Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы организации обучения в повседневной жизни.



2019-08-13 814 Обсуждений (0)
Формы организации обучения в повседневной жизни. 0.00 из 5.00 0 оценок




На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения:

· прогулка, которая состоит из:

- наблюдений за природой, окружающей жизнью;

- подвижных игр;

- труда в природе и на участке;

- самостоятельной игровой деятельности;

· экскурсии;

· игры:

- сюжетно-ролевые;

- дидактические игры;

- игры-драматизации;

- спортивные игры;

· дежурство детей по столовой, на занятиях

· труд:

- коллективный;

- хозяйственно-бытовой;

- труд в уголке природы;

- художественный труд;

· развлечения, праздники;

· экспериментирование;

· проектная деятельность;

· чтение художественной литературы;

· беседы;

· показ кукольного театра;

· вечера-досуги;

В ДОУ – выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности:

· предметно-игровая,

· трудовая,

· спортивная,

· продуктивная,

· общение,

· сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения.

 

9. Особенности организации образовательного процесса в разных возрастных группах в условиях реализации ФГОС ДО.

В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, особое внимание необходимо уделить моделированию воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО). Обозначим тезисно основные позиции.

В настоящее время педагогическим коллективам важно разработать модели организации воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования и образовательной программой ДОО, а также с учетом региональных особенностей. Модель воспитательно-образовательного процесса должна быть гибкой, такой, чтобы при необходимости воспитатель мог внести коррективы и в планирование, и в организацию деятельности с детьми. Реализация содержания должна осуществляться через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, их уровня освоения образовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.

Воспитатель должен знать, в каких формах может быть организован тот или иной вид детской деятельности. Это делает воспитательно-образовательный процесс интересным и запоминающимся для детей. Каждый день должен отличаться от предыдущего по характеру игровой и образовательной деятельностей, месту и форме их организации.

В режиме дня должно быть предусмотрено время для индивидуальных контактов каждого педагога с воспитанниками на основе неформального общения.

При конструировании своей оптимальной модели воспитательно-образовательного процесса для детей дошкольного возраста возможно использование положительных сторон комплексно-тематической и предметно-средовой моделей, в которых обозначена партнерская ненавязчивая позиция воспитателя (взрослого), разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.

Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми сформулировала Н.А. Короткова:

  • включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
  • добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
  • открытый временной конец образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе).

Ежедневно необходимо учитывать время для совместных игр взрослых с детьми, причем инициатива в этих играх должна принадлежать воспитанникам, а педагогам следует ее всячески поощрять. Также в режиме дня должно быть предусмотрено время для проведения профилактических мероприятий, релаксационных и музыкальных пауз.

 

 

Образовательный процесс — целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений и навыков в соответствии с целями и задачами образования. Процесс организации образ. пр-са в ДОУ зависит от возраста детей. В своей работе мы руководствуемся возрастом детей, его псих. особенност, видами деятельности, режимом дня.

 

 

10. Профессиональные и личностные требования к воспитателю ДОО

      Фундаментальная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности предъявляет к педагогу ряд специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. В качестве таковых С.А. Козлова, Т.А. Куликова выделяют:

• педагогическую направленность, как комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;

• эмпатию, выражающуюся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям;

• педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;

• педагогическую зоркость, предполагающую умения фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом;

• педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы;

• культуру профессионального общения, предполагающую организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог – ребенок», «педагог – родитель», «педагог – коллеги»;

• педагогическую рефлексию, как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

      Помимо перечисленных качеств, в педагогической литературе называются человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, уважение к людям, высокая нравственность, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие. В ряду этих трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д.

      Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных (приобретенных в процессе профессиональной подготовки и связанных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности). Среди них И. П. Подласый выделяет научную увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудицию, владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическую подготовку, общую эрудицию, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.

      Помимо личностных и профессиональных качеств педагог должен обладать рядом умений, свидетельствующих о его предметно-профессиональной компетенции. Условно эти умения делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные (Е. А. Панько).

• Гностические – это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка, коллектив в целом, педагогический опыт других воспитателей.

• Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т.п.

• Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с разными людьми в различных ситуациях.

• Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег.

• Специальные умения педагога – это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр и др.

      Таким образом, педагог дошкольного образования характеризуется наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными характеристиками и коммуникативными качествами в их совокупности. Это обусловлено, прежде всего, ответственностью перед возрастными особенностями детей, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения.

11. Характеристика педагогической деятельности воспитателя ДОО

Педагогическая деятельность – система педагогически целесообразных действий, направленных на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности, на создание в педпроцессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей его свободного и творческого самовыражения.

Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются обучение и воспитание. Обучение, осуществляемое в рамках любой организационной формы, имеет обычно жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения. Важнейшим критерием эффективности обучения является достижение учебной цели. Воспитательная работа, также осуществляемая в рамках любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, поскольку она недостижима в ограниченные временными рамками организационной формы сроки. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. Важнейшим критерием эффективного решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности. Также трудно в развивающейся личности выделить результат деятельности именно педагога-воспитателя. Педагогическую деятельность направляют принципы, которые определяют основные требования к организации, содержанию, формам и методам педагогической деятельности и рассматриваются как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей учебного процесса. (наглядность обучения, активность и сознательность, прочность, систематичность и последовательность, доступность, проблемность обучения, единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения)

В структуре педагогической деятельности выделяют следующие компоненты (с соответствующими способностями, которые проявляются в умениях):

конструктивная деятельность – конструктивно-содержательная (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса) конструктивно-оперативная (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальная (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса);

организаторская деятельность – выполнение системы действий, направленных на активное включение воспитанников в различные виды деятельности, организацию совместной деятельности, самоорганизацию самостоятельной деятельности;

коммуникативная деятельность – установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами, родителями, представителями общественности;

гностический компонент – система знаний и умений преподавателя, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность;

контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент.

Все компоненты, или функциональные виды, деятельности проявляются в работе педагога любой специальности.

При анализе деятельности педагога можно использовать различные модели, но при этом важно помнить, что педагогическая деятельность является совместной, а не индивидуальной. Специфичен и объект педагогической деятельности – личность обучаемого с присущими ему индивидуальными качествами, находящаяся под воздействием многих факторов и людей, преобразующих ее. В связи с этим к числу актуальных в психологии педагогической деятельности относятся проблемы творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов, профессионализма педагога, его психологической подготовленности, повышения квалификации преподавателей, их готовности к системам развивающего обучения, восприимчивости к инновационным процессам и др.

12. Педагогическое проектирование: сущность, основные этапы, их описание

Термин «проектирование» ( «брошенный вперед») заимствован педагогикой из технического знания. Проектирование – это опережающее создание того, что затем будет сделано в натуральном виде. Проектирование позволяет оптимизировать деятельность преподавателя. Педагогическое проектирование (ПП) – предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагога и учащихся и прогнозирование ее результатов. Цель ПП· создание пед пр-са, в наибольшей степени соответствующего поставленным целям обучения, воспитания, развития; · профессиональное саморазвитие педагога, способного реализовать спроектированную систему обучения. Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем познавательная коммуникативная, организаторская. Благодаря проектированию образовательный процесс становится технологичным, гарантирующим достижение поставленных педагогических целей.

Проекты бывают управленческими, педагогическими и с воспитанниками и их родителями. Суть проектирования: замысел – план разработки – реализация – оценка. Ограничения проекта: тема, сроки, территория, ресурсы (челов., материальные, финансовые и др)

Этапы педагогического проектирования. Педагогическое моделирование (создание модели) – это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения. Любая педагогическая деятельность начинается с цели. В качестве цели может быть идея, взгляд и даже убеждение, в соответствии с которыми далее строятся педагогические системы, процессы или ситуации. Поставленная цель заставляет задуматься о том, где и когда воспитываемые у обучающихся качества будут востребованы, в каких условиях и как реализованы. Моделирование включает в себя рассмотрение нескольких вариантов и выбор одного. Моделирование возможно благодаря моделирующей способности нашей психики. Мозг человека представляет собой огромное моделирующее устройство, способное создавать разнообразные модели педагогических процессов, ситуаций. Мозг создает и преобразует модели, на что влияет и личный опыт педагога, и его эрудиция, и понимание учащихся. Модель позволяет спрогнозировать педагогический процесс. Создание таких моделей – начало творчества любого педагога. Результатом моделирования является модель совместной деятельности с учащимися. Модель составляется мысленно и выполняет функцию установки.

Педагогическое проектирование (создание проекта) – дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования. Проектирование – это разработка созданной модели до уровня практического использования. Результатом проектирования является проект. Например, проект плана занятия, собрания и т.д.

Педагогическое конструирование (создание конструкта) – это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений. Результатом конструирования является создание конструкта. Конструкт - это то, с помощью чего будет реализован проект в конкретных условиях реальными участниками. Например, если проект – план занятия, то конструкты – это его методическое обеспечение (содержание заданий, ситуаций, тесты, вопросы, средства обучения и др.)

Итак, деятельность учащихся и педагога предваряет педагогическое проектирование. Формы педагогического проектирования – это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций. К формам ПП относятся: календарно-тематические планы, планы занятий и т.д.

13. Современные образовательные технологии. Их применение в работе с детьми дошкольного возраста

Образовательная технология (технология в сфере образования) - это совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования.

Понятие "образовательная технология" представляется несколько более широким, чем "педагогическая технология" (для педагогических процессов, ибо образование включает, кроме педагогических, еще разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты.

- Технологии часто носят не предметный характер, они могут быть реализованы на любом учебном предмете, вне зависимости от его содержания;

- технологии дают одинаково высокие результаты при использовании их разными педагогами в разных образовательных учреждениях с разными детьми;

 - технологии жестко задают способ достижения цели через алгоритм процедур и действий, которые должны строго следовать одна за другой;

- технология отвечает на вопрос: «Как учить? »,

- технологии предполагают разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

· здоровьесберегающие технологии;

· технологии проектной деятельности;

· технологии исследовательской деятельности;

· информационно-коммуникационные технологии;

· личностно-ориентированные технологии;

· игровые технологии.



2019-08-13 814 Обсуждений (0)
Формы организации обучения в повседневной жизни. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы организации обучения в повседневной жизни.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (814)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)