Маленькие помощники (итоговое ЗАНЯТИЕ)
Цель: повторить пройденный материал и определить, как усвоены каждым ребенком навыки, необходимые для развития понимания речи и стимулирования активной речи. ЗА ДАЧИ: • воспитание слухового и зрительного внимания, устойчивых навыков наблюдения за движущимися предметами и нахождения взглядом неподвижных предметов, прислушивания к неречевым звукам, издаваемым этими предметами; • развитие понимания речи при практическом ознакомлении со способами действий с предметами и словами, обозначающими эти действия (катать, стучать, прятать, искать и т.д.), а также называющими сами предметы (например, молоток: тук-тук), их признаки (большой, маленький, мой, твой), местоположение в пространстве
• развитие речеслуховой памяти и зрительного внимания при поиске знакомых предметов, умения наблюдать и удерживать в памяти, что было спрятано и где, понимание вопросительных слов (где, куда?), указательных слов (вот, это); • воспитание умения самостоятельно «прятать» определенный предмет в нужном месте, ориентируясь только на речевую инструкцию («Спрячь...»); • формирование умения соотносить конкретный предмет с его изображением на картинке, названием, звукоподражанием; • стимулирование речевой активности ребенка в игровой ситуации (в том числе и путем совместного говорения слов (ребенком вместе с взрослым), ответов одним словом на простые вопросы и т.д.); • умение выполнять действие по показу, по словесной инструкции в сочетании с указательным жестом, а также только по словесной инструкции; • воспитание у ребенка контроля за результатом своих игровых действий с ориентацией на их оценку взрослым (так, не так, туда, не туда, отрицательная частица «не», слово «нет»); • умение самостоятельно ходить в течение длительного времени, присаживаться и подниматься, произвольно менять направление движения; • развитие точных и целенаправленных движений обеими руками. Оборудование: несколько экземпляров игрушечных инструментов: молоточки, некоторые из них отличаются друг от друга размерами (например, маленький и большой молоточки, резко контрастные по размеру, примерно в пропорции 1:3), две подушки, два музыкальных шарика, два-три маленьких мячика, столик, стульчики. Ход занятия Занятие проводится в игровой комнате, на столе лежит брусочек с гвоздиками, рядом одна подушка, другая подушка — на ковре, на расстоянии от стола примерно 1,5—2 метра. Приглашаем в комнату двух детей и просим каждого спрятать под подушку по одному инструменту. Речевые инструкции: 1. «Саша, вот молоток. Молоток спрячь под подушку. Вот сюда (указательный жест на подушку, лежащую на ковре)». 2. «Катя, вот мячик. Мячик спрячь под подушку. Вон там (указа тельный жест на подушку, лежащую на столе)». 3. «Катя! Шарик спрячь в карманчик!» (Эта речевая инструкция не предъявлялась на предыдущих занятиях, но, как правило, она хорошо понимается детьми, так как связана с действием, которое они выполняют в бытовых ситуациях достаточно часто.) Такое же задание дается и другому ребенку. Когда предметы спрятаны, в комнату приглашается третий ребенок, как правило лучше всех понимающий речевую инструкцию или уже начавший говорить. (Если игра проводится с одним ребенком, то именно он и должен «прятать» предметы. Взрослый помогает ему «спрятать» игрушки, а потом и «найти» то, что нужно по ходу игры.) Речевые инструкции: 4. «Ваня! Иди к столу. Посмотри. Видишь гвоздик? Сейчас мы будем его забивать. А где молоток?» 5. «Саша, где молоток? (обращаемся с вопросом к ребенку, спрятавшему молоток). Вот молоток! Саша, дай Ване молоток». 6. «Ваня, возьми молоток. Забей гвоздик». 7. «Тук-тук! (Обращение ко всем детям с целью вызвать звукоподражание во время забивания гвоздика.) Саша, забей гвоздик. Как Саша делает? Саша делает "тук-тук". Катя, забей гвоздик. Как Катя делает? Катя делает "тук-тук"... А теперь еще раз Ваня забьет гвоздик. Ваня делает "тук-тук"». 8. Особое внимание в этой игре уделяется: 9. умению соотносить реальный предмет и его изображение на картинке, 10.называнию предмета словом и соответствующим ему звукоподражанием, 11. пониманию детьми слов-действий. Например, второй предмет (мячик) можно сначала не называть, а, показав одному ребенку его изображение, спросить: «Где это (лежит)? Покажи (или: «Найди»). Дай мне это». Игра должна проводиться очень динамично, следует постоянно «менять роли» участников (кто прячет, а кто ищет), менять предметы, которые прячут, и места, в которые прячут. Если в игре участвуют дети с хорошим уровнем понимания обращенной к ним речи, целесообразно использовать инструкции, регулирующие выбор больших и маленьких предметов: «Вот молоточек. Он маленький. А где большой молоточек?» Вполне допустимо просто поменять предметы под подушками (мячик положить под подушку на столе, а молоточек — на их место, под подушку на полу), и это уже будет «другая игра». Детей увлекает сам процесс «поиска». Следует постоянно менять задания и варьировать реплики, обращенные к детям. В частности, надо обязательно использовать: • «неправильные вопросы»; например, спрашивать/показывая на мячик: «Это молоточек? Этим можно забить гвоздик? Сделаем "тук-тук"? Послушай, это "тук-тук" (несколько раз ударяем мячиком по столу и ловим его с отскока)? Да?» Надо целенаправленно добиваться от детей употребления слова «нет», любого отрицательного жеста руками или отрицательного движения головой; • указательные слова «там, вот, тут, туда» и другие в сочетании с указательным жестом, а также поощрять детей к их использованию в игре; • «незаконченные» фразы, которые ребенок может закончить, произнеся вместе с вами нужное звукоподражание. Итоги этого занятия надо подводить индивидуально для каждого ребенка, оценивая у него: 1. состояние слухового и зрительного внимания по уровням; 2. состояние общей моторной ловкости, точность движений, выполняемых руками по уровням; 3. наличие жестово-мимических средств общения по уровням; 4. самостоятельную речевую продукцию, сопровождающую выполнение действий. Первые два показателя оцениваются как «низкий, средний, высокий» уровень, два последних — как «отсутствуют, очень редкие проявления, используются». Если ребенок плохо справляется со всеми заданиями итогового занятия, с ним надо обязательно повторить все пять предыдущих заданий дома и закрепить их индивидуально. После проведения итогового занятия каждый ребенок, как правило, уже хорошо усваивает слово «спрятали», но в его сознании оно ассоциируется прежде всего с напольной подушкой, где он и начинает «искать» любой предмет. Такое поведение ребенка является адекватным для маленького ребенка, так как новое слово («прятать») привязано у него к одной конкретной ситуации, предмету. Даже дети более старшего возраста, играя в «Ку-ку», прячут игрушку или прячутся сами всегда в одном и том же месте. Требуются дальнейшие обучающие занятия, чтобы ребенок сообразил, что «прятать» — это не место, а действие («делать невидимым»). Однако проведение таких занятий с неговорящими детьми целесообразно, потому что, называя невидимый предмет и прося ребенка его «найти», мы одновременно тренируем и речеслуховую память ребенка, и его умение хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, связанные с умением запоминать название предмета и места, где он сейчас находится. Для закрепления в домашней обстановке игры «Прятки» следует активнее использовать некоторые бытовые ситуации. Например, мама будит малыша и одевает его. Они вместе прячут один носочек в любое место по выбору и зовут бабушку, чтобы она «нашла пропажу». Бабушка, в свою очередь, просит ребенка о помощи («Где носочек?»), и малыш должен ей точно показать место, где спрятан носочек. Если проводить такую игру один-два раза каждый день, то это не потребует никаких дополнительных затрат времени, а малыш прекрасно выучит некоторые «укромные места», а также названия предметов одежды, что расширит его пассивный словарный запас и создаст объективные предпосылки для появления некоторых новых слов в активном лексиконе.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |