Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Маленькие помощники (итоговое ЗАНЯТИЕ)



2019-07-03 186 Обсуждений (0)
Маленькие помощники (итоговое ЗАНЯТИЕ) 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель: повторить пройденный материал и определить, как усвое­ны каждым ребенком навыки, необходимые для развития понима­ния речи и стимулирования активной речи.

ЗА ДАЧИ:

• воспитание слухового и зрительного внимания, устойчивых на­выков наблюдения за движущимися предметами и нахождения взгля­дом неподвижных предметов, прислушивания к неречевым звукам, издаваемым этими предметами;

• развитие понимания речи при практическом ознакомлении со способами действий с предметами и словами, обозначающими эти действия (катать, стучать, прятать, искать и т.д.), а также называю­щими сами предметы (например, молоток: тук-тук), их признаки (большой, маленький, мой, твой), местоположение в пространстве
(вверх, вниз, сюда, туда, тут, там, предлоги «в», «под»);

 

• развитие речеслуховой памяти и зрительного внимания при по­иске знакомых предметов, умения наблюдать и удерживать в памя­ти, что было спрятано и где, понимание вопросительных слов (где, куда?), указательных слов (вот, это);

• воспитание умения самостоятельно «прятать» определенный предмет в нужном месте, ориентируясь только на речевую инструк­цию («Спрячь...»);

• формирование умения соотносить конкретный предмет с его изображением на картинке, названием, звукоподражанием;

• стимулирование речевой активности ребенка в игровой ситуации (в том числе и путем совместного говорения слов (ребенком вместе с взрослым), ответов одним словом на простые вопросы и т.д.);

• умение выполнять действие по показу, по словесной инструк­ции в сочетании с указательным жестом, а также только по словес­ной инструкции;

• воспитание у ребенка контроля за результатом своих игровых действий с ориентацией на их оценку взрослым (так, не так, туда, не туда, отрицательная частица «не», слово «нет»);

• умение самостоятельно ходить в течение длительного времени, присаживаться и подниматься, произвольно менять направление дви­жения;

• развитие точных и целенаправленных движений обеими руками.

Оборудование: несколько экземпляров игрушечных инструментов: молоточки, некоторые из них отличаются друг от друга размерами (например, маленький и большой молоточки, резко контрастные по размеру, примерно в пропорции 1:3), две подушки, два музыкаль­ных шарика, два-три маленьких мячика, столик, стульчики.

Ход занятия

Занятие проводится в игровой комнате, на столе лежит брусочек с гвоздиками, рядом одна подушка, другая подушка — на ковре, на расстоянии от стола примерно 1,5—2 метра.

Приглашаем в комнату двух детей и просим каждого спрятать под подушку по одному инструменту.

Речевые инструкции:

1. «Саша, вот молоток. Молоток спрячь под подушку. Вот сюда (указательный жест на подушку, лежащую на ковре)».

2. «Катя, вот мячик. Мячик спрячь под подушку. Вон там (указа­ тельный жест на подушку, лежащую на столе)».

3. «Катя! Шарик спрячь в карманчик!» (Эта речевая инструкция не предъявлялась на предыдущих занятиях, но, как правило, она хо­рошо понимается детьми, так как связана с действием, которое они выполняют в бытовых ситуациях достаточно часто.) Такое же зада­ние дается и другому ребенку.

Когда предметы спрятаны, в комнату приглашается третий ребе­нок, как правило лучше всех понимающий речевую инструкцию или уже начавший говорить. (Если игра проводится с одним ребенком, то именно он и должен «прятать» предметы. Взрослый помогает ему «спрятать» игрушки, а потом и «найти» то, что нужно по ходу игры.)

Речевые инструкции:

4. «Ваня! Иди к столу. Посмотри. Видишь гвоздик? Сейчас мы будем его забивать. А где молоток?»

5. «Саша, где молоток? (обращаемся с вопросом к ребенку, спря­тавшему молоток). Вот молоток! Саша, дай Ване молоток».

6. «Ваня, возьми молоток. Забей гвоздик».

7. «Тук-тук! (Обращение ко всем детям с целью вызвать звукопод­ражание во время забивания гвоздика.) Саша, забей гвоздик. Как Саша делает? Саша делает "тук-тук". Катя, забей гвоздик. Как Катя делает? Катя делает "тук-тук"... А теперь еще раз Ваня забьет гвоздик. Ваня делает "тук-тук"».

8. Особое внимание в этой игре уделяется:

9.  умению соотносить реальный предмет и его изображение на кар­тинке,

10.называнию предмета словом и соответствующим ему звукопод­ражанием,

11. пониманию детьми слов-действий.  

Например, второй предмет (мячик) можно сначала не называть, а, показав одному ребенку его изображение, спросить: «Где это (ле­жит)? Покажи (или: «Найди»). Дай мне это». Игра должна проводиться очень динамично, следует постоянно «менять роли» участников (кто прячет, а кто ищет), менять предме­ты, которые прячут, и места, в которые прячут. Если в игре уча­ствуют дети с хорошим уровнем понимания обращенной к ним речи, целесообразно использовать инструкции, регулирующие вы­бор больших и маленьких предметов: «Вот молоточек. Он малень­кий. А где большой молоточек?» Вполне допустимо просто поменять предметы под подушками (мячик положить под подушку на столе, а молоточек — на их место, под подушку на полу), и это уже будет «другая игра». Детей увлекает сам процесс «поиска». Следует посто­янно менять задания и варьировать реплики, обращенные к детям. В частности, надо обязательно использовать:

• «неправильные вопросы»; например, спрашивать/показывая на мячик: «Это молоточек? Этим можно забить гвоздик? Сделаем "тук-тук"? Послушай, это "тук-тук" (несколько раз ударяем мячи­ком по столу и ловим его с отскока)? Да?» Надо целенаправленно добиваться от детей употребления слова «нет», любого отрицатель­ного жеста руками или отрицательного движения головой;

• указательные слова «там, вот, тут, туда» и другие в сочетании с указательным жестом, а также поощрять детей к их использова­нию в игре;

• «незаконченные» фразы, которые ребенок может закончить, произнеся вместе с вами нужное звукоподражание.

Итоги этого занятия надо подводить индивидуально для каждо­го ребенка, оценивая у него:

1. состояние слухового и зрительного внимания по уровням;

2. состояние общей моторной ловкости, точность движений, вы­полняемых руками по уровням;

3. наличие жестово-мимических средств общения по уровням;

4. самостоятельную речевую продукцию, сопровождающую вы­полнение действий.

Первые два показателя оцениваются как «низкий, средний, вы­сокий» уровень, два последних — как «отсутствуют, очень редкие проявления, используются».

Если ребенок плохо справляется со всеми заданиями итогового занятия, с ним надо обязательно повторить все пять предыдущих заданий дома и закрепить их индивидуально.

После проведения итогового занятия каждый ребенок, как пра­вило, уже хорошо усваивает слово «спрятали», но в его сознании оно ассоциируется прежде всего с напольной подушкой, где он и начинает «искать» любой предмет. Такое поведение ребенка является адекватным для маленького ребенка, так как новое слово («прятать») привязано у него к одной конкретной ситуации, предмету. Даже дети более старшего возраста, играя в «Ку-ку», прячут игрушку или пря­чутся сами всегда в одном и том же месте. Требуются дальнейшие обучающие занятия, чтобы ребенок сообразил, что «прятать» — это не место, а действие («делать невидимым»). Однако проведение таких занятий с неговорящими детьми целесообразно, потому что, назы­вая невидимый предмет и прося ребенка его «найти», мы одновре­менно тренируем и речеслуховую память ребенка, и его умение хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, связанные с умением запоминать название предмета и места, где он сейчас нахо­дится.

Для закрепления в домашней обстановке игры «Прятки» следует активнее использовать некоторые бытовые ситуации. Например, мама будит малыша и одевает его. Они вместе прячут один носочек в лю­бое место по выбору и зовут бабушку, чтобы она «нашла пропажу». Бабушка, в свою очередь, просит ребенка о помощи («Где носо­чек?»), и малыш должен ей точно показать место, где спрятан носо­чек. Если проводить такую игру один-два раза каждый день, то это не потребует никаких дополнительных затрат времени, а малыш пре­красно выучит некоторые «укромные места», а также названия пред­метов одежды, что расширит его пассивный словарный запас и со­здаст объективные предпосылки для появления некоторых новых слов в активном лексиконе.



2019-07-03 186 Обсуждений (0)
Маленькие помощники (итоговое ЗАНЯТИЕ) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Маленькие помощники (итоговое ЗАНЯТИЕ)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)