Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие «психологическая готовность к школе», ее компоненты



2019-08-13 218 Обсуждений (0)
Понятие «психологическая готовность к школе», ее компоненты 0.00 из 5.00 0 оценок




-достаточно готов к школьному обучению (средний уровень):

-достижения, мотив общения, трудовая готовность, позиционная готовность.

- недостаточно готов к школьному обучению (низкий уровень) – позиционная готовность, «внешний» готовность, игровая готовность. Критерии формирования «внутренней позиции школьника»:

- я хочу учиться! Характеризует положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательно посещения школы ребенок продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания.

-я готов к познанию! Проявление особого интереса к новому.

- я - субъект детского сообщества! Предпочтение коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине, предпочтение социального способа оценки своих знаний (сладости, подарки).

 

17. Игровая деятельность как ведущая деятельность ребенка  дошкольного возраста, ее структура, закономерности становления и развития

Ведущая деятельность – это деятельность, которая определяет психическое развитие ребенка в определенный возрастной период. Каждый возраст характеризуется своей ведущей деятельностью, определяющие основные психические изменения индивида, происходящие в рамках этого периода.

Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте является одной из ведущих деятельностей. Игра - это воссоздание человеческой деятельности, при котором выделяется социальная человеческая суть - ее задачи и нормы отношений между людьми. Д.Б. Эльконин предлагает различать сюжет и содержание игры. Сюжет — это та сфера действительности, которая моделируется и воспроизводится в игре. Содержание игры - то, что именно воспроизводится в сюжете. Психологическое содержание игры - это моделирование социальных отношений и ситуаций. Игра выступает как способ участия ребенка в жизни взрослых, благодаря которому становится возможным развитие новых социальных потребностей и мотивов.

 Д.Б. Эльконин различает следующие структурные компоненты игры: роль, игровые действия; игровое употребление предметов, реальные отношения между играющими детьми. Игра представляет собой школу произвольности, воли и морали. Игровое употребление предметов - замещение - важнейшая характеристика сюжетно-ролевой игры. Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно-действенной форме. Игровое употребление предметов — замещение — важнейшая характеристика сюжетно-ролевой игры.

Д.Б. Эльконин выделил четыре уровня развития сюжетно-ролевой игры:

I уровень: центральным содержанием игры являются предметные действия. Роли не определяют действия, не называются детьми, а обозначаются после совершения игрового действия. Действия однообразны и повторяемы, их логика легко нарушается.

II уровень. На передний план выдвигается соответствие игрового действию реальному. Роли называются детьми. Логика действия определяется их последовательностью в реальной жизни. Расширяется число и виды игровых действий.

III уровень. Основным содержанием игры является выполнение роли и связанных с нею действий. Роли ясные и четкие, называются детьми до начала игры. Роль определяет логику и характер действий. Появляется специфическая ролевая речь.

IV уровень. Основным содержанием игры является выполнение действий, отражающих отношение к другим людям. На протяжении всей игры ребенок ясно проводит одну линию поведения. Действия развертываются в четкой последовательности, логичны, разнообразны. Сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте, определяет развитие всех существенных сторон личности ребенка, подготавливает переход в новый период развития. «Игра - источник развития и создает зону ближайшего развития» Игровая деятельность к концу дошкольного возраста дифференцируется на такие формы, как сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, игры с правилами. В игре развиваются не только познавательные процессы, речь, общение, поведение, но и личность ребенка.  

 Игра в дошкольном возрасте является универсальной формой развития (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, К.Н. Подьяков, СИ. Карпова, А.С. Списаковская и другие) она создает зону ближайшего развития, служит основой для становления будущей учебной деятельности.

18. Типы и функции современной семьи. Принципы организации взаимодействия образовательной организации с семьей.

   Что такое семья в современном понятии? Это то группа людей, которые живут вместе. Типы семей: Разные исследователи подходят к классификации по-разному. Чаще всего, чтобы охарактеризовать формы и типы семьи, за основу берут следующие признаки: 1. Размер семьи, то есть, учитывается количество ее членов. (Нуклеарная семья, содержащая пару родителей и их детей. Сложная. Проживают вместе еще и представители старшего поколения, например, бабушки, дедушки. Неполная семья. Отсутствует кто-либо из родителей. Приемная. Количество детей. бездетные; однодетные; малодетные; многодетные.) 2. Форма брака: Моногамные семьи, состоящие из двух партнеров. Полигамные имеют одного партнера, обремененного несколькими брачными обязательствами. 3. По половой принадлежности супругов. Разнополая. Однополая. 4. По месту положения человека. Родительская семья. Репродуктивная. Собственная семья, созданная человеком. 5. Место проживания. Патрилокальная семья проживает с родителями мужа или жены. Пеолокальная проживает отдельно от родителей. Основные функции семьи: Продолжение рода, а, значит, воспроизведение общества. Воспитательная. Проявляется в материнстве и отцовстве, взаимодействии с детьми и их воспитании. Хозяйственно-бытовая. На уровне семьи происходит удовлетворение материальных потребностей всех членов семейства – в еде, питье, одежде и так далее. Эмоциональная. Удовлетворение потребностей в уважении, любви, психологической защите. Духовное общение. Совместная трудовая деятельность, отдых всей семьей. Первичная социализация. Семья должна обеспечивать выполнение социальных норм своими членами. Из этих функций видно, что традиционный тип семьи обладает всеми признаками социальной культуры. Главными из которых являются способность к воспроизводству, разделение труда, наследование и развитие культурных ценностей.

 В современных условиях введения ФГОС ДО на ДОУ и семьи воспитанников возлагаются ответственные социальные задачи. Основное условие ФГОС дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй. Взаимодействие – это активное, сознательное, целенаправленное взаимное действие сторон, выступающих в позиции субъектов. Сотрудничество – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать и оценивать.

   Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём говорится: «Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка».

   Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Есть 2 основных направления деят-ти ДОУ: 1. Пед. Просвещение родит. и 2. Вкл. Родит. в деят-ть ДОУ.

Для успешного сотрудничества с родителями воспитателю необходимо знать, что деятельность, общение педагогов и родителей должны базироваться на принципах:

- открытости детского сада для семьи, где каждому родителю в удобное для него время обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок;

- сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей, основанном на взаимопонимании и доверии;

- создания активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;

- диагностичности общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка;

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников, их социальный состав, настрой и ожидания от проживания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, бесед поможет педагогу профессионально грамотно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, продумать действенные формы взаимодействия с семьей.

- динамичности;

Современный детский сад сегодня должен быстро реагировать на изменения, происходящие в обществе, социальном составе родителей, их образовательные потребности и запросы, находиться в режиме развития, а не функционирования.

19. Родители как участники образовательных отношений. Формы организации взаимодействия образовательной организации с семьей.

 

Традиционные формы работы с родителями подразделяются на коллективные (родит. собрания, конференции, круглые столы и т. п.), индивидуальные (беседы, тематические консультации, посещение на дому), и наглядно-информационные (фото, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки).

 

 

Наименование  С какой целью используется эта форма Формы проведения общения нетрадиционные
Информацион­но-аналитиче­ские Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их пе­дагогической грамотности Проведение социологи­ческих срезов, опро­сов, «Почтовый ящик»
Досуговые Установление эмоцио­нального контакта между педагогами, родителями, детьми Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках
Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психоло­гическими особенностями детей дошкольного возра­ста. Формирование у роди­телей практических навы­ков воспитания детей Семинары-практику­мы, педагогический брифинг, педагогиче­ская гостиная, прове­дение собраний, кон­сультаций в нетради­ционной форме, устные педагогические журналы, игры с пе­дагогическим содержа­нием, педагогическая библиотека для роди­телей
Наглядно-ин­формационные: информацион­но-ознакоми­тельные; ин­формационно-просветительские Ознакомление родителей с работой дошкольного уч­реждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родите­лей знаний о воспитании и развитии детей Информационные про­спекты для родителей, организация дней (не­дель) открытых две­рей, открытых про­смотров занятий и дру­гих видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-биб­лиотек

 

В зависимости от этого должны меняться формы, тематика запланированных мероприятий с семьей.

     Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников в ДОО может включать:

- изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи;

- информационное просвещение родителей;

- совместную деятельность педагогов и родителей с детьми;

- образование родителей.

Для определения форм и методов сотрудничества с семьями воспитанников за основу необходимо принимать нормативные документы, закрепляющие требования взаимодействия: основные международные документы, нормативные документы федерального и регионального уровня, нормативные документы конкретного образовательного учреждения, современные исследования основных направлений взаимодействия ДОО и семьи. Планируя работу, педагоги дошкольной образовательной организации должны иметь представления о современных родителях, как о людях, готовых к саморазвитию и сотрудничеству и предъявлять к формам взаимодействия с ними такие требования как востребованность, оригинальность, интерактивность.

20. Особенности организации работы по реализации образовательной области «Речевое развитие»

Речевое развитие – одно из самых важных направлений.

¦ - коммуникативная, познавательная, регулятивная

Раньше было 4 направления: Обогащение словаря, звуковая культура речи, формирование грамматического строя, связная речь

Во ФГОС раскрыто более широко, больше количество направлений (посмотреть по ФГОС)

Цель – сделать, чтоб ребенок овладел Р как средством общения и культуры

Задачи: 1. Обогащение активного словаря (введено новое слово – делать активным путем упражнений, составления предложений с новым словом)

2. связной грамматически правильной монологической и диалогической речью (первоначально – диалог, стимулировать задавать вопросы)

3. звукопроизношение (звуковая культура речи, умение различать звуки)

4. Формирование звуковой… (по ФГОС) – умение синтезировать слова – формирование письменной речи

5. развитие речевого творчества, ознакомление с худ. Лит.

В примерной программе 2 направления: 1. Формирование основы речи и звуковой культуры во всех сторонах повседневной жизни 2. Приобщение к чтению худ. Лит – ры (уголки, стимулировать общение, которое способствует активизации словаря)

Средства развития речи:

 - речевая среда (дом и д/с)

 - речь воспитателя (грамотная, чистая, правильная, доступная, богатая, эмоциональная, выразительная, отсутствие нелитературных слов)

 - худ. Лит – ра (обсуждать, читать доступную возрасту )

 - игра (сюж – ролевая: ролевая речь, обговаривание ситуаций, решение проблемных задач)

 - НОД (решение задач : обучение грамоте и развитие связной речи. Нап – р, ИЗО – активизировать словарь, грамматический строй речи – обыгрывание продукта деятельности (ежик что делает?, какой? Куда спрятался? ; ФЭМП – согласование красный кубик, один мяч, два мяча и т.д.; словарь пространства и времени)

 - различные виды искусства – расширение словаря, составление текста – эмоционально - оценочная речь

Формы:

НОД (говорят дети), беседы, наблюдения, целевые прогулки; совместная деятельность; индивидуальная работа; литературная гостиная, викторины, праздники (должны быть прописаны в программе ДОО); речевые игры и упражнения

Так как Р – высшая психологическая функция, развивающие задачи (по ФГОС), берем 1 направление.

Во всех авторских программах выделено РР (реч. Разв) взять из программы усложнение задач по возрастам.

(Нап – р, звукопроизношение : формирование – звуки раннего онтогенеза, свистящие, ширящие, сонорные)

Этапы: подготовительный (подготовка артикул. Аппарата, развитие фонематического звука)

 - формирование правильного звукопроизношения упржнениями и играми, н – р, звук «С» - «Насос»

 --введение звука в слоговую структуру – автоматизация слог – слово – фраза – предложение.

Чисоговорки и т.д. Продуктивная речь

 - дифференциация (различение акустически и артикуляционно схожих (зв/гл, ТВ/мяг, свист/шип)

На уровне фонематичкеского слуха, самостоятельного говорения (разложи картинки и т.д.)

Решаются все задачи параллельно (приобщение к лит – ре – использование стихов в упр., обогащение словаря – звуки давать в новых словах, объясняя их смысл, связная речь – составление предложений, творчество – придумывание чистоговорок и т.д.

21. Особенности организации работы по реализации образовательной области «Физическое развитие»

22. Особенности организации работы по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

23. Особенности организации работы по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

24. Особенности организации работы по реализации образовательной области «Познавательное развитие»



2019-08-13 218 Обсуждений (0)
Понятие «психологическая готовность к школе», ее компоненты 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие «психологическая готовность к школе», ее компоненты

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)