Спрос на рынке одного товара и факторы его определяющие. Закон спроса. Эластичность спроса.
Спрос – максимальное количество товара, которое покупатели готовы приобрести в единицу времени при данных условиях. Функция спроса – зависимость спроса от определяющих его факторов: QD=F(x1, x2, …, xn). Где QD – объём спроса на данный товар в единицу времени. X1, …, xn – факторы. Влияющие на величину спроса. Факторы спроса: 1)цена данного товара (функция спроса от цены: QD=f (p), где P – цена данного товара), Закон спроса: при увеличении цены данного товара объём спроса на него падает, при уменьшении – растёт. Происходит это в связи с действием 2 эффектов: эффект дохода и эффект замещения. Эффект замещения – изменение цен приводит к изменению относительной привлекательности различных товаров для потребителя – если цена товара падает, его привлекательность и объем спроса увеличивается, если цена товара растет, он замещается другими товарами, объем спроса уменьшается. Эффект дохода – изменение цен приводит к изменению покупательной способности потребителей – при повышении цен реальные доходы уменьшаются и объем спроса для каждого данного потребителя снижается, при снижении цен наоборот. Кривая спроса. Цена данного товара является эндогенным (внутренним) фактором спроса, её изменение влияет на объем спроса, что находит выражение в скольжении по кривой спроса. Все остальные неценовые факторы являются экзогенными (внешними), их влияние ведёт к изменению спроса, что находит выражение в сдвиге кривой спроса. 2)цены взаимосвязанных товаров (взаимосвязанные – субституты – такие товары, которые удовлетворяют одинаковые (однотипные) потребности, взаимодополняемые – комплементы – такие товары, которые могут использоваться потребителем только вместе. Влияние цен на взаимосвязанные товары: рост цены товара – субститута сдвигает кривую спроса данного товара вправо, снижение – влево; рост цены товара – комплемента сдвигает влево, снижение – вправо), 3)доходы потребителей (в зависимости от влияния доходов потребителей на спрос различают нормальные и низшие товары. Нормальные товары – товары, которые люди покупают охотно в нормальных условиях. Низшие товары – товары, которые люди покупают, если нормальные товары оказываются им недоступны. Влияние доходов потребителей: увеличение доходов потребителей сдвигает кривую спроса на нормальные товары вправо, уменьшение доходов – влево; увеличение доходов потребителей сдвигает кривую спроса на низшие товары влево, уменьшение доходов – вправо), 4)ожидания потребителей (ожидания, связанные с изменением цены на товар; связанные с изменением доходов. Влияние ожидания потребителей: ожидания потребителей в зависимости от конкретных обстоятельств могут приводить к сдвигу кривой спроса как влево, так и вправо), 5)вкусы и предпочтения (изменчивые – зависят от времени года, стабильные – возраст, образ жизни. Влияние: рост предпочтения товара покупателями сдвигает кривую спроса вправо, падение – влево), 6)численность населения (влияние: рост численности сдвигает кривую спроса вправо, снижение – влево. Закон спроса – это регулятор рыночной экономики. Обратная зависимость величины спроса от уровня цены останавливает продавца в бесконечном повышении цен. Вот почему закон спроса следует считать самым могучим защитником покупателя в рыночной экономике (при увеличении цены данного товара объём спроса на него падает, при уменьшении – растёт). Математически закон спроса имеет следующий вид: Qd = F(P), где Qd – величина спроса на какой-либо товар; Р – цена данного товара.
Эластичность спроса – мера реагирования спроса на изменение его факторов (цен, доходов, цен других товаров). Виды: 1. по отношению к цене данного товара (ценовая), Ценовая эластичность показывает, какое процентное изменение объёма спроса последует после изменения цены данного товара на 1% при прочих равных условиях. ED(P)=%∆QD/%d∆P, где ED(P) – ценовая эластичность спроса, %∆QD – процентное изменение объема спроса, %∆P – процентное изменение цены данного товара. 5 состояний спроса по цене: 1)совершенно неэластичный – крайний случай, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции, 2)совершенно эластичный – крайний случай, когда самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от 0 до бесконечности, а любое повышение цены приводит к полному отказу от покупок данного товара, 3) неэластичный – изменение цены товара на 1% приводит к изменению объема спроса менее чем на 1%, 4)эластичный – изменение цены на 1% приводит к изменению объема спроса более чем на 1%, 5)спрос с единичной эластичностью - изменение цены на 1% приводит к изменению величины спроса на 1% (насколько изменяется цена, настолько изменяется и спрос). Факторы ценовой эластичности: 1)заменяемость товаров – чем больше на рынке товаров, являющихся с точки зрения покупателя заменителями данного, тем эластичнее спрос на данный товар, 2)удельный вес в бюджете потребителя – чем выше доля расходов, тем выше эластичность спроса, 3)степень необходимости товара – чем больше необходимость товара, тем менее его эластичность, 4)фактор времени – чем длиннее период времени для принятия решения в покупке, тем спрос на товар эластичнее. 2. по отношению к ценам других товаров (перекрёстная), Перекрёстная эластичность показывает, как изменится спрос на товар после изменения цены взаимосвязанного товара на 1% при прочих равных условиях. ED (P) =%∆QD/%∆P2. 3. по отношению к доходам потребителей (по доходам). Эластичность спроса по доходам показывает на сколько изменится спрос после изменения доходов потребителя на 1% при прочих равных условиях. Вопрос 21.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (236)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |