Дать сравнительный анализ общих образовательных потребностей слепых и слабовидящих.
Дети с нарушениями зрения очень неоднородная группа и имеют свои образовательные потребности. К общим потребностям относятся: · получение специальной помощи средствами образования; · психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками; · психологическое сопрово ждение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации; · необходимо использование специальных средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения; · индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для обучения здоровых сверстников; · следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; · необходимо максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом. В структуру особых образовательных потребностей слабовидящих входят, с одной стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья , с другой, характерные только для слабовидящих. К особым образовательным потребностям, характерным для слабовидящих обучающихся, относятся: · целенаправленное обогащение чувственного опыта через активизацию, развитие, обогащение зрительного восприятия и сохранных анализаторов; · руководство зрительным восприятием; · расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий; · развитие познавательной деятельности слабовидящих как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений имеющихся у данной группы обучающихся; · систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации; · обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящими обучающимися; · строгий учет в организации обучения и воспитания слабовидящего обучающегося: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительной и физической нагрузок; · использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения; · учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся; · увеличение времени на выполнение практических работ; · введение в образовательную среду коррекционно-развивающего тифлопедагогического сопровождения; · постановка и реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии слабовидящего; · активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций; · целенаправленное формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве; · создание условий для развития у слабовидящих обучающихся инициативы, познавательной и общей активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности; · повышение коммуникативной активности и компетентности; · физическое развития слабовидящих с учетом его своеобразия и противопоказаний при определенных заболеваниях, повышение двигательной активности; · поддержание и наращивание зрительной работоспособности слабовидящего обучающегося в образовательном процессе; · поддержание психофизического тонуса слабовидящих; · совершенствование и развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований. К потребностям, характерным для слепых обучающихся, относятся: · целенаправленное обогащение (коррекция) чувственного опыта за счет развития сохранных анализаторов (в том числе и остаточного зрения); · целенаправленное руководство осязательным и зрительным восприятием; · формирование компенсаторных способов деятельности; · профилактика вербализма и формализма знаний за счет ра сширения, обогащения и коррекции предметных и пространственных представлений, формирования, обогащения, коррекции понятий; · использование специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности слепых обучающихся (алгоритмизация и др.); · системати ческое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации; · развитие полисенсорного восприятия предметов и объектов окружающего мира; · обеспечение доступности учебной информации для тактильного и зрительного восприятия слепыми обуч ающимися с остаточным зрением; · учет при организации обучения, воспитания слепого обучающегося с остаточным зрением: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительной, тактильной и физической нагрузок; тотально слепыми и слепыми со светоощущением - возраста и времени утраты зрения, режима тактильных и физических нагрузок; · преимущественное исполь зование индивидуальных пособий, рассчитанных на осязательное или осязательное и зрительное восприятие; · учет темпа учебной работы слепых обучающихся в зависимости от уровня сформированности компенсаторных способов деятельности; · введение в структурное постро ение урока пропедевтического (подготовительного)этапа; · постановка и реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях коррекционных целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений; · активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций, осуществление специальной работы по коррекции речевых нарушений; · реализация приемов, направленных на профилактику и устранение вербализма и формализма речи; · целенаправленное формирование умений и навыков ориентировки в микро и макропространстве; · целенаправленное формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки; · создание условий для развития у слепых обучающихся инициативы, познав ательной и общей (в том числе двигательной) активности; · развитие мотивационного компонента деятельности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности; · создание условий для развития и коррекции коммуникативной деятель ности; · создание условий для коррекции нарушений в двигательной сфере; · развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований; · нивелирование негативных качеств характера, коррекция поведенческих проявлений и профилактика их возникновения.
6. Составить план предметного урока (Категория обучающихся и тема на выбор) Основная дидактическая цель предметного урока – получение учениками знаний в ходе непосредственной работы с предметами живой и неживой природы. Окружающий мир Тема: «Кто такие насекомые?» Цель урока: познакомить учащихся с признаками насекомых. Задачи урока: * Образовательные: – Сформировать у детей общее представление о насекомых, их отличительных признаках и разнообразии; – Научить определять насекомых по их изображению; – Использовать дифференциацию и индивидуализацию обучения; * Воспитательные: – Воспитывать бережное отношение к окружающей природе; – Воспитывать устойчивый интерес к занятиям окружающего мира; * Коррекционные: – Способствовать развитию речи, – Развитию логического мышления, – Развитию слухового и зрительного восприятия. Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийная презентация «Кто такие насекомые?», картинки с изображением насекомых: пчела, бабочка, жук, кузнечик, стрекоза, божья коровка, коллекция засушенных насекомых, лупа. Ход урока I. Организационный момент – Долгожданный дан звонок, начинается урок. Здравствуйте, ребята! Тихонько садитесь на свои места. Сели правильно, спины выпрямили и слушаем меня внимательно. Проверьте, готовы ли ваши рабочие места к уроку. II. Вступительная беседа – Ребята, какое сейчас время года (осень), а совсем недавно было … (ответы детей – лето). Представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнышко. И мы с вами оказались на зеленой лужайке. Именно сюда нас пригласил …. Как вы думаете кто? Посмотрите на экран, кого вы видите? (если не ответят, подсказать) Муравей. Здесь живут его друзья. – В эту пору здесь очень весело. Как много пчел летает возле цветущих трав. Над цветами летают бабочки, гудят шмели, жуки, а в траве стрекочут кузнечики. – Кто может назвать друзей Муравьишки? (Ответы детей – пчелы, бабочки, жуки, кузнечики, стрекозы) – Каким же словом мы можем их назвать? (Насекомые) – Кто догадался, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке? (О насекомых) – Как по-другому мы можем назвать Муравей? (Насекомое) – Отгадайте загадку. О каком из насекомых здесь говорится? «Над цветком порхает, пляшет, Веерком узорным машет». (Бабочка) – Давайте представим, что мы с вами красивые бабочки (дети встают). III. Раскрытие темы урока – Мы уже с вами реши, что сегодня мы будем говорить о ком? (о насекомых). Правильно. В мире существует более миллиона насекомых. Они живут повсюду, за исключением морских глубин. У многих из них шесть ног, пара усиков, одна или две пары крыльев и тело, состоящее из трех частей. Самый главный орган чувств у насекомых – это усы, у кого-то они мохнатые, у кого-то совсем коротенькие, а у кого-то тоненькие как ниточка! Длинные усики помогают насекомым вокруг себя ощупывать предметы. Рот у насекомых тоже у всех разный и зависит от пищи, которой они питаются. У бабочки, которая любит полакомиться сладеньким нектаром, - длинный хоботок. Очень острые и зазубренные челюсти у жука. Многие насекомые плохо видят, а у некоторых и вовсе нет глаз. Зато глаза стрекозы занимают почти всю голову, и каждый глаз состоит из огромного множества глазков, каждый из которых может дать свое изображение. Во все стороны смотрит стрекоза и, не поворачивая головы, хватает добычу своими длинными лапками! – Как вы думаете, можно ли убивать насекомых (Нет). Почему? (В природе всё взаимосвязано, если люди уничтожат насекомых, погибнут птицы, которые ими питаются, не будет птиц, значит – не будет и животных) Физкультминутка IV. Работа с лупой. Рассматривание насекомых. - Давайте мы с вами посмотрим, как выглядят насекомые. Учитель демонстрирует коллекцию засушенных насекомых. - Что бы нам с вами получше рассмотреть насекомых, давайте воспользуемся лупой. Дети по несколько человек подходят и рассматривают засушенных насекомых при помощи лупы. - При рассматривании постарайтесь выделить основные части насекомых. Обсуждение увиденного. Дети рассказывают, что они увидели и запомнили. V. Работа с учебником – Откройте свои учебники на странице 46. Посмотрите в левом верхнем углу на бабочку. Что у нее есть? (Дети находят у бабочки голову, грудь, брюшко, усики, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьет нектар. На груди у бабочки крылья и ноги.) – Сколько мы видим крыльев у бабочки? (Два) Почему? – Сколько всего крыльев у бабочки? (Четыре) – Сколько ног у бабочки? (Шесть) – Какие насекомые прилетели к бабочке? (Стрекоза, божья коровка) (Учитель вывешивает на доску соответствующие картины. Дети рассматривают стрекозу и божью коровку, находят у них те же части тела. У стрекозы и божьей коровки нет хоботка, вместо него – челюсти потому что эти насекомые питаются другой пищей.) – Сосчитайте количество ног у стрекозы и у божьей коровки. Что вы можете сказать? (Их по шесть) – Обратите внимание на правую страницу. Каких насекомых вы видите? – Сосчитайте ножки у насекомых. – Какой вывод мы можем сделать? Что у всех насекомых по 6 ног. – Так как же узнать, какое животное – насекомое, а какое – нет? (Нужно сосчитать его ножки, или чтобы определить насекомое это или нет, нужно сосчитать ножки) – А хотите побольше узнать о самом главном нашем друге – Муравье? – Муравьи относятся к классу насекомых, которых на земле насчитывается около 1 млн. видов (это половина всех видов животных на земле). У этих насекомых общество подобно человеческому, со своими царями, рабами, рабочими и солдатами. Посадите муравья в банку, и он вскоре погибнет, несмотря на обильную пищу, а в муравейнике тот же муравей может прожить до двух лет. Каждый муравей выполняет в семье определённую функцию. Есть очень много разных видов муравьёв. – Каких животных можно назвать насекомыми? (У которых 6 ног). Физкультминутка VI. Игра «Узнай насекомое» – Не зверь, не птица, Нос, как спица; Летит – кричит; Сядет – молчит; Кто его убьет – Свою кровь прольет. (Комар) – Кто над нами Вверх ногами Ходит – не страшится, Упасть не боится? (Муха) – Рассмотрите рисунок ниже. Каких насекомых вы узнали? (Кузнечик, шмель) – Какой цвета кузнечик? – А какого цвета шмель? – Как вы думаете, почему кузнечик зеленый, а шмель пестрый? – Кузнечику помогает зеленая окраска спрятаться от врагов. Ему очень трудно себя защищать, поэтому он прячется. Шмель имеет жало, он не боится врагов. Своей пестрой окраской, он старается предупредить в том, чтобы к нему не прикасались, иначе он может ужалить. VII. Итог урока – Ребята, ответьте на вопрос, кто такие насекомые? (Это животные, у которых шесть ног) Какие у них есть еще отличительные особенности? (У них есть еще крылья, усики). Приведите примеры насекомых. – Вы сегодня очень хорошо работали, молодцы!
Обосновать необходимость использования алгоритма обследования растения или чучела животного при работе со слепыми и слабовидящими. И прокомментировать работу по его формированию у данной категории обучающихся. На примере рассматривания чучела птицы. Производится сверху вниз. Перед детьми ставится чучело птицы. Обследование производится двумя руками по следующему алгоритму: Выделение крупных форм: тело и голова. На что похожи эти формы. Выделение характерных крупных деталей, того что отличает данную птицу от других: хвост и крылья. На какие геометрические формы они похожи? Выделение мелких характерных деталей: клюв, ноги (как расположены пальцы, чем они заканчиваются), глаза, уши (где они находятся). Перья, одинаковые или нет? Крупные перья на хвосте и крыльях, средние на крыльях и спине, мелкие на голове. Окраска. Даже не смотря на нарушенное зрение, учитель все равно обращает внимание на окраску. Растение рассматривается снизу вверх. Рассматривание по частям (начинаем рассматривать от корневой шейки вверх: стебель и всё, что на стебле, какой по форме, толщине, полый или нет, листья по форме, цвету, прожилки и т. д., качество поверхности, запах; цветы (сначала бутон); плод). Так же даётся рассказ-описание учениками каждой части, затем растения в целом.
Обосновать необходимость использования фонового экрана при наблюдении детей с нарушением зрения объектов живой природы. Продемонстрировать его использование в работе со слепыми и слабовидящими. Отсутствие или глубокое нарушение зрения у школьников сильно затрудняет процесс знакомства учащихся с природой, порождает специфические трудности при изучении биологии, своеобразие организации познавательной деятельности детей, специфику форм, приемов и способов формирования у них правильных представлений об окружающих предметах и явлениях реального мира. Поскольку восприятие предметов и явлений живой и неживой природы у незрячих и слабовидящих школьников основано на деятельности сохранных анализаторов, значительно уступающих нормальному зрению по скорости и степени точности, то при формировании представлений могут возникать неточности, фрагментарность и ошибочность по сравнению с реально существующими предметами и процессами. Поэтому у детей с нарушениями зрения более обедненные, по сравнению со зрячими сверстниками, представления о природе. Системный подход к познанию живой материи должен с первых шагов обучения слепого или слабовидящего ребенка в школе. В этом принципе заложен глубокий смысл коррекционно-воспитательной работы по преодолению вторичных отклонений в развитии и компенсации слепоты и слабовидения. Коррекционное воздействие на процесс развития ученика, исправление вторичных (психических и физических) отклонений должно осуществляться на любом этапе ознакомления с окружающим миром или изучения природы, и чем раньше начинается этот процесс, тем более эффективно он проходит. При организации самостоятельной работы частично видящих и слабовидящих учащихся следует использовать фоновые экраны. Фоновый экран – это тифлопедагогическое средство, облегчающее зрительное и осязательное восприятие наблюдаемых объектов. Фоновый экран представляет собой плоскость 25х40 см, ограниченную со всех сторон барьером в 5 мм. Выполнен обычно из картона либо из фанеры, которые подбираются с матовой поверхностью, чтобы не было отблесков. Фоновый экран двусторонний – с одной стороны выкрашен в белый цвет, с другой – в чёрный для того, чтоб создать контрастный рассматриваемому объекту фон. В зависимости от цвето- и светоразличения частично видящих и слабовидящих учащихся экран может быть не только черно-белый, но и других цветов и оттенков. Фоновый экран необходим при рассматривании различных объектов природы на уроках и экскурсиях с целью их детального рассмотрения на контрастном фоне. При рассматривании также используется лупа. Подобными экранами с успехом могут пользоваться на экскурсиях и учащиеся с тотальной слепотой для осязательного восприятия материала, так как тактильно исследовать биологические признаки объектов на весу не всегда удобно, нужна опорная поверхность.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1057)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |