Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Европа и Россия Х IX - XXI в.



2019-07-03 212 Обсуждений (0)
Европа и Россия Х IX - XXI в. 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Мысль о пользе рисования как общеобразовательного предмета была высказана великим

чешским педагогом Яном Амосом Коменским (1592—1670) в его «Великой дидактике». Правда, Коменский еще не решался включить рисование в курс школьного обучения как обязательный предмет. Однако ценность этих мыслей состояла в том, что они были тесно связаны с вопросами педагогики. В XXI главе «Великой дидактики», названной «Метод искусств», указывается, что для обучения искусству необходимо соблюдать три требования:

1) правильного употребления; 2) разумного направления; 3) частого упражнения.

Коменский, рассматривая рисование как общеобразовательный предмет, не делает резких различий в методах и системах обучения искусству в общеобразовательных и специальных школах. Он опирается на уже сложившуюся систему обучения рисунку в академиях художеств, на оправдавшие себя методы обучения.

Обучение рисованию в художественной школе начиналось с копирования образцов, и в общеобразовательной школе, считает Коменский, должна быть эта же система, причем образцы должны подбираться самые лучшие (имелись в виду произведения великих художников). Руководящая роль в обучении должна принадлежать учителю, который обязан следить за работой ученика, направлять ее. Ошибки, допущенные учениками в рисунках, должны быть исправлены учителем с объяснением их причин.

Особую ценность для нас представляют мысли Коменского о необходимости изучать методы преподавания. Каждый художник-педагог должен знать не только свои предметы, но и основные дидактические принципы. Он должен иметь полное представление о том, какие методы обучения дают наилучшие результаты, с чего следует начинать, где следует сделать остановку, чтобы заострить внимание ученика на главном.

 

2. Джон Локк (1632—1704). В своей книге «Мысли о воспитании» он пишет: «Если мальчик приобрел красивый и быстрый почерк, то должен не только поддерживать его тщательным упражнением в письме, но еще усовершенствовать свое искусство посредством рисования. В путешествиях… рисование послужит в пользу молодому человеку; часто немногими чертами он в состоянии будет изобразить здания, машины, одежды и пр.— чего не объяснить никакими многословными описаниями». Однако методических указаний о преподавании рисования Дж. Локк не дает, он ограничивается лишь общими рассуждениями о пользе обучения рисованию.

3. Более обстоятельно о рисовании как общеобразовательном предмете высказался французский философ-энциклопедист Жан Жак Руссо (1712-1778). В своей книге «Эмиль» Руссо пишет, что для познания окружающей действительности большое значение имеют органы чувств, которые можно развить у ребенка, обучая его рисованию с натуры. Руссо совершенно верно указывает, что занятия рисованием следует проводить среди природы, так как на природе ученик может наглядно увидеть явления перспективы и понять ее законы. Кроме того, наблюдая природу, ученик воспитывает свой вкус, приучается любить природу, начинает понимать ее красоту. Руссо считает, что обучение рисованию должно проходить исключительно по натуре.

4. В 1804 году школьным уставом рисование вводится во все уездные училища и гимназии России.

5. В 1834 году А. П. Сапожников издал «Курс рисования». Это был первый учебник для общеобразовательных учебных заведений, составленный русским художником. Учебник переиздавался затем много раз, последнее его издание—1889 года. Рассказать об особенностях метода Сапожникова и его значении.

6. Г. А. Гиппиус. 1844 г. «Очерки теории рисования как общего учебного предмета». Это был первый капитальный труд по методике обучения рисованию в общеобразовательной школе.

7. С 1959 года создается сеть художественно-графических факультетов при педагогических институтах. В этих институтах, в Академии художеств, в Академии педагогических наук СССР, в институтах усовершенствования учителей разрабатывается методика преподавания рисования. Многие учителя изобразительного искусства также работают над созданием учебных пособий для школ.

6.Структура урока. Календарно-тематический план.

Структура урока — совокупность его элементов, час­тей, обеспечивающих целостность урока и достижение дидакти­ческих целей. Структура зависит также от целей, содержания, методов и средств обучения, уровня подготовки учеников.

 

1)Организация урока (организационный момент). Сюда входит: установление в классе должной дисциплины, регистрация отсутствующих в классном журнале, проверяется готовность учащихся к уроку (инструменты и материалы).

В организационный момент входит и установление натурных постановок (некоторые натурные постановки можно, а иногда и необходимо устанавливать до урока).

2)Повторение и проверка знаний учащихся (проверка домашнего задания, опрос учащихся по пройденному материалу), выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала на текущем уроке. Проверка домашних рисунков (анализ лучших работ).

