Тема 2. Финансовая деятельность гос – ва и финансовая система
ЗАДАЧИ ПО ФИНАНСОВОМУ ПРАВУ Тема 1. Финансы как экономическая и историческая категории Задача 1. 1. Конституция РФ; 2. Федеральные конституционные законы (напр., Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации") 3. Федеральные законы (БК РФ, НК РФ + федеральные законы о федеральном бюджете на текущий год и плановые периоды; Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"; Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и др.) 4. Законодательные акты субъектов РФ 5. Подзаконные нормативные акты (указы Президента РФ; постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, подзаконные нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ) Задача 2. Финансы РФ - это денежные фонды государства, его территориальных подразделений (субъектов Федерации, муниципальных образований), предприятий, учреждений и организаций, которые используются для обеспечения потребностей общества и развития производства. Публичные финансы - система организованных государством и муниципальными образованиями денежных отношений, в процессе которых происходит формирование публичных фондов денежных средств, а также распоряжение средствами этих фондов в целях финансового обеспечения задач и функций публичной власти. Финансы организаций - денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений и их использования на различные цели (например на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой, финансирование затрат, выплаты дивидендов по акциям, арендной платы и так далее) / экономические отношения, возникающие в процессе хозяйственной деятельности организации и касающиеся формирования, распределения и использования её денежных потоков. Финансы граждан - это система денежных отношений, связанная с формированием финансовых ресурсов граждан из всех источников их дохода и расходованием денежных средств на необходимые нужды / стоимостной показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг. Задача 3. Объём понятия «финансы» значительно шире и включает в себя, в числе прочего, товарно-денежные отношения (т.е., деньги). Любые сделки, которые происходят между государствами, организациями и физическими лицами так или иначе отражаются на ВВП. Следовательно, они входят в объём финансовых отношений. Функции денег: 1. мера стоимости; 2. средство платежа; 3. средство обращения; 4. средство накопления и сбережения; 5. мировые деньги. Функции финансов: 1. распределительной; 2. контрольной; 3. накопительной; 4. регулирующей; 5. стабилизационной. Задача 4. Финансовая политика в Российской Федерации включает следующие основные направления: 1) налоговую политику; 2) бюджетную политику; 3) страховую политику; 4) инвестиционную политику; 5) политику доходов (заработной платы, пенсий, стипендий и т.д.). Налоговая политика выступает важной составной частью финансовой политики России. Налоговая политика должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Бюджетная политика России направлена на повышение эффективности расходов и переориентацию бюджетных ассигнований на реализацию приоритетных направлений государственной политики. Финансовая политика государства включает политику в области страхования, которая проводится по следующим основным направлениям: 1) разработка законопроектов по совершенствованию страховой деятельности, в том числе по государственному страховому надзору, по порядку осуществления страховой деятельности и организации страхового дела в Российской Федерации; 2) упорядочение взаимоотношений и определение правовых условий деятельности страховых организаций различных форм собственности; 3) активное развитие различных видов страхования, в том числе страхование рисков, включая особо крупные (космические, атомные и т.д.), страхование ответственности; 4) широкое участие страхования в решении социальных проблем, в том числе защищенность граждан от последствий дорожно-транспортных происшествий, страхование качества продукции, страхование от несчастных случаев работников отдельных профессий, страхование от безработицы и др.; 5) создание объединений (союзов, ассоциаций) страховщиков для решения вопросов развития страхового дела, защиты интересов страховщиков, выработки совместной программы стратегии и тактики развития страхования. Инвестиционная политика включает в себя: 1) наращивание финансового потенциала страны в целях повышения инвестиционной активности за счет стимулирования внутреннего спроса на отечественную продукцию, выпуска импортозамещающей продукции, оздоровления финансового сектора; 2) повышение роли бюджета развития, являющегося составной частью федерального бюджета, формируемой в составе его капитальных вложений и используемой как источник финансового обеспечения государственной инвестиционной политики; 3) создание условий для организационного накопления и инвестирования сбережений населения; 4) развитие ипотечного кредитования; 5) привлечение прямых иностранных инвестиций. В области политики доходов предусматривается: 1) выплата в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов, а также выполнение графика погашения задолженности по этим группам населения из федерального бюджета; 2) увязка перечисления трансфертов субъектам РФ с выполнением их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов; 3) разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированной индексации пенсий и поэтапной индексации ставок и окладов работников бюджетной сферы; 4) сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости; 5) реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием; внедрение элементов накопительного финансирования пенсий; 6) упорядочение системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения.
Тема 2. Финансовая деятельность гос – ва и финансовая система Задача 1. Финансовая деятельность государства основана на основополагающих правилах и требованиях (принципах), закрепленных Конституцией РФ, к которым относятся принципы: 1. законности; 2. федерализма (ст.71 Конституции РФ); 3. единства финансовой политики (ст.8); 4. гласности (ст.15); 5. участия граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления (ст.32); 6. плановости. + ст. 34 Задача 2. Полномочия высших органов гос.власти в регулировании финансовой деятельности: 1. В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ. 2. Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика. Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль. 3. Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики. В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т. д. Полномочия федерального казначейства в регулировании финансовой деятельности: 1. обеспечивает учет всех доходов бюджета; 2. подтверждает бюджетные обязательства, и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов, т.е. санкционирует расходы в рамках лимитов бюджетных обязательств; 3. осуществляет платежи от имени получателей бюджетных средств. Полномочия министерства финансов в регулировании финансовой деятельности: 1. вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства. 2. составляет проект федерального бюджета; 3. утверждение и введение сводной бюджетной росписи федерального бюджета; 4. представление в Правительство РФ отчетности об исполнении федерального бюджета; 5. организацию ведения главными распорядителями средств федерального бюджета мониторинга государственного сектора; 6. управление в установленном порядке государственным долгом; 7. сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных и муниципальных фондов; 8. организацию перечисление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований; согласование решений Пенсионного фонда РФ об объемах и структуре размещаемых средств и т.д. Задача 3. Финансовый институт — организация, участвующая в финансово-кредитной системе, напр.: банк, страховая компания, инвестиционный фонд (инвестиционная компания), пенсионный фонд, взаимный фонд и др. Типы финансовых институтов: 1. Коммерческий банк (универсальные и специализированные) · - коммерческий банк; инвестиционный банк; ипотечный банк; 2. Небанковская кредитная организация: - ломбард; кредитное товарищество; кредитный кооператив (кредитный союз); общество взаимного кредита (касса взаимопомощи); страховая компания; негосударственный пенсионный фонд; финансовые компании; 3. Инвестиционные институты: - инвестиционная компания и инвестиционный фонд; фондовая биржа; инвестиционные дилеры и брокеры. Система финансового права Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, которые группируются в различные институты и другие подразделения, образуя единую систему данной отрасли. Такая группировка имеет объективную основу, т. е. зависит от содержания и особенностей регулируемых отношений. Вместе с тем на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов, разделов и подотраслей оказывают влияние и потребности практики, задачи эффективного применения норм данной отрасли права. Следовательно, система российского финансового права — это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности. В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные подразделения российского финансового права — части Общая и Особенная. Обоснование необходимости их выделения и определение содержания каждой из них относятся к важным достижениям отечественной правовой науки. Однако работа в этом направлении требует продолжения и углубления с учетом новых явлений в жизни общества и государства. Общая часть финансового права К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, общие положения об организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства (муниципальных образований) и имеют для нее общее значение. Особенная часть финансового права Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов и подотраслей, включающих соответствующие финансово-правовые институты. Каждое из названных подразделений представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений, но в разных масштабах. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по своему содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. Последние, также по признакам однородности регулируемых отношений, но более широкого содержания, объединяют несколько финансово- правовых институтов, которые могут быть более или менее крупными. Всем отношениям, находящимся в целом под воздействием системы финансового права, свойственны общие отличительные черты, независимо от вхождения в то или иное ее подразделение. В последнее время отдельные подразделения финансового права стали именоваться его подотраслями. Это, в частности, бюджетное право и налоговое право. Названные подотрасли получили в системе финансового права по сравнению с другими се подразделениями более четкое оформление и развитую структуру, что выразилось в принятии БК РФ и НК РФ. В совокупности норм этих подотраслей выделены, в частности, нормы общего характера (общие положения), что свойственно крупным подразделениям отрасли права (как, например, наследственному праву в гражданском праве). Подотрасли финансового права могут входить в раздел. Например, налоговое право включают в раздел «Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов», состоящий, помимо институтов налогового права, также из институтов неналоговых доходов. Однако в целом по финансовому праву такой последовательной группировки правовых норм по разделам, подотраслям и институтам пока нет, она существует лишь в теории. В настоящее время вопрос о содержании системы российского финансового права относится к числу дискуссионных. В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области: бюджетной системы; внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов; финансов государственных и муниципальных предприятий; организаций и учреждений; государственных и муниципальных доходов; государственного и муниципального кредита; организации страхового дела; итд. В системе финансового права находит отражение финансовая система Российской Федерации как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Обшей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней отдельных звеньев. В результате бюджетная система, государственный, муниципальный и банковский кредит, организация страхования получили правовое оформление в виде соответствующих разделов финансового права. В издававшихся прежде учебниках в системе финансового права не выделялся структурно раздел, посвященный правовому регулированию финансов предприятий, хотя отдельные вопросы функционирования этого звена освещались и ранее. Объективно потребность в его правовом выражении вытекает из наличия соответствующего звена финансовой системы, что неоднократно отмечалось в юридической литературе. Впервые такой раздел был выделен в учебнике по финансовому праву в 1987 г. С появлением в российской финансовой системе такого звена, как государственные и муниципальные внебюджетные фонды, соответствующий раздел стал выделяться и в системе финансового права. Анализируя систему современного российского финансового права и ее содержание, следует заметить, что в последнее время в научной литературе высказывается предложение о существенном, принципиальном ее изменении, а именно о выделении из нее подотраслей бюджетного и налогового права, а также некоторых других подразделений (институтов) в качестве самостоятельных отраслей права. Фактически это выразится в изменении предмета финансового права. Такая позиция не учитывает основополагающих принципов, на которых строится система финансового права: речь идет оединстве финансовой системы как объективной экономической категории, тесной взаимосвязанности и взаимодействии ее звеньев. Однако в связи с резким увеличением объема бюджетного и налогового законодательства целесообразно выделять учебные курсы «Бюджетное право», «Налоговое право» и др., а также, для удобства пользования, соответствующие отрасли законодательства при его классификации (поскольку отрасли законодательства, в отличие от отрасли права, свойствен комплексный характер). Научная обоснованность системы права, построение се на основе объективно существующих отношений способствуют наиболее эффективному применению финансово-правовых норм. Как следствие, сфере финансового права отводится активная роль в развитии общества и государства.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (411)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |