Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 25. Олигополия и монополистическая конкуренция



2019-07-03 405 Обсуждений (0)
Лекция 25. Олигополия и монополистическая конкуренция 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы лекции:

25.1. Характерные черты и модели олигополистической рыночной структуры.

25.2. Ценообразование на олигополистическом рынке.

25.3. Характерные черты рынка монополистической конкуренции.

 

Основные понятия и термины: монополистическая конкуренция, дифференциация продукта, реклама, «избыточные производственные мощности, тайный сговор, картель, олигополия, дуополия, модель Курно, модель Бертрана.

Тема 1.Характерные черты и модели олигополистической рыночной структуры

Особенность олигополии, как специального типа строения рынка, заключается во всеобщей взаимозависимости поведения предприятий-продавцов. Предприятие-олигополист не может не считаться с тем, что соотношение между выбранным им уровнем цены и количеством продукции, которое оно сможет по этой цене продать, зависит от поведения его соперников, которое в свою очередь зависит от принятого им решения. Поэтому олигополист не может рассматривать кривую спроса на свою продукцию как заданную. Олигополист поэтому должен сделать (или принять) некоторые предположения о реакции своих соперников на принимаемые им решения и предпринимаемые действия, а также и об обратном воздействии реакции соперников на результаты своих решений. Таким образом, общая взаимозависимость предприятий-олигополистов представляет главную черту олигопольных рынков. Ясно, что результаты соперничества на таких рынках в большой мере зависят от характера допущений о реакции соперников на действия друг друга, а они могут быть существенно отличными. Поэтому и не существует единой, всеобщей модели олигополии, как это имеет место в случае совершенной конкуренции или монополии.

1. Если в модели совершенной конкуренции однородность продукции, выпускаемой (продаваемой) разными экономическими агентами, является одним из важнейших допущений, то в случае олигополии продукция может быть как однородной, так и неоднородной. В первом случае говорят о классической, или однородной, олигополии, во втором – о неоднородной, или дифференцированной, олигополии.

2. Немногочисленность (англ. fewness) продавцов, которым противостоит множество мелких покупателей. Это значит, что покупатели на олигопольном рынке являются ценополучателями, каждый из них убежден, что его поведение не влияет на рыночные цены. С другой стороны, сами олигополисты являются "ценоискателями", каждый из них понимает, что его поведение оказывает ощутимое влияние на цены, которые могут получить за свою продукцию соперники.

3. Возможности входа в отрасль (на рынок) варьируют в широких пределах, от полностью блокированного входа (как в модели монополии) до совершенно свободного (как в модели совершенной конкуренции). Возможность регулировать вход, равно как и необходимость учитывать при принятии решений возможную реакцию соперников, формирует стратегическое поведение олиго-полистов.

4. Олигополисты могут проводить самостоятельную ценовую политику, т.к. доля отдельного производителя в общем объеме рынка достаточно велика.

5. Взаимозависимость решений олигополистов по ценам и объему производства (олигополистическая взаимосвязь). Ни одно подобное решение не может быть принято без учета и оценки возможных ответных действий конкурентов.

Для оценки немногочисленности предприятий-продавцов используется ряд различных показателей, среди которых наиболее широко известен индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI), названный так по именам американских экономистов, независимо друг от друга использовавших его в этих целях. Этот индекс рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей фирм данной отрасли:

HHI = Si2,

где Si – доля i-ro предприятия (в процентах) в общем выпуске отрасли (i = 1, 2, …, п), при этом S1 ≥ S2 ≥ … ≥ Sn.

Максимальное значение, которое может принимать HHI, соответствует ситуации, когда рынок полностью монополизирован одним предприятием. В этом случае, как очевидно:

HHI = 1002 = 10000.

При HHI > 1800 рынок считается высококонцентрированным, или "немногочисленным".

В каком смысле НHI является мерой немногочисленности предприятий отрасли? Если долю рынка каждого предприятия представить не в процентах, а в долях единицы, то очевидно, что в случае монополии HHI будет равен 1. В случае двух предприятий с равными долями выпуска:

HHI = (1/2)2 + (1/2)2 = 1/2,

в случае трех предприятий также с равными долями выпуска:

HHI = (1/3)2 + (1/3)2 + (1/3)2 = 1/3.

Таким образом, с возрастанием числа равновеликих предприятий (с точки зрения рыночной доли) значение НHI устремляется от единицы к нулю.

Универсальной теории олигополии не существует, так как реакция конкурентов на то или иное действие олигополистов может быть различной. Каждому предположению о характере этой реакции соответствует своя модель олигополии.

В целом на рынке олигополии возможны две модели поведения, каждая из которых имеет свои варианты – действовать разрозненно (неорганизованная олигополия) или договариваться о своих действиях (организованная олигополия).

Модель дуополии Курно

Дуополия – это рыночная структура, при которой два продавца, защищенные от появления конкурентов, являются единственными производителями однородного товара, не имеющего близких заменителей.

Модель Курно основана на том, что два предприятия производят однородный товар, им известна кривая рыночного спроса, оба предприятия принимают решения о производстве одновременно, самостоятельно и независимо друг от друга, причем каждое из предприятий предполагает выпуск конкурента постоянным.

 
 
  R1
 
  R3
 
 
 

 
 
Рис. 66. Оптимизация объема предприятия Х в зависимости от объема производства предприятия У

 

В ответ на активные действия предприятия У предприятие Х «сдается», снижая цены и объем выпуска. Однако Х может занять активную позицию и, значительно снизив цены, не допустить У на рынок.

Модель Бертрана

(или модель олигополистических ценовых войн)

Ценовая война – цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке предприятиями. Ценовая война продолжается до тех пор, пока не будет выполняться равенство Р = АС = МС. В этом положении ни одно предприятие не будет получать выгоды от снижения цены.

Чтобы избежать ценовых войн, олигополисты договарива-ются об определенных принципах установления цен и (или) распределении долей рынка. Так создаются картели.

Картель – это объединение предприятий, целью которых является максимизация прибыли путем фиксации цен и ограничения объемов выпуска. Объединившиеся в картель предприятия теперь выступают как чистая монополия. В результате образования картеля на рынке общее количество товара уменьшается, а его цена становится выше. Превышение каким-либо предприятием установленных квот по производству продукции ведет к нарушению картельного соглашения и снижению цен.



2019-07-03 405 Обсуждений (0)
Лекция 25. Олигополия и монополистическая конкуренция 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 25. Олигополия и монополистическая конкуренция

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (405)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)