Домашняя птица: курочка
Цель: сформировать у ребенка умение соотносить свои действия с простой (состоящей из одного задания) речевой инструкцией, не подкрепленной жестом или другими вспомогательными средствами. Задачи: • познакомить детей с новой игрушкой: механической курочкой; • сформировать у детей представление о том, как двигается курочка, когда она клюет зернышки («курочка кушает»); • обучить выполнять в игре с одним предметом разнообразные действия по речевой инструкции, содержащей «задание» в одно действие («Поставь курочку. Помоги курочке, курочка упала. Покорми • развивать точные движения руками, практически овладеть умением собирать пальчики в щепотку: умение поставить курочку на ноги, «кормить» зернышками и т.п.; • стимулирование собственной речевой активности ребенка, умения «звать» курочку («цып-цып»). Оборудование: механическая заводная игрушка «курочка», стол, стульчики, блюдце для «корма» (любая сухая крупа или хлебные крошки). Ход занятия Занятие проводится в игровой комнате. «Познакомьте» детей с птичкой: курочкой. Эта механическая игрушка достаточно неустойчива. Покажите детям, как она «прыгает», а потом «случайно» опрокиньте ее на бок (курочка прекращает стрекотать и клевать, потому что в этом положении ее механизм не работает). Неоднократно повторяя это действие, показываем ребенку, как ее надо ставить на ноги. Речевая инструкция: «Это курочка. Курочка стоит. Сейчас я завожу курочку. Она прыгает. Вот так. Курочка упала (положить курочку на бок, чтобы она перестала «прыгать»). Я помогаю курочке (поставьте курочку на ноги). Курочка опять прыгает». Большинство городских детей еще никогда не видели живую курочку, именно поэтому знакомство начинается с механической игрушки: ее движения напоминают характерные «подпрыгивания» живой курочки. Далее покажите детям, как курочка «клюет» (зернышки или крошки). Речевая инструкция: «Это корм. Я беру крошки (возьмите немножко корма в щепотку). Я кормлю курочку (сыпьте корм на стол, перед клювом «прыгающей» курочки). Курочка клюет. Она ест крошки». Надо следить, чтобы каждое ваше действие «оречевлялось», т.е. проговаривалось, что вы делаете в данный момент. Когда «знакомство» с курочкой состоялось, можно переходить к разучиванию всех продемонстрированных действий с детьми. Каждый ребенок должен обязательно выполнить одно простое действие с курочкой самостоятельно, опираясь только на речевую инструкцию. Речевые инструкции: • «Ваня, дай мне курочку». • «... дай мне ключик». • «... заведи курочку (ключиком)». • «... поставь курочку (на стол)». • (Курочка упала.) «... подними курочку». • «... возьми корм из блюдечка». • «... положи корм ... на ладошку». • «... возьми корм с ладошки». • «... покорми курочку». Действия различаются между собой по сложности, и соответственно речевые инструкции должны быть обращены к разным детям с учетом их реальных умений (один ребенок может без труда «заводить» курочку, потому что у него аналогичным ключиком заводится машинка, а другой с этим заданием без предварительного обучения не справится). Однако собственно речевая инструкция должна быть понятна каждому ребенку! Задание требует закрепления в течение нескольких дней. 8 . Прятки: «ку-ку» (второй вариант) Цель: научить детей выполнять простую речевую инструкцию, указывающую на изменение положения предмета в пространстве. Задачи: • развивать речеслуховую память детей, зрительное и слуховое внимание при поиске знакомых предметов; • овладеть умением прятать предметы в окружающем пространстве, прежде всего относительно себя, а затем и относительно одного другого предмета (предлоги «под», «на», «в», «за»), ориентируясь сначала на показ, сопровождаемый соответствующим жестом взрослого, и речевую инструкцию, а потом только на речевую • стимулировать употребление указательных слов в ответ на обращенный вопрос. Оборудование: две игрушечные коляски, две подушки (на полу и на диване), игрушки небольшого размера(кубики, мячики, музыкальные шарики, машинки, куколки и др.), стол, стульчики. Ход занятия , Занятие проводится в игровой комнате, закрепление материала занятия может проводиться на прогулке. Данное занятие является продолжением предыдущих занятий по этой теме (№ 4, 1 и 2 части). Дети уже понимают, что спрятанный предмет невидим для других людей, однако пока детей учили прятать игрушки только в одном месте («под подушкой»), и соответственно в речевой инструкции, обращенной к детям, употреблялся только один предлог: «под». Предлог «в» практически усваивается всеми детьми раннего возраста в ситуации «относительно себя» при опускании в карман платка, конфетки, игрушки. В дальнейшем при выполнении аналогичного действия в ситуации «изменение положения одного предмета относительно другого предмета» (например, мячик опускается в отверстие деревянного ящика) ребенком усваивается глагол «опусти», который «подразумевает» предлог «в». По этому значение самого предлога «в» не актуализировано в сознании ребенка. Необходимо целенаправленно формировать у него понимание значения этого предлога при выполнении практических действий. Прежде чем переходить к обучению детей прятать предметы в другие места, необходимо выяснить, все ли дети умеют прятать предметы относительно себя и понимают значение предлогов «в», «за», «на». Пригласите детей сесть за столик и предложите каждому ребенку последовательно выполнить несколько действий. Каждое действие ребенка предваряется соответствующей речевой инструкцией: «Садись. Возьми куколку. Положи куколку на колени. Убери куколку в карманчик. Спрячь куколку за спинку». Речевая инструкция содержит не только слово «спрячь», но и другие глаголы (положи, убери), потому что в данном случае наша цель — выяснить, обращались ли к детям раньше с такими просьбами, и для этого лучше использовать самые распространенные варианты реплик. Если кто-то из детей не справился с любым из заданий, например не сумел спрятать куколку «за спинку», несколько раз помогите ребенку выполнить это действие: своей рукой направляйте руку ребенка в нужное место. Когда все дети успешно выполнят это задание, можно переходить к следующему этапу занятия: поиску предметов, спрятанных в комнате, по речевой инструкции, содержащей один из предлогов (в, за, на, под). С каждым ребенком отдельно надо сначала учить «прятать» игрушки «в коляски» и «под подушки», тренируя умение запоминать места, в которые прятались игрушки, и показывать их вошедшему в комнату взрослому. С помощью взрослого ребенок прячет две любые игрушки, а затем он должен показать эти места другому взрослому или ребенку. Речевая инструкция: «Где ...? Куда... спрятали?» Рекомендуем сначала использовать музыкальные шарики или другие звучащие предметы, потому что их «голоса» могут в случае необходимости «напомнить» малышу, куда он спрятал нужную игрушку, а звучание вызывает дополнительную радость у ребенка при «нахождении» этой игрушки. Затем можно прятать игрушки «на стол», «на стул», «на полку», «за коляску», «за шкафчик». Хорошо дополнительно к предлогам использовать сопровождающие речевую инструкцию жесты. Жест «на» — ладонь опускается на предмет, на котором будет спрятана игрушка. Жест «за» — повернутая ребром ладонь поворачивается в сторону предмета, за который будут прятать игрушку, и движется в нужном направлении. Важно помнить, что зрительное внимание детей еще очень рассеяно, поэтому «спрятать», «сделать невидимым» для него знакомый предмет можно, расположив эту игрушку в любом месте комнаты. Задания требуют закрепления в течение нескольких дней, при этом закрепляющие эту тему упражнения проводятся индивидуально с каждым ребенком, как в детском саду, так и дома. Как правило, у детей выявляются значительные индивидуальные различия в темпах усвоения этого учебного материала.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |