Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Динамика развития международной торговли услугами



2019-07-03 187 Обсуждений (0)
Динамика развития международной торговли услугами 0.00 из 5.00 0 оценок




Многие виды услуг могут быть объектами международной торговли. Торговля услугами представляет собой нетоварные коммерческие сделки. В отличие от торговли товарами экспорт и импорт услуг не обязательно означает пересечение ими таможенной границы. Услуга может быть оказана нерезиденту внутри таможенной территории данной страны, в этом случае сделка будет считаться международной. Как и платежи по экспорту и импорту товаров, международная торговля услугами отражается в платёжном балансе. Как зафиксировано в «Бизнес- путеводителе в ГАТС» 1999 г.

(Dusiness Guide to the GATS), услуга становится предметом международной торговли в том числе, если производитель услуги и покупатель – это физические или юридические лица – резиденты разных стран независимо от места совершения сделки между ними.

Международный экспорт и импорт услуг растёт быстрее международного экспорта товарами. Экспорт услуг составлял в 1980 г. 402 млрд долл., а в 2003 г. он уже составлял (по данным ВТО) 1763 млрд долл., т.е вырос более чем в 4 раза. Доля экспорта услуг в совокупной международной торговле товарами и услугами составил в 2003 г. 19, 5 % (в предыдущие годы она составляла более 20 %, однако затем она несколько уменьшилась в связи с ростом цен в мировой торговле на топливно- сырьевые ресурсы, и прежде всего на нефть). Однако этот показатель в целом растёт, и к 2015 г., по оценкам ИМЭМО РАН, он может составить до 30 % совокупной международной торговли.

По данным ВТО, российский экспорт коммерческих услуг в 2003 г. составил 15, 9 млрд долл. (что составило 0, 9 % мирового экспорта коммерческих услуг, 24 место). Для сравнения: в 2002 г. доля России составляла 0,8 % мирового экспорта услуг, и занимала 29-е место среди ведущих стран – экспортёров услуг, следовательно, положение России среди ведущих стран – экспортёров услуг улучшилось. Но в общем доля РФ остаётся незначительной. Импорт коммерческих услуг России, по данным ВТО, в 2003 г. составлял 26,7 млрд долл., 1,5 % мирового импорта услуг, что означало 18-е место среди ведущих стран импортёров коммерческих услуг. Для сравнения: в 2002 г. аналогичные показатели составляли 21, 5 млрд долл., 1,4 % мирового импорта коммерческих услуг и 20-е место среди ведущих стран – импортёров коммерческих услуг.

Причины, обусловливающие динамичный рост международной торговли услугами:

- НТП и связанные с ним существенные сдвиги в международном разделении труда, параллельно с этим растут не только масштабы производства услуг, но и их многообразие);

- рост общей открытости национальных экономик, в результате чего все большая часть услуг становится объектом международной торговли;

- изменение структуры потребления населения современного мира, которое всё больше ориентируется на потребление услуг;

- переход ведущих стран мира к современному «новому информационному обществу», в основе которого лежит рост потребления услуг, особенно информационных;

- растущая взаимосвязанность международной торговли различными видами услуг (многие из которых реализуются вместе – «в одном пакете»).

Но по общим показателям международная торговля услугами по своим абсолютным масштабам ещё отстаёт от международной торговли товарами.

Эксперты установили следующие причины такой динамики:

1. Основная часть услуг (особенно услуг со стороны государственных организаций) реализуется внутри страны. Эти показатели хорошо видны при сопоставлении данных о доле услуг в международной торговле.

2. Торговля услугами по мере своего развития требует всё более высокого технического оснащения. Однако этот уровень был достигнут относительно недавно. Особенно это заметно в области телекоммуникационных, информационных, транспортных и туристических услуг.

3. В либерализации международной торговли товарами в последние годы были достигнуты значительно большие успехи, чем в международной торговли услугами. Сдвиги, которые были достигнуты ГАТТ, а затем ВТО, относились прежде всего к торговле товарами (режим наибольшего благоприятствования, благоприятные условия доступа на внутренние рынки, национальный режим). Услуги же (кроме урегулирования на международном уровне некоторых транспортных и туристических проблем) длительное время оставались в компетенции национальных правительств и не были объектом многостороннего регулирования международной торговли.

Одной из важнейших характеристик современной мировой торговли является очень динамичный рост экспорта и импорта услуг. Многие специалисты полагают, что официально публикуемые данные об объёмах международной торговли услугами занижают действительный стоимостной объём реализуемых в международной торговле услуг. К причинам этого фактического занижения относятся:

- занижение оценки расходов туристов за рубежом;

- услуги нередко представляются в комплекте с реализуемыми за рубежом товарами (а стоимость услуг при этом часто фиксируется как часть стоимости товара), вообще подобной ситуации бывает довольно сложно разделить собственно стоимость товара и стоимость услуг;

- услуги составляют довольно значительную часть внутрифирменного обмена в рамках ТНК, а учитывая то, что продажа как товаров, так и услуг них осуществляются по так называемым трансфертным ценам (которые нередко сознательно занижаются), то стоимостная оценка реализуемых при этом услуг также оказывается заниженной;

- занижается оценка банковских и страховых услуг, поскольку иногда доходы по этим операциям реинвестируются (вкладываются) в тех же зарубежных странах, где они и были получены.

В целом же полнота и достоверность статистического учёта международной торговли услугами остаётся одной из сложных и до конца не решённых проблем международной статистики.

В отраслевой структуре (по основным видам услуг) экспорта услуг до начала 80-х гг. преобладали транспортные услуги, однако в последующие десятилетия они уступили первенство «другим частным услугам» и туризму, которые развивались гораздо быстрее. В начале ХХI столетия «другие частные услуги», такие как финансовые, информационные, коммуникационные, заняли 1-е место в экспорте услуг (около 45 %). «Другие частные услуги» очень динамично развивающиеся виды услуг.

У России структура экспорта услуг в настоящее время выглядит следующим образом: 42 % - туризм, 33 % - транспортные услуги и 25 % - прочие частные услуги.

Так же изменяется и географическая структура международной торговли услугами.

Международный обмен услугами осуществляется, прежде всего, внутри группы промышленно развитых стран. Тенденция в международной торговле услугами, как и в международной торговле товарами, состоит, с одной стороны, в превалировании, а с другой – в постепенном сокращении удельного веса этой группы стран в торговле услугами (до 70 % в конце 90-х гг.) в результате активизации в сфере услуг новых индустриальных стран и других развивающихся государств.

По объёмам торговли услугами с растущим отрывом от других государств лидируют США (16, 0 % мирового экспорта и 12,5 % мирового импорта услуг в 2003г., по данным ВТО). На США приходится максимальный объём торговли услугами по каналам ТНК. Однако, при этом, США с их постоянным дефицитом (отрицательным сальдо) во внешней торговле товарами, имеют положительное сальдо во внешней торговли услугами.

Характерно при этом, что в отличие от США Германия, Япония, Канада и Китай больше ввозят услуги, чем их вывозят, т.е. являются нетто – импортёрами услуг. У большинства развивающихся стран – отрицательное сальдо во внешней торговле услугами.

Россия на международном рынке услуг в 2003 г. занимала 24-е место по экспорту (0, 9 %) и 18-е место по импорту (1,5 %). Россия – нетто-импортёр коммерческих услуг. По данным ВТО, отрицательное сальдо России по услугам составляло в 2003г. 10,8 млрд долл. (в 2002 г. оно было меньше – 8,6 млрд).

Можно говорить о специализации национальных экономик на экспорте услуг в системе международного разделения труда. В промышленно развитых странных это прежде всего финансовые, телекоммуникационные, информационные, деловые услуги, передовые технологии, а также услуги по образованию, здравоохранению и туризму. Некоторые развивающиеся страны также специализируются на производстве и предоставления услуг – туристических (Турция, Египет, Таиланд и др.), транспортных (Египет, Панама и др. государства так называемого «открытого судового реестра»), финансовых (офшорные центры Карибского моря и Тихоокеанских островов). Возрастает роль международной торговли услугами новых индустриальных государств, Китая и ряда других государств. Россия является нетто-экспортером транспортных услуг и имеет здесь перспективы использования своего евразийского положения для организации транзита, перспективно развитие услуг в области высоких технологий и международного туризма.

 


Глава 2



2019-07-03 187 Обсуждений (0)
Динамика развития международной торговли услугами 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Динамика развития международной торговли услугами

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)