Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раскрыть особенности изучения темы работы с бумагой со слепыми обучающимися.



2019-07-04 306 Обсуждений (0)
Раскрыть особенности изучения темы работы с бумагой со слепыми обучающимися. 0.00 из 5.00 0 оценок




Дать сравнительную характеристику рисунков нормально видящих и слб детей и наметить пути коррекционно-педагогической работы со школьниками с НЗ.

Методика Комаровой Т.С.

АНАЛИЗ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1. Содержание изображения (полнота изображения образа)

2. Передача формы:

высокий уровень – форма передана точно;

средний уровень – есть незначительные искажения;

низкий уровень – искажения значительные, форма не удалась.

3. Строение предмета:

высокий уровень – части расположены верно;

средний уровень – есть незначительные искажения;

низкий уровень – части предмета расположены неверно.

4. Передача пропорций предмета в изображении:

высокий уровень – пропорции предмета соблюдаются;

средний уровень – есть незначительные искажения;

низкий уровень – пропорции предмета преданы неверно.

5. Композиция.

А) расположение на листе:

высокий уровень – по всему листу;

средний уровень – на полосе листа;

низкий уровень – не продумана, носит случайный характер.

Б) отношение по величине разных изображений:

высокий уровень – соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

средний уровень – есть незначительные искажения;

низкий уровень- пропорциональность разных предметов передана неверно.

6. Передача движения:

высокий уровень – движение передано достаточно четко;

средний уровень – движение передано неопределённо, неумело;

низкий уровень – изображение статическое.

7. Цвет.

А) цветовое решение изображения:

высокий уровень – реальный цвет предметов;

средний уровень – есть отступления от реальной окраски;

низкий уровень – цвет предметов передан неверно;

Б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

высокий уровень – многоцветная гамма;

средний уровень – преобладание нескольких цветов или оттенков (теплые, холодные);

низкий уровень – безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.

АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1. Характер линии:

А) характер линии:

высокий уровень – линия прерывистая

низкий уровень – слитная

средний уровень – дрожащая (жесткая, грубая)

Б) нажим:

высокий уровень– сильный, энергичный

средний уровень – средний

низкий уровень – слабый

В) раскрашивание:

высокий уровень– мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура

средний уровень – крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура

низкий уровень – беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура

Г) регуляция силы нажима:

высокий уровень – регулирует силу нажима, раскрашивание в пределах контура

средний уровень – регулирует силу нажима, при раскрашивании иногда выходит за пределы контура

низкий уровень – не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.

2. Регуляция деятельности.

А) отношение к оценке взрослого:

высокий уровень– адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности

средний уровень – эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при замечании – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается)

низкий уровень – безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется)

Б) оценка ребёнком созданного им изображения:

высокий уровень– адекватна

средний уровень – неадекватна (завышена, занижена)

низкий уровень – отсутствует

3. Уровень самостоятельности:

высокий уровень– выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращается с вопросами;

средний уровень – требуется незначительная помощь взрослого, с вопросами к взрослому обращается редко;

низкий уровень – необходима поддержка, стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

4. Творчество.

Самостоятельность замысла

Оригинальность изображения

Стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Особенности:

Нарушение формы.

Пропорциональные отношения (высота и ширина). Т. к. не видит.

Размер предметов нарушен.

Нарушено представление о мелких деталях и характерных особенностях.

Наложение красочного слоя. Нет оттенков.

Проблемы в композиционном строе рисунка.

Особенности в творчестве. В основном репродуктивный характер (то, что видели). Проблемы связаны с недостаточностью опыта и малым количеством адекватных представлений.

Особенности протекания психических процессов.

Ощущение: у детей с НЗ зрительный анализатор нарушен. Мы используем все сохранные анализаторы, но зрение – особенности. На первом этапе ощущения у детей могут возникать трудности.

Восприятие. Ребёнок должен воспринять все особенности и свойства предмета. Нарушения функций зрения приводит к сокращению и редуцированию (ослаблению) зрительных ощущений, а при тотальной слепоте, к полному их выпадению. Восприятие находится в тесной зависимости с мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). У детей с НЗ в основе восприятия лежат те же механизмы, что и у нормально видящих детей, но наблюдаются особенности:

простые признаки выделяются легко,

сложные – с трудом,

замедленность восприятия у детей с НЗ.

При воссоздании образа возникает много искажений.

У детей с НЗ проявляются: схематизм, фрагментарность, отрывочность. Кроме того, наблюдается обеднённость, нечёткость представлений, вербализм.

Представление. Формируются на основе мышления, памяти и ощущений.

В результате всего этого у детей происходит нарушение наблюдательности. Ребёнок не может сам пронаблюдать мелкие детали => работа педагога.

2. Восприятие пространства.

Основная закономерность развития пространства – единство чувственного и логического. Нарушение этой зависимости не позволяет адекватно оценить и понять процесс передачи пространства на листе бумаги. Становление единства чувственного и логического возможно лишь при определённом уровне взаимосвязи двух сигнальных систем. Такая взаимосвязь наблюдается в 9-10 лет. Соответственно в дошкольном возрасте есть только чувственное познание. Они не могут передать пространство на листе бумаги, поэтому мы даём плановость (что на 1, 2 плане картины).

3. Особенности творческих процессов.

Творчество – создание нового, имеющего исторически значимую ценность (для детей – для самих себя). У детей отсутствует жизненный опыт.

По словам В. М. Сорокина, к особенностям развития творческого потенциала детей с НЗ относятся:

репродуктивный характер (ребёнок изображает то, что видел, либо срисовывание) творческих заданий (бывает воссоздающий – именно творческий процесс),

характер оригинальности творческих заданий 9у детей с НЗ менее оригинален, чем у детей с Нормальным зрением, т. к. малый запас представлений),

низкий уровень переструктурирования (Громозека) используемых реальных объектов,

отсутствие многообразия изобразительных техник (сразу заведомо хороший результат, можно использовать трафареты, знакомство с различными материалами, развивается мелкая моторика и т. д. – сокращает нагрузку на зрительный анализатор, сокращение времени на выполнение, повышается качество работы и интерес к ИЗО деятельности),

трудности владения ИЗО инструментами (для детей с НЗ удобнее, когда есть упор – в кисти его нет).

4. Цветовосприятие.

В возрастном факторе (первый цвет, с которым знакомятся – красный, т. к. в центре (колбочки, палочки), затем зелёный, синий). Хуже всего воспринимается фиолетовый. При НЗ надо обращать внимание на патологию. Цветовые нарушения при амблиопии (плохо: синий, голубой, фиолетовый), катаракта (плохо: жёлтый и серый).

У детей возникают трудности в оттенках цветов.

Развитие графических умений и навыков..

1. Развитие мелкой моторики руки. (обращаем внимание на посадку ребенка и на умение пользоваться графическим инструментом).

2. Ориентировочно-исследовательская деятельность. (научить ориентироваться в поле листа, только затем обследования предметов, 2-мя руками, сверху-вниз, выделение крупных характерных деталей, после мелких, описание цвета, обобщение анализа. Обучение специальным приемам обследования.).

3. Фаза, имитирующая рисование. (в воздухе руками, появляется зависимость глаз-рука).

4. Использование трафаретов. (использование трафаретов и жестких контуров, способствует отработки необходимых движений, избегая возможных ошибок).

5. Самостоятельное изображение предметов окружающего мира. ( используется метод сравнения. Обучение умению свободно владеть линией. Использование системы упражнений для многократного повторения).

Постепенно на каждом этапе идет словесное проговаривание.

 



2019-07-04 306 Обсуждений (0)
Раскрыть особенности изучения темы работы с бумагой со слепыми обучающимися. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раскрыть особенности изучения темы работы с бумагой со слепыми обучающимися.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (306)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)