Тема 2. Ценообразование на олигополистическом рынке
В связи с множественностью моделей олигополий точного прогноза ценовой политики олигополистов быть не может. Однако можно выделить две общие закономерности: 1. Олигополистические цены негибкие, или «жесткие». 2. Если олигополистические цены все-таки изменяются, то, вероятнее всего, все предприятия делают это одновременно. Таким образом, олигополистическая ценовая политика предполагает наличие стимулов к согласованию действий или к тайному сговору при установлении цены. В результате исследования ценовой политики олигополистов можно выделить четыре варианта ценообразования: ломаная линия спроса; лидерство в ценах; ценообразование по принципу «издержки плюс». Ломаная линия спроса Допустим, что на рынке конкурируют три предприятия (Х, У, Z), а рыночная цена составляет Ро. Рассмотрим реакцию предприятий У и Z на поведение Х (рис. 67).
MR2
Рис. 67. Ломаная линия спроса
Х может установить цену выше Ро, тогда спрос на его продукцию уменьшится, т.к. У и Z вряд ли последуют его примеру. Поэтому линия спроса на участке NE высокоэластична и имеет пологий наклон. Если Х снизит цену ниже Ро, то У и Z, опасаясь сокращения своих продаж, тоже снизят цену. Таким образом, продажи Х почти не увеличатся и линия спроса на ее продукт на участке ЕМ будет иметь довольно крутой наклон (спрос неэластичен). В результате возникает ломаная линия спроса NEM, высокоэластичная – выше уровня текущей цены Ро и малоэластичная – ниже нее. Излому линии спроса соответствует разрыв кривой предельного дохода (MR). Это означает, что при сдвигах кривой предельных издержек в пределах отрезка АВ цена Ро остается максимизирующей прибыль. Когда явный сговор является противозаконным, предприятия стремятся к тайному сотрудничеству. Это достигается путем договоренности о том, что одно предприятие будет действовать как лидер в области цен, а другие будут следовать за ним. Ценообразование за лидером – разновидность ценообразова-ния на олигополистическом рынке с доминирующим по объему выпуска производителем, устанавливающим максимизирующую его прибыль цену, которой добровольно придерживаются остальные производители. Ценообразование по принципу «издержки плюс» – практический способ ценообразования на рынках с несовершенной конкуренцией. В этом случае цена равна: Р = AFC + AVC + m, где т – используемый уровень надбавки (в %), позволяющий покрыть средние постоянные издержки и обеспечить нормальную прибыль.
Тема 3. Характерные черты рынка монополистической конкуренции Монополистическая конкуренция – это рыночная структура, которая занимает промежуточное место между совершенной конкуренцией и олигополией, вбирая в себя черты обеих структур. Признаки монополистической конкуренции: · На рынке действует большое число предприятий. Их число меньше, чем на рынке совершенной конкуренции, но больше, чем при олигополии. Предприятия в отрасли действуют независимо друг от друга и строят свою финансово-экономическую политику без учета реакции конкурентов. · Продукт на рынке дифференцированный, т.е. продукт одного продавца отличается от продукта другого. Отличия в товаре достигаются за счет: - качества товара; - размещения продукта и степени его доступности покупателям; - условий продаж и послереализационного обслуживания; - стимулирования сбыта; - мнимых различий (чаще за счет рекламы). · Влияние на цену ограничено. Однако за счет яркой упаковки, удачной рекламы и размещения товара продавцы имеют возможность продавать его дороже. · Легкое вступление в отрасль. Однако финансовые затраты больше, чем на рынке совершенной конкуренции, так как необходимы вложения в разработку собственной разновидности товара и в рекламу торговой марки. · Ценовая и неценовая конкуренция сопутствуют друг другу. Особое место в неценовой конкуренции занимает поиск и последующее рекламирование своего торгового знака, марки, клейма. Монополистическая конкуренция является наиболее распространенной моделью рынка. К ней можно отнести производителей и продавцов стиральных порошков различных торговых марок: Ariel, Tide, Gala, Test и т.п.; производителей и продавцов кондитерских изделий и др.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |