Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вербальные и невербальные средства общения (Свойство общения)



2019-08-13 235 Обсуждений (0)
Вербальные и невербальные средства общения (Свойство общения) 0.00 из 5.00 0 оценок




Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – лат. слова "устный, словесный") и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят:

  1. Значение и смысл слов, фраз ("Разум человека проявляется в ясности его речи"). Играют важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
  2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.
  3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки – кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации – "хм-хм", "э-э-э"; и др.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации – 38 %, неречевое взаимодействие – 53%.

Невербальные средства общения изучают следующие науки:

  1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика – движение мышц лица; жестика – жестовые движения отдельных частей тела; пантомимика – моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.
  2. Такесика – прикосновение в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и пр.
  3. Проксемика – расположение людей в пространстве при общении: выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:
    • интимная зона (15-45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделения адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;
    • личная, или персональная, зона (45-120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;
    • социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень знают;
    • публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Мимика – движение мышц лица, – отражающая внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т.п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление, труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Жесты при общении несут много информации, в языке жестов, как и в речи, есть слова, предложения.

Не­вер­баль­ные сред­ст­ва об­ще­ния (ос­нов­ная ин­фор­ма­ци­он­ная сис­те­ма че­ло­ве­ка)

Пси­хо­ло­ги счи­та­ют, что бо­лее 80% по­лу­чае­мой ин­фор­ма­ции че­ло­ве­кам яв­ля­ет­ся не­вер­баль­ной.

Сред­ст­ва:

1. Оп­ти­ко-ки­не­сте­ти­че­ские сред­ст­ва:

· Ми­ми­ка,

· Пан­то­ми­ми­ка,

· По­зы,

· Жес­ты (важ­но учи­ты­вать эт­нич­ность жес­тов),

· По­ве­де­ние.

2. Та­не­ки­си­че­ские сред­ст­ва. Раз­но­го ро­да при­кос­но­ве­ния (уси­ли­ва­ет ин­фор­ма­ци­он­ное воз­дей­ст­вие на че­ло­ве­ка):

· Ру­ко­по­жа­тие,

· По­хло­пы­ва­ние по пле­чу и т.д.

3. Фо­не­ти­че­ские сред­ст­ва (при раз­го­во­ре):

· Тон,

· Пау­за,

· Уда­ре­ние,

· Ак­цен­ты.

4. Экс­т­ра­фо­не­ти­че­ские сред­ст­ва:

· По­каш­ли­ва­ния,

· Хи­хи­ка­нье,

· Хлю­па­нье но­сом,

· Язык глаз, взгля­да,

· Фи­ло­ге­не­ти­че­ский язык и т.д.

5. Про­ксе­ми­че­ские сред­ст­ва

Это об­ласть зна­ния, ко­то­рая изу­ча­ет за­ви­си­мость ин­фор­ма­ции от про­стран­ст­вен­но-вре­мен­но­го рас­по­ло­же­ния фи­гу­ры.

Раз­ли­ча­ют сле­дую­щие дис­тан­ции об­ще­ния:

· Ин­тим­ная дис­тан­ция – от 0 до 45-50 см,

· Дис­тан­ция дру­же­ско­го, то­ва­ри­ще­ско­го об­ще­ния – до 1,5 мет­ра,

· Дис­тан­ция де­ло­во­го об­ще­ния – до 4,5 мет­ров,

· Пуб­лич­ная дис­тан­ция – бо­лее 4,5 мет­ров.

С од­ной сто­ро­ны это сред­ст­во воз­дей­ст­вия, а с дру­гой сто­ро­ны – ин­фор­ма­ци­он­ная сис­те­ма.

6. Язык са­мо­цен­но­сти лич­но­сти:

Са­мо­цен­ность – это сте­пень ощу­ще­ния лич­но­стью внут­рен­ней ком­форт­но­сти от жиз­нен­ных об­стоя­тельств, в ко­то­рой она ока­за­лась или на­хо­дит­ся.

 

Од­ной из форм про­яв­ле­ния са­мо­цен­но­сти лич­но­сти вы­сту­па­ет «пси­хо­ло­ги­че­ский вес» че­ло­ве­ка, ко­то­рый мо­жет быть:

· «Сверх­тя­жё­лый вес» - ко­гда на че­ло­ве­ка об­ру­ши­ва­ет­ся сверх тя­жё­лые жиз­нен­ные про­бле­мы, ко­то­рых он ре­шить са­мо­стоя­тель­но не мо­жет.

· «Тя­жё­лый вес» - ко­гда на че­ло­ве­ка об­ру­ши­ва­ет­ся тя­жё­лые жиз­нен­ные про­бле­мы, ре­ше­ние ко­то­рых ему пред­став­ля­ет­ся ли­бо очень труд­но, ли­бо не ре­шае­мым (на­при­мер: уход близ­ко­го че­ло­ве­ка из жиз­ни).

· «Вес с не­охо­той» - ко­гда про­ис­хо­дит сбой по от­дель­ным па­ра­мет­рам лич­но­сти (са­мый рас­про­стра­нён­ный) (не­ко­то­рые при­зна­ки: об­щая нер­воз­ность, за­жа­тость и т.д.).

· «Вес с дос­то­ин­ст­вом» - ко­гда че­ло­век чув­ст­ву­ет, что он хо­зя­ин жиз­ни. Наи­бо­лее оп­ти­маль­ный ва­ри­ант со­ци­аль­но­го взаи­мо­дей­ст­вия.

Важ­но ви­деть ка­кой ка­либр лич­но­сти сто­ит за этим «ве­сом с дос­то­ин­ст­вом». Ино­гда лю­ди спе­ци­аль­но де­мон­ст­ри­ру­ют то, что им не свой­ст­вен­но.

· «Лег­кий вес» - это вес не­кой удач­ли­во­сти.

· «Сверх­лёг­кий вес» (на­при­мер: жен­щи­на очень хо­чет вый­ти за­муж, но не как не по­лу­ча­ет и, вдруг, это про­изош­ло).

7. Язык взгля­да

Не­об­хо­ди­мо об­ра­щать вни­ма­ние на:

а) Со­дер­жа­ние взгля­да:

· Лю­бя­щий,

· Не­на­ви­дя­щий,

· Вы­со­ко­мер­ный,

· Свар­ли­вый,

· Аг­рес­сив­ный,

· Се­рый,

· Брезг­ли­вый,

· Без­раз­лич­ный,

· Бе­зум­ный,

· Бла­жен­ный,

· Сча­ст­ли­вый,

· От­чу­ж­дён­ный,

· Гроз­ный,

· До­ве­ри­тель­ный,

· Об­на­дё­жи­ваю­щий и т.д.

б) Ста­ти­ко­ди­на­ми­че­ские па­ра­мет­ры взгля­да:

· На­прав­лен­ность взгля­да,

· Ус­той­чи­вость взгля­да,

· Пе­ре­клю­чае­мость взгля­да,

· Ук­ло­не­ние от взгля­да,

· Кон­цен­тра­ция взгля­да.

Язык глаз

НЛП (ней­ро­лин­гви­сти­че­ское про­грам­ми­ро­ва­ние).

За­пад­ные ис­сле­до­ва­те­ли ус­та­но­ви­ли, что ка­ж­дый че­ло­век име­ет три ре­пре­зен­та­тив­ные сис­те­мы:

· Ви­зу­аль­ная сис­те­ма (пре­иму­ще­ст­во зри­тель­но­го вос­при­ятия, та­ко­го че­ло­ве­ка на­зы­ва­ют ви­зуа­лом),

· Ау­ди­аль­ная сис­те­ма (пре­иму­ще­ст­во слу­хо­во­го вос­при­ятия, та­ко­го че­ло­ве­ка на­зы­ва­ют ау­диа­лом),

· Ки­не­сте­ти­че­ская сис­те­ма (пре­иму­ще­ст­во чув­ст­ви­тель­но­го вос­при­ятия, та­ко­го че­ло­ве­ка на­зы­ва­ют ки­не­сте­ти­ком).

При этом та или иная сис­те­ма ли­бо не­сколь­ко из этих сис­тем мо­жет быть ве­ду­щей.

Ис­хо­дя из функ­цио­наль­ной асим­мет­рии го­лов­но­го моз­га, эти ис­сле­до­ва­те­ли ус­та­но­ви­ли, что, ес­ли че­ло­век ра­бо­та­ет, мыс­лит, пе­ре­жи­ва­ет и т.д. на ос­но­ве зри­тель­ных ощу­ще­ний, об­ра­зов, то его гла­за идут вверх. При этом, ес­ли он вспо­ми­на­ет что-ли­бо, то его гла­за идут вверх вле­во (так как то, то ви­дел за­пе­чат­ле­ва­ет­ся в пра­вом по­лу­ша­рии). А ес­ли он кон­ст­руи­ру­ет (при­ду­мы­ва­ет), то его гла­за идут вверх впра­во. У лев­шей всё на­обо­рот (при вос­по­ми­на­нии - вверх впра­во, при кон­ст­руи­ро­ва­нии – вверх вле­во).

Ко­гда че­ло­век ау­ди­ал, то гла­за идут го­ри­зон­таль­но, по тем же пра­ви­лам.

Ес­ли че­ло­век ки­не­сте­тик, то гла­за идут вниз, по тем же пра­ви­лам.

9. Куль­ту­ро­ло­ги­че­ский язык

· Внеш­ность, её ат­ри­бу­ты,

· Оде­ж­да, её со­стоя­ние,

· Со­от­вет­ст­вен­ность че­ло­ве­ка мо­де и т.д

10. Фи­ло­ге­не­ти­че­ский язык (при­ду­мал ав­тор лек­ции):

· Язык фре­но­ло­гии.

 

Фре­но­ло­гия – нау­ка, изу­чаю­щая за­ви­си­мость пси­хи­че­ско­го раз­ви­тия от строе­ния че­ре­па.

 

· Язык фи­зи­ог­но­ми­ки.

 

Фи­зи­ог­но­ми­ка – это нау­ка, изу­чаю­щая за­ви­си­мость пси­хи­че­ско­го раз­ви­тия че­ло­ве­ка от строе­ния ли­ца.

 

Не­об­хо­ди­мо об­ра­щать вни­ма­ние на:

o лоб, мор­щи­ны на лбу;

o на гла­за, в том чис­ле и цвет глаз, их фор­му, по­сад­ку;

o нос, фор­ма но­са;

o гу­бы;

o под­бо­ро­док;

o уши;

o скаль­ная часть ли­ца и т.д.

Су­дить не­об­хо­ди­мо по со­во­куп­но­сти при­зна­ков. Но есть один при­знак: очень боль­шие гу­бы – ки­не­сте­тик, чре­во­уго­дие, сла­до­ст­ра­стье.

· Хи­ро­ло­гия (хи­ро – ру­ка, ло­гос – уче­ние). 

Здесь не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать:

o Фор­ма кис­ти ру­ки,

o Строе­ние паль­цев, их длин­на, тол­ще­на,

o Длин­на двух по­след­них фа­лан­гов,

o Фор­ма ног­тей и т.д.

11. Кон­сти­ту­цио­наль­ная ти­по­ло­гия лю­дей по Креч­ме­ру

· Ат­ле­тик,

· Ас­те­ник,

· Пик­ник,

· Дис­пла­стик.

 

За­клю­че­ние: Все эти сред­ст­ва не­вер­баль­но­го об­ще­ния, есть не что иное, как свое­об­раз­ные ин­фор­ма­ци­он­ные сис­те­мы че­ло­ве­ка, че­рез ко­то­рые он про­яв­ля­ет свою ин­ди­ви­ду­аль­ность и это по­зво­ля­ет осу­ще­ст­в­лять его пси­хо­ди­аг­но­сти­ку.

 

В про­цес­се об­ще­ния про­ис­хо­дит об­мен ин­фор­ма­ци­ей. При этом вы­де­ля­ют два ви­да ин­фор­ма­ции:

1. Тек­сто­вая ин­фор­ма­ция. Всё то, что и как че­ло­век го­во­рит (вся вер­ба­ли­ка и не­вер­ба­ли­ка).

2. Пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ная ин­фор­ма­ция. Свя­зан­ная с ха­рак­те­ром и сте­пе­нью на­стро­ен­но­сти на ком­му­ни­ка­то­ра (парт­нё­ра по об­ще­нию). В этом смыс­ле мож­но го­во­рить о так на­зы­вае­мой шка­ле от­но­ше­ний.

 

Аттракция

 

Си­туа­ция, при ко­то­рой пси­хо­лог на­хо­дит­ся с пра­вой са­ра­ны шка­лы от­но­ше­ний, то парт­нё­ра по об­ще­нию ис­пы­ты­ва­ет к пси­хо­ло­гу сим­па­тию, это на­зы­ва­ет­ся ат­трак­ци­ей.

Про­фес­сио­наль­ная обя­зан­ность че­ло­ве­ка ра­бо­таю­ще­го с людь­ми – соз­да­вать ат­трак­цию при ре­ше­нии во­про­сов.

 

Ат­трак­ция – наи­бо­лее при­бли­жен­ный пе­ре­вод: «при­вле­ка­тель­ность», «сим­па­тич­ность».

 

Ме­ха­низм воз­ник­но­ве­ния ат­трак­ции на­хо­дит­ся вне сфе­ры соз­на­ния, а в под­соз­на­нии.

Ос­нов­ные «пра­ви­ла» ат­трак­ции:

  1. Соб­ст­вен­ное имя. Удов­ле­тво­ря­ет­ся по­треб­ность в са­мо­ут­вер­жде­нии (об­ра­щать­ся по име­ни или по име­ни от­че­ст­ву).
  2. Зер­ка­ло от­но­ше­ния. Вы­ра­же­ние ли­ца че­ло­ве­ка, и глаз на нём. Здесь удов­ле­тво­ря­ет­ся по­треб­ность в безо­пас­но­сти, ус­лов­но био­ло­ги­че­ская по­треб­ность.
  3. «Зо­ло­тые» сло­ва.
Ком­пле­мент – это не­ко­то­рое пре­уве­ли­че­ние дос­то­ин­ст­ва че­ло­ве­ка, его ожи­да­ния, ре­зуль­та­тов дея­тель­но­сти и по­ве­де­ния.

 

Лесть – пре­уве­ли­чен­ный ком­пле­мент.

 

Есть це­лая тео­рия ком­пле­мен­тов:

а) Са­мый луч­ший ком­пли­мент на фо­не контр­ком­пле­мен­та (на­при­мер, го­во­рить свек­ро­ве, что у неё по­лу­ча­ет­ся что-то де­лать луч­ше, чем у ме­ня).

б) Ком­пле­мент не дол­жен иметь двой­но­го смыс­ла (на­при­мер, де­вуш­ка при­хо­дит в ма­га­зин и спра­ши­ва­ет: «Сколь­ко это сто­ит?», а про­да­вец, по­смот­рев на де­вуш­ку, и го­во­рит: «До­ро­го!» - это двой­ной смысл).

в) Ком­пле­мент дол­жен быть без вся­ких при­прав (на­при­мер, же­на го­во­рит му­жу: «Как он хо­рош, что он са­мый за­ме­ча­тель­ный, и как её по­вез­ло с ним и то­му по­доб­ное и ко­гда муж «взле­тел» она ему со­об­ща­ет: «Ес­ли бы ты ещё и боль­ше де­нег за­ра­ба­ты­вал…»). 

 

Ком­пли­мент удов­ле­тво­ря­ет по­треб­ность в са­мо­со­вер­шен­ст­во­ва­нии, под­ня­тие са­мо­оцен­ки, са­мо­раз­ви­тия.

Мы долж­ны знать уро­вень са­мо­оцен­ки дру­го­го че­ло­ве­ка, и учи­ты­вать это; в про­тив­ном слу­чаи мы мо­жем по­пасть в си­туа­цию, ко­гда ком­пле­мент не бу­дет яв­лять­ся ком­пли­мен­том для дру­го­го че­ло­ве­ка.

 

г) Тер­пе­ли­вый слу­ша­тель. При­чи­ной не вы­слу­ши­ва­ния че­ло­ве­ка: не­же­ла­ние, нет вре­ме­ни и т.д.

 

Не­об­хо­ди­мо раз­го­вор по­стро­ить в три эта­па: на­ча­ло, се­ре­ди­на и ко­нец.

На­ча­ло и ко­нец раз­го­во­ра ос­тав­ля­ют бо­лее глу­бо­кое впе­чат­ле­ние, чем се­ре­ди­на раз­го­во­ра (т.е. с че­го на­ча­ли, тем и за­кон­чи­ли, а се­ре­ди­на – воз­мож­но да­же не вспом­нишь).

Не­об­хо­ди­мо го­во­рить то, что мо­жет соз­дать ат­трак­цию.

Ат­трак­ци­ей не­об­хо­ди­мо на­чи­нать и за­кан­чи­вать раз­го­вор.

 

Пси­хо­ло­ги­че­ские ме­ха­низ­мы воз­ни­каю­щие в об­ще­нии

  1. Ме­ха­низм пси­хо­ло­ги­че­ской пер­цеп­ции [тер­мин «со­ци­аль­ной пер­цеп­ции» у Ан­д­рее­вой не­вер­ный]. Спо­соб­ность вос­при­ни­мать че­ло­ве­ка как но­си­те­ля пси­хи­ки; ус­та­нов­лен­ность че­ло­ве­ка, кон­крет­но пси­хи­ки. Это спо­соб­ность вос­при­ни­мать.

а) Иден­ти­фи­ка­ция – упо­доб­ле­ние се­бя са­мо­го се­бя дру­го­му че­ло­ве­ку, стрем­ле­ние стать как все.

б) Ме­ха­низ­мы ка­зу­аль­ной ат­ри­бу­ции (при­чин­ная обу­слов­лен­ность). Это спо­соб­ность.

в) Ме­ха­низ­мы реф­лек­сии – объ­яс­ня­ет то, как я гля­жу гла­за­ми дру­го­го че­ло­ве­ка.

г) Ме­ха­низ­мы эм­па­тии – спо­соб­ность на­стро­ит­ся на эмо­цио­наль­ную вол­ну дру­го­го че­ло­ве­ка, и про­чув­ст­во­вать си­туа­цию.

д) Ме­ха­низ­мы ат­трак­ции.

е) Ме­ха­низ­мы ус­та­нов­ки.

[смот­ри бо­лее под­роб­но у Ан­д­рее­вой]

  1. Ме­ха­низ­мы ин­те­рак­ции – взаи­мо­влия­ние лю­дей друг на дру­га:
    • Убе­ж­де­ние,
    • Вну­ше­ние,
    • Пси­хи­че­ское за­ра­же­ние,
    • Под­ра­жа­ние,
    • При­ну­ж­де­ние и т.д.
  2. По­бу­ди­тель­ные ме­ха­низ­мы

· По­треб­но­сти,

· Ин­те­ре­сы,

· Цен­но­сти и т.д.

  1. Ис­пол­ни­тель­ные ме­ха­низ­мы по­ве­де­ния че­ло­ве­ка – на­вы­ки, уме­ние вес­ти се­бя в об­ще­ст­ве, , ма­не­ру со­от­вет­ст­вую­ще­го по­ве­де­ния.
  2. Ме­ха­низ­мы пси­хо­ло­ги­че­ской за­щи­ты

· Пси­хо­ло­ги­че­ские ме­ха­низ­мы за­щи­ты Зиг­мун­да и Ан­ны Фрейд: суб­ли­ма­ция, ра­цио­на­ли­за­ция, пе­ре­клю­че­ние и т.д.

· Раз­лич­ные фор­мы за­щит­но­го по­ве­де­ния: на­пу­ск­ная аг­рес­сия и т.д.

 

20. Охарактеризуйте основное содержание и особенности групповой дискуссии в психокоррекционной работе.

 

Групповая психологическая помощь заключается в участии в групповых треннинговых процедурах.

Существуют разнообразные психокоррекционные тренинговые группы: так называемые Т-группы встреч, группы по развитию навыков общения, гештальтгруппы, группы психодрамы, группы телесной терапии, танцевальной терапии, терапии искусством, тренинга умений. Участники психокоррекционных групп являются субъектами своих собственных изменений, ориентированными на самовыражение, личностный рост и развитие.

То, что переживается участниками в группе, может естественно переноситься ими во внешний мир. Члены группы получают обратную связь и поддержку от людей, имеющих сходные проблемы или переживания. Важнейшими условиями работы любых тренинговых групп являются принятие и доверие к каждому члену группы, активная забота и помощь друг другу. В такой атмосфере комфортности человек становится способным обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений, пробовать новые способы поведения. Группа значительно облегчает процесс самоисследования, помогает проанализировать свои чувства, установки и поступки, способствует самораскрытию, изменению, формированию «Я»-концепции и, следовательно, усиливает уверенность в себе.

Расширяя контакты с людьми, человек получает больше шансов для самосознания, понимания, принятия себя и решение своих индивидуальных проблем. Самое главное, что отношение взаимопомощи и доверия в группе развивает коммуникативную способность личности, т.е. её способность быть самой собой в контексте с окружающими. В этом, по сути, и заключается психологическая помощь тренинговой группы личностному становлению её участников.

 

 

21. Дайте психологическую характеристику подросткового периода жизни

Осо­бен­но­сти пе­ре­хо­да от дет­ст­ва ко взрос­ло­сти у пер­во­быт­ных на­ро­дов: по­ня­тие под­ро­ст­ко­вой ини­циа­ции – это об­ряд пе­ре­хо­да из дет­ст­ва во взрос­лую жизнь (напр., свадь­ба, те­перь не­вес­ту пря­чут). Ча­ще все­го свя­за­но с сим­во­ли­че­ской смер­тью, и по­том с сим­во­ли­че­ским ро­ж­де­ни­ем. Раз­лич­ные ис­пы­та­ния (и пси­хо­ло­ги­че­ские и фи­зи­че­ские): по­ме­ща­ют в от­дель­ную хи­жи­ну с под­ро­ст­ка­ми, их на­ве­ща­ет один ка­кой-то (учи­тель); на­не­се­ние те­лес­ных по­вре­ж­де­ний.

 

Зна­че­ние:

- Они по­зво­ля­ют ре­бен­ку по­нять, кто он в ста­тус­ном пла­не;

- Га­ран­ти­ро­ва­ли (об­ря­ды) при­зна­ние со сто­ро­ны ок­ру­жаю­щих;

- По­зво­ля­ли ов­ла­деть куль­тур­ны­ми и со­ци­аль­ны­ми нор­ма­ми;

- Обес­пе­чи­ва­ли дос­туп к ду­хов­ным цен­но­стям сво­его об­ще­ст­ва.

 

Ос­нов­ные из­ме­не­ния:

- Из­ме­не­ния, воз­ни­каю­щие в учеб­ной дея­тель­но­сти;

- Воз­ник­но­ве­ние но­вых сфер об­ще­ния и вы­де­ле­ние об­ще­ния в осо­бую сфе­ру жиз­ни и осо­бую дея­тель­ность;

- Фор­ми­ро­ва­ние чув­ст­ва взрос­ло­сти;

- Ус­вое­ние мо­раль­но-эти­че­ских норм (что та­кое хо­ро­шо, а что та­кое пло­хо).

Цен­траль­ное но­во­об­ра­зо­ва­ние, оп­ре­де­ляю­щее дру­гие ос­нов­ные из­ме­не­ния и по­зво­ляю­щие объ­яс­нить сим­пто­ма­ти­ку раз­ви­тия – это воз­ник­но­ве­ние и фор­ми­ро­ва­ние чув­ст­ва взрос­ло­сти как осо­бой фор­мы са­мо­соз­на­ния.

Ве­ду­щая дея­тель­ность (по Эль­ко­ни­ну) – это об­ще­ние в сис­те­ме об­ще­ст­вен­но-по­лез­ной дея­тель­но­сти.

За­да­чи раз­ви­тия пе­ред под­ро­ст­ком:

  1. Се­па­ра­ция и ин­ди­ви­дуа­ли­за­ция, долж­ны от­де­лить­ся и фор­ми­ро­вать ин­ди­ви­ду­аль­ность;
  2. Раз­ви­тие са­мо­оп­ре­де­ле­ние (кем я хо­чу быть?);
  3. Оп­ре­де­ле­ние ре­фе­рент­ной (зна­чи­мой) груп­пы (с кем я хо­чу быть?);
  4. Раз­ви­тие по­ло­вой иден­ти­фи­ка­ции;
  5. Раз­ви­тие лич­ной сис­те­мы цен­но­стей;
  6. Фор­ми­ро­ва­ние жиз­нен­ных це­лей (что я хо­чу?)

 

Мыш­ле­ние

В идеа­ле – фор­маль­но-ло­ги­че­ское мыш­ле­ние (син­тез, ана­лиз). По мне­нию Жа­на Пиа­же, в под­ро­ст­ко­вом воз­рас­те мыш­ле­ние из­ме­ня­ет­ся ка­че­ст­вен­но и ко­ли­че­ст­вен­но.

Из­ме­не­ние мыш­ле­ния ка­че­ст­вен­но: под­рос­ток при­об­ре­та­ет спо­соб­ность к осу­ще­ст­в­ле­нию фор­маль­ных опе­ра­ций – это спо­соб­ность к ком­би­ни­ро­ван­но­му ана­ли­зу. Он мо­жет вы­страи­вать раз­лич­ные ком­би­на­ции с пе­ре­мен­ны­ми и, фор­му­ли­ро­вать ги­по­те­зу (по­ме­нял пе­ре­мен­ную – но­вая ги­по­те­за), и спо­соб­ность к мыс­лен­ной про­вер­ке ги­по­те­зу (не на­до пры­гать с 10-го эта­жа, чтоб по­нять что ра­зо­бьешь­ся).

Из­ме­не­ние мыш­ле­ния ко­ли­че­ст­вен­но: зна­чи­тель­но воз­рас­та­ет бы­ст­ро­та ум­ст­вен­ных опе­ра­ций.

Под­рос­ток на­чи­на­ет ори­ен­ти­ро­вать­ся на по­тен­ци­аль­но-воз­мож­ное, а не­обя­за­тель­но-оче­вид­ное (опе­ри­ро­ва­ние те­ми по­ня­тия­ми, ко­то­рые по­щу­пать не­воз­мож­но).

 

Па­мять:

Спо­соб­ность к про­из­воль­но­му за­по­ми­на­нию и за­учи­ва­нию, про­ис­хо­дит пе­ре­ход от ме­ха­ни­че­ско­го за­по­ми­на­ния к смы­сло­во­му.

Смы­сло­вая па­мять при­об­ре­та­ет опо­сре­до­ван­ный (схе­мы, пла­ны и т. д.) ло­ги­че­ский ха­рак­тер и обя­за­тель­но вклю­ча­ет­ся мыш­ле­ние, по­это­му бо­лее дос­туп­ным ста­но­вит­ся за­по­ми­на­ние аб­ст­ракт­но­го ма­те­риа­ла.

Вы­со­кая про­из­воль­ность вни­ма­ния, под­рос­ток спо­со­бен сво­им вни­ма­ни­ем хо­ро­шо управ­лять.

Фи­зио­ло­ги­че­ский ор­га­низм у под­ро­ст­ка очень бы­ст­ро ме­ня­ет­ся, воз­мож­ны пе­рио­ды глу­бо­ко­го утом­ле­ния (вни­ма­ние и па­мять про­па­да­ют). Под­рос­ток не ус­пе­ва­ет за сво­им соб­ст­вен­ным раз­ви­ти­ем – все это бу­дет вли­ять на про­дук­тив­ность дея­тель­но­сти под­ро­ст­ка (ас­те­ни­че­ские ре­ак­ции, ис­то­ще­ние ор­га­низ­ма).

Для под­ро­ст­ка важ­ны ви­та­ми­ны и, в ча­ст­но­сти, йод.

 

Во­об­ра­же­ние мо­жет вы­сту­пать в ка­че­ст­ве са­мо­стоя­тель­ной дея­тель­но­сти, т. е. под­рос­ток мо­жет стро­ить свой во­об­ра­жае­мый мир, в ко­то­ром он про­иг­ры­ва­ет раз­ные сю­же­ты; под­рос­ток час­то чув­ст­ву­ет се­бя в ок­ру­же­нии при­род­но-пред­мет­но-со­ци­аль­ном ми­ре, по­это­му час­то соз­да­ет се­бе во­об­ра­жае­мый мир, в ко­то­ром чув­ст­ву­ет се­бя уве­рен­но. Под­рос­ток ис­поль­зу­ет во­об­ра­же­ние для про­иг­ры­ва­ния мыс­ли­тель­ных за­дач, опе­ри­ро­ва­ние зна­че­ния­ми и смыс­ла­ми язы­ка, т. е. (ак­тив­но) соз­да­ет функ­ции мыш­ле­ния и во­об­ра­же­ния.

Ан­та­го­низм во­об­ра­же­ния и мыш­ле­ния – су­хие зна­ния, точ­ный смысл и т. д., от­ри­ца­ние во­об­ра­же­ния.

Под­ро­ст­ко­вый ау­тизм – уход, замк­ну­тость в се­бе. Воз­мож­ные при­чи­ны – уход от ре­аль­но­го ми­ра в свое во­об­ра­же­ние (напр., да­же об­ще­ние че­рез ин­тер­нет), уход в иг­ро­вую дея­тель­ность.

Та­ким об­ра­зом, во­об­ра­же­ние ока­зы­ва­ет влия­ние на по­зна­ва­тель­ную дея­тель­ность, эмо­цио­наль­но-во­ле­вую сфе­ру и на са­му лич­ность.

 

Речь

Важ­ное зна­че­ние име­ет под­ро­ст­ко­вая язы­ко­вая суб­куль­ту­ра: по­яв­ле­ние осо­бых слов (под­ро­ст­ко­вый сленг да­ет воз­мож­ность уй­ти от язы­ко­вой нор­мы – это да­ет воз­мож­ность зна­ко­во обо­со­бить­ся, при­да­вая осо­бый смысл сво­ему объ­е­ди­не­нию). «Мы – груп­па», «Я – уни­каль­ный, не­по­хо­жий на дру­гих», - эти сло­ва го­во­рят о на­шем един­ст­ве в груп­пе. 

 

Учеб­ная дея­тель­ность:

В идеа­ле воз­ни­ка­ют но­вые мо­ти­вы уче­ния, свя­зан­ные с пред­став­ле­ния­ми и на­ме­ре­ния­ми бу­ду­щей про­фес­сио­наль­ной дея­тель­но­сти.

Ес­ли под­рос­ток не ви­дит жиз­нен­но­го зна­че­ния в по­лу­че­нии оп­ре­де­лён­ных зна­ний, то у не­го те­ря­ет­ся ин­те­рес и мо­жет воз­ник­нуть от­ри­ца­тель­ное от­но­ше­ние к пред­ме­ту.

Под­ро­ст­ко­вый воз­раст – раз­но­на­прав­лен­ность тен­ден­ций.

 

В раз­ви­тии под­ро­ст­ка вы­де­ля­ют пять пар ам­би­ва­лент­но­сти:

1) Бунт про­тив кон­тро­ля со сто­ро­ны взрос­лых.

2) По­треб­ность в ру­ко­во­дстве (час­то под­рос­ток тя­нет­ся к силь­но­му ли­де­ру).

3) Же­ла­ние бли­зо­сти (ду­хов­ной и фи­зи­че­ской).

4) Страх ин­тим­но­сти.

5) Ис­пы­та­ние и про­вер­ка на проч­ность внеш­них гра­ниц (се­мья, шко­ла, дру­гие со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты).

6) Не­об­хо­ди­мость под­держ­ки и за­бо­ты со сто­ро­ны род­ных.

( Ты все­гда смо­жешь вер­нут­ся сю­да, здесь те­бя все­гда ждут, и при­мут та­ким, ка­ой ты есть.)

7) Мыс­ли о бу­ду­щем (пла­ны).

8) Ори­ен­та­ция на на­стоя­щие (сла­бы в по­строе­нии се­го­дняш­них дел, на­це­лен­ных на бу­ду­щие пла­ны).

9) Сек­су­аль­ное со­зре­ва­ние (фи­зио­ло­ги­че­ское).

10) Пси­хо­ло­ги­че­ски не под­го­тов­ле­ны к ин­тим­ным от­но­ше­ни­ям.

 

Об­ще­ние

Об­ще­ние– скла­ды­ва­ет­ся под влия­ни­ем скла­ды­ваю­ще­го­ся чув­ст­ва взрос­ло­сти.

Об­ще­ние со взрос­лы­ми: со­про­тив­ле­ние к ра­нее вы­пол­няе­мым тре­бо­ва­ни­ям, предъ­яв­ляе­мым со сто­ро­ны взрос­лых.

Но, с дру­гой сто­ро­ны, под­рос­ток ис­пы­ты­ва­ет по­треб­ность в под­держ­ке, сле­до­ва­тель­но, осо­бое зна­че­ние в этот пе­ри­од име­ет еди­ное тре­бо­ва­ние к под­ро­ст­ку в се­мье.

В это вре­мя под­рос­ток при­тя­за­ет на пра­ва, чем осоз­на­ёт свои обя­зан­но­сти, и, ско­рее, долж­ны под­ро­ст­ку, чем он ко­му-то, сле­до­ва­тель­но под­рос­ток пы­та­ет­ся от­кло­нит­ся от обя­зан­но­стей под при­кры­ти­ем «доб­ро­го» взрос­ло­го.

При об­ще­нии под­ро­ст­ка со сто­ро­ны взрос­лых край­не важ­на ар­гу­мен­та­ция и луч­ше, ес­ли эти тре­бо­ва­ния за­тра­ги­ва­ют лич­ные ин­те­ре­сы под­ро­ст­ка.

На­до учи­ты­вать, что осо­бен­но­сти об­ще­ния под­ро­ст­ка мо­гут быть обу­слов­ле­ны час­той смен­ной на­строе­ния (в ре­зуль­та­те фи­зио­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия).

С под­ро­ст­ко­во­го воз­рас­та на­чи­на­ет­ся от­де­ле­ние от се­мьи. Этот про­цесс яв­ля­ет­ся важ­ней­шей пред­по­сыл­кой в дос­ти­же­нии, в по­след­ст­вии, зре­ло­сти са­мо­стоя­тель­но­сти.

Ито­гом яв­ля­ет­ся не раз­рыв от­но­ше­ний с семь­ёй, а ус­та­нов­ле­ния парт­нёр­ских от­но­ше­ний, в ко­то­рых се­мья и под­рос­ток спо­соб­ст­ву­ет раз­ви­тию друг дру­га, но этот про­цесс ред­ко про­те­ка­ет без ос­лож­не­ний.

 

Не­сколь­ко эта­пов от­де­ле­ния под­ро­ст­ка от се­мьи:

  1. Про­ис­хо­дит в 11-12 лет. Ха­рак­тер­но на­ли­чие кон­флик­та у под­ро­ст­ка ме­ж­ду по­треб­но­стью в за­ви­си­мо­сти и стрем­ле­ния к ав­то­ном­но­сти.
  2. Ког­ни­тив­ная реа­ли­за­ция от­де­ле­ния. Чёт­ких гра­ниц нет. Под­рос­ток до­ка­зы­ва­ет всем, в том чис­ле и са­мо­му се­бе, соб­ст­вен­ную не­за­ви­си­мость. Ча­ще про­яв­ля­ет­ся в кри­ти­ке все­го то­го, что го­во­рят под­ро­ст­ку (аб­со­лют­ное про­ти­во­ре­чие на ка­ж­дую идею, мысль). Бы­ва­ют под­ро­ст­ки ухо­дят в глухую оп­по­зи­цию.
  3. Аф­фек­тив­ные ре­ак­ции на от­де­ле­ние: мо­гут воз­ни­кать чув­ст­во ве­ны пе­ред род­ны­ми и од­но­вре­мен­но – чув­ст­во гне­ва, де­прес­сив­ные ре­ак­ции, страх по­те­ри люб­ви.
  4. Иден­ти­фи­ка­ция: взрос­лые при­зна­ют пра­во под­ро­ст­ка на са­мо­стоя­тель­ность. У под­ро­ст­ка ис­че­за­ют яр­кие аф­фек­тив­ные ре­ак­ции, он со­сре­до­та­чи­ва­ет­ся на сво­ей ин­ди­ви­дуа­ли­за­ции.

 

Об­ще­ние со свер­ст­ни­ка­ми

Об­ще­ние со свер­ст­ни­ка­ми при­об­ре­та­ет боль­шое зна­че­ние. В этом об­ще­нии удов­ле­тво­ря­ют­ся по­треб­но­сти в са­мо­рас­кры­тие.

 

Зна­че­ние об­ще­ния с груп­пой:

  1. удов­ле­тво­рить по­треб­ность в об­ще­ст­вен­ном ста­ту­се;
  2. по­треб­ность в уси­ле­нии «Я»;
  3. удов­ле­тво­ре­ние по­треб­но­стей в са­мо­реа­ли­за­ции и реа­ли­за­ции соб­ст­вен­ных спо­соб­но­стей;
  4. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся во мно­гом от­де­ле­ния под­ро­ст­ка от се­мьи.

 

Под­ро­ст­ко­вая суб­куль­ту­ра: важ­ней­шее зна­че­ние – осо­бый язык, вы­де­ле­ние оде­ж­дой, му­зы­кой.

Кри­зис взрос­ле­ния

 

Ø Не­нор­ма­тив­ный, т.е. не у всех;

Ø От­ри­ца­тель­ное зна­че­ние, обо­ст­ре­ние;

Ø Это ост­рое и бур­ное ус­лож­нен­ное те­ми или ины­ми сим­пто­ма­ми про­те­ка­ние раз­ви­тия в пе­ри­од взрос­ле­ния;

Ø При­мер­но у 20% под­ро­ст­ков.

 

Ви­ды про­яв­ле­ния кри­зи­са:

1. На­ру­ше­ние по­ло­во­го раз­ви­тия (сек­су­аль­ная рас­пу­щен­ность, страх пе­ред сек­сом).

2. На­ру­ше­ние иден­ти­фи­ка­ции:

- Не­воз­мож­но ин­тег­ри­ро­вать раз­лич­ные час­ти «Я» в еди­ное це­лое;

- Не нра­вят­ся раз­лич­ные час­ти те­ла;

- От­сут­ст­вие дол­го­сроч­ных це­лей;

- Не­оп­ре­де­лён­ное сек­су­аль­ное по­ве­де­ние;

- Нет нрав­ст­вен­ных ори­ен­ти­ров.

3. Кри­зис ав­то­ри­те­тов – рез­кое про­яв­ле­ние ре­ак­ции про­тес­та (нар­ко­ти­ки, ал­ко­голь, суи­ци­ды – все де­мон­ст­ра­тив­ное).

4. Кри­зис от­чу­ж­де­ния – раз­двое­ние лич­но­сти, от­де­ле­ние се­бя от ре­аль­но­сти (уход в во­об­ра­жае­мый мир).

5. На­ру­ше­ние оцен­ки сво­его те­ла (дис­мор­фо­бия) и как след­ст­вие за­бо­ле­ва­ния,

6. Кри­зи­сы по фор­ме.

 

Струк­ту­ра са­мо­соз­на­ния

Ос­нов­ным яв­ля­ет­ся кри­зис лич­но­сти, ко­то­рый за­клю­ча­ет­ся в иден­ти­фи­ка­ции соб­ст­вен­но­го «Я».

При­тя­за­ние на при­зна­ние, уни­каль­ность и од­но­вре­мен­но су­ще­ст­ву­ет пси­хо­ло­ги­че­ская за­ви­си­мость свер­ст­ни­ков.

Из-за ком­плек­са не­уве­рен­но­сти под­ро­ст­ки мо­гут гру­бить, яз­вить мо­гут быть аг­рес­сив­ны­ми.

 

По­ло­вое са­мо­соз­на­ние:

Про­ис­хо­дит за­кре­п­ле­ние по­ло­вых ро­лей на ос­но­ве иден­ти­фи­ка­ция с ро­ди­те­ля­ми. Окон­ча­тель­но осоз­на­ёт­ся фор­ма суп­ру­же­ских от­но­ше­ний, и своё от­но­ше­ние с про­ти­во­по­лож­ным по­лом под­рос­ток на­чи­на­ет стро­ить ана­ло­гич­но ро­ди­тель­ско­му об­ра­зу.

Под­рос­ток луч­ше осоз­на­ёт свои пра­ва, чем свои обя­зан­но­сти.

 

Кон­фликт раз­лич­ных сис­тем цен­но­стей за­клю­ча­ет­ся в том, что при оп­ре­де­ле­нии обя­зан­но­стей ро­ди­те­ли ис­хо­дят из то­го, что под­рос­ток – взрос­лый, а при оп­ре­де­ле­нии прав – ре­бё­нок. А у под­ро­ст­ков всё на­обо­рот: обя­зан­но­сти – я ещё ма­лень­кий, а пра­ва – я уже взрос­лый. На­до на­хо­дить точ­ки со­при­кос­но­ве­ния.

 

 

22. Дайте характеристику кризису возрастного развития, его сущности и особенности, специфики проявления на различных этапах возрастного развития.

Возрастная психология – область психологии, изучающая психологические особенности людей разного возраста, их развитие и переходы из одного возраста в другой.

 

Кризис – состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворённостью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром.

 

Возрастной кризис нередко возникает при переходе человека из одной возрастной группы в другую.

 

Различают следующие возрастные группы:

1. Кризис 1-го года;

2. Кризис 3 лет;

3. Кризис 7 лет;

4. Пубертатный кризис;

5. Кризис 17 лет;

6. Кризис 30 лет;

7. Кризис 40 лет;

8. Кризис ухода на пенсию.

Кризис 1-го года.

 

Переходный возраст между младенчеством и ранним детством обычно называют кризис 1-го года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций.

Аффективные вспышки у ребёнка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Поскольку ребёнок уже ходит или активно ползает по дому, в это время резко увеличивается круг досягаемых для него предметов. Не все желания ребёнка выполнимы, потому что его действия могут причинить вред ему самому или окружающим. Разумеется ребёнок и раньше был знаком со словом «нельзя», но в кризисный период оно приобретает особую актуальность.

Аффективные реакции при очередном «нельзя» или «нет» могут достигать значительной силы, некоторые дети пронзительно кричат, падают на пол, бьют по нему руками и ногами. Чаще всего появление сильных аффектов у ребёнка связано с определённым стилем воспитания в семье. Это или излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность в требованиях взрослых, когда сегодня можно, а завтра нельзя или можно при бабушке, а при папе – ни в коем случае. Установление новых отношений с ребёнком, предоставление ему некоторой самостоятельности, т.е. большей свободы действий в допустимых пределах, наконец, терпение и выдержка близких взрослых смягчают кризис, помогают ребёнку избавиться от острых эмоциональных реакций.

 

Кризис 3 лет.

 

Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным возрастом. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я» по Д. Б. Эльконину. Ребёнок, отделяясь от близких, пытается установить с ним новые, более глубокие отношения. Если же новые отношения с ребёнком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребёнка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях с взрослыми (и никогда – со сверстниками). Л. С. Выготский вслед за Э. Келер, описывает 7-ь характеристик кризиса 3 лет:

a. Негативизм. Ребёнок даёт негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Вообще, негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного член семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали. При обычном непослушании ребёнок чего-то не делает потому, что именно этого ему делать не хочется. Если же ему предложить другое занятие, интересное и приятное для него, он тут же согласится. При негативизме события развиваются иначе.

Раньше в наглядной ситуации у него возникал аффект – непосредственное эмоционально напряжённое желание что-то сделать; импульсивные действия ребёнка соответствовали этому желанию. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребёнка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым



2019-08-13 235 Обсуждений (0)
Вербальные и невербальные средства общения (Свойство общения) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вербальные и невербальные средства общения (Свойство общения)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)