Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Личность руководителя и стили руководства



2019-07-03 243 Обсуждений (0)
Личность руководителя и стили руководства 0.00 из 5.00 0 оценок




 

14.Психология делового общения: современные исследования

Общение с людьми – это наука и искусство. Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек-человек», а значит и тем сегодняшним студентам, которые завтра станут юристами, менеджерами, руководителями различных организаций.

Для профессионалов деловое общение – не отвлеченная наука, а важное и необходимое звено их психологической культуры, способной придать формирующимся рыночным отношениям цивилизованный характер.

«Умение общаться с людьми такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».

Деловое общение –это дисциплина ,изучающая социально-психологические, ценностные и организационно-технические проблемы людей в деловом общении (профессиональной деятельности ).

Деловое общение реализуется в различных формах, как деловая беседа, деловые встречи, деловые переговоры и совещания, публичные выступления, пресс-конференции и другие.

Важная особенность делового общения – строгое соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия. В процессе взаимодействия деловому человеку в разных ситуациях приходится быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнером и т.п. Необходимо учитывать это и соблюдать ролевое амплуа в деловом общении в соответствии с требованиями, предъявляемыми конкретной обстановкой. Порой люди в присутствии других сотрудников, посторенних лиц ведут себя фамильярно, забывают о служебной роли, используют неуместные в официальной обстановке выражения, что ставит должностное лицо в неловкое положение, наносит ущерб его репутации.

С переходом к рыночной экономике западный и отечественный опыт психологической подготовки руководителей производства стал все шире применяться и в России. В частности происходят серьезные изменения в подготовке кадров, занимающихся организацией и управлением производством во всех его сферах и на всех уровнях, что, в частности, предполагает введение в соответствующих вузах дисциплины психология и этика делового общения.

Эта научная и учебная дисциплина носит во многом прикладной характер. Ее цель — способствовать формированию у деловых людей соответствующих психологических и нравственных качеств как необходимых условий их повседневной деятельности, которая протекает не иначе, как на почве их общения друг с другом. Культура общения, в том числе его психологическая и нравственная культура, во многом определяет его эффективность — будет ли оно успешно развиваться в интересах партнеров или же станет малосодержательным, неэффективным, а то и совсем прекратится, если партнеры не найдут взаимопонимание друг у друга.

Объект дисциплины психология и этика делового общения — идеальная психическая реальность: интеллектуальные, эмоциональные и волевые проявления сознания людей, а также подсознательные проявления их психики. А ее предмет — психологическая и нравственная стороны деятельности и общения людей, а также психические процессы, свойства и состояния разного рода рабочих, деловых групп.

Поскольку психология делового общения — составная часть комплекса психологических наук, то она опирается на основные категории и принципы, разрабатываемые общей психологией. Такими базовыми категориями общей психологии являются те, которые отражаютпсихические процессы (познание, эмоции, воля), свойства психики человека (способность, характер, темперамент), а также проявления его сознания (сомнение, неуверенность, убеждение, направленность на определенные действия и т.д.).

Именно знания психологии личности помогут предпринимателю, бизнесмену достаточно четко представить себе степень надежности партнера, его способность к соглашению, компромиссу, а также уровень его готовности к групповой работе и т.д. Иначе говоря, эти знания позволят определить, насколько эффективными могут быть деловые отношения с конкретным человеком.

Но основные процессы, состояния и свойства личности проявляются в межличностном общении, происходящем по формулам «Я — Ты» «Я — Мы», «Мы — Они». Если, по мнению философов, общение является одной из важнейших предпосылок становления человека, то, по мнению современных теоретиков менеджмента, высокий уровень делового общения — решающее условие успешного предпринимательства.

Но для обеспечения высокого уровня делового общения руководитель должен уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях. Так, нужно обязательно учитывать, что в процессе общения между партнерами, коллегами может возникнуть напряженность и даже конфликтная ситуация, скажем, из-за неуважения к чувству собственного достоинства. Или, например, неумелое пользование словом может привести к значительным информационным потерям, а следовательно, к сбоям в выполнении служебных обязанностей. Чтобы этого не случилось, необходимо научиться пользоваться специальными технологиями общения, групповой работы. Психологическая наука располагает целым арсеналом конкретных рекомендаций по обеспечению различных форм общения, таких, как деловой разговор, беседа, обсуждение, спор, переговоры, торги, и т.п. Таким образом, еще одной важнейшей категорией рассматриваемой учебной дисциплины является психология общения.

Важнейшей категорией психологии и этики делового общения является психология рабочей группы, команды или трудового коллектива. Ведь деловая активность невозможна без кооперации, соединения усилий нескольких или даже многих людей. В свою очередь успешная кооперация возможна лишь при условии принятия некоторых правил поведения, общих для всех участников трудового процесса. Поэтому в процессе формирования и жизнедеятельности любой группы реальны такие явления, как групповые цели, потребности, интересы, групповые нормы, групповое сознание, морально-психологический климат, корпоративная мораль, так называемые «мы-чувства» и т.д. Современный менеджер не только обязан учитывать эти психологические феномены, но и активно участвовать в их формировании, ибо групповая деятельность протекает достаточно эффективно только тогда, когда учитываются некие этические правила и нормы, принимающие характер неписаных законов.

1.2 Успех любой коллективной деятельности лежит в отношениях сотрудничества и доверия, взаимопомощи и профессионализма. При этом не менее важно определить индивидуально-психологические качества личности, ее реальное состояние и возможности, степень конфликтности и коммуникабельности. Разумеется, серьезные исследования человеческой психики требуют сложного и многоаспектного анализа, использования разнообразного набора конкретных методик. И осуществлением его могут заниматься лишь профессиональные психологи.

Психодиагностика определяется как область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуальных психологических особенностей личности.

Различают тесты, выполняемые индивидуально и группой, устно и письменно, вербально и невербально.

Вербальные — это тесты, осуществляемые в словесно-логической форме. Невербальные тесты - представленные чертежами, графиками, картинками.

Различают тесты интеллекта, способностей и достижений, и личностные.

Анкеты дают возможность получить информацию о больших груп­пах людей путем опроса какой-то части этих людей, составляющих репрезентативную (представительную) выборку. Конечно, анкеты дают достоверные результаты только при тщательной разработке предлагае­мых вопросов и при условии, что выборка достаточно точно отражает популяцию в целом. Крупные фирмы, занимающиеся зондированием общественного мнения, получают обычно результаты, отклоняющиеся от результатов опроса всей популяции не более чем на 3-4% в обе стороны

Описательные методы отводят исследо­вателю роль наблюдателя. Он никогда не вмешивается в наблюдаемое явление, а ограничивается тем, что описывает его как можно более объективно.

Наблюдение в естественных условиях – самый простой метод. Наблюдатель должен держаться в стороне, чтобы оставаться незамеченным, или же так хорошо смешаться с группой, чтобы не привлекать к себе внимания. При этом он должен замечать и оценивать все события, имеющие отношение к явлению, подлежащему описанию.

Подобные зависимости оцениваются главным образом с помощью статистических методов. Чаще всего при этом вычисляют коэффициент корреляции.

Преимущества корреляционного анализа очевидны: он позволяет по­лучить за очень короткое время множество данных для значительного числа испытуемых. Кроме того, этот метод можно применять в ряде особых случаев, в которых экспериментальный подход сопряжен с трудностями или даже невозможен (главным образом по этическим соображениям); примерами служит сбор данных о самоубийствах, о наркомании или о воспитании детей в неблагоприятных условиях. И наконец, корреляционный анализ позволяет получать информацию, основанную на более разнообразных выборках и более близкую к существующей в обществе реальности - в отличие от результатов экспе­риментов, проводимых в лаборатории, где

Экспериментальный метод. Недостатки корреляционного анализа связаны с тем, что он позволя­ет лишь констатироватьналичие какой-то связи между теми или иными параметрами, но не может доказать, что эта связь представляет собой причинно-следственную зависимость.

