Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности перевода лексических средств смыслового выделения



2019-07-03 199 Обсуждений (0)
Особенности перевода лексических средств смыслового выделения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Рассмотрим особенности перевода лексических средств смыслового выделения с французского языка на русский язык.

Прежде всего, необходимо сказать, что существуют два основных типа коммуникативных функций лексем: парадигматические и синтагматические лексемы. В первом случае, сама лексема выполняет определенную коммуникативную функцию, и является темой или ремой сообщения. Во втором случае, лексема придает определенную коммуникативную функцию какой-то внешней по отношению к себе части высказывания и выделяет ее в качестве темы или ремы. Таким образом, в русском языке существуют лексемы, выполняющие функцию как тематизации, так и рематизации. Это могут быть частицы, местоимения, числительные, прилагательные, междометия, наречия, фраземы.

Функцию тематизации в русском языке обычно выполняют такие частицы, как а, ну, ну а, же, -то, что касается, что до и другие лексические единицы, употребляющиеся при указании на лицо или предмет. А, например, такие лексемы, как даже, как раз, лишь, и, именно, не, только, всего лишь, один и т.д. маркируют рему сообщения.

Лексические средства смыслового выделения во французском языке могут передаваться на русский язык также лексическими средствами, соответствующим порядком слов, интонацией. Рассмотрим подробнее некоторые случаи.

Одним из основных средств смыслового выделения во французском языке являются артикли. Определенный артикль маркирует тему сообщения, неопределенный – рему, поэтому на русский язык передаются соответствующим порядком слов, при котором тема находится в начале предложения, а рема – в конце предложения. Например:

Une porte s ’ ouvre . [Q.R.: 28]

- И тут отворилась дверь. [Ц.: 21]

- В этот момент открылась одна из дверей, ведущих в гостиную. [Г.Р.: 9]

Отделители, используемые во французском языке в предложениях для выделения темы сообщения, переводятся на русский язык следующим образом: а, ну, ну а, же, -то, что касается, что же касается, что до, что же до и т.д. Например:

Quant à la ristourne de l’autre restau, on se la partage. [Q.R.: 121]

- Ну а башли, которые ты выудишь в «Серебряной купине», поделим пополам. [Ц.: 100]

- Что касается сдачи из «Кустов», то ее мы поделим между собой. [Г.Р.: 47]

Quant à Laverdure, c’est moi qui lui ai dit de venir. [Q.R.: 148]

- А Зеленца пригласил я. [Ц.: 123]

- Что до Зеленуды – так это я его пригласил. [Г.Р.: 58]

Quant à Fédor Balanovitch, les allées et venues de Gabriella le laissaient tout à fait indifférent. [Q.R.: 99]

- Что же касается Федора Балвановича, его совершенно не интересовали перемещения Габриеллы. [Ц.: 81]

- Что же до Федора Балановича, то ему было решительно все равно, что там делает Габриелла. [Г.Р.: 38]

Наречие bien в усилительной функции, сочетаясь с различными частями речи, выделяет их в предложении, и на русский язык передается, в первую очередь, с помощью лексических средств, как то: точно, как раз, вправду и т.д. при выражении уверенного подтверждения; -то, же, ведь, и так и т.д. при усиления значения слова; вот, такой и т.д. при подчеркивании качественно-количественной характеристики, и т.д. Например:

Il faut bien vivre, n’est-ce pas? [Q.R.: 151]

- Жить-то надо, не так ли? [Ц.: 125]

- Надо же на что-то жить, правда ведь? [Г.Р.: 59]

C’est bien ma veine. [Q.R.: 152]

- Вот такая моя невезуха. [Ц.: 127]

- Опять мне не везет. [Г.Р.: 60]

C’est bien elle. [Q.R.: 112]

- Это точно она. [Ц.: 92]

- И вправду она. [Г.Р.: 43]

Ça c’est bien les femmes. [Q.R.: 105]

- Вот они женщины. [Ц.: 87]

- Вот женщины! [Г.Р.: 41]

Il t’accusait bien de faire le tapin.[Q.R.: 102]

- Но ведь он и тебя обвинял в том, что ты промышляешь на панели. [Ц.: 84]

- Тебе же он тоже сказал, что ты клеишь клиентов на улице. [Г.Р.: 39]

Vzêtes drôlement bien roulée. [Q.R.: 142]

- Вы такая вся аппетитная. [Ц.: 118]

- У вас роскошная фигура. [Г.Р.: 55]

Вторым способом перевода наречия bien в усилительной функции является соответствующий порядок слов, при котором тема и рема занимают свои обычные позиции, как мы это видим во втором варианте перевода последнего предложения. Вот еще несколько примеров:

Il faut reconnaître que c’est une invention bien remarquable. [Q.R.: 176]

- Надо признать, что это замечательное изобретение. [Ц.: 147]

- Надо сказать, это в высшей степени выдающееся изобретение. [Г.Р.: 69]

Союз donc в функции усилительной частицы передается на русский язык, главным образом, при помощи лексических средств: -ка, ну-ка и т.д., выражающих побуждение к действию; же, хоть, да и т.д., усиливающих значение смыслового центра высказывания, придающих большую силу или выразительность отдельному слову или всему высказыванию и т.д. Например:

Mais remuez-vous donc un peu. [Q.R.: 107]

- Начинайте же действовать! [Ц.: 88]

- Давайте действуйте! Делайте же что-нибудь! [Г.Р.: 33]

Fais-nous donc voir tes papier. [Q.R.: 173]

- А ну, предъяви документы. [Ц.: 144]

- Ну-ка покажи документы. [Г.Р.: 68]

Менее распространенный способ перевода союза donc в усилительной функции – это порядок слов. Например:

Sois donc compréhensive avec les grandes personnes. [Q.R.: 126]

- Надо относиться с большим пониманием к взрослым. [Ц.: 105]

- Относись с пониманием к проблемам взрослых. [Г.Р.: 49]

Часто эти способы перевода сочетаются с восклицательной интонацией, как мы это видим в приведенных выше примерах.

Выделительная функция французского наречия même передается на русский язык, в первую очередь, лексическими средствами, подчеркивающими неожиданность, исключительность, необычность факта, усиливающими значение слова или словосочетание или показывающими крайнюю, максимальную степень признака, свойства. Вторым способом перевода наречия même является порядок слов. Например:

M ê me le g é n é ral Vermot aurait pas trouv é ç a tout seul . [Q.R.: 121]

- Такого даже сам генерал Вермо не придумал бы. [Ц.: 100]

- Даже генерал Шарль Вермо никогда бы до такого не додумался. [Г.Р.: 47]

C’est ma nièce et tâche à voir de respecter ma famille même mineure. [Q.R.: 94]

- Постарайся выражаться уважительно по отношению к моим родственникам, даже несовершеннолетним. [Ц.: 77]

- Это моя племянница. Я бы тебя попросил с большим уважением относиться к моим, пусть даже несовершеннолетним, родственникам. [Г.Р.: 36]

Eh bien, tu vois, je suis toujours en vie et même en pleine prospérité. [Q.R.: 176]

- Как видишь, я по-прежнему жив и даже преуспеваю. [Ц.: 147]

- Видишь, я все еще жив и к тому же процветаю. [Г.Р.: 69]

J’en ai même des qui sont positivement inusables. [Q.R.: 48]

- У меня есть блуджинсы, которым сносу не будет. [Ц.: 38]

- У меня есть блуджынзы, которым абсолютно нет сноса. [Г.Р.: 13]

Un bel homme même. [Q.R.: 105]

- Между прочим, симпатичного. [Ц.: 86]

- Красивого к тому же. [Г.Р.: 40]

Même sans son concours, la victoire fut bientôt totale. [Q.R.: 180]

- Но и без его участия была одержана полная виктория. [Ц.: 150]

- Но и без его участия вскоре была одержана полная победа. [Г.Р.: 70]

Лексические средства активно участвуют в коммуникативном членении предложения, внося в сообщение дополнительную смысловую нагрузку, позволяя слушающему сосредоточить внимание на наиболее существенном фрагменте сообщения, и должны обязательно передаваться при переводе. При переводе также важно учитывать, что коммуникативные функции лексических средств тесно связаны с их семантикой и иллокутивной целью высказывания.

 



2019-07-03 199 Обсуждений (0)
Особенности перевода лексических средств смыслового выделения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности перевода лексических средств смыслового выделения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)