3)Объяснение нового материала (изучение нового материала) В объяснение нового материала входит сообщение темы урока, вида материала, в котором следует выполнить задание, времени на его выполнение. Подробно раскрываются цели и задачи, стоящие перед учащимися на уроке, а также требования, предъявляемые к рисункам. Проводится анализ предметов натурной постановки с целью выяснения особенностей пространственного расположения их, формы, перспективного сокращения, конструктивного строения, цвета, распределения светотени на поверхности формы и т.д. демонстрируются наглядные пособия.

При подготовке к занятиям учитель должен помнить о необходимости решения важных задач: формировать научное мировоззрение учащихся, следить за соответствием содержания урока уровню современной науки.

4)Самостоятельная работа учащихся. В процессе самостоятельной работы закрепляются знания, графические и живописные умения и навыки, получаемые школьниками во время объяснения учителя. В это же время педагог проводит по мере надобности фронтальную и индивидуальную работу учащимися. Предупреждает и исправляет ошибки и т.д. На практических занятиях изобразительным искусством (рисование с натуры, на темы, декоративное рисование) данному этапу отводится основное время урока (30-40 минут).

5)Закрепление нового материала. Подведение итогов урока (задание на дом). На уроках рисования с натуры, на темы и декоративного рисования закрепление нового материала проводится в форме анализа нескольких специально отобранных рисунков. Как правило, отбираются лучшие работы, но иногда педагог анализирует рисунки с типичными ошибками. Кроме анализа рисунков, учитель закрепляет знания о способах деятельности учащихся. Учитель оценивает учащихся и выставляет оценки в журнал. Задает домашнее задание.

 

Для годового планирования учитель должен руководствоваться программой по изобразительному искусству.

 

Для того чтобы осуществлять процесс планирования уроков ИЗО в школе, необходимо опираться на программы по предмету «Изобразительное искусство», рекомендуемые Министерством Образования в ФГОС. В настоящее время это:

1.Программа В.С.Кузина «Изобразительное искусство»

2.Программа Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»

3.Программа Т.Я.Шпикаловой «Изобразительное искусство и художественный труд».

4.Программа Полуянова «Изобразительное искусство».

Благодаря планированию появ возможность предвидеть и учесть результаты работы. План чётко предусматривает совокупность умений и навыков в их последовательности и развитии. Планирование позволяет дозировать учебный материал и распределить его в хронологии.

Поурочный план - документ, регламентирующий деятельность на уроке:

учителя - по организации учебно-воспитательной деятельности;

учащихся - по овладению знаниями, умениями, навыками по предмету в соответствии с учебной программой.

7. уроков рисования с натуры, рисования по памяти, рисования по воображению, уроков декоративного рисования, уроков по восприятию произведений изобразительного искусства.

1. Рисование с натуры как вид занятий по изобразительному искусству характеризуется тем, что происходит получение научных знаний об объективном мире вокруг и развитие эстетических вкусов, творческого восприятия этого объективного мира. В учебном процессе познание натуры является не простым созерцанием, а переходом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе. При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о предмете становятся все более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению. На занятиях необходимо приучать детей к правильному суждению о форме предметов на основе научных данных о явлениях перспективы, теории теней, цветоведения, анатомии. Для активации творческой деятельности необходимо требовать от каждого ребенка рисовать сознательно, не допускать механического копирования натуры; творчески использовать научные знания из области перспективы, теории теней; рационально использовать рисовальный материал и возможности его тонового и фактурного диапазона.

2. В повседневной работе с детьми художнику-педагогу необходимы развитое творческое мышление, богатый запас пластических наблюдений, прочные навыки уверенного и свободного рисования, умение импровизировать. Эти качества приобретаются в результате систематического рисования по памяти, представлению и воображению. Без них невозможна успешная работа над заданиями по тематическому рисованию, композиции. Начинающему художнику трудно добиться сходства даже при рисовании с натуры, а при рисовании по памяти это сделать еще труднее. Способность наблюдать и запоминать увиденное воспитывается, и при известной тренировке можно достичь хороших результатов. Программа подготовки учащихся к рисованию по памяти включает различные задания, упражнения. Чаще всего практикуется повторение по памяти некоторых заданий. В работе по памяти наибольшую сложность и затруднение вызывает передача цветовых характеристик натуры. Внимательное отношение к деталям натуры, их запоминание необходимо и потому, что они служат отправным моментом в восстановлении в памяти целостного представления о наблюдаемых предметах. Подобно тому как мы по отдельным словам, строчка за строчкой, восстанавливаем в памяти рассказ, стихотворение, так и в рисовании по памяти запоминание интересных и характерных деталей помогает восстановлению целого.

Исключительное значение в развитии умения рисовать по воображению, по представлению имеют занятия графикой, особенно иллюстрирование книг, отдельных отрывков произведений. Работа над иллюстрациями развивает способность к обобщению собранных материалов, учит мыслить образно, как бы перевоплощаться в героев литературных произведений. Здесь художник творит свои образы и типы на основе воображения, представлений и умения рисовать от себя. Сочинение композиционных эскизов — одно из важных средств развития памяти. В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности. Воображение в жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще, и чаще допускает нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения - важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству. В условиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям воображения. Учитель на уроке предлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков.