Наиболее эффективный способ выявления такой зависимости –вмешательство с целью установить, как наличие или отсутствие одного из факторов влияет на другой фактор. Именно такого рода вмешательство и составляет суть экспериментального метода.

Один из таких факторов обусловлен эффектом Розенталя, который связывают с ожиданиями экспериментатора. Когда экспериментатор глубоко убежден, что реакции испытуемых изменятся, даже если он старается сохранять объективность, весьма велика вероятность, что он как-то невольно и незаметно передаст свои ожидания испытуемым и это может повлиять на их поведение.

Аналогичным образом, у испытуемых может также проявиться эффект Хоторна. Если им известна принятая гипотеза, то вполне вероятно, что они непроизвольно или намеренно будут вести себя в соответствии с ожиданиями экспериментатора.

Избежать того или другого из этих эффектов поможет слепой метод. Чтобы устранить эффект Розенталя, распределение испытуемых по группам следует производить втайне от экспери­ментатора. Кроме того, использование вычислительной машины для считывания и переработки данных тоже ограничивает вмешательство исследователя и связанную с этим субъективность. Что касается эффекта Хоторна, то для его устранения достаточно держать испытуемых в неведении относительно принятых гипотез и давать им инструкции как можно более безразличным тоном. При соблюдении этих двух предосто­рожностей (а в идеале их следует соблюдать всегда) говорят об оценке по двойному слепому методу.

 

 

15.Тенденции развития психологии управления.

На рубеже ХХ и XXI веков психология управления переживает особенно интенсивное развитие, ее идеи и практические рекомендации, становятся модным направлением для научных изысканий. Именно в этот период появилось множество книг с психолого-управленческой проблематикой.

Развитие теории систем, экономико-математических методов для анализа и обоснования управленческих решений, компьютеризация управления способствовали известному усложнению науки управления и управленческих знаний и появлению ряда научных подходов.

1. Системный подход. Его применение к управлению позволило увидеть всю организацию в единстве и взаимосвязи составляющих частей. В соответствии с этим подходом, любая организация является системой. Каждый элемент системы вносит свой вклад в развитие системы.

Существует два основных типа систем:

· закрытые

· открытые.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, она относительно независима от среды, которая ее окружает. Пример закрытой организации - часы. Взаимозависимые части часов двигаются непрерывно и очень точно, когда имеется источник питания или часы заведены. И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система независима от окружающей среды.

Открытая система активно взаимодействует с внешней средой. Она имеет проникаемые границы, не является самообеспечивающейся, зависит от энергии, информации, материалов, которые поступают из внешней среды. Открытая система вынуждена приспосабливаться к изменениям внешней среды, а система, которая не в состоянии приспосабливаться, имеет мало шансов продолжить свое существование. Внешняя среда в определенной степени определяет выживаемость организации.

2. Кибернетический подход. Он учитывает, что любая совокупность людей становится системой благодаря управлению как инструменту координации взаимодействия между ее элементами на основе информации.

3. Ситуационный подход. Сторонники этого подхода считали, что теория систем выявляет, какие элементы входят в организацию, образуя систему, но она сама по себе не отвечает на вопрос, какие из этих элементов наиболее важны. В центре внимания оказывается ситуация, то есть определенный набор обстоятельств, которые оказывают большое влияние на организацию в данное конкретное время. Суть данного подхода можно свести к двум тезисам. Во-первых, не существует унифицированного эффективного управления во всех ситуациях. Во-вторых, эффективность управления достигается прежде всего мобильностью и приспособляемостью к той ситуации, в которой работает данная организация.

4. Процессный подход основывается на концепции, согласно которой управление есть непрерывная цепь функций управления, осуществляемая в результате выполнения связанных между собой действий.

5. Количественный подход. Он обобщил все приемы в управлении, связанные с применением математики, статистики, кибернетики, и стал реакцией на достижения науки и техники, прежде всего в области информационных технологий. Количественный подход нашел отражение в нескольких управленческих концепциях:

· концепция операционного менеджмента - менеджер должен знать не только науку управления, но и должен обладать знаниями социологии, математики, психологии, теории систем, экономики и др.;

· концепция управленческих решений - определяет, что главным в деятельности менеджера является принятие решений;

· концепция научного или математического управления - предполагает использование в системе управления различных математических и кибернетических моделей.

Современная динамика развития социальных отношений остро нуждается в научно обоснованных рекомендациях по совершенствованию труда руководителя в зависимости от уровня в системе управления, индивидуальных качеств личности, социально-психологических особенностей трудового коллектива, характера и содержания социальных функций организации и т.д. Не менее актуальны исследования исполнительской деятельности, то есть реализация поставленных руководителем задач. Здесь перспективным представляется изучение закономерностей социальной регуляции поведения людей, эффективных форм и методов воздействия на сознание и поведение человека, обеспечивающих инициативное и добросовестное выполнение стоящих перед организацией задач.

- Личность руководителя в организационных структурах (функции руководителя, профессионально важные качества менеджера и психологические требования к личности менеджера).

- Лидерство и руководство в организации (основные отличия лидера от руководителя, теории лидерства).

- Стили руководства и лидерства и факторы, детерминирующие стиль руководства.

- Психология найма персонала организации (способы и виды поиска кандидатов на вакантное место, методы отбора кандидатов).

- Собеседование при приеме на работу (виды собеседования при приеме на работу, основные правила составления резюме, примерный перечень вопросов кандидату на вакантную должность, стрессовое собеседование).

- Адаптация персонала организации (сущность и цели адаптации, виды адаптации персонала, их характеристика. Этапы адаптации).

-Корпоративная культура организации.

- Понятие и классификация коллективов (Основные черты коллектива. Сферы отношений в коллективе. Психологический климат в коллективе. Признаки благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Факторы, формирующие приятный социально-психологический климат в коллективе. Методы формирования трудового коллектива).

- Вознаграждение персонала. (Понятие вознаграждения персонала, его задачи, формы, объективная и субъективная адекватность. Проблема соотношения структурных составляющих вознаграждения для разных категорий персонала. Виды стимулирования персонала организации.)

- Мотивационные типы персонала. Соответствие мотивационных типов и форм стимулирования.

- Сущность делового общения: функции, виды, формы и принципы.

- Коммуникативные барьеры в деловом общении.

 

16.Клиническая психология как отрасль психологического знания

В 90-е годы медицинская и клиническая психология означали одно и то же. На сегодняшний день это все же две разные дисциплины. Не стоит путать их и с психиатрией. У них похожие задачи, но отличающиеся методы лечения. Психиатрия направлена на устранение патологий, дефектов, при которых необходима госпитализация или стационарное лечение. Это заболевания – шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия. Психология клинического направления исследует проблемы дезадаптации и пограничных психических состояний, когда человек пока не патологически болен, но уже и не в норме.

Предметом клинической психологии могут выступать:

· Подготовка и проведение методов психотерапии.

· Нарушения в психическом развитии.

· Возникновение деструктивных изменений в психике.

· Применение психологических методик для влияния на сознание пациента с целью лечения и в качестве профилактики.

· Организация исследования с помощью определенного инструментария и определение принципов для этого, методологии.

· Выяснение того, как влияют всяческие расстройства на психику пациента.

· Роль психики в появлении, протекании и профилактике расстройств.

Итак, клиническая психология является дисциплиной, которая включает оценку здоровья психики, планирование и проведение исследований в научной области для диагностики и выявления психических проблем.

Психологи разрабатывают и проводят психокоррекцию и психотерапию. Они также исследуют вопросы общей психологии, сравнивают норму и патологию, изучают границы нормального, определяют то, как соотносятся социальное и биологическое в человеке, пытаются разрешить проблематику психического распада.

История появления

Зарождение клинической психологии начинается еще с античных времен, когда психологические знания зарождались в недрах философии и естествознания.

Возникновение первых научных представлений о психике, выделение науки о душе, формирование эмпирических знаний о психических процессах и их нарушениях связано с развитием античной философии и достижениями античных врачей. Так, Алкемон Кротонский (VI в. до н. э.) впервые в истории выдвинул положение о локализации мыслей в головном мозге. Гиппократ также придавал большое значение изучению мозга как органа психики. Им были разработаны учение о темпераменте и первая классификация человеческих типов. Александрийскими врачами Герофилом и Эразистра-том был детально описан мозг; они обратили внимание на кору с ее извилинами, что отличало человека по умственным способностям от животных.

Следующим этапом развития клинической психологии являлись средние века. Это был довольно длительный период, пронизанный безудержным мистицизмом и религиозным догматизмом, гонениями на естествоиспытателей и кострами инквизиции. Вначале обучение строилось на основе античной философии и естественнонаучных достижений Гиппократа, Галена, Аристотеля. Затем знание приходит в упадок, расцветает алхимия, и вплоть до XIII в. длятся «темные» годы. Психология в средние века опирается на философию

Фомы Аквинского. Развитие представлений о психике на этом этапе резко замедлилось. Важную роль в развитии отечественной клинической психологии сыграл А. Ф. Лазурский – организатор собственной психологической школы.

Благодаря А. Ф. Лазурскому естественный эксперимент был внедрен в клиническую практику, хотя разрабатывался им первоначально для педагогической психологии.

Наиболее разработанными в 60-х гг. ХХ в. были следующие разделы клинической психологии:

1) патопсихология, возникшая на стыке психологии, психопатологии и психиатрии (Б. В. Зейгарник, Ю. Ф. Поляков и др.);

2) нейропсихология, сформировавшаяся на границе психологии, неврологии и нейрохирургии {А. Р.Лу-рия, Е. Д. Хомская и др.).

Существует самостоятельная область психологического знания, имеющая свой предмет, свои методы исследования, свои теоретические и практические задачи, – клиническая психология.

В настоящее время клиническая психология является одной из наиболее популярных прикладных отраслей психологии и имеет большие перспективы развития как за рубежом, так и в России.

Клиническая психология начинала развиваться на рубеже 19 столетия еще французскими исследователями, российскими психиатрами. Из числа французов можно выделить Ж.-М. Шарко, Р. Рибо, П. Жане, И. Тэна. Из русских ученых называют В. М. Бехтерева, С. С. Корсакова, В. Х. Кандинского, И. А. Сикорского и других видных психиатров тех лет.

Так, В. М. Бехтерев в 1885 году основал первую в России психологическую лабораторию. Именно на базе психоневрологического института им. Бехтерева было проведено большое количество исследований.

Влияние на непосредственное развитие отечественной психологии клинического направления оказали И. П. Павлов, В. П. Осипов, В. Н. Мясищев, Г. Н. Вырубов. Особую роль в психологии в целом сыграл Л. С. Выготский, а затем его идеи были поддержаны и продолжены А.Р. Лурия, П. Я. Гальпериным, А. Н. Леонтьевым и другими.

В период Второй Мировой войны все известные психологи, самые лучшие из них, были отправлены в военные госпитали и на практике постигали азы медицинской психологии. Среди них были Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Б.В. Зейгарник. Вся эта плеяда ученых умов помогала солдатам справляться с травмами, стрессами, переживать поражения головного мозга. Именно данная практика позволила им сформировать первые положения клинической психологии, поскольку был собран уникальный обширный материал по психическим расстройствам, которые связанны с локализованными мозговыми нарушениями.



2019-07-03 243 Обсуждений (0)
Личность руководителя и стили руководства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Личность руководителя и стили руководства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)