Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2. Ценообразование на олигополистическом рынке



2019-07-03 251 Обсуждений (0)
Тема 2. Ценообразование на олигополистическом рынке 0.00 из 5.00 0 оценок




В связи с множественностью моделей олигополий точного прогноза ценовой политики олигополистов быть не может. Однако можно выделить две общие закономерности:

1. Олигополистические цены негибкие, или «жесткие».

2. Если олигополистические цены все-таки изменяются, то, вероятнее всего, все предприятия делают это одновременно.

Таким образом, олигополистическая ценовая политика предполагает наличие стимулов к согласованию действий или к тайному сговору при установлении цены.

В результате исследования ценовой политики олигополистов можно выделить четыре варианта ценообразования: ломаная линия спроса; лидерство в ценах; ценообразование по принципу «издержки плюс».

Ломаная линия спроса

Допустим, что на рынке конкурируют три предприятия (Х, У, Z), а рыночная цена составляет Ро. Рассмотрим реакцию предприятий У и Z на поведение Х (рис. 67).

 


                                                           MR2

 

 

Рис. 67. Ломаная линия спроса

 

Х может установить цену выше Ро, тогда спрос на его продукцию уменьшится, т.к. У и Z вряд ли последуют его примеру.

Поэтому линия спроса на участке NE высокоэластична и имеет пологий наклон. Если Х снизит цену ниже Ро, то У и Z, опасаясь сокращения своих продаж, тоже снизят цену. Таким образом, продажи Х почти не увеличатся и линия спроса на ее продукт на участке ЕМ будет иметь довольно крутой наклон (спрос неэластичен). В результате возникает ломаная линия спроса NEM, высокоэластичная – выше уровня текущей цены Ро и малоэластичная – ниже нее.

Излому линии спроса соответствует разрыв кривой предельного дохода (MR). Это означает, что при сдвигах кривой предельных издержек в пределах отрезка АВ цена Ро остается максимизирующей прибыль.

Когда явный сговор является противозаконным, предприятия стремятся к тайному сотрудничеству. Это достигается путем договоренности о том, что одно предприятие будет действовать как лидер в области цен, а другие будут следовать за ним.

Ценообразование за лидером – разновидность ценообразова-ния на олигополистическом рынке с доминирующим по объему выпуска производителем, устанавливающим максимизирующую его прибыль цену, которой добровольно придерживаются остальные производители.

Ценообразование по принципу «издержки плюс» – практический способ ценообразования на рынках с несовершенной конкуренцией. В этом случае цена равна:

Р = AFC + AVC + m,

где т – используемый уровень надбавки (в %), позволяющий покрыть средние постоянные издержки и обеспечить нормальную прибыль.

 

Тема 3. Характерные черты рынка монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция – это рыночная структура, которая занимает промежуточное место между совершенной конкуренцией и олигополией, вбирая в себя черты обеих структур.

Признаки монополистической конкуренции:

· На рынке действует большое число предприятий. Их число меньше, чем на рынке совершенной конкуренции, но больше, чем при олигополии. Предприятия в отрасли действуют независимо друг от друга и строят свою финансово-экономическую политику без учета реакции конкурентов.

· Продукт на рынке дифференцированный, т.е. продукт одного продавца отличается от продукта другого. Отличия в товаре достигаются за счет:

- качества товара;

- размещения продукта и степени его доступности покупателям;

- условий продаж и послереализационного обслуживания;

- стимулирования сбыта;

- мнимых различий (чаще за счет рекламы).

· Влияние на цену ограничено. Однако за счет яркой упаковки, удачной рекламы и размещения товара продавцы имеют возможность продавать его дороже.

· Легкое вступление в отрасль. Однако финансовые затраты больше, чем на рынке совершенной конкуренции, так как необходимы вложения в разработку собственной разновидности товара и в рекламу торговой марки.

· Ценовая и неценовая конкуренция сопутствуют друг другу. Особое место в неценовой конкуренции занимает поиск и последующее рекламирование своего торгового знака, марки, клейма.

Монополистическая конкуренция является наиболее распространенной моделью рынка. К ней можно отнести производителей и продавцов стиральных порошков различных торговых марок: Ariel, Tide, Gala, Test и т.п.; производителей и продавцов кондитерских изделий и др.



2019-07-03 251 Обсуждений (0)
Тема 2. Ценообразование на олигополистическом рынке 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2. Ценообразование на олигополистическом рынке

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)