Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПЕРЕД ТРУДНЫМ ЭКЗАМЕНОМ



2019-07-03 291 Обсуждений (0)
ПЕРЕД ТРУДНЫМ ЭКЗАМЕНОМ 0.00 из 5.00 0 оценок




1976

ГЛОБУС 1976

 

РЕДКОЛЛЕГИЯ:

С. В.Калесник, академик, президент Всесоюзного географического общества;

М. П. Петров, академик Туркменской Академии наук;

Н. М. Верзилин, член-корреспондент Академии педагогических паук, профессор;

А. И. Новиков, доктор философских наук, профессор;

Л. Е. Родин, доктор биологических наук;

С. А. Никитин, научный сотрудник Академии наук СССР;

Л. В. Успенский, писатель

Составитель Л. А. Джалалбекова

Оформление и макет В. Бабанова

 

(с) ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА», 1976 г.

 

91 Г 54

 

 70803 — 189

Г ——————————— 451 — 76

 М101(ОЗ) — 76

 

Ленинград «Детская литература» 1976

СОДЕРЖАНИЕ

 

1

ЗЕМЛЯ ИЗ КОСМОСА

В. Мелентьев. Атлантический тропиче­ский эксперимент. Фото автора

Э. Заар, В. Тополовский. Биологиче­ская разведка Марса. Рис. Е. Войшвилло

Проф. Н. Верзилин. Как возник оазис в космосе. Фото автора. Рис. С. Геенна

Ю. Коптев. Экспериментальный полет «Аполлон» «Союз». Рис. Е. Войшвилло

 

2

ПО РОДНОЙ СТРАНЕ

Дмитрий Иванов. Десятая пятилетка Родины

Проф. А. Дзенс-Литовский. БАМ дорога к океану. Фото К. Мариковского

Фотоочерк Ю. Бармина. Енисейский ги­гант

Б. Михайлов. Этти, Чукотка! Фото ав­тора

Александр Иванченко. Третий край Земли. Рис. В. Тюлюкина.....

Б. Xотимский. Там, где Обь направляет­ся на запад. Рис. В. Свешникова . .

Василий Лебедев. Только одна точка... Рис. Л. Чепец

Александр Кондратов. В Агинских степях Забайкалья

Б. Розен. Города на Вычегде

Фотоочерк Ю. Муравина и Е.Кассина. Амур-батюшка

С. Кисловской. По окрестностям Старого Петергофа. Фото автора.

С. Кисловской. На всех словах собы­тия печать

Фотоочерк В. Лебединского. Город-му­зей Каменец-Подольский

А Мартынов. По Кабардино-Балкарии. Фото автора.

Летопись «Глобуса».

 

3

ПО ВСЕМУ СВЕТУ

И. Труфанов. Трудный путь к свободе .

Проф. А. Новиков. Под небом Калифор­нии

С. Напалков. На земле Сервантеса и Лорки. Фото автора. Рис. В. Бундина

Дмитрий Иванов. Суэцкий канал

Г. Васильева. Музей под открытым не­бом

П.Труфанов. «Благословенная земля»

Акад. М. Петров. По Сирии. Фото ав­тора

Л. Мирошников. Улицы Гаваны. Фото автора

 

4

РАССКАЗЫ О ПРИРОДЕ

Е.Синельникова. «Красная книга»

сигнал опасности. Рис. К. Овчинникова

Лесные встречи. Фото И. Болотина, Е. Горинова, Н. Митрофанова.

Николь Максвелл. В поисках целеб­ных трав по Амазонке. Перевод Г. Мат­веевой

Фотоочерк Ю. Муравина. Дальний Вос­ток край заповедный

А. Дмитриев. Ихтиологи на дне моря. Рис. Е. Войшвилло.

И. Цигельницкиий ПОЛЭКС ЮГ. Рис. В. Бундина.

О. Карышев. Глобальное земледелие

Эдуард Шим. Если всех выпустить

Петр Сигунов. И раз... и два....

 

5

ИЗ ИСТОРИИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ

Г. Черненко. Следопыты океанов. Фото автора

Н. Черниговский. Рейс на Землю

Франца-Иосифа. Рис. Б. Забирихина

Александр Иванченко. «Имя мое и дело мое принадлежат России»

Н.Урванцев. По порогам реки Хантайки. Фото автора.

А. 3аболоцкая. Научный подвиг декаб­ристов в Сибири.

А. Муранов. Человек, открывший «чет­вертое царство природы». Рис. Т. Слуцкой.

И. Луканов. Деревянные пули Те Реви Манги Маниапото. Рис. В. Галахова

Проф. М. Белов. По следам полярных экспедиций. Фото В. Владимирова и Д.шаро.

Летопись «Глобуса». Рис. В. Брод­ского .


ГЛОБУС 1976

1

ЗЕМЛЯ

ИЗ КОСМОСА

 

В. Мелентьев

 

АТЛАНТИЧЕСКИЙ

ТРОПИЧЕСКИЙ

ЭКСПЕРИМЕНТ

 

Газеты, радио, телевидение при­носят в последние годы сообщения о крупных международных экспери­ментах по исследованию земной ат­мосферы и океана в самых разных частях света. Ученые-метеорологи совершают удивительные путешест­вия: плывут на кораблях, опуска­ются в глубины океана, поднимают­ся в небо на воздушных шарах, ле­тают на самолетах, осваивают кос­мическое пространство. Некоторое время назад мы читали о советско-американском эксперименте в об­ласти космической метеорологии «Беринг», потом стали поступать со­общения о международном Поляр­ном эксперименте, проводимом у обоих полюсов Земли, сообщалось об интересном Муссонном экспери­менте в Индийском океане, и вот наконец ТРОПЭКС-1974.

Что же происходит с метеороло­гией, зачем предпринимаются столь далекие путешествия, проводятся нередко опасные, полные риска ис­следования?

Причины следует искать в тех революционных преобразованиях в пауке, в том числе и метеорологии, которые происходят в наши дни.

Достижения в различных областях радиотехники, прогресс вычисли­тельной техники, успехи в осво­ении космического пространства да­ли древней науке метеорологии новые силы для решения одной из важнейших научных задач нашего времени — разработки надежного метода составления долгосрочного прогноза погоды. Для этого и необ­ходимо исследовать свойства атмо­сферы во всех районах земного шара.

Уже сто лет назад передовые уче­ные понимали необходимость со­вместных метеорологических иссле­дований, которые позволяли бы по­лучать картину изменения погоды на больших территориях. Тогда и была создана Всемирная метеороло­гическая организация. В настоящее время этой организацией на бли­жайшие десятилетия разработана программа исследования глобаль­ных атмосферных процессов. Зада­ча первого эксперимента этой про­граммы всестороннее изучение тропической атмосферы над Атлан­тическим океаном, исследование ее влияния на климат Северного полу­шария нашей планеты.

ТРОПИЧЕСКАЯ „КОТЕЛЬНАЯ" ЗЕМЛИ

 

Как известно, климат Земли определяется энергией, приходящей к нам от Солнца. Это оно влияет на все погодные условия нашей пла­неты. Почти половина солнечной энергии приходится на тропики. Од­нако лишь небольшая часть солнеч­ного тепла непосредственно нагре­вает атмосферу. Основная часть его проходит через толщу атмосферы и тратится на нагревание поверх­ности Земли океана и суши. Именно это тепло раскаляет пески пустыни Сахары, порождает мощ­ные океанические течения и, что особенно важно для климата всего земного шара, вызывает обильное испарение влаги с поверхности оке­ана. Влага эта в виде водяного па­ра поступает в атмосферу и нагре­вает ее. Энергия Солнца не исче­зает — тепло, израсходованное на испарение водяного пара с поверх­ности океана, выделяется при кон­денсации капелек воды в атмосферу и разогревает огромные массы воз­духа.

Атмосфера Земли подобна ги­гантской тепловой машине, котел которой расположен в тропиках, а холодильниками служат полярные области нашей планеты. Мощные воздушные течения, огибающие весь земной шар, и возмущения атмо­сферы, подобные взрывам — тропи­ческие шквалы и ураганы, — возни­кают в результате конденсации во­дяного пара над океаном. Удиви­тельно, но этот процесс аналогичен образованию струйки пара из чай­ника. Так работает «водяная ба­ня» — тропическая котельная Земли!

Исследования, проводимые в хо­де Атлантического эксперимента, имели множество направлений. Что­бы представить масштабы экспери­мента, укажем, что длился он 107 дней, проводили его 4000 ученых и специалистов из семидесяти двух стран, в нем участвовало 40 науч­но-исследовательских судов, 16 са­молетов-лабораторий, использова­лась информация пяти метеороло­гических спутников Земли. Совет­ские космонавты с борта орбиталь­ной станции «Салют-3» исследовали район работ. «Лаборатория» иссле­дователей простерлась от восточной части Тихого океана через Латин­скую Америку, Атлантический оке­ан, Африку и до западной части Индийского океана, заняв около 20 миллионов квадратных миль тро­пической зоны от 10° южной до 20° северной широты.

 

ПЕРЕД ТРУДНЫМ ЭКЗАМЕНОМ

 

17 июня 1974 года. К шести ча­сам утра мы, ленинградские участ­ники советской летной экспедиции, собираемся в аэропорту возле са­молета-лаборатории Главной гео­физической обсерватории имени А. И. Воейкова. Яркое летнее утро. Нас 23 человека: 14 ученых и спе­циалистов и9 человек экипажа. Об­щее оживление, все возбуждены.

Хотя обычно летчики не любят про­водов, сегодня с нами родные и друзья. Ведь путь предстоит не­близкий — около восьми тысяч ки­лометров отделяют нас от цели пу­тешествия — города Дакара, столи­цы республики Сенегал. Там будет базироваться наш самолет, туда должны собраться летающие лабо­ратории из многих стран мира, туда придут корабли, участвующие в экспедиции, там будет размещен Центр планирования эксперимента.

Мы люди бывалые, летаем боль­ше десятка лет, но у всех самочув­ствие как перед трудным экзаме­ном. Как мы выдержим это испыта­ние? Врачи сделали нам всякие уколы, снабдили кучей лекарств от самых страшных болезней: холеры, черной оспы, желтой лихорадки. Ведь болезнь любого из нас может сорвать решение какой-либо из по­ставленных научных задач. Как справится со сложнейшими афри­канскими условиями наша аппара­тура? Пессимисты предсказывают, что через месяц развалятся все пай­ки в наших приборах, выйдут из строя полупроводники, а через пол­тора месяца сгниют кабели, если только раньше их не сожрут терми­ты. Как выдержит это испытание наш самолет? Нe будут ли грозные тропические облака обращаться с ним, как с детской игрушкой?

Все это создавало атмосферу эк­замена. Конечно, мы готовились к предстоящим трудностям. Готови­ли, например, огромные комплекты запасных блоков-ЗИПов на случай выхода из строя основных узлов аппаратуры. Но, как часто бывает, то, что, казалось бы, выручило нас, создало новые трудности для эки­пажа. Самолет оказался настолько загруженным, что гондолы с аппа­ратурой, расположенные под фюзе­ляжем, едва не касались бетонной полосы. Из-за этого перед командиром корабля встала трудная зада­ча - — поднять самолет в воздух так, чтобы при взлете не чиркнуть гон­долами по бетону, не оставить нас без аппаратуры перед эксперимен­том. В эти последние минуты перед стартом каждый из нас проверял свою готовность к предстоящей ра­боте, думал о том, все ли он сделал для успеха общего дела.

 



2019-07-03 291 Обсуждений (0)
ПЕРЕД ТРУДНЫМ ЭКЗАМЕНОМ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПЕРЕД ТРУДНЫМ ЭКЗАМЕНОМ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (291)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)