ПЕРЕД ТРУДНЫМ ЭКЗАМЕНОМ
1976 ГЛОБУС 1976
РЕДКОЛЛЕГИЯ: С. В.Калесник, академик, президент Всесоюзного географического общества; М. П. Петров, академик Туркменской Академии наук; Н. М. Верзилин, член-корреспондент Академии педагогических паук, профессор; А. И. Новиков, доктор философских наук, профессор; Л. Е. Родин, доктор биологических наук; С. А. Никитин, научный сотрудник Академии наук СССР; Л. В. Успенский, писатель Составитель Л. А. Джалалбекова Оформление и макет В. Бабанова
(с) ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА», 1976 г.
91 Г 54
70803 — 189 Г ——————————— 451 — 76 М101(ОЗ) — 76
Ленинград «Детская литература» 1976 СОДЕРЖАНИЕ
1 ЗЕМЛЯ ИЗ КОСМОСА В. Мелентьев. Атлантический тропический эксперимент. Фото автора Э. Заар, В. Тополовский. Биологическая разведка Марса. Рис. Е. Войшвилло Проф. Н. Верзилин. Как возник оазис в космосе. Фото автора. Рис. С. Геенна Ю. Коптев. Экспериментальный полет «Аполлон» «Союз». Рис. Е. Войшвилло
2 ПО РОДНОЙ СТРАНЕ Дмитрий Иванов. Десятая пятилетка Родины Проф. А. Дзенс-Литовский. БАМ дорога к океану. Фото К. Мариковского Фотоочерк Ю. Бармина. Енисейский гигант Б. Михайлов. Этти, Чукотка! Фото автора Александр Иванченко. Третий край Земли. Рис. В. Тюлюкина..... Б. Xотимский. Там, где Обь направляется на запад. Рис. В. Свешникова . . Василий Лебедев. Только одна точка... Рис. Л. Чепец Александр Кондратов. В Агинских степях Забайкалья Б. Розен. Города на Вычегде Фотоочерк Ю. Муравина и Е.Кассина. Амур-батюшка С. Кисловской. По окрестностям Старого Петергофа. Фото автора. С. Кисловской. На всех словах события печать Фотоочерк В. Лебединского. Город-музей Каменец-Подольский А Мартынов. По Кабардино-Балкарии. Фото автора. Летопись «Глобуса».
3 ПО ВСЕМУ СВЕТУ И. Труфанов. Трудный путь к свободе . Проф. А. Новиков. Под небом Калифорнии С. Напалков. На земле Сервантеса и Лорки. Фото автора. Рис. В. Бундина Дмитрий Иванов. Суэцкий канал Г. Васильева. Музей под открытым небом П.Труфанов. «Благословенная земля» Акад. М. Петров. По Сирии. Фото автора Л. Мирошников. Улицы Гаваны. Фото автора
4 РАССКАЗЫ О ПРИРОДЕ Е.Синельникова. «Красная книга» сигнал опасности. Рис. К. Овчинникова Лесные встречи. Фото И. Болотина, Е. Горинова, Н. Митрофанова. Николь Максвелл. В поисках целебных трав по Амазонке. Перевод Г. Матвеевой Фотоочерк Ю. Муравина. Дальний Восток край заповедный А. Дмитриев. Ихтиологи на дне моря. Рис. Е. Войшвилло. И. Цигельницкиий ПОЛЭКС ЮГ. Рис. В. Бундина. О. Карышев. Глобальное земледелие Эдуард Шим. Если всех выпустить Петр Сигунов. И раз... и два....
5 ИЗ ИСТОРИИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ Г. Черненко. Следопыты океанов. Фото автора Н. Черниговский. Рейс на Землю Франца-Иосифа. Рис. Б. Забирихина Александр Иванченко. «Имя мое и дело мое принадлежат России» Н.Урванцев. По порогам реки Хантайки. Фото автора. А. 3аболоцкая. Научный подвиг декабристов в Сибири. А. Муранов. Человек, открывший «четвертое царство природы». Рис. Т. Слуцкой. И. Луканов. Деревянные пули Те Реви Манги Маниапото. Рис. В. Галахова Проф. М. Белов. По следам полярных экспедиций. Фото В. Владимирова и Д.шаро. Летопись «Глобуса». Рис. В. Бродского . ГЛОБУС 1976 1 ЗЕМЛЯ ИЗ КОСМОСА
В. Мелентьев
АТЛАНТИЧЕСКИЙ ТРОПИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Газеты, радио, телевидение приносят в последние годы сообщения о крупных международных экспериментах по исследованию земной атмосферы и океана в самых разных частях света. Ученые-метеорологи совершают удивительные путешествия: плывут на кораблях, опускаются в глубины океана, поднимаются в небо на воздушных шарах, летают на самолетах, осваивают космическое пространство. Некоторое время назад мы читали о советско-американском эксперименте в области космической метеорологии «Беринг», потом стали поступать сообщения о международном Полярном эксперименте, проводимом у обоих полюсов Земли, сообщалось об интересном Муссонном эксперименте в Индийском океане, и вот наконец ТРОПЭКС-1974. Что же происходит с метеорологией, зачем предпринимаются столь далекие путешествия, проводятся нередко опасные, полные риска исследования? Причины следует искать в тех революционных преобразованиях в пауке, в том числе и метеорологии, которые происходят в наши дни. Достижения в различных областях радиотехники, прогресс вычислительной техники, успехи в освоении космического пространства дали древней науке метеорологии новые силы для решения одной из важнейших научных задач нашего времени — разработки надежного метода составления долгосрочного прогноза погоды. Для этого и необходимо исследовать свойства атмосферы во всех районах земного шара. Уже сто лет назад передовые ученые понимали необходимость совместных метеорологических исследований, которые позволяли бы получать картину изменения погоды на больших территориях. Тогда и была создана Всемирная метеорологическая организация. В настоящее время этой организацией на ближайшие десятилетия разработана программа исследования глобальных атмосферных процессов. Задача первого эксперимента этой программы всестороннее изучение тропической атмосферы над Атлантическим океаном, исследование ее влияния на климат Северного полушария нашей планеты. ТРОПИЧЕСКАЯ „КОТЕЛЬНАЯ" ЗЕМЛИ
