Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Прятки: «ку-ку» (продолжение)



2019-07-03 215 Обсуждений (0)
Прятки: «ку-ку» (продолжение) 0.00 из 5.00 0 оценок




ОСНОВНОЙ ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ

I этап

Играем в мяч

Цель: сформировать у ребенка умение соотносить его первичные представления о свойствах окружающих предметов с определенны­ми словами в речи взрослых.

Задачи:

• выработка у ребенка устойчивости навыков наблюдения за дви­жущимся предметом (прослеживание взором за движением мяча по прямой траектории различной длины);

• ознакомление с новыми словами (катать, падать, вниз, боль­шой, маленький, мой, твой, отрицательная частица «не», вопроси­тельное слово «где»);

• стимуляция собственно речевой активности ребенка в эмоцио­нальной ситуации игры;

•     развитие точных и направленных движений обеих рук.

Оборудование: деревянная скамейка (на улице) или лавочка (в помещении ясельной группы), диван (в квартире), мячи разного размера.

Ход занятия

Занятие проводится на прогулке или в игровой комнате.

Покатайте один мяч по скамейке на глазах у детей, а затем не­сколько раз, когда они отворачиваются или отвлекаются, спрячьте его за спинку или под сиденье скамейки (мяч должен быть хорошо виден между досками) и попросите найти его.

Речевая инструкция: «Мячика нет. Где мячик?» Когда мячик «на­ходят», каждый раз эмоционально реагируйте на его «появление»: хлопайте в ладоши, поощряйте детей ласковыми словами.

Несколько раз каждому ребенку надо задать вопрос: «Это мяч?» (при этом не всегда демонстрировать мяч, а можно показать произвольный предмет из окружающей обстановки): так мы учим по подражанию говорить «нет» в ситуации, когда предмет не был мячом.

Очень важно активизировать у ребенка слово «нет» в «конфликт­ной» речевой ситуации (когда знакомый предмет специально назы­вается неправильно), чтобы в дальнейшем легко можно было уз­нать, правильно ли малыш соотносит предмет и его название.

Особое внимание на этом занятии должно уделяться детям, ко­торые не употребляют слово «нет», так как смысл его для ребенка не привязан к конкретной ситуации общения («отрицание»), а в случае необходимости эти малыши «протестуют» криками, «выги­баниями» и т.п.

Игра проводится несколько раз, в следующие дни постепенно усложняется оборудование игры, используется несколько мячей раз­ного размера и изменяется речевая инструкция: «Мячик упал. Бух — вниз. Где мячик? Дай мне мячик. Дай Коле (имя другого ребенка) мячик. Нет, это не мой мячик. Вот мой мячик!»

Если дети хорошо развиты и никто из них не испытывает серь­езных трудностей при выполнении заданий взрослого, это занятие проводится в форме обучения пониманию слов «большой — ма­ленький», когда в игре происходит «замена» одного мяча на дру­гой (например, большого на маленький, когда мячик прячется за спинку скамейки или под лавочку). Инструкция: «Вот мячик. Он упал. Бух. Где мой мячик? Нет, это не мой мячик. Мой — малень­кий (показывается соответствующий жест руками). А твой — боль­шой (показывается соответствующий жест руками). Вот мой мяч. Возьми мой мяч. Мой мяч — маленький (вкладываем мяч в руки ребенка)».

Как «говорят» инструменты: молоток

Цель: научить ребенка соотносить звук инструмента (игрушеч­ного молотка) с его звукоподражательным обозначением.

Задачи:

• воспитание слухового внимания;

• ознакомление с предметом и новыми способами действовать с ним (стучим молотком по гвоздику, вбиваем колышки);

• понимание названий действий (стучать, держать, забивать), слов, обозначающих место (сюда, туда, тут, там), указательных слов (вот, это); формирование умения соотносить конкретный предмет с его
изображением на картинке, названием, звукоподражанием;

• стимулирование речевой активности в игровой ситуации.

       Оборудование: игрушечный инструмент (молоточек) — можно использовать несколько похожих молоточков; картинка с изображе­нием этого инструмента, деревянный набор с колышками для заби­вания или деревянный брусок с почти забитым в него гвоздиком с широкой шляпкой, стол, стульчики.

Ход занятия

Занятие проводится в игровой комнате с использованием реаль­ных предметов (не более двух—трех одинаковых предметов одновре­менно), а также с использованием стимульного материала.

Сначала познакомьте детей с предметом и одновременно пока­жите его изображение на картинке, а затем вместе с каждым ребен­ком по очереди «работайте» этим инструментом. Если дети очень маленькие, младше 1 года 6 мес., то целесообразно «знакомить» их с картинкой на повторном занятии по этой теме, а на первом занятии больше времени уделить тому, что все эти предметы называются молоточками.

Речевая инструкция: «Это молоточек. Вот молоточек: тук-тук. Я делаю "тук-тук". Я стучу "тук-тук"». Затем можно «передавать» моло­точек по очереди каждому ребенку: «Возьми молоточек. Сделай "тук-тук". Вот так: тук-тук. Постучи молоточком! Вот сюда! А теперь — здесь! Молодец! Дай мне молоточек (или: «Дай Ване молоточек»)», и т.д.

Примечание! Не все предметы и действия, выполняемые с ними на занятиях по теме «Инструменты», могут быть для детей новыми, но принципиально новым будет именно выполнение разнообраз­ных совместных действий ребенка со взрослым в сочетании с их называнием, а затем — выполнение этих же действий самостоя­тельно каждым ребенком, без предварительной демонстрации дей­ствия взрослым — просто по речевой инструкции, — это надо многократно закрепить в игре. Особое внимание на занятии должно быть уделено тем детям, которые умеют только брать молоточек, но не пробуют самостоятельно им «постучать». Положите свою руку сверху руки ребенка, удерживающего молоток в кулачке, и, нап­равляя движение его руки, несколько раз вместе постучите по брусочку или колышку. Обязательно сопровождайте свое действие про­изнесением звукоподражаний в ритме ударов молоточком: «Тук-тук-тук!»

Когда «знакомство» с молоточком закончено, он кладется перед детьми на стол, и каждого ребенка по очереди просят: «Дай молото­чек: тук-тук», «Возьми молоточек: тук-тук», «Постучи молоточ­ком: тук-тук», т.е. называют и сам предмет, и действие, которое им выполняют, или звук, который он издает. При проведении этого задания целесообразно использовать разные молоточки по количеству детей в мини-группе (2—3) или предлагать ребенку поочередно вы­ полнять задания с разными молоточками.

В конце занятия (или на другом занятии по этой теме) попросите найти предмет «по картинке»: покажите ребенку картинку и одно­временно попросите найти реальный предмет. Речевая инструкция: показывая на молоток в книжке, задать вопрос «Где это?», а потом попросить ребенка — «Дай это». Более сложный вариант этого зада­ния: попросить ребенка показать, на какой из двух картинок нарисо­ван молоточек («Где молоточек: тук-тук?»), или задать ему вопрос: « Что это?» Когда ребенок правильно показывает или называет пред­мет, его хвалят («аплодисменты») и еще раз называют предмет и воспроизводят его звучание. Как правильный ответ можно «засчи­тать» и то, как ребенок просто смотрит на картинку, выбирая взгля­дом одну «нужную» картинку из двух.

 

При многократном повторении дети начинают сами с радостью произносить эти звукоподражания. Это не всегда происходит сразу, на первом занятии. Важно помнить: «работа» с молоточком должна быть организована именно как веселая игра ребенка вместе со взрослым. Если просто предоставить ребенку возможность стучать молотком и он какое-то время поиграет один, то потом просто утратит интерес к этой игрушке. «Аплодисменты», поощрительные возгласы при нахождении «молоточка» — важнейшее условие игры с маленьким ребенком. Надо всегда в игре радоваться, находя нужный предмет, потому что именно эмоции стимулируют начало собственно речевой активности ребенка. А необходимость передавать молоточек из рук в руки формирует у ребенка первичные пред­ставления об очередности выполнения любых действий, в том чис­ле и при общении: обмен возгласами, поощрительными аплодис­ментами и т.п.

3.У нас — гости!

Цель: практически усвоить в игре ритуал приветствия и проща­ния с «гостями».

Задачи:

• научить каждого ребенка здороваться «за руку» с игрушкой;

• закрепить умение использовать при прощании жест «пока- пока»;

• активизировать употребление эмоциональных возгласов для выражения своей радости при встрече с «гостями» и облегченного слова «пока-пока» при прощании.

Оборудование: игрушечный заяц.

Ход занятия

Занятие начинается с того, что детям говорят: «К нам пришел зайка. Ой, зайка! Давайте поздороваемся с зайкой! Возьми зайку за ручку: вот так!» Покажите ребенку, как надо брать зайку за ручку и «здороваться» с ним. Свои действия взрослый сопровождает возгла­сом «удивления-радости» при знакомстве с зайкой, стимулируя ре­бенка к его произнесению: «Ой! Зайка!»

Необходимо учитывать, что в большинстве семей не принято «здороваться» с маленькими детьми «за руку». Более того, дети мог­ли вообще не видеть, как взрослые люди здороваются друг с дру­гом за руку. Однако многие дети достаточно хорошо знают, что означает слово «обними», и умеют соотносить его с радостным воз­гласом. Рекомендуем на первом занятии использовать прием соотне­сения двух способов радостного приветствия: «обнять» (зайку) и «поздороваться за ручку». В дальнейшем дети смогут использовать эти способы для приветствия другого человека, однако способ «здо­роваться за руку» предпочтительнее для использования в общении с большинством людей.

В семьях слово «обними» обычно используется в контексте «об­ними маму (папу)», поэтому надо очень корректно использовать его на занятии с маленькими детьми, чтобы они не допускали в дальнейшем перенос этого действия на всех окружающих людей. Можно попросить детей сначала погладить игрушку и только потом «обнять» (прижать к себе) и взять ее в руки. При обучении жесту «приветствие» очень хорошо использовать мягкую игрушку, пото­му что сама фактура материала (теплый, пушистый, мягкий) очень притягательна для маленьких детей, они с удовольствием «здорова­ются» с зайцем за руку.

После того как зайка поздоровался с ребенком, надо «прогу­ляться» с ним по квартире. В зависимости от уровня понимания речи конкретным ребенком «экскурсия» сопровождается одним из двух вариантов комментария:

1.     «Здесь мы спим. Здесь мы кушаем. Здесь мы играем. Здесь мы моем ручки...» и т.д.

2.    «Это наша спальня. Это наша комната...» и т.д. Возможно использование и смешанного варианта: «Эта наша спальня. Здесь мы спим», если вы хотите напомнить все известные детям слова (изучение новых слов, обозначающих место действия, на этом занятии не проводится).

После такой экскурсии можно проводить зайку к выходу и по­прощаться с ним. Зайка должен «попрощаться» с каждым ребенком (или членом семьи, если занятие проводится дома).

Речевая инструкция: «Зайка говорит: "До свиданья, Ваня". И ма­шет ручкой: "пока-пока". И Ваня машет ручкой: "пока-пока, зай­ка"». Поочередно то машите рукой «за зайку» (движение лапкой «вверх-вниз»), то помогайте ребенку поднять руку и помахать зайке.

На дом всем родителям дается задание потренироваться вместе с детьми — разучить приветственные жесты.

Прятки: «ку-ку»

Цель: научить ребенка соотносить названия знакомых предметов с их местоположением в доступных ему местах, уточнить понима­ние простых речевых инструкций, обращенных к ребенку.

Задачи:

• развитие речеслухового и зрительного внимания при поиске знакомых предметов, умения наблюдать и удерживать в памяти, что было спрятано и где, ориентируясь — сначала на показ места, (куда надо прятать), и предмета (который прячут), и их называ­ние, — а затем только на вопрос («Где ...? Куда ...?»);

• воспитание умения самостоятельно «прятать» определенный пред­мет в нужном месте, ориентируясь только на речевую инструкцию («Спрячь...»);

• понимание практического значения слов-действий (прятать, найти, положить, поднять), предлогов (в, за, на, под: на этом занятии учится предлог «под»);

• активизация собственной речевой активности ребенка (договаривание фразы вместе со взрослым: «Сейчас мы будем прятать ...что?... Би-би»).

Оборудование (на первом занятии): одна подушка, несколько экземпляров одной хорошо знакомой игрушки (например, не­сколько маленьких машинок или куколок).

Ход занятия

Занятие проводится в игровой комнате.

Эта игра принципиально отличается от ее «взрослого» варианта, потому что предмет прячется на глазах у ребенка и тут же им «нахо­дится», причем сначала «учится» одно место, где можно спрятать разные предметы, затем постепенно переходят к 2—3—4—5 местам, где можно спрятать до пяти различных предметов. Постепенно, на протяжении длительного времени, ребенку сначала показывают, как предмет прячут под ..., за ..., на ..., в ..., а затем просят его «найти».

На первом занятии всегда используется только одно место (на­пример, подушка на ковре) и несколько экземпляров одной игрушки (машинки или куколки должны быть небольшими, примерно одного размера). Сначала малыша надо многократно «учить» прятать один предмет. В ходе игры найденный ребенком предмет меняйте на другой такой же предмет (например, красную машинку меняйте на синюю машинку), и пусть ребенок прячет этот предмет. Важно, что­бы на занятии ребенок все время «прятал» разные предметы, кото­рые можно назвать одним словом.

Речевая инструкция: «Вот машинка: би-би. Прячем машинку. Вот сюда, под подушку. Где машинка? Поднимаем подушку. Машинка: би-би! Вот она!» Поощряйте ребенка, когда он нашел игрушку, — погладьте по голове, похлопайте в ладоши, скажите: «Молодец! Умница!», тем самым стимулируя малыша продолжать игру. «А вот еще машинка. Би-би! Спрячь машинку!»

Желательно, чтобы каждый ребенок спрятал на занятии две-три похожих игрушки подряд. Например, мальчики могут прятать ма­шинки, а девочки — куколок: главное, чтобы конкретному ребен­ку нравилось играть в новую игру со знакомыми игрушками.

Таким образом можно не только выполнять и повторять назва­ние нового действия («прятать»), но и одновременно закреплять у детей представления о том, что похожие игрушки называют одина­ковым словом («Вот машинка. А вот еще машинка. И еще машинка»). Малыши многократно выполняют одно и то же действие, потому что им предлагается каждый раз «другая» машинка или куколка.

Затем (для детей младше 1 года 6 мес. — на следующем занятии) можно переходить к игре в «прятки» с разными игрушками (колеч­ки, кубики, мячики). Следить, чтобы в речевых инструкциях обя­зательно использовался предлог «под», глаголы «найди, подними, спрячь» (форма повелительного наклонения).

Прятки: «ку-ку» (продолжение)

Оборудование: одна игрушка (для каждого ребенка лучше ис­пользовать свою игрушку, желательно, чтобы она могла «звучать») ' и два предмета, с помощью которых будут прятать предмет (напри­мер, подушка на ковре и подушка с дивана).

Ход занятия

На втором занятии (для детей старше 1 года 6 мес. можно прово­дить эту игру на 4-м занятии) одну подушку с дивана опустите на ковер, рядом с ребенком. Подушка на ковре должна находиться в поле зрения сидящего на полу или стоящего ребенка. По очереди перепрятывайте игрушку (например, молоточек) то под одной, то под другой подушкой.

Речевая инструкция: «Где тук-тук? Куда спрятали тук-тук? Под­нимаем подушку. Тут нет! Поднимаем другую подушку. Вот молото­чек: тук-тук!»

Обязательно поощряйте ребенка, если, находя игрушку, он сы­митировал слова «вот, тут» или произнес звукоподражания типа «тук-тук, би-би, ав-ав».

Постепенно в ходе игры несколько раз измените положение двух подушек так, чтобы не только расстояние между ними увеличилось до 1,5—2 метров, но и изменилось их положение относительно пола: одна подушка пусть останется на полу, а другая вернется на свое «место» на диване. Такое взаимное расположение подушек будет определять для детей необходимость не только прослеживать взгля­дом вдоль одной линии, но и переводить его вверх-вниз в поиске нужного предмета.



2019-07-03 215 Обсуждений (0)
Прятки: «ку-ку» (продолжение) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Прятки: «ку-ку» (продолжение)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)