Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2. Финансовая деятельность гос – ва и финансовая система



2019-07-03 411 Обсуждений (0)
Тема 2. Финансовая деятельность гос – ва и финансовая система 0.00 из 5.00 0 оценок




ЗАДАЧИ ПО ФИНАНСОВОМУ ПРАВУ

Тема 1. Финансы как экономическая и историческая категории

Задача 1.

1. Конституция РФ;

2. Федеральные конституционные законы (напр., Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации")

3.  Федеральные законы (БК РФ, НК РФ + федеральные законы о федеральном бюджете на текущий год и плановые периоды; Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"; Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и др.)

4. Законодательные акты субъектов РФ

5. Подзаконные нормативные акты (указы Президента РФ; постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, подзаконные нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ)

Задача 2.

Финансы РФ - это денежные фонды государства, его территориальных подразделений (субъектов Федерации, муниципальных образований), предприятий, учреждений и организаций, которые используются для обеспечения потребностей общества и развития производства.

Публичные финансы - система организованных государством и муниципальными образованиями денежных отношений, в процессе которых происходит формирование публичных фондов денежных средств, а также распоряжение средствами этих фондов в целях финансового обеспечения задач и функций публичной власти.

Финансы организаций - денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений и их использования на различные цели (например на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой, финансирование затрат, выплаты дивидендов по акциям, арендной платы и так далее) / экономические отношения, возникающие в процессе хозяйственной деятельности организации и касающиеся формирования, распределения и использования её денежных потоков.

Финансы граждан - это система денежных отношений, связанная с формированием финансовых ресурсов граждан из всех источников их дохода и расходованием денежных средств на необходимые нужды / стоимостной показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг.

Задача 3.

Объём понятия «финансы» значительно шире и включает в себя, в числе прочего, товарно-денежные отношения (т.е., деньги). Любые сделки, которые происходят между государствами, организациями и физическими лицами так или иначе отражаются на ВВП. Следовательно, они входят в объём финансовых отношений.

Функции денег:

1. мера стоимости;

2. средство платежа;

3. средство обращения;

4. средство накопления и сбережения;

5. мировые деньги.

Функции финансов:

1. распределительной;

2. контрольной;

3. накопительной;

4. регулирующей;

5. стабилизационной.

Задача 4.

Финансовая политика в Российской Федерации включает следующие основные направления: 1) налоговую политику; 2) бюджетную политику; 3) страховую политику; 4) инвестиционную политику; 5) политику доходов (заработной платы, пенсий, стипендий и т.д.).

Налоговая политика выступает важной составной частью финансовой политики России. Налоговая политика должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики.

Бюджетная политика России направлена на повышение эффективности расходов и переориентацию бюджетных ассигнований на реализацию приоритетных направлений государственной политики.

Финансовая политика государства включает политику в области страхования, которая проводится по следующим основным направлениям:

1) разработка законопроектов по совершенствованию страховой деятельности, в том числе по государственному страховому надзору, по порядку осуществления страховой деятельности и организации страхового дела в Российской Федерации;

2) упорядочение взаимоотношений и определение правовых условий деятельности страховых организаций различных форм собственности;

3) активное развитие различных видов страхования, в том числе страхование рисков, включая особо крупные (космические, атомные и т.д.), страхование ответственности;

4) широкое участие страхования в решении социальных проблем, в том числе защищенность граждан от последствий дорожно-транспортных происшествий, страхование качества продукции, страхование от несчастных случаев работников отдельных профессий, страхование от безработицы и др.;

5) создание объединений (союзов, ассоциаций) страховщиков для решения вопросов развития страхового дела, защиты интересов страховщиков, выработки совместной программы стратегии и тактики развития страхования.

Инвестиционная политика включает в себя:

1) наращивание финансового потенциала страны в целях повышения инвестиционной активности за счет стимулирования внутреннего спроса на отечественную продукцию, выпуска импортозамещающей продукции, оздоровления финансового сектора;

2) повышение роли бюджета развития, являющегося составной частью федерального бюджета, формируемой в составе его капитальных вложений и используемой как источник финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;

3) создание условий для организационного накопления и инвестирования сбережений населения;

4) развитие ипотечного кредитования;

5) привлечение прямых иностранных инвестиций.

В области политики доходов предусматривается:

1) выплата в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов, а также выполнение графика погашения задолженности по этим группам населения из федерального бюджета;

2) увязка перечисления трансфертов субъектам РФ с выполнением их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов;

3) разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированной индексации пенсий и поэтапной индексации ставок и окладов работников бюджетной сферы;

4) сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости;

5) реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием; внедрение элементов накопительного финансирования пенсий;

6) упорядочение системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения.

 

Тема 2. Финансовая деятельность гос – ва и финансовая система

Задача 1.

Финансовая деятельность государства основана на основополагающих правилах и требованиях (принципах), закрепленных Конституцией РФ, к которым относятся принципы:

1. законности;

2. федерализма (ст.71 Конституции РФ);

3. единства финансовой политики (ст.8);

4. гласности (ст.15);

5. участия граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления (ст.32);

6. плановости.

+ ст. 34

Задача 2.

Полномочия высших органов гос.власти в регулировании финансовой деятельности:

1. В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.

2. Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика. Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.

3. Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики. В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т. д.

Полномочия федерального казначейства в регулировании финансовой деятельности:

1. обеспечивает учет всех доходов бюджета;

2. подтверждает бюджетные обязательства, и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов, т.е. санкционирует расходы в рамках лимитов бюджетных обязательств;

3. осуществляет платежи от имени получателей бюджетных средств.

Полномочия министерства финансов в регулировании финансовой деятельности:

1. вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства.

2. составляет проект федерального бюджета;

3. утверждение и введение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

4. представление в Правительство РФ отчетности об исполнении федерального бюджета;

5. организацию ведения главными распорядителями средств федерального бюджета мониторинга государственного сектора;

6. управление в установленном порядке государственным долгом;

7. сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных и муниципальных фондов;

8. организацию перечисление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований; согласование решений Пенсионного фонда РФ об объемах и структуре размещаемых средств и т.д.

Задача 3.

Финансовый институт — организация, участвующая в финансово-кредитной системе, напр.: банк, страховая компания, инвестиционный фонд (инвестиционная компания), пенсионный фонд, взаимный фонд и др.

Типы финансовых институтов:

1. Коммерческий банк (универсальные и специализированные) ·

- коммерческий банк; инвестиционный банк; ипотечный банк;

2. Небанковская кредитная организация:

- ломбард; кредитное товарищество; кредитный кооператив (кредитный союз); общество взаимного кредита (касса взаимопомощи); страховая компания; негосударственный пенсионный фонд; финансовые компании;

3. Инвестиционные институты:

- инвестиционная компания и инвестиционный фонд; фондовая биржа; инвестиционные дилеры и брокеры.

Система финансового права

Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, которые группируются в различные институты и другие подразделения, образуя единую систему данной отрасли. Такая группировка имеет объективную основу, т. е. зависит от содержания и особенностей регулируемых отношений. Вместе с тем на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов, разделов и подотраслей оказывают влияние и потребности практики, задачи эффективного применения норм данной отрасли права.

Следовательно, система российского финансового права — это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные подразделения российского финансового права — части Общая и Особенная. Обоснование необходимости их выделения и определение содержания каждой из них относятся к важным достижениям отечественной правовой науки. Однако работа в этом направлении требует продолжения и углубления с учетом новых явлений в жизни общества и государства.

Общая часть финансового права

К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, общие положения об организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства (муниципальных образований) и имеют для нее общее значение.

Особенная часть финансового права

Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов и подотраслей, включающих соответствующие финансово-правовые институты. Каждое из названных подразделений представляет собой совокупность

финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений, но в разных масштабах. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по своему содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. Последние, также по признакам однородности регулируемых отношений, но более широкого содержания, объединяют несколько финансово- правовых институтов, которые могут быть более или менее крупными. Всем отношениям, находящимся в целом под воздействием системы финансового права, свойственны общие отличительные черты, независимо от вхождения в то или иное ее подразделение.

В последнее время отдельные подразделения финансового права стали именоваться его подотраслями. Это, в частности, бюджетное право и налоговое право. Названные подотрасли получили в системе финансового права по сравнению с другими се подразделениями более четкое оформление и развитую структуру, что выразилось в принятии БК РФ и НК РФ. В совокупности норм этих подотраслей выделены, в частности, нормы общего характера (общие положения), что свойственно крупным подразделениям отрасли права (как, например, наследственному праву в гражданском праве).

Подотрасли финансового права могут входить в раздел. Например, налоговое право включают в раздел «Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов», состоящий, помимо институтов налогового права, также из институтов неналоговых доходов. Однако в целом по финансовому праву такой последовательной группировки правовых норм по разделам, подотраслям и институтам пока нет, она существует лишь в теории. В настоящее время вопрос о содержании системы российского финансового права относится к числу дискуссионных.

В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области: бюджетной системы; внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов; финансов государственных и муниципальных предприятий; организаций и учреждений; государственных и муниципальных доходов; государственного и муниципального кредита; организации страхового дела; итд.

В системе финансового права находит отражение финансовая система Российской Федерации как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Обшей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней отдельных звеньев. В результате бюджетная система, государственный, муниципальный и банковский кредит, организация страхования получили правовое оформление в виде соответствующих разделов финансового права.

В издававшихся прежде учебниках в системе финансового права не выделялся структурно раздел, посвященный правовому регулированию финансов предприятий, хотя отдельные вопросы функционирования этого звена освещались и ранее. Объективно потребность в его правовом выражении вытекает из наличия соответствующего звена финансовой системы, что неоднократно отмечалось в юридической литературе. Впервые такой раздел был выделен в учебнике по финансовому праву в 1987 г. С появлением в российской финансовой системе такого звена, как государственные и муниципальные внебюджетные фонды, соответствующий раздел стал выделяться и в системе финансового права.

Анализируя систему современного российского финансового права и ее содержание, следует заметить, что в последнее время в научной литературе высказывается предложение о существенном, принципиальном ее изменении, а именно о выделении из нее подотраслей бюджетного и налогового права, а также некоторых других подразделений (институтов) в качестве самостоятельных отраслей права. Фактически это выразится в изменении предмета финансового права. Такая позиция не учитывает основополагающих принципов, на которых строится система финансового права: речь идет оединстве финансовой системы как объективной экономической категории, тесной взаимосвязанности и взаимодействии ее звеньев. Однако в связи с резким увеличением объема бюджетного и налогового законодательства целесообразно выделять учебные курсы «Бюджетное право», «Налоговое право» и др., а также, для удобства пользования, соответствующие отрасли законодательства при его классификации (поскольку отрасли законодательства, в отличие от отрасли права, свойствен комплексный характер).

Научная обоснованность системы права, построение се на основе объективно существующих отношений способствуют наиболее эффективному применению финансово-правовых норм. Как следствие, сфере финансового права отводится активная роль в развитии общества и государства.

 



2019-07-03 411 Обсуждений (0)
Тема 2. Финансовая деятельность гос – ва и финансовая система 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2. Финансовая деятельность гос – ва и финансовая система

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (411)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)