Раскрыть особенности изучения темы работы с бумагой со слепыми обучающимися.
Дать сравнительную характеристику рисунков нормально видящих и слб детей и наметить пути коррекционно-педагогической работы со школьниками с НЗ. Методика Комаровой Т.С. АНАЛИЗ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 1. Содержание изображения (полнота изображения образа) 2. Передача формы: высокий уровень – форма передана точно; средний уровень – есть незначительные искажения; низкий уровень – искажения значительные, форма не удалась. 3. Строение предмета: высокий уровень – части расположены верно; средний уровень – есть незначительные искажения; низкий уровень – части предмета расположены неверно. 4. Передача пропорций предмета в изображении: высокий уровень – пропорции предмета соблюдаются; средний уровень – есть незначительные искажения; низкий уровень – пропорции предмета преданы неверно. 5. Композиция. А) расположение на листе: высокий уровень – по всему листу; средний уровень – на полосе листа; низкий уровень – не продумана, носит случайный характер. Б) отношение по величине разных изображений: высокий уровень – соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; средний уровень – есть незначительные искажения; низкий уровень- пропорциональность разных предметов передана неверно. 6. Передача движения: высокий уровень – движение передано достаточно четко; средний уровень – движение передано неопределённо, неумело; низкий уровень – изображение статическое. 7. Цвет. А) цветовое решение изображения: высокий уровень – реальный цвет предметов; средний уровень – есть отступления от реальной окраски; низкий уровень – цвет предметов передан неверно; Б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения: высокий уровень – многоцветная гамма; средний уровень – преобладание нескольких цветов или оттенков (теплые, холодные); низкий уровень – безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 1. Характер линии: А) характер линии: высокий уровень – линия прерывистая низкий уровень – слитная средний уровень – дрожащая (жесткая, грубая) Б) нажим: высокий уровень– сильный, энергичный средний уровень – средний низкий уровень – слабый В) раскрашивание: высокий уровень– мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура средний уровень – крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура низкий уровень – беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура Г) регуляция силы нажима: высокий уровень – регулирует силу нажима, раскрашивание в пределах контура средний уровень – регулирует силу нажима, при раскрашивании иногда выходит за пределы контура низкий уровень – не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура. 2. Регуляция деятельности. А) отношение к оценке взрослого: высокий уровень– адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности средний уровень – эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при замечании – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается) низкий уровень – безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется) Б) оценка ребёнком созданного им изображения: высокий уровень– адекватна средний уровень – неадекватна (завышена, занижена) низкий уровень – отсутствует 3. Уровень самостоятельности: высокий уровень– выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращается с вопросами; средний уровень – требуется незначительная помощь взрослого, с вопросами к взрослому обращается редко; низкий уровень – необходима поддержка, стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается. 4. Творчество. Самостоятельность замысла Оригинальность изображения Стремление к наиболее полному раскрытию замысла. Особенности: Нарушение формы. Пропорциональные отношения (высота и ширина). Т. к. не видит. Размер предметов нарушен. Нарушено представление о мелких деталях и характерных особенностях. Наложение красочного слоя. Нет оттенков. Проблемы в композиционном строе рисунка. Особенности в творчестве. В основном репродуктивный характер (то, что видели). Проблемы связаны с недостаточностью опыта и малым количеством адекватных представлений. Особенности протекания психических процессов. Ощущение: у детей с НЗ зрительный анализатор нарушен. Мы используем все сохранные анализаторы, но зрение – особенности. На первом этапе ощущения у детей могут возникать трудности. Восприятие. Ребёнок должен воспринять все особенности и свойства предмета. Нарушения функций зрения приводит к сокращению и редуцированию (ослаблению) зрительных ощущений, а при тотальной слепоте, к полному их выпадению. Восприятие находится в тесной зависимости с мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). У детей с НЗ в основе восприятия лежат те же механизмы, что и у нормально видящих детей, но наблюдаются особенности: простые признаки выделяются легко, сложные – с трудом, замедленность восприятия у детей с НЗ. При воссоздании образа возникает много искажений. У детей с НЗ проявляются: схематизм, фрагментарность, отрывочность. Кроме того, наблюдается обеднённость, нечёткость представлений, вербализм. Представление. Формируются на основе мышления, памяти и ощущений. В результате всего этого у детей происходит нарушение наблюдательности. Ребёнок не может сам пронаблюдать мелкие детали => работа педагога. 2. Восприятие пространства. Основная закономерность развития пространства – единство чувственного и логического. Нарушение этой зависимости не позволяет адекватно оценить и понять процесс передачи пространства на листе бумаги. Становление единства чувственного и логического возможно лишь при определённом уровне взаимосвязи двух сигнальных систем. Такая взаимосвязь наблюдается в 9-10 лет. Соответственно в дошкольном возрасте есть только чувственное познание. Они не могут передать пространство на листе бумаги, поэтому мы даём плановость (что на 1, 2 плане картины). 3. Особенности творческих процессов. Творчество – создание нового, имеющего исторически значимую ценность (для детей – для самих себя). У детей отсутствует жизненный опыт. По словам В. М. Сорокина, к особенностям развития творческого потенциала детей с НЗ относятся: репродуктивный характер (ребёнок изображает то, что видел, либо срисовывание) творческих заданий (бывает воссоздающий – именно творческий процесс), характер оригинальности творческих заданий 9у детей с НЗ менее оригинален, чем у детей с Нормальным зрением, т. к. малый запас представлений), низкий уровень переструктурирования (Громозека) используемых реальных объектов, отсутствие многообразия изобразительных техник (сразу заведомо хороший результат, можно использовать трафареты, знакомство с различными материалами, развивается мелкая моторика и т. д. – сокращает нагрузку на зрительный анализатор, сокращение времени на выполнение, повышается качество работы и интерес к ИЗО деятельности), трудности владения ИЗО инструментами (для детей с НЗ удобнее, когда есть упор – в кисти его нет). 4. Цветовосприятие. В возрастном факторе (первый цвет, с которым знакомятся – красный, т. к. в центре (колбочки, палочки), затем зелёный, синий). Хуже всего воспринимается фиолетовый. При НЗ надо обращать внимание на патологию. Цветовые нарушения при амблиопии (плохо: синий, голубой, фиолетовый), катаракта (плохо: жёлтый и серый). У детей возникают трудности в оттенках цветов. Развитие графических умений и навыков.. 1. Развитие мелкой моторики руки. (обращаем внимание на посадку ребенка и на умение пользоваться графическим инструментом). 2. Ориентировочно-исследовательская деятельность. (научить ориентироваться в поле листа, только затем обследования предметов, 2-мя руками, сверху-вниз, выделение крупных характерных деталей, после мелких, описание цвета, обобщение анализа. Обучение специальным приемам обследования.). 3. Фаза, имитирующая рисование. (в воздухе руками, появляется зависимость глаз-рука). 4. Использование трафаретов. (использование трафаретов и жестких контуров, способствует отработки необходимых движений, избегая возможных ошибок). 5. Самостоятельное изображение предметов окружающего мира. ( используется метод сравнения. Обучение умению свободно владеть линией. Использование системы упражнений для многократного повторения). Постепенно на каждом этапе идет словесное проговаривание.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (306)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |