Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Дайте экономическую интерпретацию себестоимости продукции: понятие, структура, состав и классификация затрат



2019-07-03 233 Обсуждений (0)
Дайте экономическую интерпретацию себестоимости продукции: понятие, структура, состав и классификация затрат 0.00 из 5.00 0 оценок




В процессе производства организация несет определенные затраты, необходимые для изготовления продукции. В частности, к ним можно отнести затраты на сырье и материалы, приобретенные для изготовления продукции, затраты на средства труда, используемые при изготовлении продукции, затраты на оплату труда производственного, обслуживающего и управленческого персонала, прочие затраты, связанные с изготовлением продукции.

Издержки производства (материальные и иные затраты организации на изготовление продукции) за определенный промежуток времени принято называть затратами на производство. Расход ресурсов в натуральном выражении называется затратами. Стоимостное выражение затрат ресурсов называется издержками. Суммарное выражение всех затрат на производство и реализацию продукции в пределах установленных законодательством норм образуют себестоимость продукции.

В современных рыночных условиях хозяйствования основной целью любого промышленного предприятия является максимизация прибыли что есть не что иное, как разность между полученными средствами за отгруженную продукцию и затратами на их производство и продажу. А одним из основных путей достижения этой цели является снижение затрат на производство и реализацию продукции. Затраты предприятия непосредственно влияют на формирование объема прибыли. Чем меньше себестоимость производимой продукции, тем более конкурентоспособно предприятие, доступней продукция для потребителя и тем ощутимее экономический эффект от её продажи.

 Многообразие затрат, образующих себестоимость продук­ции, работ, услуг, необходимо классифицировать по определенным призна­кам. Это способствует улучшению планирования, прогнозирования, учета, контроля и их анализа.

По назначению все затраты подразделяются на технологические (основные) и хозяйственно-управленческие (накладные).

К основным относятся расходы, обусловленные непосредственно процес­сом производства. В их число входят: сырье и материалы, топливо и энергия на технологические цели, заработная плата производственных рабочих, от­числения на социальные нужды, расходы, связанные с освоением производ­ства новых видов продукции и содержанием и эксплуатацией машин и оборудования.

К накладным (хозяйственно-управленческим) относятся расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства (общепроизводственные, общехозяйственные расходы).

Таким образом, совокупность технологических и управленческих расходов образует производственную себестоимость продукции.

По способу включения в себестоимость продукции все затраты можно подразделить на прямые, распределяемые и косвенные.

Прямыми являются затраты, которые на основании первичных документов могут быть отнесены непосредственно на определенные виды продукции, работ, услуг, с изготовлением (выполнением, оказанием) которых они связа­ны (сырье, заработная плата рабочих и др.)

Распределяемые расходы (в случае, когда с одного вида материалов изготавливается несколько разных видов изделий; расход двигательной энергии; затраты на внутрицеховые перемещения материалов, деталей, узлов и др.) находятся в непосредственной зависимости от изготовления изделии, време­ни работы оборудования, веса перевозимых ценностей и др. Поэтому их рас­пределяют между видами продукции и работ пропорционально конкретным базам. При этом должна обеспечиваться точность их распределения.

В отличие от распределяемых косвенные расходы могут быть распределены между объектами калькулирования лишь условно. К ним относятся хозяйственно-управленческие (накладные) расходы. При этом базы для рас­пределения косвенных расходов определяются исходя из технологии и орга­низации производства и характера выпускаемой продукции.

По отношению к объему производства затраты подразделяются на переменные и условно-постоянные.

Переменными являются расходы, изменяющиеся в зависимости от изменения объема производства. К ним относятся: расход сырья и материалов; топлива и энергии на технологические цели; покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов и услуги производственного характера; на оплату труда производственных рабочих; на тару, упаковку и транспортировку го­товой продукции, включаемых в коммерческие расходы и др.

Условно-постоянными являются расходы, не зависящие от изменения объема производства. К ним прежде всего следует отнести общепроизводственные и общехозяйственные расходы. С увеличением объема производ­ства в абсолютном выражении эти расходы возрастают, а их относительная доля в себестоимости единицы продукции снижается. В этом смысле они как бы являются переменными.

По степени однородности различают затраты одноэлементные (про­стые) и комплексные.

Одноэлементные — это такие затраты, которые состоят из экономически однородных элементов (материалы, зарплата и др.).

Комплексные затраты представляют собой совокупность разнородных экономических элементов; К ним можно отнести общепроизводственные и общехозяйственные расходы, расходы на освоение производства новых ви­дов продукции и др. [2, 285]

По целесообразности производственные затраты подразделяются на производительные и непроизводительные.

К производительным относятся расходы, связанные с изготовлением годной продукции и освоением новых изделий.

Непроизводительные затраты связаны с выпуском брака, потерями от простоев, недостачами ценностей на складах и др.

В зависимости от характера (от связи с производством) затраты подразделяются на производственные и расходы на реализацию.

Производственные связаны с выпуском продукции в цехах основного, вспомогательного либо обслуживающих производств.

Расходы на реализацию связаны с процессом отгрузки и реализации продукции (погрузка, упаковка, транспортировка и др.).

Производственные и расходы на реализацию вместе образуют полную себестоимость реализуемой продукции.

В зависимости от места возникновения затраты учитываются по производствам, цехам, участкам, бригадам и т.п.

В зависимости от времени возникновения и включения в издержки производства затраты можно подразделить на текущие, предстоящие и будущих периодов.

Текущие — это расходы, производимые в процессе производства и непосредственно относимые на издержки производства (расход материалов, опла­та труда, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и др.). К предстоящим относится создание резервов предстоящих расходов и плате­жей за счет издержек производства для предстоящих расходов в будущих периодах (на оплату очередных отпусков, ежегодного вознаграждения за выслугу лет, предстоящих затрат по ремонту основных средств и предметов про­ката и др.).

Расходы будущих периодов — это затраты, понесенные в данном отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам (расходы, свя­занные с горно-подготовительными работами, освоением новых организа­ций, производств, установок и агрегатов, рекультивацией земель, неравно­мерно производимым в течение года ремонтом основных средств, взносом арендной платы за последующие периоды и др.).

По отношению к бизнес-плану они могут быть планируемыми и непланируемыми, а по отношению к формированию себестоимости продукции — включаемыми и невключаемыми в себестоимость.

По видам расходов затраты подразделяются на экономические элементы и статьи калькуляции.

 



2019-07-03 233 Обсуждений (0)
Дайте экономическую интерпретацию себестоимости продукции: понятие, структура, состав и классификация затрат 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Дайте экономическую интерпретацию себестоимости продукции: понятие, структура, состав и классификация затрат

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)