Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1. Признаки чистой монополии



2019-07-03 242 Обсуждений (0)
Тема 1. Признаки чистой монополии 0.00 из 5.00 0 оценок




Монополией в экономической теории называют такой тип строения рынка, при котором существует один и только один продавец определенного товара. Будучи единственным поставщиком, предприятие-монополист (его также часто называют монополией) сталкивается с совокупным спросом всех потенциальных покупателей товара в пределах данного (национального или местного) рынка, и в этом смысле оно тождественно отрасли.

Это предопределяет отличия поведения монополиста от поведения предприятия, функционирующего в условиях совершенной конкуренции.

Как мы знаем, кривая спроса на продукцию совершенно конкурентного предприятия бесконечно эластична и имеет вид прямой, параллельной оси выпуска.

Напротив, кривая спроса на продукцию монополиста, как и кривая рыночного спроса на продукцию совершенно конкурентной отрасли, имеет отрицательный наклон. Поэтому всякое увеличение (уменьшение) объема продукции, продаваемой монополистом, сопряжено со снижением (повышением) ее цены, тогда как совершенно конкурентное предприятие может продать любой объем продукции по существующей (и не зависящей от его поведения) рыночной цене. Следовательно, совершенно конкурентное предприятие, будучи ценополучателем, может максимизировать прибыль, лишь варьируя объем производства, тогда как монополист может достигнуть этой цели, варьируя либо объем производства, либо уровень цены. Разумеется, он не может изменять объем выпуска и цену независимо, поскольку их соотношение однозначно определено его функцией спроса и инвариантно выбору независимой переменной.

Модель монополии, как и модель совершенной конкуренции, основана на ряде допущений:

1. Отсутствие совершенных заменителей. Предприятие-монополист может выпускать однородную или дифферен-цированную продукцию, но в любом случае эта продукция не имеет совершенных (с точки зрения покупателей) заменителей, или субститутов. Конечно, все потребительские товары являются взаимозаменяемыми в том смысле, что все они конкурируют или соперничают за деньги покупателей. Однако если товары, выпускаемые совершенно конкурентным предприятием, имеют совершенные субституты, производимые другими предприятиями той же отрасли, то субституты товаров, производимых монополистом, менее чем совершенны.

2. Иначе говоря, перекрестная эластичность спроса между продуктами монополиста и любым другим товаром либо равна нулю, либо пренебрежимо мала.

Хотя монополист и является единственным продавцом определенного единичного товара, он все же должен учитывать существование более или менее близких, хотя и несовершенных, заменителей своего товара, производимых другими предприятиями.

Это давление всеобщей конкуренции за деньги покупателей воплощено в самой функции (кривой) спроса, которой для монополиста является рыночная (отраслевая) функция (кривая) спроса на его товар.

3. Отсутствие свободы входа на рынок (в отрасль). Монополия может существовать лишь постольку, поскольку вход на рынок представляется другим предприятиям невыгодным или невозможным. Если другим фирмам удастся войти в отрасль, монополия по определению исчезнет. Поэтому наличие входных барьеров является обязательным условием и возникновения, и существования монополии. Входные барьеры многочисленны и разнообразны. Среди них:

- наличие у предприятия-монополиста патентов на продукцию или применяемую при ее изготовлении технологию;

- существование правительственных лицензий, квот или высоких пошлин на импорт товаров;

- контроль монополистом источников поступления необходи-мого сырья или других специализированных ресурсов;

- наличие существенной экономии от масштаба, допускающей присутствие на рынке лишь одного поставщика, получающего положительную прибыль;

- высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков, так что единая в технологическом отношении отрасль может представлять множество локальных монополистов.

Кроме того, и само предприятие-монополист может проводить такую политику цен, которая делает вход на рынок мало-привлекательным для потенциальных конкурентов.

4. Одному продавцу противостоит большое число покупателей. Если на данном рынке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называют двухсторонней монополией.

5. Совершенная информированность. И покупатели, и единственный поставщик обладают совершенным знанием о ценах, физических характеристиках благ, других параметрах рынка. Допущение совершенной информированности имеет для монополиста едва ли не большее значение, чем для совершенно конкурентного предприятия. Последний, как мы знаем, является ценополучателем, а значит, ему вовсе не обязательно знать отраслевую или рыночную кривую спроса. Для него рыночная цена является экзогенным параметром, а его индивидуальная кривая спроса представляется прямой, параллельной оси выпуска.

 

Тема 2. Цена, совокупный и предельный доход монополиста

 

Рис. 62. Кривая спроса на продукцию предприятия на рынке совершенной конкуренции (а) и предприятия-монополиста (б)

 

Основная разница в поведении совершенно конкурентного предприятия и монополиста обусловлена, как мы уже знаем, разным характером кривых спроса. Если функция спроса на продукцию совершенно конкурентного предприятия графически отображается прямой, параллельной оси выпуска, то кривая спроса на продукцию монополиста имеет отрицательный наклон. А это ведет к различиям в характере кривых предельной выручки (MR) и в их соотношении с кривыми спроса (D) и средней выручки (AR). Когда кривая спроса представлена горизонтальной прямой, как это имеет место для совершенно конкурентного предприятия, линия цены одновременно является и линией средней, и линией предельной выручки (AR = MR = Р). Напротив, когда кривая спроса имеет отрицательный наклон, она также является кривой средней выручки, однако кривая предельной выручки лежит ниже ее.

При определении ценовой политики монополист стоит перед выбором: ограничить объем продаж для поддержания высокой цены или снизить цену в целях увеличения объема реализации.

Если монополист выберет цену Р1 (рис. 62б), то общий доход от реализации Q1 объема товара составит площадь прямоугольника Р1АQ1O. При снижении цены до Р2 общий доход от реализации Q2 объема товара составит Р2ВQ2O. Заметим, что с увеличением объема производства и продаж с Q1 до Q2 общий доход возрастает на величину площади КВQ2Q1 и одновременно уменьшается на площадь Р1АКР2.

Таким образом, монополист, самостоятельно устанавливая цену и объем продаж, каждый раз при расширении объема продаж должен следить за приростом дохода от реализации дополнительной единицы продукции, т.е. за величиной предельного дохода (MR).

Для монополиста, в отличие от совершенного конкурента, предельный доход меньше цены продукции и поэтому линия MR лежит ниже линии спроса (D), причем линия MR в два раза круче линии D.

 

 

 

Совокупный же доход (ТR) по мере роста объема продаж сначала возрастает (когда MR>0), достигает максимума (MR=0), а затем уменьшается (MR<0). Таким образом, монополист будет действовать на участке MR>0, который соответствует эластичному участку спроса.

Ценовая дискриминация

Ценовая дискриминация – это практика установления разных цен на одну и ту же продукцию, произведенную одним производителем с одинаковыми затратами.

Существует два типа ценовой дискриминации.

Дискриминация по единицам продаваемой продукции. Ее суть заключается в различных условиях покупки товара или оплаты услуги потребителями в зависимости от количества приобретаемого блага.

Дискриминация среди покупателей. Покупатели имеют различные доходы, а следовательно, готовы платить за один и тот же товар разную цену. Поэтому продавцы на различных рынках устанавливают дифференцированные цены на один  и тот же товар.

Для осуществления ценовой дискриминации необходимо выполнение трех условий:

1-  Предприятие должно обладать монопольной властью.

2-  Должна быть исключена возможность перепродажи товара.

3-  Производители должны иметь возможность и способность сегментировать рынок.

Наиболее благоприятные условия для ценовой дискриминации имеются в сфере услуг, т.к. их нельзя перепродать.

 

Тема 3. Поведение предприятия-монополиста в краткосрочном и долгосрочном периодах

Условие максимизации прибыли для монополиста состоит в равенстве предельных издержек (МС) предельному доходу (MR).

При этом, если для рынка совершенной конкуренции характерно равенство MR = Р (см. лекцию 13) и отсюда МС = MR = Р, то для монополии, где MR<Р, условие максимизации прибыли можно записать так:

МС= MR Р.                     

Рассмотрим график максимизации прибыли монополией в краткосрочном периоде (рис. 64).

 

 


Рис. 64. Максимизация прибыли монополией

 

Стремясь к максимуму прибыли, монополия выбирает объем выпуска Qм, при котором MR = МС (точка К) и продаёт его по цене Рм.

Средняя прибыль монополии (прибыль в расчете на единицу продукции) составит длину отрезка NA(Рм>АТС ср.общ.издерж.). Общая прибыль монополии на весь выпуск равна площади РмANL (заштрихованная область на рисунке).

В отличие от совершенного конкурента, монополист, защищенный от конкурентов высокими барьерами, может получать экономическую прибыль и в долгосрочном периоде. Ситуация убытков не характерна для долгосрочного периода, т.к. монополист покинет рынок. В крайнем случае монополия в долгосрочном периоде будет функционировать безубыточно.

Долгосрочное равновесие монополии при отсутствии угрозы появления конкурентов достигается при уровне выпуска, когда долгосрочные предельные издержки (LMC) равны долгосрочному предельному доходу (LMР) (рис. 65).

 


   

 

 

Рис. 65. Максимизация прибыли монополией в долгосрочном периоде

 

Цена, максимизирующая долгосрочную прибыль монополиста, будет ниже, чем цена, максимизирующая кракосрочную прибыль, т.к. спрос на любой продукт более эластичен в долгосрочном периоде, чем в краткосрочном. Долгосрочная равновесная цена равна высоте кривой долгосрочного спроса в точке, соответствующей объему производства Qм (для которого LМС = LMR).

 

 




2019-07-03 242 Обсуждений (0)
Тема 1. Признаки чистой монополии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1. Признаки чистой монополии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (242)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)