Как известно, климат Земли определяется энергией, приходящей к нам от Солнца. Это оно влияет на все погодные условия нашей планеты. Почти половина солнечной энергии приходится на тропики. Однако лишь небольшая часть солнечного тепла непосредственно нагревает атмосферу. Основная часть его проходит через толщу атмосферы и тратится на нагревание поверхности Земли океана и суши. Именно это тепло раскаляет пески пустыни Сахары, порождает мощные океанические течения и, что особенно важно для климата всего земного шара, вызывает обильное испарение влаги с поверхности океана. Влага эта в виде водяного пара поступает в атмосферу и нагревает ее. Энергия Солнца не исчезает — тепло, израсходованное на испарение водяного пара с поверхности океана, выделяется при конденсации капелек воды в атмосферу и разогревает огромные массы воздуха. Атмосфера Земли подобна гигантской тепловой машине, котел которой расположен в тропиках, а холодильниками служат полярные области нашей планеты. Мощные воздушные течения, огибающие весь земной шар, и возмущения атмосферы, подобные взрывам — тропические шквалы и ураганы, — возникают в результате конденсации водяного пара над океаном. Удивительно, но этот процесс аналогичен образованию струйки пара из чайника. Так работает «водяная баня» — тропическая котельная Земли! Исследования, проводимые в ходе Атлантического эксперимента, имели множество направлений. Чтобы представить масштабы эксперимента, укажем, что длился он 107 дней, проводили его 4000 ученых и специалистов из семидесяти двух стран, в нем участвовало 40 научно-исследовательских судов, 16 самолетов-лабораторий, использовалась информация пяти метеорологических спутников Земли. Советские космонавты с борта орбитальной станции «Салют-3» исследовали район работ. «Лаборатория» исследователей простерлась от восточной части Тихого океана через Латинскую Америку, Атлантический океан, Африку и до западной части Индийского океана, заняв около 20 миллионов квадратных миль тропической зоны от 10° южной до 20° северной широты.
ПЕРЕД ТРУДНЫМ ЭКЗАМЕНОМ
17 июня 1974 года. К шести часам утра мы, ленинградские участники советской летной экспедиции, собираемся в аэропорту возле самолета-лаборатории Главной геофизической обсерватории имени А. И. Воейкова. Яркое летнее утро. Нас 23 человека: 14 ученых и специалистов и9 человек экипажа. Общее оживление, все возбуждены. Хотя обычно летчики не любят проводов, сегодня с нами родные и друзья. Ведь путь предстоит неблизкий — около восьми тысяч километров отделяют нас от цели путешествия — города Дакара, столицы республики Сенегал. Там будет базироваться наш самолет, туда должны собраться летающие лаборатории из многих стран мира, туда придут корабли, участвующие в экспедиции, там будет размещен Центр планирования эксперимента. Мы люди бывалые, летаем больше десятка лет, но у всех самочувствие как перед трудным экзаменом. Как мы выдержим это испытание? Врачи сделали нам всякие уколы, снабдили кучей лекарств от самых страшных болезней: холеры, черной оспы, желтой лихорадки. Ведь болезнь любого из нас может сорвать решение какой-либо из поставленных научных задач. Как справится со сложнейшими африканскими условиями наша аппаратура? Пессимисты предсказывают, что через месяц развалятся все пайки в наших приборах, выйдут из строя полупроводники, а через полтора месяца сгниют кабели, если только раньше их не сожрут термиты. Как выдержит это испытание наш самолет? Нe будут ли грозные тропические облака обращаться с ним, как с детской игрушкой? Все это создавало атмосферу экзамена. Конечно, мы готовились к предстоящим трудностям. Готовили, например, огромные комплекты запасных блоков-ЗИПов на случай выхода из строя основных узлов аппаратуры. Но, как часто бывает, то, что, казалось бы, выручило нас, создало новые трудности для экипажа. Самолет оказался настолько загруженным, что гондолы с аппаратурой, расположенные под фюзеляжем, едва не касались бетонной полосы. Из-за этого перед командиром корабля встала трудная задача - — поднять самолет в воздух так, чтобы при взлете не чиркнуть гондолами по бетону, не оставить нас без аппаратуры перед экспериментом. В эти последние минуты перед стартом каждый из нас проверял свою готовность к предстоящей работе, думал о том, все ли он сделал для успеха общего дела.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (313)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |