Подходы к анализу финансового состояния
В настоящее время в мировой практике сложились стабильные подходы к анализу финансового состояния предприятий и формированию выводов и рекомендаций по результатам анализа. Трансформационные методики направлены на преобразование отчетности в более удобный для восприятия вид (агрегирование статей, трансформация в зарубежные формы отчетности и т. д.). Но они не несут аналитической функции и не приводят напрямую к каким – либо выводам и рекомендациям. Качественные методики оценки финансового состояния подразделяются на методики вертикального, горизонтального анализа, анализа ликвидности баланса и формализованные анкетные схемы. Вертикальный анализ направлен на исследование изменений структуры активов и обязательств предприятия и сопоставление данной структуры с некоторым идеальным шаблоном. При этом однозначно интерпретировать текущую структуру средств представляется весьма затруднительным. Горизонтальный анализ отчетности подразумевает изучение тенденций развития предприятия и экстраполяцию их на будущее, при этом вывод делается, как правило, не более чем по двум отчетным датам. Такой подход весьма ограничен, так как произошедшие изменения характеризуют действия прошлых периодов и отсутствуют основания считать, что подобные тенденции сохранятся и в будущем. Кроме того, не имея дополнительных данных, невозможно однозначно интерпретировать рассматриваемые изменения, например, уменьшение стоимости основных средств может свидетельствовать как о старении основных средств или сокращении производственной деятельности предприятия, так и о модернизации парка оборудования закупкой более производительных аналогов. Анализ ликвидности баланса предполагает деление активов по степени ликвидности, а пассивов по степени срочности на несколько групп и сопоставление групп на равных платежных горизонтах. В итоге рассчитываются показатели ликвидности. Однако использование приведенной схемы на данных публичной финансовой отчетности приводит к не вполне адекватным результатам, так как реальные сроки покрытия обязательств и реальная ликвидность активов могут значительно варьироваться даже в пределах одной балансовой статьи. Существующие формализованные анкетные схемы оперируют некоторым набором вопросов, на которые необходимо либо ответить в категориях «да - нет», либо оценить степень соответствия реальности по некоторой шкале. В итоге производится балльная оценка ответов и формируется набор характеристик, описывающих текущее состояние и перспективы развития предприятия. Но большинство подобных схем предлагают формулировки, однозначно оценить которые затруднительно. Таким образом, методики, представленные в блоке качественного анализа, также, не ведут к практическим выводам и рекомендациям при применении их к данным публичной финансовой отчетности, но могут быть полезными при проведении внутреннего финансового анализа предприятия. Коэффициентный анализ является одним из наиболее распространенных в аналитической практике. Но его результативность ограничивают следующие факторы: множественность предполагаемых наборов коэффициентов, сложность обоснованного нормирования показателей, отсутствие четких механизмов интерпретации значений показателей и получения итоговых выводов и рекомендаций. Интегральные методики оценки финансового состояния предполагают синтезирование финансовых индикаторов в комплексные конструкции по следующим направлениям: регрессионные модели оценки вероятности банкротства, банковские кредитные рейтинги, отраслевое ранжирование, анализ нечетких множеств и сводные рейтинговые модели. Несмотря на достоинства этих моделей, попытки и внедрения в деятельность российских аналитиков ограничиваются рядом предпосылок, например, на данный момент отсутствуют модели, сформированные на базе российской финансовой отчетности. Таким образом, можно сделать вывод, что большинство существующих методик не применимы к оценке финансового состояния российских предприятий. Наиболее перспективными в практическом плане являются интегральные подходы, как наиболее результативные, а среди них – статистические модели, построенные на основе отечественной базы финансовой отчетности. Методика анализа деятельности предприятия базируется на системе определенных показателей. Их перечень довольно велик. Поэтому в каждом конкретном случае в соответствии со спецификой деятельности предприятия и в соответствии с пользователем данной информации (администрация, потенциальные инвесторы, налоговые органы и так далее) выбирается соответствующий ряд показателей. Перечень выбранных показателей должен быть необходимым и достаточным для качественного анализа. Показатели деятельности предприятия формируются на основе данных бухгалтерской и статистической отчетности, оперативных данных. Практика финансового анализа уже выработала основные виды анализа (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6 основных методов: · горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом; Данные изменения рассчитываются как в абсолютных величинах, так и в процентах к базисному периоду. · вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом; · трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ; · анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей; · сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, филиалов, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данного предприятия в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными; · факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда анализ дробят на составные части, так и обратным, когда составляют баланс отклонений и на стадии обобщения суммируют все выявленные отклонения, фактического показателя от базисного за счет отдельных факторов. В рамках этого анализа выявляются факторы и причины динамики показателей и их количественная оценка. Данный инструмент анализа является особенно важным, так как выявление факторов, влияющих на изменение показателей, демонстрирует руководителю направления принятия наиболее эффективных управленческих решений На первом этапе проводится горизонтальный и вертикальный анализ баланса предприятия. Для этого производится аналитическая группировка статей актива и пассива баланса. На основе полученных данных делаются общие выводы об изменениях в балансе предприятия. На втором этапе проводится характеристика предприятия по финансовой устойчивости. Сущностью финансовой устойчивости является обеспеченность запасов и затрат источниками формирования. Финансовая устойчивость характеризуется следующим состоянием: Ез £ (Ис+Сдк)-F,
где: Ез – сумма запасов и затрат; Ис - собственные средства предприятия; Сдк – сумма долгосрочных кредитов; F – основные фонды предприятия. При соблюдении этого условия будет соблюдаться и условие платежеспособности, то есть денежные средства, ценные бумаги и активные расчеты покроют краткосрочную задолженность предприятия:
Ra ³ Cкк + Ко + Rp,
где Ra – денежные средства, ценные бумаги и активные расчеты предприятия. Скк – краткосрочные кредиты; Ко – ссуды., непогашенные в срок; Rр – кредиторская задолженность и прочие пассивы. В связи с этим различают четыре степени финансовой устойчивости: · Абсолютная финансовая устойчивость. Финансовое состояние предприятия признается абсолютно устойчивым, если наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат превышает сумму запасов и затрат:
Ез < Ет ,
где Ез – сумма запасов и затрат; Ет – наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат. Сумма последних определяется формулой: Ет = Ис + Сдк – F;
· Нормальная финансовая устойчивость. Финансовая устойчивость предприятия признается нормальной, если выполняется условие:
Ез = Ет;
· Неустойчивое финансовое состояние. Финансовое состояние предприятия признается неустойчивым, если для покрытия запасов и затрат привлекается часть краткосрочных кредитов:
Ез = Ет + Сккпр,
где Сккпр – часть краткосрочных кредитов, привлекаемых для формирования запасов и затрат. Неустойчивость считается нормальной, если величина привлекаемых для формирования запасов и затрат краткосрочных кредитов и заемных средств не превышает наиболее ликвидной части запасов и затрат (производственных запасов и готовой продукции):
Cккпр £ Z1 + Z2, (1.3.7.)
где Z1 – производственные запасы; Z2 – готовая продукция. Если это условие не соблюдается, то неустойчивость финансового состояния признается ненормальной. · Кризисное финансовое состояние. Финансовое состояние признается кризисным, если для формирования запасов и затрат привлекаются вся сумма краткосрочных кредитов:
Ез = Ет +Скк.
В этом случае имеющихся у предприятия денежных средств, активных расчетов и прочих активов хватит только на покрытие ссуд непогашенных в срок (Ко), кредиторской задолженности и прочих пассивов (Rр). После оценки финансовой устойчивости предприятия необходимо рассчитать ряд коэффициентов характеризующих финансовую устойчивость предприятия: -коэффициент автономии (доля собственных средств в итоге баланса):
Ка = Ис/В,
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |