Ветер: Соловей Разбойник
Цель: научить детей выдыхать сильно и длительно, так, чтобы можно было добиться длительного свиста. Задачи: • активизация непроизвольных движений артикуляционного аппарата при форсированном дутье; • стимуляция произвольной артикуляции губ на физиологическом выдохе; • тренировка «озвученного» выдоха; • воспитание слухового внимания и умения ориентироваться в знакомом помещении, находя «источник звука». Оборудование: большой свисток, индивидуальные свистки для каждого ребенка (приносятся детьми на занятие из дома, даются каждому ребенку только на время проведения игры, когда этого требует ход занятия). Ход занятия Занятие проводится в игровой комнате. Продемонстрируйте детям, как надо свистеть в свисток. Речевая инструкция: «Это свисток. Дуем сильно-сильно! Он свистит: вот так». Затем предложите каждому ребенку посвистеть вместе с вами: «Вот мой свисток. А это — твой свисток. Подуй в свисток. Вот так! Хорошо. А теперь — еще раз! Давай свистеть вместе». Рекомендуется проводить это занятие сначала с теми детьми, которые уже умеют хорошо «задувать свечку», а затем постепенно привлекать к нему все новых детей, раздавая им личные свистки. Часто дети начинают «свистеть», только убедившись, что это «не больно» и с другими детьми ничего не случилось. В конце занятия проводится игра-соревнование «Чей ветер сильнее?»: Соловей Разбойник свистит, а ветер дует (для наглядности можно подносить близко к свистку конфетти на ладони: чем сильнее свист, тем дальше разлетается конфетти). Вариант домашнего задания для детей, у которых в группе ничего не получилось и они упорно отказывались или дуть в свисток, или просто брать его в рот. Сделать небольшую трубочку из плотного картона или ватмана (длиной 10—15 см и диаметром не более 3—5 см) и поучить ребенка сначала дуть в нее, приближая рот к одному из отверстий. Лучше всего эта игра разучивается в паре с близким взрослым, который сначала дует через трубочку на щечку или волосы ребенка («Ветерок»), а затем просит его «подуть так же». В этом случае ребенку не надо обхватывать отверстие округленными губами, а достаточно будет лишь приблизить свои губы к «трубочке» и сделать «выдох»: воздух достигнет лица или волос взрослого, и «ветерок подует». Постепенно можно будет переходить к дутью в укороченную трубочку, а затем и в свисток. Играем на дудочке Цель: научить ребенка соотносить звук музыкального инструмента (дудочки) с самим предметом и его названием. Задачи: • воспитание слухового внимания; 1. ознакомление с новым предметом и способами занятий с ним (дуть в трубочку); 2. формирование умения соотносить конкретный предмет с его изображением на картинке, названием, звукоподражанием; 3. понимание названий действий (взять, держать, дуть), слов, обозначающих место (здесь, туда), указательных слов (вот, это); • стимулирование речевой активности в игровой ситуации. Оборудование: игрушечный музыкальный инструмент (дудочка), картинка с его изображением, стол, стульчики. Ход занятия Занятие проводится в игровой комнате. Сначала детей знакомим с предметом — дудочкой и одновременно показываем изображение этого музыкального инструмента на картинке. Знакомство проходит в виде музыкальной игры: «Это дудочка. Она "говорит": ду-ду-ду! Вот так. Мы хорошо слышим дудочку. Я стою здесь: "ду-ду-ду!" Я пойду вон туда (встаете и уходите в дальний конец комнаты). Дудочка громко дудит: ду-ду-ду! Я дую в дудочку: ду-ду-ду!» Затем вместе с каждым ребенком учимся «дудеть» на губах: вытягиваем «губки трубочкой» и хлопаем по ним ладошкой на выдохе. Речевая инструкция: «Вытяни губки вперед. Подуй. Сделай ладошкой вот так. Дудим: ду-ду-ду». С некоторыми детьми, которые не умеют правильно «дуть в губки», можно проводить игру в более адаптированном варианте: предложить им подуть в специально подготовленную пустую пластиковую бутылочку (емкость 0,5 л), у которой срезанное дно. Горлышко пластиковой бутылочки очень удобно для обхвата губами, и постепенно ребенок привыкнет удерживать губы в правильном положении. Игрушки: мячики и кубики Цель: стимулировать называние игрушек и действий с ними в игровой ситуации. Задачи: • соотнесение названия предметов с реальными предметами разной формы; • уточнение действий, совершаемых с этими предметами (мячики катятся, прыгают; из кубиков можно строить); • совместное говорение звукоподражательных слов («бух», «ап», «би-би», «кать-кать»), сопровождающих выполнение конкретных действий, слов, указывающих на количество (еще, один, много); • практическое овладение понятиями «большой — маленький», «один — много» и умением указывать на количество и размер предметов с помощью соответствующих жестов. Оборудование: две игрушечные грузовые машинки (большая и маленькая), деревянные кубики и резиновые мячики разного цвета, резко контрастные по размеру (в отношении 1:3), ящик для игрушек. Ход занятия Занятие проводится в игровой комнате на ковре. Перед детьми ставится ящик с лежащими в нем мячиками и кубиками, на ковер выкатываются две машинки. Речевые инструкции: 10. «Сегодня мы будем складывать игрушки. Вот они (указательный жест в сторону ящика). Здесь мячики и кубики. На этих машинках мы будем отвозить игрушки на их места». 11. «Ваня, кати сюда большую машинку». (Надо обязательно руками «показать» размер машинки: развести руки в сторону так, чтобы расстояние между ними соответствовало размерам машины 12. «Дети, какую машину прикатил Ваня? Вот такую!» Жестом покажите размер машины и оомогите каждому ребенку тоже продемонстрировать этот жест. 13. «Я положила в машину один кубик (покажите количество кубиков на пальцах). Оля, положи в машину тоже один кубик (жест «один»). Оля положила в машинку (жест «один» выполняется совместно с ребенком: помогите ребенку сложить пальцы руки в нужном порядке) один кубик». 5. «Теперь Света положит в машинку еще один кубик (жест «один»). Света положила в машинку ... (жест «один», выполняемый совместно с ребенком) один кубик». 6. «Теперь Галя ...» и т.д., пока все дети не положат в машинку по 2—3 кубика каждый и несколько раз не повторят жест «один». Некоторые дети в ходе выполнения этого задания могут повторить 7. «Посмотрите, в большой машинке теперь лежит много кубиков (жест «много»: разводите руки над кузовом машины в стороны, как бы огибая руками все кубики сразу). Вот сколько!» Совместно с каждым ребенком еще раз продемонстрируйте жест «много». При выполнении этого жеста вместе с взрослым некоторые 8. «Давайте покатим машинку вон туда, к полочке». Когда Дети начинают подталкивать машинку в нужном направлении, несколь-1 ко раз повторите «Кати, кати!», стимулируя детей к произнесению этого простого слова в сочетании с движением машинки. Как правило, дети воспроизводят это слово в виде повторяющегося сочетания «кать-кать». Машинка едет по ковру и гудит: «Би-би!» Повторите это звукоподражание совместно со всеми детьми. 9. Если во время движения кубики начинают падать, то прокомментируйте это: «Бух! Упал!» (жест «упал»: развести обе руки в стороны на ширине пояса), и сами или с помощью детей («Подними кубик! Дай мне кубик! Положи кубик в машинку!») возвратите упавший кубик в кузов грузовика. 4. «А теперь мне нужна маленькая машинка». Жестом покажите размеры маленькой машинки в длину. 5. «Света, положи один кубик в машинку. Света положила ... (жест «один») один кубик. Покажи, сколько кубиков ты положила!» Жест «один» выполняется совместно с ребенком. Аналогично дается задание перевезти на большой машинке много мячиков, которые складываются в кузов также по одному, и один мячик в маленькой машинке (мячики прыгают «Ап!», падают «бух» и катятся по полу «кать»). В течение всей игры каждому ребенку неоднократно задается вопрос: «Что ты положил в машинку?», или комментируется его действие: «Ты положил в машинку ... (мячик, кубик)». Таким образом стимулируется повторение названий этих игрушек, хотя бы в форме облегченных слов («мя», «ку»). В дальнейшем игра проводится с усложнением — надо положить в машинку: • только большие или только маленькие кубики; • только большие или только маленькие кубики; • только маленькие кубики и мячики, и т.д. Маленький барабанщик Цель: научить детей соотносить звук музыкального инструмента (барабана) с самим предметом и его названием. Задачи: • воспитание слухового внимания; • ознакомление с новым предметом и способами занятий с ним (бить в барабан); • формирование умения соотносить конкретный предмет с его изображением на картинке, названием, звукоподражанием; • понимание названий действий (взять, держать, бить), слов, обозначающих место (здесь, туда), указательных слов (вот, это); • обучение выполнению нового движения обеими руками (бить палочками по барабану, похлопывать ладонями по поверхности барабана); • стимулирование речевой активности в игровой ситуации. Оборудование: игрушечный музыкальный инструмент (барабан), картинка с его изображением, игрушечный заяц, стол, стульчики. Ход занятия Занятие проводится в игровой комнате. Поставьте на стол детский барабан, рядом положите две деревянные палочки. Дети усаживаются вокруг стола. Речевая инструкция: «Это барабан. Зайка хочет на нем сыграть. Ваня, дай зайке палочку. Спасибо!» Зайка кланяется Ване и один-два раза ударяет палочкой по барабану: «Бум!» «Света, дай зайке другую палочку. Спасибо!» Зайка кланяется Свете. «Теперь зайка играет сразу двумя лапками. Бум-бум! Молодец, зайка! Давайте похлопаем зайке!» Все дети хлопают в ладоши, подражая действию взрослого. Зайка кланяется. Затем покажите детям на выбор два крупных рисунка и попросите их показать, где нарисован барабан. Надо подождать, чтобы каждый ребенок показал на нужную картинку (указательный жест). Затем можно переходить к следующему этапу занятия: обучению детей игре на барабане. Для этого надо сначала предложить поиграть на барабане наиболее активному ребенку. Этот ребенок возьмет палочку в руки и один-два раза ударит ею по барабану. Остальные дети, как правило, следуют его примеру. Если кто-то из детей так и не взял деревянные палочки со стола, надо, не требуя у него повторить это задание за всеми детьми, сразу переходить к другому варианту «игры на барабане»: поочередно ударять палочками по барабану. Для того чтобы научить детей поочередно ударять по барабану двумя руками, лучше всего использовать прием «помощи зайке»: попросите ребенка помочь зайке держать палочки в лапках, т.е. выполнить то действие, которое он уже демонстрировал детям в самом начале игры. Когда ребенок возьмет и будет удерживать в «заячьих лапках» обе деревянные палочки, надо положить свои руки сверху ручек малыша и легким движением, без нажима, выполнить несколько ударов по барабану, поочередно обеими «лапками». С детьми, которые уже попробовали самостоятельно «бить по барабану», таким способом разучивается прием поочередных ударов по барабану, необходимый для овладения ребенком согласованных действий обеими руками. С детьми, которые боялись брать палочки в руки и играть на барабане самостоятельно, таким способом разучивается просто игра на барабане одной рукой (любой). Как правило, такие дети редко выполняют действия по собственной инициативе, но с удовольствием включаются в работу, когда надо помочь более слабому игроку (в данном случае зайка не может удержать палочки без их помощи). Получив поощрение (аплодисменты других детей, поклоны зайки), эти дети в дальнейшем более активно включаются в задание и постепенно начинают стучать в барабан наравне с другими детьми. На заключительном этапе занятия все вместе разучивают прием «хлопанья по барабану» ладошками. Для этого можно попросить всех детей (обычно их два-три на таком занятии) положить ручки на барабан, как зайка, и постучать по нему. С ребенком, который боится стучать самостоятельно, можно индивидуально провести модифицированный вариант игры: он будет помогать «хлопать зайке», как и в предыдущем занятии. Все движения даются на дом для обязательного закрепления с родителями.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (256)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |