Вербальные и невербальные средства общения (Свойство общения)
Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – лат. слова "устный, словесный") и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника. В структуру речевого общения входят:
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации – 38 %, неречевое взаимодействие – 53%. Невербальные средства общения изучают следующие науки:
Мимика – движение мышц лица, – отражающая внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора. Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т.п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление, труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы. Жесты при общении несут много информации, в языке жестов, как и в речи, есть слова, предложения. Невербальные средства общения (основная информационная система человека) Психологи считают, что более 80% получаемой информации человекам является невербальной. Средства: 1. Оптико-кинестетические средства: · Мимика, · Пантомимика, · Позы, · Жесты (важно учитывать этничность жестов), · Поведение. 2. Танекисические средства. Разного рода прикосновения (усиливает информационное воздействие на человека): · Рукопожатие, · Похлопывание по плечу и т.д. 3. Фонетические средства (при разговоре): · Тон, · Пауза, · Ударение, · Акценты. 4. Экстрафонетические средства: · Покашливания, · Хихиканье, · Хлюпанье носом, · Язык глаз, взгляда, · Филогенетический язык и т.д. 5. Проксемические средства Это область знания, которая изучает зависимость информации от пространственно-временного расположения фигуры. Различают следующие дистанции общения: · Интимная дистанция – от 0 до 45-50 см, · Дистанция дружеского, товарищеского общения – до 1,5 метра, · Дистанция делового общения – до 4,5 метров, · Публичная дистанция – более 4,5 метров. С одной стороны это средство воздействия, а с другой стороны – информационная система. 6. Язык самоценности личности:
Одной из форм проявления самоценности личности выступает «психологический вес» человека, который может быть: · «Сверхтяжёлый вес» - когда на человека обрушивается сверх тяжёлые жизненные проблемы, которых он решить самостоятельно не может. · «Тяжёлый вес» - когда на человека обрушивается тяжёлые жизненные проблемы, решение которых ему представляется либо очень трудно, либо не решаемым (например: уход близкого человека из жизни). · «Вес с неохотой» - когда происходит сбой по отдельным параметрам личности (самый распространённый) (некоторые признаки: общая нервозность, зажатость и т.д.). · «Вес с достоинством» - когда человек чувствует, что он хозяин жизни. Наиболее оптимальный вариант социального взаимодействия. Важно видеть какой калибр личности стоит за этим «весом с достоинством». Иногда люди специально демонстрируют то, что им не свойственно. · «Легкий вес» - это вес некой удачливости. · «Сверхлёгкий вес» (например: женщина очень хочет выйти замуж, но не как не получает и, вдруг, это произошло). 7. Язык взгляда Необходимо обращать внимание на: а) Содержание взгляда: · Любящий, · Ненавидящий, · Высокомерный, · Сварливый, · Агрессивный, · Серый, · Брезгливый, · Безразличный, · Безумный, · Блаженный, · Счастливый, · Отчуждённый, · Грозный, · Доверительный, · Обнадёживающий и т.д. б) Статикодинамические параметры взгляда: · Направленность взгляда, · Устойчивость взгляда, · Переключаемость взгляда, · Уклонение от взгляда, · Концентрация взгляда. Язык глаз НЛП (нейролингвистическое программирование). Западные исследователи установили, что каждый человек имеет три репрезентативные системы: · Визуальная система (преимущество зрительного восприятия, такого человека называют визуалом), · Аудиальная система (преимущество слухового восприятия, такого человека называют аудиалом), · Кинестетическая система (преимущество чувствительного восприятия, такого человека называют кинестетиком). При этом та или иная система либо несколько из этих систем может быть ведущей. Исходя из функциональной асимметрии головного мозга, эти исследователи установили, что, если человек работает, мыслит, переживает и т.д. на основе зрительных ощущений, образов, то его глаза идут вверх. При этом, если он вспоминает что-либо, то его глаза идут вверх влево (так как то, то видел запечатлевается в правом полушарии). А если он конструирует (придумывает), то его глаза идут вверх вправо. У левшей всё наоборот (при воспоминании - вверх вправо, при конструировании – вверх влево). Когда человек аудиал, то глаза идут горизонтально, по тем же правилам. Если человек кинестетик, то глаза идут вниз, по тем же правилам. 9. Культурологический язык · Внешность, её атрибуты, · Одежда, её состояние, · Соответственность человека моде и т.д 10. Филогенетический язык (придумал автор лекции): · Язык френологии.
· Язык физиогномики.
Необходимо обращать внимание на: o лоб, морщины на лбу; o на глаза, в том числе и цвет глаз, их форму, посадку; o нос, форма носа; o губы; o подбородок; o уши; o скальная часть лица и т.д. Судить необходимо по совокупности признаков. Но есть один признак: очень большие губы – кинестетик, чревоугодие, сладострастье. · Хирология (хиро – рука, логос – учение). Здесь необходимо учитывать: o Форма кисти руки, o Строение пальцев, их длинна, толщена, o Длинна двух последних фалангов, o Форма ногтей и т.д. 11. Конституциональная типология людей по Кречмеру · Атлетик, · Астеник, · Пикник, · Диспластик.
Заключение: Все эти средства невербального общения, есть не что иное, как своеобразные информационные системы человека, через которые он проявляет свою индивидуальность и это позволяет осуществлять его психодиагностику.
В процессе общения происходит обмен информацией. При этом выделяют два вида информации: 1. Текстовая информация. Всё то, что и как человек говорит (вся вербалика и невербалика). 2. Персонифицированная информация. Связанная с характером и степенью настроенности на коммуникатора (партнёра по общению). В этом смысле можно говорить о так называемой шкале отношений.
Аттракция
Ситуация, при которой психолог находится с правой сараны шкалы отношений, то партнёра по общению испытывает к психологу симпатию, это называется аттракцией. Профессиональная обязанность человека работающего с людьми – создавать аттракцию при решении вопросов.
Аттракция – наиболее приближенный перевод: «привлекательность», «симпатичность».
Механизм возникновения аттракции находится вне сферы сознания, а в подсознании. Основные «правила» аттракции:
Есть целая теория комплементов: а) Самый лучший комплимент на фоне контркомплемента (например, говорить свекрове, что у неё получается что-то делать лучше, чем у меня). б) Комплемент не должен иметь двойного смысла (например, девушка приходит в магазин и спрашивает: «Сколько это стоит?», а продавец, посмотрев на девушку, и говорит: «Дорого!» - это двойной смысл). в) Комплемент должен быть без всяких приправ (например, жена говорит мужу: «Как он хорош, что он самый замечательный, и как её повезло с ним и тому подобное и когда муж «взлетел» она ему сообщает: «Если бы ты ещё и больше денег зарабатывал…»).
Комплимент удовлетворяет потребность в самосовершенствовании, поднятие самооценки, саморазвития. Мы должны знать уровень самооценки другого человека, и учитывать это; в противном случаи мы можем попасть в ситуацию, когда комплемент не будет являться комплиментом для другого человека.
г) Терпеливый слушатель. Причиной не выслушивания человека: нежелание, нет времени и т.д.
Необходимо разговор построить в три этапа: начало, середина и конец. Начало и конец разговора оставляют более глубокое впечатление, чем середина разговора (т.е. с чего начали, тем и закончили, а середина – возможно даже не вспомнишь). Необходимо говорить то, что может создать аттракцию. Аттракцией необходимо начинать и заканчивать разговор.
Психологические механизмы возникающие в общении
а) Идентификация – уподобление себя самого себя другому человеку, стремление стать как все. б) Механизмы казуальной атрибуции (причинная обусловленность). Это способность. в) Механизмы рефлексии – объясняет то, как я гляжу глазами другого человека. г) Механизмы эмпатии – способность настроится на эмоциональную волну другого человека, и прочувствовать ситуацию. д) Механизмы аттракции. е) Механизмы установки. [смотри более подробно у Андреевой]
· Потребности, · Интересы, · Ценности и т.д.
· Психологические механизмы защиты Зигмунда и Анны Фрейд: сублимация, рационализация, переключение и т.д. · Различные формы защитного поведения: напускная агрессия и т.д.
20. Охарактеризуйте основное содержание и особенности групповой дискуссии в психокоррекционной работе.
Групповая психологическая помощь заключается в участии в групповых треннинговых процедурах. Существуют разнообразные психокоррекционные тренинговые группы: так называемые Т-группы встреч, группы по развитию навыков общения, гештальтгруппы, группы психодрамы, группы телесной терапии, танцевальной терапии, терапии искусством, тренинга умений. Участники психокоррекционных групп являются субъектами своих собственных изменений, ориентированными на самовыражение, личностный рост и развитие. То, что переживается участниками в группе, может естественно переноситься ими во внешний мир. Члены группы получают обратную связь и поддержку от людей, имеющих сходные проблемы или переживания. Важнейшими условиями работы любых тренинговых групп являются принятие и доверие к каждому члену группы, активная забота и помощь друг другу. В такой атмосфере комфортности человек становится способным обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений, пробовать новые способы поведения. Группа значительно облегчает процесс самоисследования, помогает проанализировать свои чувства, установки и поступки, способствует самораскрытию, изменению, формированию «Я»-концепции и, следовательно, усиливает уверенность в себе. Расширяя контакты с людьми, человек получает больше шансов для самосознания, понимания, принятия себя и решение своих индивидуальных проблем. Самое главное, что отношение взаимопомощи и доверия в группе развивает коммуникативную способность личности, т.е. её способность быть самой собой в контексте с окружающими. В этом, по сути, и заключается психологическая помощь тренинговой группы личностному становлению её участников.
21. Дайте психологическую характеристику подросткового периода жизни Особенности перехода от детства ко взрослости у первобытных народов: понятие подростковой инициации – это обряд перехода из детства во взрослую жизнь (напр., свадьба, теперь невесту прячут). Чаще всего связано с символической смертью, и потом с символическим рождением. Различные испытания (и психологические и физические): помещают в отдельную хижину с подростками, их навещает один какой-то (учитель); нанесение телесных повреждений.
Значение: - Они позволяют ребенку понять, кто он в статусном плане; - Гарантировали (обряды) признание со стороны окружающих; - Позволяли овладеть культурными и социальными нормами; - Обеспечивали доступ к духовным ценностям своего общества.
Основные изменения: - Изменения, возникающие в учебной деятельности; - Возникновение новых сфер общения и выделение общения в особую сферу жизни и особую деятельность; - Формирование чувства взрослости; - Усвоение морально-этических норм (что такое хорошо, а что такое плохо). Центральное новообразование, определяющее другие основные изменения и позволяющие объяснить симптоматику развития – это возникновение и формирование чувства взрослости как особой формы самосознания. Ведущая деятельность (по Эльконину) – это общение в системе общественно-полезной деятельности. Задачи развития перед подростком:
Мышление В идеале – формально-логическое мышление (синтез, анализ). По мнению Жана Пиаже, в подростковом возрасте мышление изменяется качественно и количественно. Изменение мышления качественно: подросток приобретает способность к осуществлению формальных операций – это способность к комбинированному анализу. Он может выстраивать различные комбинации с переменными и, формулировать гипотезу (поменял переменную – новая гипотеза), и способность к мысленной проверке гипотезу (не надо прыгать с 10-го этажа, чтоб понять что разобьешься). Изменение мышления количественно: значительно возрастает быстрота умственных операций. Подросток начинает ориентироваться на потенциально-возможное, а необязательно-очевидное (оперирование теми понятиями, которые пощупать невозможно).
Память: Способность к произвольному запоминанию и заучиванию, происходит переход от механического запоминания к смысловому. Смысловая память приобретает опосредованный (схемы, планы и т. д.) логический характер и обязательно включается мышление, поэтому более доступным становится запоминание абстрактного материала. Высокая произвольность внимания, подросток способен своим вниманием хорошо управлять. Физиологический организм у подростка очень быстро меняется, возможны периоды глубокого утомления (внимание и память пропадают). Подросток не успевает за своим собственным развитием – все это будет влиять на продуктивность деятельности подростка (астенические реакции, истощение организма). Для подростка важны витамины и, в частности, йод.
Воображение может выступать в качестве самостоятельной деятельности, т. е. подросток может строить свой воображаемый мир, в котором он проигрывает разные сюжеты; подросток часто чувствует себя в окружении природно-предметно-социальном мире, поэтому часто создает себе воображаемый мир, в котором чувствует себя уверенно. Подросток использует воображение для проигрывания мыслительных задач, оперирование значениями и смыслами языка, т. е. (активно) создает функции мышления и воображения. Антагонизм воображения и мышления – сухие знания, точный смысл и т. д., отрицание воображения. Подростковый аутизм – уход, замкнутость в себе. Возможные причины – уход от реального мира в свое воображение (напр., даже общение через интернет), уход в игровую деятельность. Таким образом, воображение оказывает влияние на познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу и на саму личность.
Речь Важное значение имеет подростковая языковая субкультура: появление особых слов (подростковый сленг дает возможность уйти от языковой нормы – это дает возможность знаково обособиться, придавая особый смысл своему объединению). «Мы – группа», «Я – уникальный, непохожий на других», - эти слова говорят о нашем единстве в группе.
Учебная деятельность: В идеале возникают новые мотивы учения, связанные с представлениями и намерениями будущей профессиональной деятельности. Если подросток не видит жизненного значения в получении определённых знаний, то у него теряется интерес и может возникнуть отрицательное отношение к предмету. Подростковый возраст – разнонаправленность тенденций.
В развитии подростка выделяют пять пар амбивалентности: 1) Бунт против контроля со стороны взрослых. 2) Потребность в руководстве (часто подросток тянется к сильному лидеру). 3) Желание близости (духовной и физической). 4) Страх интимности. 5) Испытание и проверка на прочность внешних границ (семья, школа, другие социальные институты). 6) Необходимость поддержки и заботы со стороны родных. ( Ты всегда сможешь вернутся сюда, здесь тебя всегда ждут, и примут таким, каой ты есть.) 7) Мысли о будущем (планы). 8) Ориентация на настоящие (слабы в построении сегодняшних дел, нацеленных на будущие планы). 9) Сексуальное созревание (физиологическое). 10) Психологически не подготовлены к интимным отношениям.
Общение Общение– складывается под влиянием складывающегося чувства взрослости. Общение со взрослыми: сопротивление к ранее выполняемым требованиям, предъявляемым со стороны взрослых. Но, с другой стороны, подросток испытывает потребность в поддержке, следовательно, особое значение в этот период имеет единое требование к подростку в семье. В это время подросток притязает на права, чем осознаёт свои обязанности, и, скорее, должны подростку, чем он кому-то, следовательно подросток пытается отклонится от обязанностей под прикрытием «доброго» взрослого. При общении подростка со стороны взрослых крайне важна аргументация и лучше, если эти требования затрагивают личные интересы подростка. Надо учитывать, что особенности общения подростка могут быть обусловлены частой сменной настроения (в результате физиологического развития). С подросткового возраста начинается отделение от семьи. Этот процесс является важнейшей предпосылкой в достижении, в последствии, зрелости самостоятельности. Итогом является не разрыв отношений с семьёй, а установления партнёрских отношений, в которых семья и подросток способствует развитию друг друга, но этот процесс редко протекает без осложнений.
Несколько этапов отделения подростка от семьи:
Общение со сверстниками Общение со сверстниками приобретает большое значение. В этом общении удовлетворяются потребности в самораскрытие.
Значение общения с группой:
Подростковая субкультура: важнейшее значение – особый язык, выделение одеждой, музыкой. Кризис взросления
Ø Ненормативный, т.е. не у всех; Ø Отрицательное значение, обострение; Ø Это острое и бурное усложненное теми или иными симптомами протекание развития в период взросления; Ø Примерно у 20% подростков.
Виды проявления кризиса: 1. Нарушение полового развития (сексуальная распущенность, страх перед сексом). 2. Нарушение идентификации: - Невозможно интегрировать различные части «Я» в единое целое; - Не нравятся различные части тела; - Отсутствие долгосрочных целей; - Неопределённое сексуальное поведение; - Нет нравственных ориентиров. 3. Кризис авторитетов – резкое проявление реакции протеста (наркотики, алкоголь, суициды – все демонстративное). 4. Кризис отчуждения – раздвоение личности, отделение себя от реальности (уход в воображаемый мир). 5. Нарушение оценки своего тела (дисморфобия) и как следствие заболевания, 6. Кризисы по форме.
Структура самосознания Основным является кризис личности, который заключается в идентификации собственного «Я». Притязание на признание, уникальность и одновременно существует психологическая зависимость сверстников. Из-за комплекса неуверенности подростки могут грубить, язвить могут быть агрессивными.
Половое самосознание: Происходит закрепление половых ролей на основе идентификация с родителями. Окончательно осознаётся форма супружеских отношений, и своё отношение с противоположным полом подросток начинает строить аналогично родительскому образу. Подросток лучше осознаёт свои права, чем свои обязанности.
Конфликт различных систем ценностей заключается в том, что при определении обязанностей родители исходят из того, что подросток – взрослый, а при определении прав – ребёнок. А у подростков всё наоборот: обязанности – я ещё маленький, а права – я уже взрослый. Надо находить точки соприкосновения.
22. Дайте характеристику кризису возрастного развития, его сущности и особенности, специфики проявления на различных этапах возрастного развития. Возрастная психология – область психологии, изучающая психологические особенности людей разного возраста, их развитие и переходы из одного возраста в другой.
Кризис – состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворённостью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром.
Возрастной кризис нередко возникает при переходе человека из одной возрастной группы в другую.
Различают следующие возрастные группы: 1. Кризис 1-го года; 2. Кризис 3 лет; 3. Кризис 7 лет; 4. Пубертатный кризис; 5. Кризис 17 лет; 6. Кризис 30 лет; 7. Кризис 40 лет; 8. Кризис ухода на пенсию. Кризис 1-го года.
Переходный возраст между младенчеством и ранним детством обычно называют кризис 1-го года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребёнка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Поскольку ребёнок уже ходит или активно ползает по дому, в это время резко увеличивается круг досягаемых для него предметов. Не все желания ребёнка выполнимы, потому что его действия могут причинить вред ему самому или окружающим. Разумеется ребёнок и раньше был знаком со словом «нельзя», но в кризисный период оно приобретает особую актуальность. Аффективные реакции при очередном «нельзя» или «нет» могут достигать значительной силы, некоторые дети пронзительно кричат, падают на пол, бьют по нему руками и ногами. Чаще всего появление сильных аффектов у ребёнка связано с определённым стилем воспитания в семье. Это или излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность в требованиях взрослых, когда сегодня можно, а завтра нельзя или можно при бабушке, а при папе – ни в коем случае. Установление новых отношений с ребёнком, предоставление ему некоторой самостоятельности, т.е. большей свободы действий в допустимых пределах, наконец, терпение и выдержка близких взрослых смягчают кризис, помогают ребёнку избавиться от острых эмоциональных реакций.
Кризис 3 лет.
Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным возрастом. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я» по Д. Б. Эльконину. Ребёнок, отделяясь от близких, пытается установить с ним новые, более глубокие отношения. Если же новые отношения с ребёнком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребёнка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях с взрослыми (и никогда – со сверстниками). Л. С. Выготский вслед за Э. Келер, описывает 7-ь характеристик кризиса 3 лет: a. Негативизм. Ребёнок даёт негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Вообще, негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного член семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали. При обычном непослушании ребёнок чего-то не делает потому, что именно этого ему делать не хочется. Если же ему предложить другое занятие, интересное и приятное для него, он тут же согласится. При негативизме события развиваются иначе. Раньше в наглядной ситуации у него возникал аффект – непосредственное эмоционально напряжённое желание что-то сделать; импульсивные действия ребёнка соответствовали этому желанию. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребёнка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |