придавал 3 китам: психогигиене, психопрофилактике и воспитанию. Он предложил создать программу «Забота о здоровье ради здорового человека».
8.Современные исследования в области психологии здоровья.
Убыстрение ритма жизни. Нарастающие нагрузки на нервную систему и психику человека, негативная динамика межчеловеческих отношений приводит к формированию эмоционального напряжения. Она ведет к «болезни спешки» и является одним из факторов развития заболеваний. Проблема жизни в условиях неопределенности. Ее породила ситуация, связанная с переходом с одной ступени развития общества на другую. Следовательно, повысилось беспокойство человека за свое будущее, за будущее своих детей и близких. Повышенный стойкий уровень беспокойства выливается в психосоматическую патологию. Неопределенность сама по себе не имеет знака, знак зависит от личностных особенностей человека, заполняющих неопределенность собственными ожиданиями. Чаще всего неопределенность представляет собой дефицит в прогнозировании своего будущего. Проблема «информационного бума». Нахлынувшая волна информации о прошлом и настоящем пропорционально увеличила приток лиц, которые обращаются к психотерапевтам, психологам и психиатрам. Многие чувствительные люди не могут адекватно переработать информацию - ее слишком много и она ужасающая. Т.о. растет количество лиц, страдающих от «синдрома информационного изнурения». Разрушение идеологической базы, которое повлекло за собой разрушение индивидуальной картины мира. Большинство населения сумело перестроить свою мировоззренческую картину, причем, в основном опираясь на религию или на собственную философскую модель описания действительности. Однако по исследованиям около 12-15 % населения не имеют никакой системы описания, т.е. образовался мировоззренческий вакуум. Снижение уровня социальной поддержки. Оно приводит к одиночному переживанию преодоления стрессовых ситуаций. Это снижает толерантные способности человека. Социальная поддержка бывает двух видов: институциональная (исходит от государственных структур) и межличностная. Социальная поддержка - это барьер между стрессом и его последствием. Социальная поддержка тесно связана с социальной интеграцией, которая тоже является барьером между здоровьем и болезнь. Здоровье человека как предмет комплексного междисциплинарного исследования. Понятие здоровья является основополагающим в литературе и культурологии. Вересаев в книге «Записки врача» в 1936 г. давал 28 определений здоровья. В философии основное определении дал Шопенгауэр: это одна из приоритетных ценностей человека, жертвовать им ради чего-либо есть величайшее безумие. Т. о. здоровье считалось определяющей и самой главной ценностью. Проблема здоровья, его определения ставится в один ряд с фундаментальными науками: физикой, химией и математикой. По своей актуальности это одна из самых значимых наук. В психологии говорят о феноменальности здоровья. Феномен здоровья состоит в следующем: В абсолютном смысле здоровья не существует, это идеал. Каждый человек здоров условно, ни один человек на протяжении всей жизни не бывает вполне здоровым. Каждый человек может быть здоров в определенных условиях. Условия, нормальные для одного, могут быть ненормальными для другого. Структура здоровья. «Я хочу»: психическое здоровье. «Я могу»: соматическое (имеется при рождении) и физическое^ (динамика физиологических изменений организма на протяжении всей жизни) здоровье. «Я должен»: социально-нравственное здоровье. Психическое здоровье — это состояние психической сферы (психических явлений) человека, общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную поведенческую реакцию человека в среде и обществе. Социально-нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационно-потребностной жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей индивида. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека. Факторы, определяющие здоровье. Определяющим фактором является образ жизни, вследствие этого здоровье рассматривается как социальнопсихологическая категория. По Лисицыну образ жизни - это определенный исторически обусловленный тип жизнедеятельности в материальной и духовной сферах, который включает в себя 4 категории: экономическую (уровень жизни человека); социологическую (качество жизни); социально-экономическую (уклад жизни); социально-психологическую (стиль жизни). Здоровье - категория общественная, о здоровье общества судят по следующим показателям: рождаемость, смертность, уровень заболеваемости и продолжительность жизни. Понятие здоровья располагается между 2-мя точками: рождаемостью (от зачатия) и смертностью. Образ жизни занимает 50 % среди всех факторов, влияющих на здоровье человека, и представляет собой систему взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды. Психологические факторы здоровья. Многие специалисты задавались вопросом: как взаимосвязаны факторы жизни человека со здоровьем и болезнью. Психологи предложили выделить 3 группы психологических факторов, ведущих к здоровью и болезни: независимые, передающие и мотиваторы.
Независимые факторы имеют самые сильные корреляции со здоровьем и болезнью. Поддерживающие диспозиции - это личностные конструкты, связанные с определенными возможностями реагирования на различные трудности в оптимистической или пессимистической манере (диспозиция-оптимизм и диспозиция-пессимизм). Эмоциональный профиль или эмоциональные паттерны. Это трудности в эмоциональном выражении, связанные с алекситимией. Трудности могут быть связаны с множеством психосоматических расстройств, с особенностями дыхательной системы: астмой бронхитами. Когнитивные факторы - это представления о здоровье, разнообразные модели веры в лечение: Представления о болезни. Люди оценивают физиологические расстройства и симптомы в зависимости от общепринятого подхода и представлений медицины о болезни (чаще всего в историческом контексте), от формального образца (атрибуции, которые касаются приписывания причин болезни или излечения каким-либо факторам личностного плана). Восприятие риска и уязвимости. Чаще всего риск идет к заболеваниям или другим негативным жизненным событиям. Передающие факторы представляют собой специфическое поведение, которое возникает в ответ на различные стрессоры: Копинг-стратегия или совладание с проблемами разного уровня, т.е. переживания, регуляция, саморегуляция, восстановление. Копинг-стратегии влияют как на соматику, иммунную систему, так и на психосоматику. Употребление и злоупотребление веществами: алкоголь, никотин, лекарственные препараты, пищевые продукты, наркотики. Они в психологии рассматриваются как одна из стратегий преодоления и регуляции внешних стрессоров или внутренних проблем, чаще всего с отрицательными результатами для здоровья. Особые виды поведения, способствующие здоровью: физическая активность, выбор экологической среды, самосохранительное поведение в целом. Соблюдение правил по поддержанию здоровья и приверженность им. Сюда относят добровольные усилия, направленные на планирование и осуществление лечения, профилактику различных заболеваний через про- фосмотры, посещение групп поддержки, выполнение определенных гигиенических процедур, использование ремней безопасности. Мотиваторы: Стрессоры. Именно стресс приводит в действие другие факторы, прежде всего, передающие, через активизацию механизмов копин- га. Существование в болезни: процесс адаптации к острым эпизодам болезни, поведение по оценке болезни (информационный поиск, социальные сравнения или отрицание болезни)._Оценка этих факторов позволила создать тесты для определения собственного уровня и оценки здоровья. Внутренняя картина здоровья. Обязательным фактом отношения человека к своему здоровью является формирование внутренней картины здоровья, т.е. особого отношения к здоровью, выражающееся в осознании его ценности и активно-позитивного стремления к его совершенствованию. Это самосознание и самопознание себя в условиях здоровья. Внутренняя картина здоровья включает в себя 3 основные грани: Когнитивная или рациональная сторона внутренней картины здоровья представляет собой совокупность субъективных умозаключений, мнений о причинах, содержании, возможных прогнозах, а также оптимальных способах сохранения и развития здоровья. Эмоциональная или чувственная сторона включает в себя переживания здорового самочувствия, связанные с комплексом ощущений, формирующих эмоциональный фон человека. Эмоциональный фон здоровой личности состоит из следующих переживаний: спокойствие, радость, умиротворенность, свобода, легкость, симпатия. Поведенческая или моторно-волевая сторона представляет с собой совокупность усилий, стремлений, конкретных действий здорового человека, обусловленных его системой верований и направленных на достижение субъективно значимых целей. Управление стрессами. Представители когнитивной психологии, а также известный психолог в области психологии здоровья Ю. Мельник определили индивидуальные различия по отношению к стрессу. Они выявили, что индивидуальные различия обусловлены своеобразными особенностями личности и могут укладываться в 6 диспозиционных типов: Честолюбивый тип. Спокойный тип. Совестливый тип. Неотстаивающий тип. Жизнелюбивый тип. Тревожный тип. Копинг-стратегии. Копинг - это выработка поведения, имеющего целью уменьшение или исключение психологического дистресса или обстоятельств, его вызывающих. Копинг называют еще защитным поведением. Чаще всего в психологии пользуются моделями стресса и копинга, предложенными Р. Лазарусом. Лазарус считает, что индивидуальные различия в характеристиках копинга зависят от 2 качеств личности: восприимчивости и сопротивляемости. Восприимчивость - это тенденция реагировать на определенные ситуации с большей степенью стресса, чем реагируют другие. Сопротивляемость - это присутствие в человеке внутренних источников для противостояния стрессу. 2 основных принципа, которые нужно использовать при выборе копинг- стратегий: вера и система. Все копинг-стратегии делятся на 2 группы: эмоционально-сфокусированный копинг: усилия направлены на регулирование отрицательных эмоций, возникающих в ответ на стресс; проблемно- сфокусированный копинг: усилия направлены на устранение и уменьшение влияния события, являющегося источником стресса.
9.Современные исследования в области исторической психологии. Историческая психология - отдельное научное направление, изучающее мотивацию, ценности, эмоции, чувства, фобии человека с привлечением методов психологии в исторической ретроспективе. «Историческую психологию» можно определить как изучение психологического склада отдельных исторических эпох, а также изменений психики и личности человека в специальном культурном макровремени, именуемом историей... Историческая психология в широком значении слова — подход, помещающий психику и личность в связь времен... Историческая психология принадлежит одновременно исторической и психологической наукам. В первом случае она представляет собой раздел истории общества и культуры, а именно социальную и культурную историю человека, его психики и личности. Во втором — относится к психологии развития. Психология развития занимается фактами не только культурно-исторического масштаба. Психологические явления различаются по продолжительности существования. Время самых кратковременных исчисляется часами, минутами, секундами. Последовательность их развития называется микрогенезом, более длительно развитие в пределах жизни индивидуального организма, от его появления на свет до смерти. Это — онтогенез психики. В годах, столетиях и тысячелетиях длится жизнь больших человеческих сообществ: цивилизаций, народов, сословий, классов. Это – историогенез психики. Самый крупный масштаб, на сотни тысяч и миллионы лет, у филогенеза – происхождения человеческого рода от ископаемых приматов. В составе психологии развития историческая психология изучает историогенез. Ее выводы распространяются на генетические последовательности иного масштаба в той степени, в какой ритмы исторического времени проникают в индивидуальное бытие человека и в эволюцию высших приматов". Как отдельное направление историческая психология возникает в начале XX в., хотя термин "историческая психология" был предложен довольно поздно (французским психологом Иньясом Мейерсоном в книге "Психологические функции и творения" в 1948 г.). Считается, что к данному направлению можно отнести исследования немецким психологом Вундтом психологии народов (в 1900—1920 гг. он издал на эту тему грандиозный десятитомный труд "Психология народов. Исследование закона развития языка, мифов и обычаев"). Леви-Брюль опубликовал серию трудов, посвященных психологии первобытного человека: "Умственные функции в низших обществах" (1910), "Первобытное мышление" (1922). "Первобытная душа" (1927). Советский психолог Лев Семенович Выготский (1896—1934) в 1920-х гг. обосновал теорию, которая позже получила название культурно-исторической психологии. Согласно этой теории, психологическое развитие личности невозможно без развития культуры и усвоения личностью результатов этого развития. Усвоение же и развитие происходит через трансляцию от поколения к поколению знаковых систем (языка, мнемотехники, бытовых и религиозных символов и т.д.). В США в 1960-х гг. получила развитие так называемая психоистория (Ллойд де Моз, Джоэл Ковел, Джон Плэтт и другие). Ее методологической основой стал неофрейдизм — продолжение учения Фрейда о психоанализе. Все эти варианты исторической психологии сходятся в одном: они рассматривают всю деятельность человека в истории как проявление его психологической деятельности. Исторический анализ необходим для психологии, потому что с его помощью устанавливается генезис тех или иных психологических феноменов. Для психологического объяснения истории учеными использовались в основном бихевиористские концепции, то есть рассмотрение социальных процессов по схеме: "стимул — реакция" (как в биологии).
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (269)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |