Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структуру типов экологического сознания представлена в таблице



2019-07-03 269 Обсуждений (0)
Структуру типов экологического сознания представлена в таблице 0.00 из 5.00 0 оценок




 Антропоцентрическое экологическое сознание Экоцентрическое экологическое сознаие
1. Высшую ценность представляет человек  1. Высшую ценность представляет гармоническое развитие человека и природы
2. Иерархическая картина мира 2. Отказ от иерархической картины мира
3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей 3. Целью взаимодействия с природой является оптимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества
4. «Прагматический императив»: правильно то, что полезно человеку 4. «Экологический императив»: правильно только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие
5. Природа воспринимается как объект человеческой деятельности 5. Природа воспринимается как равноправный субъект по взаимодействию с человеком
6. Этические нормы и правила не распространяются на взаимодействие с миром природы 6. Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие людей, так и на взаимодействие с природой
7. Развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен целям и задачам человека 7. Развитие природы мыслится как процесс взаимовыгодного единства
8. Деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом: необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения 8. Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой и ради людей

 


 

Позитивизм - научное направление, доказывавшее, что источником истинного знания являются эмпирические, конкретные науки, имеющие объективные методы, а не умозрительные рассуждения.

 

7.Здоровье человека как предмет комплексного междисциплинарного исследования.

Понятие психологии здоровья.

Психология здоровья в своем становлении продолжает намеченный гу­манистической психологией принципиально иной путь развития психологи­ческой науки - путь к созданию новой науки «психологии с человеческим и человечным лицом». Именно гуманистическая психология разрабатывает це­лостный подход к здоровью, в котором физическое и психическое здоровье представляется связанным с высшими ценностями, целями и потребностями человека. Жизнеспособность психологии здоровья, возможно, определяется не столько анализом глубин человеческого поведения, сколько изучением высот, которых каждый индивидуум способен достичь.

Для построения индивидуальной стратегии достижения здоровья необ­ходимо развивать психологическую компетентность в отношении здоровья и, возможно, радикально изменить качество собственной жизни - интеграль­ного показателя психологического, физического и эмоционального благополучия в субъективном восприятии. Важным показателем качества жизни яв­ляются индивидуальные переживания человека относительно социальной обстановки вокруг него, поэтому качество жизни выступает некоей глобальной системой, включающей в себя качество культуры, качество экологии, каче­ство образования, качество социальной, экономической и политической ор­ганизации общества, качество человека.

Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей дей­ствительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и пси­хического состояния.

Содержательный анализ проблемы выявил разрозненный характер концепций, поэтому дальнейшая проработка теоретических концепций, про­ведение эмпирических исследований будут способствовать построению ком­плексной психологической модели здоровье сбережения человека. В целом же психологическим индикатором здоровье сбережения и качества жизни че­ловека выступают степень удовлетворенности разными сферами жизни и по­ложительная согласованность с психической адекватностью личности.

Психология здоровья как понятие имеет двоякий смысл:

• Психология здоровья как проблема, аспект научной и практической де­ятельности клинических психологов, направленной на охрану и укреп­ление здоровья населения. Разнообразие задач: профилактических, ле­чебных, реабилитационных, консультативных.

• Психология здоровья как психологическая культура человека, психоло­гия здорового образа жизни. Роль общества и качества жизни. Индиви­дуальная ответственность человека за свое здоровье.

Возрастные особенности здоровья

Возрастная особенность в психологии здоровья — специфические свой­ства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в ходе смены возрастных стадий развития (возраст). Характеристика их основана на выявлении психологического содержания процесса развития познавательных способностей и формирования личности на последовательных возрастных этапах онтогенеза. Особенности возрастные образуют определенный ком­плекс многообразных свойств, включая познавательные мотивационные, эмоциональные, перцептивные и другие характеристики индивида.

Примером влияния конкретной исторической ситуации на особенности возрастные служат различия психологических, личностных качеств у людей разных, даже близких поколений. Индивидуально-психологические свойства, включая темп развития личности, также могут накладывать существенный отпечаток на особенности возрастные.

Показатели, характеризующие состояние здоровья человека.

Современный человек работает, как правило, в условиях дефицита времени, избытка информации, ненормированного рабочего дня, постоянно­го давления со стороны подчиненных и вышестоящего начальства, риска и прочих «радостях» служения делу. Поэтому на первый план среди причин утраты физического здоровья выходят именно психологические аспекты.

В наше время все меньше и меньше людей могут похвастаться фразой в мед книжке «практически здоров», но даже среди них очень мало человек обладающих действительно высоким уровнем здоровья. Если обратиться к классическому определению здоровья, то быть здоровым - это иметь состоя­ние полного физического, душевного и социального благополучия, что явля­ется главным условием долгой и счастливой жизни каждого человека.

По мнению ведущих специалистов изучающих «психологию здоровья» существуют шесть условий здоровья, которые можно оценить в баллах:

1. Отсутствие усталости. Усталость проявляется в том, что человек не берется за разрешение больших проблем, старается избегать любых ситуа­ций, связанных с продолжительным психологическим или физическим напряжением. Устремленность в неизвестное, навстречу трудностям, преодо­ление которых дает большое удовольствие - это признак отсутствия устало­сти.

2. Быстрота суждений и исполнения задуманного. Человек в хорошем состоянии здоровья способен к быстрым и правильным мыслям, выводам и действиям. Люди, действия которых быстры и точны, готовы ответить на любой вызов жизни и находятся в хорошей форме. Они отличаются способ­ностью устанавливать порядок как в своей жизни, так и вокруг себя. Красота и точность формы или действия - это признак хорошего психофизического здоровья.

3. Хорошая память. Если человек не забывает ничего из того, что ви­дел, слышал, обещал и должен был сделать - это хорошая память. Способ­ность запоминать должна увеличиваться с возрастом. Без хорошей памяти человек не способен к правильному суждению и выводам и его ждут неудачи и разочарования. Память является основой и связующим материалом лично­сти и очень важным фактором здоровья.

4. Глубокий сон. Если человек быстро засыпает и ему хватает шести­восьми часов сна, это означает, что человек хорошо спит. Если человек не может заснуть через 5-10 минут после того, как положит голову на подушку, это означает что его психо-эмоциональное и физическое состояние далеко от здоровья. Если человек не может проснуться или с трудом просыпается в назначенный час, значит, его сон неполноценен.

5. Хороший аппетит. Если человек получает удовольствие от любого естественного продукта - это означает хороший аппетит и хорошую работу пищеварительных органов. Если трапеза вызывает чувство тяжести и сонли­вости - это говорит о серьезных нарушениях работы желудочно-кишечного тракта.

6. Хорошее настроение. Человек с хорошим здоровьем - это человек, у которого отсутствую негативные эмоции и заболевания. Он всегда имеет хо­рошее настроение и доброжелателен по отношению к другим. Такое состоя­ние сознания характерно отсутствием напряжения во всех мышцах и. дарит человеку хорошую осанку, красоту и плавность любых движений.

Именно эти показатели и характеризуют состояние здоровья человека. Именно на приведение всех вышеперечисленных факторов здоровья в норму и направлены программы разработанные в рамках данного направления.

Человек освоивший данную методику - это человек имеющий хорошее физическое здоровье, добивающийся успеха в работе и личной жизни.

Известный врач и ученый Н. М. Амосов впервые разработал основные девять принципов психологии здоровья:

1. В большинстве болезней виноваты не природа и не общество, а толь­ко сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от не­разумности.

2. Не надейтесь на медицину. Она неплохо лечит многие болезни, но не может сделать человека здоровым... Больше того, бойтесь по пасть в плен к врачам! Порой они склонны преувеличивать слабости человека и могущество своей науки, создают у людей мнимые болезни и выдают векселя, которые не могут оплатить.

3. Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя. Человек, к счастью, столь совер­шенен, что вернуть здоровье можно почти всегда. Необходимые усилия воз­растают по мере старения человека и углубления болезней.

4. Величина любых усилий определяется стимулами, стимулы - значи­мостью цели, временем и вероятностью ее достижения. И очень жаль, но еще и характером. К сожалению, здоровье, как важная цель, встает перед челове­ком, когда смерть становится близкой реальностью.

5. Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничение в питании, закаливание, время отдыха и умение отды­хать. И еще пятое - счастливая жизнь! К сожалению, без первых четырех она здоровья не обеспечивает.

6. Природа милостива: достаточно 20-30 мин физкультуры в день, но такой, чтобы задохнуться, вспотеть и чтобы пульс участился вдвое. Если это время удвоить, то будет вообще отлично.

7. Нужно ограничивать себя в пище. Поддерживайте вес как минимум в соотношении рост в сантиметрах минус 100.

8. Умение расслабляться - наука, но к ней нужен еще и характер. Если бы он был!

9. Говорят, что здоровье - счастье уже само по себе. Это неверно. К здоровью так легко привыкнуть и перестать его замечать. Однако оно помо­гает добиться счастья в семье и работе. Помогает, но не определяет. Правда, болезнь - уж точно несчастье.

Исторический аспект проблемы.

Основа учения о здоровой психике была заложена еще в трудах Гиппократа, в его сборнике были впервые научно обоснованы проблемы не болезни, а здоровья. Древний философ Демокрит в свое время писал Гиппократу: «Здоровье просят у Богов в своих молитвах люди, а того не знают, что они сами имеют в распоряжении средства к этому». О Гиппократе знают не толь­ко как о врачевателе, но и как о непреклонном гигиенисте. Именно с гигие­ной связаны пути сохранения здоровья, и об этом писал Гиппократ.

Но еще гораздо раньше Гиппократа в античной литературе была достаточно широко освящена тема гигиены. В древней мифологии существует миф об Аполлоне и его сыне Эскулапе и кентавре Хероне - лучшем врачевателе, ко­торый обучал Эскулапа врачеванию собственной души. У Эскулапа было 2 дочери: Панацея и Гегея, первая решила изобрести лекарство от всех болез­ней и была осмеяна, а вторая - проповедовать гигиену души и тела, стала из­вестной. Гегелю изображали как красивую девушку в тунике, которая держит в одной руке чашу, а в другой — змею (это символ медицины).

В.М. Бехтерев впервые заговорил о психологии здоровья. Он говорил, что борьба за свободу личности есть борьба за ее здоровое развитие. Обще­ство, которое строится на принципах самоуправления, должно, прежде всего, побеспокоиться о создании здоровых условий для жизнедеятельности лично­сти. Бехтерев особо подчеркивал «определяющее влияние социально- экономических условия на распространение душевных расстройств». Среди всех оздоровительных мероприятий важнейшее значение Бехтерев придавал 3 китам: психогигиене, психопрофилактике и воспитанию. Он предложил со­здать программу «Забота о здоровье ради здорового человека».

 

 

8.Современные исследования в области психологии здоровья.

 

Убыстрение ритма жизни. Нарастающие нагрузки на нервную систему и психику человека, негативная динамика межчеловеческих отношений при­водит к формированию эмоционального напряжения. Она ведет к «болезни спешки» и является одним из факторов развития заболеваний.

Проблема жизни в условиях неопределенности. Ее породила ситуация, связанная с переходом с одной ступени развития общества на другую. Сле­довательно, повысилось беспокойство человека за свое будущее, за будущее своих детей и близких. Повышенный стойкий уровень беспокойства вылива­ется в психосоматическую патологию. Неопределенность сама по себе не имеет знака, знак зависит от личностных особенностей человека, заполняю­щих неопределенность собственными ожиданиями. Чаще всего неопределен­ность представляет собой дефицит в прогнозировании своего будущего.

Проблема «информационного бума». Нахлынувшая волна информации о прошлом и настоящем пропорционально увеличила приток лиц, которые обращаются к психотерапевтам, психологам и психиатрам. Многие чувстви­тельные люди не могут адекватно переработать информацию - ее слишком много и она ужасающая. Т.о. растет количество лиц, страдающих от «син­дрома информационного изнурения».

Разрушение идеологической базы, которое повлекло за собой разруше­ние индивидуальной картины мира. Большинство населения сумело пере­строить свою мировоззренческую картину, причем, в основном опираясь на религию или на собственную философскую модель описания действительно­сти. Однако по исследованиям около 12-15 % населения не имеют никакой системы описания, т.е. образовался мировоззренческий вакуум.

Снижение уровня социальной поддержки. Оно приводит к одиночному переживанию преодоления стрессовых ситуаций. Это снижает толерантные способности человека. Социальная поддержка бывает двух видов: институ­циональная (исходит от государственных структур) и межличностная. Соци­альная поддержка - это барьер между стрессом и его последствием. Соци­альная поддержка тесно связана с социальной интеграцией, которая тоже яв­ляется барьером между здоровьем и болезнь.

Здоровье человека как предмет комплексного междисциплинарного исследования.

Понятие здоровья является основополагающим в литературе и культу­рологии. Вересаев в книге «Записки врача» в 1936 г. давал 28 определений здоровья. В философии основное определении дал Шопенгауэр: это одна из приоритетных ценностей человека, жертвовать им ради чего-либо есть вели­чайшее безумие. Т. о. здоровье считалось определяющей и самой главной ценностью.

Проблема здоровья, его определения ставится в один ряд с фундамен­тальными науками: физикой, химией и математикой. По своей актуальности это одна из самых значимых наук. В психологии говорят о феноменальности здоровья.

Феномен здоровья состоит в следующем:

В абсолютном смысле здоровья не существует, это идеал.

Каждый человек здоров условно, ни один человек на протяжении всей жизни не бывает вполне здоровым.

Каждый человек может быть здоров в определенных условиях. Усло­вия, нормальные для одного, могут быть ненормальными для другого.

Структура здоровья. «Я хочу»: психическое здоровье. «Я могу»: со­матическое (имеется при рождении) и физическое^ (динамика физиологиче­ских изменений организма на протяжении всей жизни) здоровье. «Я дол­жен»: социально-нравственное здоровье.

Психическое здоровье — это состояние психической сферы (психиче­ских явлений) человека, общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную поведенческую реакцию человека в среде и обществе.

Социально-нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационно-потребностной жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей индивида. Нравственным здоровьем опосредована духов­ность человека.

Факторы, определяющие здоровье. Определяющим фактором являет­ся образ жизни, вследствие этого здоровье рассматривается как социально­психологическая категория.

По Лисицыну образ жизни - это определенный исторически обуслов­ленный тип жизнедеятельности в материальной и духовной сферах, который включает в себя 4 категории: экономическую (уровень жизни человека); со­циологическую (качество жизни); социально-экономическую (уклад жизни); социально-психологическую (стиль жизни).

Здоровье - категория общественная, о здоровье общества судят по сле­дующим показателям: рождаемость, смертность, уровень заболеваемости и продолжительность жизни. Понятие здоровья располагается между 2-мя точ­ками: рождаемостью (от зачатия) и смертностью.

Образ жизни занимает 50 % среди всех факторов, влияющих на здоро­вье человека, и представляет собой систему взаимоотношений человека с са­мим собой и факторами внешней среды.

Психологические факторы здоровья.

Многие специалисты задавались вопросом: как взаимосвязаны факторы жизни человека со здоровьем и болезнью. Психологи предложили выделить 3 группы психологических факторов, ведущих к здоровью и болезни: незави­симые, передающие и мотиваторы.

 

Независимые факторы имеют самые сильные корреляции со здоро­вьем и болезнью.

Поддерживающие диспозиции - это личностные конструкты, связан­ные с определенными возможностями реагирования на различные трудности в оптимистической или пессимистической манере (диспозиция-оптимизм и диспозиция-пессимизм).

Эмоциональный профиль или эмоциональные паттерны. Это трудности в эмоциональном выражении, связанные с алекситимией. Трудности могут быть связаны с множеством психосоматических расстройств, с особенностя­ми дыхательной системы: астмой бронхитами.

Когнитивные факторы - это представления о здоровье, разнообразные модели веры в лечение: Представления о болезни. Люди оценивают физиоло­гические расстройства и симптомы в зависимости от общепринятого подхода и представлений медицины о болезни (чаще всего в историческом контек­сте), от формального образца (атрибуции, которые касаются приписывания причин болезни или излечения каким-либо факторам личностного плана). Восприятие риска и уязвимости. Чаще всего риск идет к заболеваниям или другим негативным жизненным событиям.

Передающие факторы представляют собой специфическое поведение, которое возникает в ответ на различные стрессоры:

Копинг-стратегия или совладание с проблемами разного уровня, т.е. переживания, регуляция, саморегуляция, восстановление. Копинг-стратегии влияют как на соматику, иммунную систему, так и на психосоматику.

Употребление и злоупотребление веществами: алкоголь, никотин, ле­карственные препараты, пищевые продукты, наркотики. Они в психологии рассматриваются как одна из стратегий преодоления и регуляции внешних стрессоров или внутренних проблем, чаще всего с отрицательными результа­тами для здоровья.

Особые виды поведения, способствующие здоровью: физическая ак­тивность, выбор экологической среды, самосохранительное поведение в це­лом.

Соблюдение правил по поддержанию здоровья и приверженность им. Сюда относят добровольные усилия, направленные на планирование и осу­ществление лечения, профилактику различных заболеваний через про- фосмотры, посещение групп поддержки, выполнение определенных гигиени­ческих процедур, использование ремней безопасности.

Мотиваторы: Стрессоры. Именно стресс приводит в действие другие факторы, прежде всего, передающие, через активизацию механизмов копин- га.

Существование в болезни: процесс адаптации к острым эпизодам бо­лезни, поведение по оценке болезни (информационный поиск, социальные сравнения или отрицание болезни)._Оценка этих факторов позволила создать тесты для определения собственного уровня и оценки здоровья.

Внутренняя картина здоровья.

Обязательным фактом отношения человека к своему здоровью является формирование внутренней картины здоровья, т.е. особого отношения к здо­ровью, выражающееся в осознании его ценности и активно-позитивного стремления к его совершенствованию. Это самосознание и самопознание се­бя в условиях здоровья.

Внутренняя картина здоровья включает в себя 3 основные грани:

Когнитивная или рациональная сторона внутренней картины здоро­вья представляет собой совокупность субъективных умозаключений, мнений о причинах, содержании, возможных прогнозах, а также оптимальных спосо­бах сохранения и развития здоровья.

Эмоциональная или чувственная сторона включает в себя пережива­ния здорового самочувствия, связанные с комплексом ощущений, формиру­ющих эмоциональный фон человека. Эмоциональный фон здоровой лично­сти состоит из следующих переживаний: спокойствие, радость, умиротво­ренность, свобода, легкость, симпатия.

Поведенческая или моторно-волевая сторона представляет с собой совокупность усилий, стремлений, конкретных действий здорового человека, обусловленных его системой верований и направленных на достижение субъективно значимых целей.

Управление стрессами.

Представители когнитивной психологии, а также известный психолог в области психологии здоровья Ю. Мельник определили индивидуальные раз­личия по отношению к стрессу. Они выявили, что индивидуальные различия обусловлены своеобразными особенностями личности и могут укладываться в 6 диспозиционных типов:

Честолюбивый тип. Спокойный тип. Совестливый тип. Неотстаивающий тип. Жизнелюбивый тип. Тревожный тип.

Копинг-стратегии.

Копинг - это выработка поведения, имеющего целью уменьшение или исключение психологического дистресса или обстоятельств, его вызываю­щих. Копинг называют еще защитным поведением.

Чаще всего в психологии пользуются моделями стресса и копинга, предложенными Р. Лазарусом. Лазарус считает, что индивидуальные разли­чия в характеристиках копинга зависят от 2 качеств личности: восприимчи­вости и сопротивляемости. Восприимчивость - это тенденция реагировать на определенные ситуации с большей степенью стресса, чем реагируют другие. Сопротивляемость - это присутствие в человеке внутренних источников для противостояния стрессу.

2 основных принципа, которые нужно использовать при выборе копинг- стратегий: вера и система. Все копинг-стратегии делятся на 2 группы: эмоци­онально-сфокусированный копинг: усилия направлены на регулирование от­рицательных эмоций, возникающих в ответ на стресс; проблемно- сфокусированный копинг: усилия направлены на устранение и уменьшение влияния события, являющегося источником стресса.

 

9.Современные исследования в области исторической психологии.

Историческая психология - отдельное научное направление, изучающее мотивацию, ценности, эмоции, чувства, фобии человека с привлечением методов психологии в исторической ретроспективе.

«Историческую психологию» можно определить как изучение психологического склада отдельных исторических эпох, а также изменений психики и личности человека в специальном культурном макровремени, именуемом историей... Историческая психология в широком значении слова — подход, помещающий психику и личность в связь времен... Историческая психология принадлежит одновременно исторической и психологической наукам. В первом случае она представляет собой раздел истории общества и культуры, а именно социальную и культурную историю человека, его психики и личности. Во втором — относится к психологии развития. Психология развития занимается фактами не только культурно-исторического масштаба. Психологические явления различаются по продолжительности существования. Время самых кратковременных исчисляется часами, минутами, секундами. Последовательность их развития называется микрогенезом, более длительно развитие в пределах жизни индивидуального организма, от его появления на свет до смерти. Это — онтогенез психики. В годах, столетиях и тысячелетиях длится жизнь больших человеческих сообществ: цивилизаций, народов, сословий, классов. Это – историогенез психики. Самый крупный масштаб, на сотни тысяч и миллионы лет, у филогенеза – происхождения человеческого рода от ископаемых приматов. В составе психологии развития историческая психология изучает историогенез. Ее выводы распространяются на генетические последовательности иного масштаба в той степени, в какой ритмы исторического времени проникают в индивидуальное бытие человека и в эволюцию высших приматов".

Как отдельное направление историческая психология возникает в начале XX в., хотя термин "историческая психология" был предложен довольно поздно (французским психологом Иньясом Мейерсоном в книге "Психологические функции и творения" в 1948 г.). Считается, что к данному направлению можно отнести исследования немецким психологом Вундтом психологии народов (в 1900—1920 гг. он издал на эту тему грандиозный десятитомный труд "Психология народов. Исследование закона развития языка, мифов и обычаев"). Леви-Брюль опубликовал серию трудов, посвященных психологии первобытного человека: "Умственные функции в низших обществах" (1910), "Первобытное мышление" (1922). "Первобытная душа" (1927). Советский психолог Лев Семенович Выготский (1896—1934) в 1920-х гг. обосновал теорию, которая позже получила название культурно-исторической психологии. Согласно этой теории, психологическое развитие личности невозможно без развития культуры и усвоения личностью результатов этого развития. Усвоение же и развитие происходит через трансляцию от поколения к поколению знаковых систем (языка, мнемотехники, бытовых и религиозных символов и т.д.). В США в 1960-х гг. получила развитие так называемая психоистория (Ллойд де Моз, Джоэл Ковел, Джон Плэтт и другие). Ее методологической основой стал неофрейдизм — продолжение учения Фрейда о психоанализе.

Все эти варианты исторической психологии сходятся в одном: они рассматривают всю деятельность человека в истории как проявление его психологической деятельности. Исторический анализ необходим для психологии, потому что с его помощью устанавливается генезис тех или иных психологических феноменов. Для психологического объяснения истории учеными использовались в основном бихевиористские концепции, то есть рассмотрение социальных процессов по схеме: "стимул — реакция" (как в биологии).

 



2019-07-03 269 Обсуждений (0)
Структуру типов экологического сознания представлена в таблице 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структуру типов экологического сознания представлена в таблице

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (269)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)