Сущность и формы конкуренции. Совершенная и несовершенная конкуренция.
Конкуренция – форма экономических отношений между субъектами рыночного хозяйства, в которой выражается соперничество за наиболее выгодные условия производства, продажи, купли товара. Функции: 1)регулирования – чтобы устоять в борьбе предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель, отсюда факторы производства под влиянием цены направляются в отрасли, где в них существует наибольшая потребность; 2)мотивации – для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно. Предприятие предлагающее лучшую по качеству продукцию или производят её с меньшими затратами получают прибыль, предприятие которое не реагирует на пожелание клиентов и т.п. получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка; 3)распределения – конкуренция включает стимулы более высокой продуктивности и позволяет распределить доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам; 4)контроля – конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначить цену, но в тоже время конкуренция представляет покупателю возможность выбора среди некоторых продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена. Формы конкуренции: 1)в зависимости от участвующих субъектов: продавцов – господствует на рынке покупатель, т.е. на характеризующемся повышением предложения над спросом. Характерна для рыночной экономики; покупателей – господствует на рынке продавца. Превышает спрос над предложением. Характерна для командной экономики, 2)в зависимости от степени конкуренции субъектов: индивидуальная – имеет место, когда конкурентами являются отдельные предприниматели фирмы; групповая – между объединениями предпринимателей, такими как: не коммерческие ассоциации (союзы), синдикаты, финансово – промышленные группы, холдинги и т.д., 3)в зависимости от используемых методов: ценовая – осуществляется путем изменения (как правило снижения) цен на предлагаемые товары и услуги. 4)Существует открытая и скрытая ценовая конкуренция. Открытая – фирмы широко оповещают потребителя о снижении цен на свои товары и услуги (сезонные распродажи и т.д.). Скрытая – фирмы выпускают новый товар, с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало; неценовая – основана на улучшении качественных характеристик товара и проведении целенаправленной политики дифференциации продукта. Дифференциация продукта – это индивидуализация продукта, придание ему характеристик, отличающих его от аналогичной продукции других фирм. В результате однотипные товары не являются полностью взаимозаменяемыми (совершенными субститутами не являются), 5)в зависимости от отраслевой принадлежности: а)внутриотраслевая – между предприятиями одной отрасли, производящими аналогичные товары и услуги, которые удовлетворяют одну и туже потребность, но различаются по цене, качеству, ассортименту: предметная – конкурируют фирмы, выпускающие идентичные товары, отличаются качеством изготовления или не отличаются; видовая – конкурируют фирмы, выпускающие товары одного вида, т.е. для одной и той же цели, но различаются каким-то существенно важным параметром, б)межотраслевая – между представителями различных отраслей: по средствам перелива капитала – возникает при смене предприятия профиля своей деятельности; функциональная конкуренция (субститутами) – между продавцами взаимозаменяемых товаров. Структура рынка – условия, в которых протекает рыночная конкуренция. Различают: 1)Совершенная (чистая) конкуренция - ничем не ограниченная, конкуренция складывается в условиях, когда на рынке действует очень большое число мелких фирм, продающих идентичную продукцию, находящаяся с точки зрения конкуренции в равных условиях и конкурирующих ценовыми методами. Черты: очень большое число участников, стандартизированная продукция, носит ценовой характер, входные и выходные барьеры низки, каждая фирма не может повлиять на уровень цен. 2)Несовершенная конкуренция - ограничиваемая вследствие того, что 1 или несколько субъектов рыночных отношений занимают господствующее положение на рынке и тем самым имеет место неравенство условий конкуренции. Подразделяется на: Монополистическую конкуренцию – это конкуренция между большим числом продавцов дифференцированной продукции, каждый из которых занимает квазимонопольное положение в отдельном рыночном секторе (сегменте). Черты: большое число фирм, дифференциация товара, внимание уделяется неценовой конкуренции, вступить легко, фирмы обладают ограниченной возможностью воздействия на цену. Олигополию - она возникает на отраслевом рынке, когда нём действует относительно небольшое количество продавцов, но не 1 имеющих возможность согласование своей рыночной политики. Черты: относительно малое число фирм на рынке (2-7), продаваемые товары могут быть однородными (стандартизированные), разнородными, в зависимости от того, какой характер имеет продукция (дифференцированная или однородная) большее или меньшее распределение имеет неценовая конкуренция, высокие входные барьеры, в той или иной степени возможен контроль над ценами со стороны олигополистов. Чистую монополию - означает, что в отрасли есть только 1 продавец, который контролирует объём предложения и цену на товар, не имеющих близких субститутов. Черты: единственный продавец, уникальность продукции (отсутствие хороших или близких заменителей), конкуренция по определению отсутствует, вступление на рынок затруднено или заблокировано, значительный контроль над ценой. Монопсония – рынок, на котором действует только 1 покупатель. Вопрос 41.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (278)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |