Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Дать сравнительный анализ общих образовательных потребностей слепых и слабовидящих.



2019-07-04 1057 Обсуждений (0)
Дать сравнительный анализ общих образовательных потребностей слепых и слабовидящих. 0.00 из 5.00 0 оценок




Дети с нарушениями зрения очень неоднородная группа и имеют свои образовательные потребности.

К общим потребностям относятся:

· получение специальной помощи средствами образования;

· психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;

· психологическое сопрово ждение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;

· необходимо использование специальных средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения;

· индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для обучения здоровых сверстников;

· следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

· необходимо максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом.

В структуру особых образовательных потребностей слабовидящих входят, с одной стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья , с другой, характерные только для слабовидящих.

К особым образовательным потребностям, характерным для слабовидящих обучающихся, относятся:

· целенаправленное обогащение чувственного опыта через активизацию, развитие, обогащение зрительного восприятия и сохранных анализаторов;

· руководство зрительным восприятием;

· расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий;

· развитие познавательной деятельности слабовидящих как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений имеющихся у данной группы обучающихся;

· систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации;

· обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящими обучающимися;

· строгий учет в организации обучения и воспитания слабовидящего обучающегося: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительной и физической нагрузок;

· использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;

· учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся;

· увеличение времени на выполнение практических работ;

· введение в образовательную среду коррекционно-развивающего тифлопедагогического сопровождения;

· постановка и реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии слабовидящего;

· активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций;

· целенаправленное формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве;

· создание условий для развития у слабовидящих обучающихся инициативы, познавательной и общей активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;

· повышение коммуникативной активности и компетентности;

· физическое развития слабовидящих с учетом его своеобразия и противопоказаний при определенных заболеваниях, повышение двигательной активности;

· поддержание и наращивание зрительной работоспособности слабовидящего обучающегося в образовательном процессе;

· поддержание психофизического тонуса слабовидящих;

· совершенствование и развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований.

К потребностям, характерным для слепых обучающихся, относятся:

· целенаправленное обогащение (коррекция) чувственного опыта за счет развития сохранных анализаторов (в том числе и остаточного зрения);

· целенаправленное руководство осязательным и зрительным восприятием;

· формирование компенсаторных способов деятельности;

· профилактика вербализма и формализма знаний за счет ра сширения, обогащения и коррекции предметных и пространственных представлений, формирования, обогащения, коррекции понятий;

· использование специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности слепых обучающихся (алгоритмизация и др.);

· системати ческое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации;

· развитие полисенсорного восприятия предметов и объектов окружающего мира;

· обеспечение доступности учебной информации для тактильного и зрительного восприятия слепыми обуч ающимися с остаточным зрением;

· учет при организации обучения, воспитания слепого обучающегося с остаточным зрением: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительной, тактильной и физической нагрузок; тотально слепыми и слепыми со светоощущением - возраста и времени утраты зрения, режима тактильных и физических нагрузок;

· преимущественное исполь зование индивидуальных пособий, рассчитанных на осязательное или осязательное и зрительное восприятие;

· учет темпа учебной работы слепых обучающихся в зависимости от уровня сформированности компенсаторных способов деятельности;

· введение в структурное постро ение урока пропедевтического (подготовительного)этапа;

· постановка и реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях коррекционных целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений;

· активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций, осуществление специальной работы по коррекции речевых нарушений;

· реализация приемов, направленных на профилактику и устранение вербализма и формализма речи;

· целенаправленное формирование умений и навыков ориентировки в микро и макропространстве;

· целенаправленное формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки;

· создание условий для развития у слепых обучающихся инициативы, познав ательной и общей (в том числе двигательной) активности;

· развитие мотивационного компонента деятельности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;

· создание условий для развития и коррекции коммуникативной деятель ности;

· создание условий для коррекции нарушений в двигательной сфере;

· развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований;

· нивелирование негативных качеств характера, коррекция поведенческих проявлений и профилактика их возникновения.

 

6. Составить план предметного урока (Категория обучающихся и тема на выбор)

Основная дидактическая цель предметного урока – получение учениками знаний в ходе непосредственной работы с предметами живой и неживой природы.

Окружающий мир

Тема: «Кто такие насекомые?»

Цель урока: познакомить учащихся с признаками насекомых.

Задачи урока:

* Образовательные:

– Сформировать у детей общее представление о насекомых, их отличительных признаках и разнообразии;

– Научить определять насекомых по их изображению;

– Использовать дифференциацию и индивидуализацию обучения;

* Воспитательные: – Воспитывать бережное отношение к окружающей природе; – Воспитывать устойчивый интерес к занятиям окружающего мира;

* Коррекционные: – Способствовать развитию речи, – Развитию логического мышления, – Развитию слухового и зрительного восприятия.

Оборудование:

Интерактивная доска, мультимедийная презентация «Кто такие насекомые?», картинки с изображением насекомых: пчела, бабочка, жук, кузнечик, стрекоза, божья коровка, коллекция засушенных насекомых, лупа.

Ход урока

I. Организационный момент

– Долгожданный дан звонок, начинается урок. Здравствуйте, ребята! Тихонько садитесь на свои места. Сели правильно, спины выпрямили и слушаем меня внимательно. Проверьте, готовы ли ваши рабочие места к уроку.

II. Вступительная беседа

– Ребята, какое сейчас время года (осень), а совсем недавно было … (ответы детей – лето). Представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнышко.

И мы с вами оказались на зеленой лужайке. Именно сюда нас пригласил …. Как вы думаете кто? Посмотрите на экран, кого вы видите? (если не ответят, подсказать) Муравей. Здесь живут его друзья.

– В эту пору здесь очень весело. Как много пчел летает возле цветущих трав. Над цветами летают бабочки, гудят шмели, жуки, а в траве стрекочут кузнечики.

– Кто может назвать друзей Муравьишки? (Ответы детей – пчелы, бабочки, жуки, кузнечики, стрекозы)

– Каким же словом мы можем их назвать? (Насекомые)

– Кто догадался, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке? (О насекомых)

– Как по-другому мы можем назвать Муравей? (Насекомое)

– Отгадайте загадку. О каком из насекомых здесь говорится?

«Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет». (Бабочка)

– Давайте представим, что мы с вами красивые бабочки (дети встают).

III. Раскрытие темы урока

– Мы уже с вами реши, что сегодня мы будем говорить о ком? (о насекомых). Правильно. В мире существует более миллиона насекомых. Они живут повсюду, за исключением морских глубин. У многих из них шесть ног, пара усиков, одна или две пары крыльев и тело, состоящее из трех частей. Самый главный орган чувств у насекомых – это усы, у кого-то они мохнатые, у кого-то совсем коротенькие, а у кого-то тоненькие как ниточка! Длинные усики помогают насекомым вокруг себя ощупывать предметы. Рот у насекомых тоже у всех разный и зависит от пищи, которой они питаются. У бабочки, которая любит полакомиться сладеньким нектаром, - длинный хоботок. Очень острые и зазубренные челюсти у жука. Многие насекомые плохо видят, а у некоторых и вовсе нет глаз. Зато глаза стрекозы занимают почти всю голову, и каждый глаз состоит из огромного множества глазков, каждый из которых может дать свое изображение. Во все стороны смотрит стрекоза и, не поворачивая головы, хватает добычу своими длинными лапками!

– Как вы думаете, можно ли убивать насекомых (Нет). Почему? (В природе всё взаимосвязано, если люди уничтожат насекомых, погибнут птицы, которые ими питаются, не будет птиц, значит – не будет и животных)

Физкультминутка

IV. Работа с лупой. Рассматривание насекомых.

- Давайте мы с вами посмотрим, как выглядят насекомые.

Учитель демонстрирует коллекцию засушенных насекомых.

- Что бы нам с вами получше рассмотреть насекомых, давайте воспользуемся лупой.

Дети по несколько человек подходят и рассматривают засушенных насекомых при помощи лупы.

- При рассматривании постарайтесь выделить основные части насекомых.

Обсуждение увиденного. Дети рассказывают, что они увидели и запомнили.

V. Работа с учебником

– Откройте свои учебники на странице 46. Посмотрите в левом верхнем углу на бабочку. Что у нее есть?

(Дети находят у бабочки голову, грудь, брюшко, усики, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьет нектар. На груди у бабочки крылья и ноги.)

– Сколько мы видим крыльев у бабочки? (Два) Почему?

– Сколько всего крыльев у бабочки? (Четыре)

– Сколько ног у бабочки? (Шесть)

– Какие насекомые прилетели к бабочке? (Стрекоза, божья коровка)

(Учитель вывешивает на доску соответствующие картины. Дети рассматривают стрекозу и божью коровку, находят у них те же части тела. У стрекозы и божьей коровки нет хоботка, вместо него – челюсти потому что эти насекомые питаются другой пищей.)

– Сосчитайте количество ног у стрекозы и у божьей коровки. Что вы можете сказать? (Их по шесть)

– Обратите внимание на правую страницу. Каких насекомых вы видите?

– Сосчитайте ножки у насекомых.

– Какой вывод мы можем сделать? Что у всех насекомых по 6 ног.

– Так как же узнать, какое животное – насекомое, а какое – нет? (Нужно сосчитать его ножки, или чтобы определить насекомое это или нет, нужно сосчитать ножки)

– А хотите побольше узнать о самом главном нашем друге – Муравье?

– Муравьи относятся к классу насекомых, которых на земле насчитывается около 1 млн. видов (это половина всех видов животных на земле). У этих насекомых общество подобно человеческому, со своими царями, рабами, рабочими и солдатами. Посадите муравья в банку, и он вскоре погибнет, несмотря на обильную пищу, а в муравейнике тот же муравей может прожить до двух лет. Каждый муравей выполняет в семье определённую функцию. Есть очень много разных видов муравьёв.

– Каких животных можно назвать насекомыми? (У которых 6 ног).

Физкультминутка

VI. Игра «Узнай насекомое»

– Не зверь, не птица,

Нос, как спица;

Летит – кричит;

Сядет – молчит;

Кто его убьет –

Свою кровь прольет. (Комар)

– Кто над нами

Вверх ногами

Ходит – не страшится,

Упасть не боится? (Муха)

– Рассмотрите рисунок ниже. Каких насекомых вы узнали? (Кузнечик, шмель)

– Какой цвета кузнечик?

– А какого цвета шмель?

– Как вы думаете, почему кузнечик зеленый, а шмель пестрый?

– Кузнечику помогает зеленая окраска спрятаться от врагов. Ему очень трудно себя защищать, поэтому он прячется. Шмель имеет жало, он не боится врагов. Своей пестрой окраской, он старается предупредить в том, чтобы к нему не прикасались, иначе он может ужалить.

VII. Итог урока

– Ребята, ответьте на вопрос, кто такие насекомые? (Это животные, у которых шесть ног) Какие у них есть еще отличительные особенности? (У них есть еще крылья, усики). Приведите примеры насекомых.

– Вы сегодня очень хорошо работали, молодцы!

 

Обосновать необходимость использования алгоритма обследования растения или чучела животного при работе со слепыми и слабовидящими. И прокомментировать работу по его формированию у данной категории обучающихся.

На примере рассматривания чучела птицы. Производится сверху вниз.

Перед детьми ставится чучело птицы. Обследование производится двумя руками по следующему алгоритму:

Выделение крупных форм: тело и голова. На что похожи эти формы.

Выделение характерных крупных деталей, того что отличает данную птицу от других: хвост и крылья. На какие геометрические формы они похожи?

Выделение мелких характерных деталей: клюв, ноги (как расположены пальцы, чем они заканчиваются), глаза, уши (где они находятся). Перья, одинаковые или нет? Крупные перья на хвосте и крыльях, средние на крыльях и спине, мелкие на голове.

Окраска. Даже не смотря на нарушенное зрение, учитель все равно обращает внимание на окраску.

Растение рассматривается снизу вверх.

Рассматривание по частям (начинаем рассматривать от корневой шейки вверх: стебель и всё, что на стебле, какой по форме, толщине, полый или нет, листья по форме, цвету, прожилки и т. д., качество поверхности, запах; цветы (сначала бутон); плод). Так же даётся рассказ-описание учениками каждой части, затем растения в целом.

 

Обосновать необходимость использования фонового экрана при наблюдении детей с нарушением зрения объектов живой природы. Продемонстрировать его использование в работе со слепыми и слабовидящими.

Отсутствие или глубокое нарушение зрения у школьников сильно затрудняет процесс знакомства учащихся с природой, порождает специфические трудности при изучении биологии, своеобразие организации познавательной деятельности детей, специфику форм, приемов и способов формирования у них правильных представлений об окружающих предметах и явлениях реального мира.

Поскольку восприятие предметов и явлений живой и неживой природы у незрячих и слабовидящих школьников основано на деятельности сохранных анализаторов, значительно уступающих нормальному зрению по скорости и степени точности, то при формировании представлений могут возникать неточности, фрагментарность и ошибочность по сравнению с реально существующими предметами и процессами. Поэтому у детей с нарушениями зрения более обедненные, по сравнению со зрячими сверстниками, представления о природе.

Системный подход к познанию живой материи должен с первых шагов обучения слепого или слабовидящего ребенка в школе. В этом принципе заложен глубокий смысл коррекционно-воспитательной работы по преодолению вторичных отклонений в развитии и компенсации слепоты и слабовидения.

Коррекционное воздействие на процесс развития ученика, исправление вторичных (психических и физических) отклонений должно осуществляться на любом этапе ознакомления с окружающим миром или изучения природы, и чем раньше начинается этот процесс, тем более эффективно он проходит.

При организации самостоятельной работы частично видящих и слабовидящих учащихся следует использовать фоновые экраны.

Фоновый экран – это тифлопедагогическое средство, облегчающее зрительное и осязательное восприятие наблюдаемых объектов. Фоновый экран представляет собой плоскость 25х40 см, ограниченную со всех сторон барьером в 5 мм. Выполнен обычно из картона либо из фанеры, которые подбираются с матовой поверхностью, чтобы не было отблесков. Фоновый экран двусторонний – с одной стороны выкрашен в белый цвет, с другой – в чёрный для того, чтоб создать контрастный рассматриваемому объекту фон. В зависимости от цвето- и светоразличения частично видящих и слабовидящих учащихся экран может быть не только черно-белый, но и других цветов и оттенков.

Фоновый экран необходим при рассматривании различных объектов природы на уроках и экскурсиях с целью их детального рассмотрения на контрастном фоне. При рассматривании также используется лупа.

Подобными экранами с успехом могут пользоваться на экскурсиях и учащиеся с тотальной слепотой для осязательного восприятия материала, так как тактильно исследовать биологические признаки объектов на весу не всегда удобно, нужна опорная поверхность.

 



2019-07-04 1057 Обсуждений (0)
Дать сравнительный анализ общих образовательных потребностей слепых и слабовидящих. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Дать сравнительный анализ общих образовательных потребностей слепых и слабовидящих.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1057)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)