3. На занятиях декоративным рисованием важную роль играет умение компоновать рисунки, делать их выразительными. Поскольку основным содержанием декоративной работы в I - III классах является знакомство с декоративно-прикладным искусством и выполнение узоров в полосе, квадрате и круге, то и композиционные задачи заключаются в том, чтобы научить детей понимать сущность и закономерности, принципы композиции этого вида изобразительного искусства и пользоваться этими принципами в практической работе. Особенности декоративно-прикладного искусства одновременно являются и основными закономерностями композиции декоративных работ. Поэтому при разъяснении этой закономерности учитель должен доходчиво рассказать ученикам, что изобразительные элементы на предметах декоративно-прикладного искусства не могут доминировать, закрывать форму предмета. С изложенными принципами компоновки узора тесно переплетается вопрос о декоративной переработке форм растительного и животного мира. Степень декоративной переработки (трактовки) играет здесь важную роль, так как значительно влияет на выразительность композиции. При объяснении одного из заданий учитель должен раскрыть один из важных законов декоративно-прикладного искусства - сохранение определенной плоскости. Смысл этой закономерности в том, что в декоративных работах не показываются светотеневые эффекты, передающие иллюзию объемности рисуемых предметов. При объяснении сущности таких понятий, как «ритм», «симметрия», «асимметрия», «центр», в линейных композициях узоров учитель пользуется наглядными пособиями (образцами декоративно-прикладного искусства, их репродукциями, таблицами, плакатами, лучшими рисунками детей). яти и творческого воображения.

4. Ознакомление учащихся с произведениями изобразительного искусства осуществляется в ходе практических занятий на уроках и бесед об изобразительном искусстве. школьники способны воспринять образный язык искусства, но для этого необходимо активно развивать у них художественное восприятие, наблюдательность, фантазию, воображение.

Восприятие художественного произведения - сложный психический процесс. Оно предполагает способность узнать, понять изображенное; но это только познавательный акт. Необходимым условием художественного восприятия является эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему.

При восприятии художественных произведений имеет значение не только общее отношение ко всему произведению, но и характер отношения, оценка ребенком отдельных героев.

В процессе развития художественного восприятия у детей появляется понимание выразительных средств произведения искусства, что ведет к более адекватному, полному, глубокому его восприятию.

Умелое применение музыки, художественного слова положительно сказывается на понимании школьниками картин, помогая глубже воспринять художественные образы, воплощенные в них. Интересные приемы, развивающие эмоциональную отзывчивость, наблюдательность, пробуждающие художественный вкус.

Важно сформировать у детей правильную оценку героев художественного произведения. Эффективную помощь в этом могут оказать беседы, особенно с использованием вопросов проблемного характера. Они подводят ребенка к пониманию ранее скрытого от них "второго", истинного лица персонажей, мотивов их поведения, к самостоятельной переоценке их (в случае первоначальной неадекватной оценки).

Восприятие художественных произведений школьниками будет более глубоким, если они научатся видеть элементарные средства выразительности, применяемые автором для характеристики изображаемой действительности (цвет, цветовые сочетания, форма, композиция и др.).

Развитие художественного восприятия осуществляется путем решения трех основных задач:

• Развитие отзывчивости;

• Способность выразить свое отношение к произведению;

• Расширение объема знаний и представлений об искусстве.
Решение этих задач должно быть тесно связано между собой и учитывать возрастные особенности восприятия школьников.

Развитие отзывчивости предполагает формирование у детей представления об изобразительном искусстве как особом способе познания жизни, о работе художника, который не просто показывает нам интересный сюжет, а выражает свое отношение к изображаемому.

Школьники узнают, что у каждого вида искусства особые художественные приемы, техника, свой специфический художественный язык, и содержание произведения передается теми средствами выражения, которые художник отбирает соответственно замыслу произведения.

Под руководством учителя учащиеся постепенно выясняют, какие средства выражения характерны для изобразительного искусства и какие эти средства (пространство, композиция, цвет, ритм и др.) используются в данном произведении. Совершенно недопустимо разбор произведения сводить к рассказу о сюжете, к его описанию. Такой подход восприятию искусства тормозит художественное развитие ребенка, понимание им особенностей языка искусства.

Активизировать процесс художественного анализа помогают средства, развивающие у школьников способность к размышлению, сравнению и оценке. Поэтому  методика знакомства с изобразительным искусством направлена на развитие различных способов выражения детьми своих мыслей.



2019-07-03 212 Обсуждений (0)
Европа и Россия Х IX - XXI в. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Европа и Россия Х IX - XXI в.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)