Кризис ухода на пенсию.
Рубежом, разделяющим зрелость и позднюю зрелость, обычно считается уход на пенсию, окончание активной профессиональной деятельности. Это событие часто порождает кризисный период – кризис ухода на пенсию. Прежде всего, негативно сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни, нередко сочетающееся с острым ощущением противоречия между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью приносить пользу и их невостребованностью. Человек оказывается как бы «выброшенным на обочину» текущей уже без его деятельного участия общей жизни. Снижение своего социального статуса, потеря сохранившегося десятилетиями жизненного ритма иногда приводят к резкому ухудшению общего физического и психического состояния, а в отдельных случаях даже к сравнительно быстрой смерти. Кризис ухода на пенсию часто усугубляется тем, что примерно в это время вырастает и начинает жить самостоятельной жизнью второе поколение – внуки, что особенно болезненно отражается на женщинах, посвятивших себя в основном семье. С уходом на пенсию, нередко совпадающим с ускорением биологического старения, часто связано ухудшение материального положения, иногда более уединённый образ жизни. Кроме того, кризис может осложниться смертью супруга (супруги), утратой некоторых близких друзей. 23. Раскройте основные этапы развития и современное состояние гуманистической школы в психологии.
В середине 50-ых. г.г. ХХ века сложилось новое направление в мировой психологии, которая получила название гуманистическая психология. Основы были заложены Адлером, который один из первых говорил о врожденной потребности человека к совершенству.
Предметом гуманистической психологии является цельная здоровая личность.
Задачами гуманистической психологии являются: 1. Не предсказание поведения человека, не контроль за ним, а освобождение человека от невротического контроля. Исследование таких понятий, как дружба, физическая привлекательность, любовь, одиночество, творчество, самопознание. 2. Креативный способ. Гуманистическая психология ориентированна на творчество человека. В гуманистической психологии креативность понимается очень широко: в нее включается все то, что выходит за рамки обычного. Креативность это проявление индивидуального. Человек креативен в любом своем поступке и движении. Такая позиция обращает психолога к исследованию здоровой личности и ее потенциалу.
Составляющие гуманистической психологии: 1. Самоактуализация (А. Маслоу). Это возможность человека стать кем он хочет и может. 2. Клиентцентрированная терапия (К. Роджерс). Центрированная на сознании и возможностях клиентотерапии. 3. Групповая динамика и тренинговые группы. (Курт Левин). Группа людей под руководством тренера способна оказать помощь и поддержку каждому присутствующему в ней. Работа в группе имеет колоссальный терапевтический эффект. Причем, жизнь группы подчиняется определенным закономерностям и проходит определенные этапы. 4. Телесно-ориентированные техники (В. Райх). Суть заключается в неразрывной связи телесного и психического, в возможности решения психологических проблем через тело. 5. Экзистенциализм. Философское течение, сформировавшееся после 2-ой мировой войны (философия существования, когда выбираешь свой жизненный путь). Основной смысл существования это движение к смерти. Гуманистическая психология взяла лозунг «Здесь и теперь» и стремление человека жить максимально полно. 6. Дзен-буддизм. Восточная философия, из которой психологи взяли медитацию, как средство духовного и личностного роста. 7. Даосизм. Дао-это путь. Идя по жизненному пути, человек должен быть в гармонии со всем его окружающем. 8. Вершинные переживания (это озарение). 9. Тантризм. Восточная философия, которая ориентирует человека на подготовку к слиянию с космосом через сексуальные техники. Направление ориентированно на слияние с космосом через половой акт. 10. Использование наркотических средств, как средство убежать от этого мира в другой.
Личность рассматривается как некое психическое образование, возникающие в процессе жизнедеятельности человека в обществе, как продукт развития человеческого опыта, усвоение общественных форм поведения. Для психологов гуманистического направления личность является неким психическим образованием, которое относится не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Это течение начало развиваться в 30-е годы XX века и получило своё наиболее развитие в 50-60 годы. Оно оказало большое влияние на развитие социальной психологии. Психологи всё больше стали интересоваться личностью как «эмпирическим Я» и внутренней структурой личности. Гуманистическая психология изначально противопоставлялась неофрейдиским концепциям. Представители этого направления резко возражали против положения о том, что человеческое поведение обусловлено либо к стремлению к удовольствию, либо тенденцией к агрессии, либо защите от общества. Они отвергали положение, что природные импульсы обязательно враждебны обществу. Они предложили рассматривать в качестве источника поведения врождённые альтруистические мотивы.
Одним из ведущих представителей этого направления является К. Роджерс. Свой метод терапии он назвал не директивным, то есть сосредоточенным на пациенте. Согласно этому методу, врач не должен оказывать давление на пациента. Контакт между врачом и пациента должен основываться на взаимном уважении; при этом оба они являются полноправными участниками беседы или контакта. Функция терапевта состоит в создании такой ситуации, где врач выступает как второе «Я» клиента и с пониманием относится к его внутреннему миру. Глубокое уважение к индивидуальной позиции личности – единственное правило терапевта. Центральным звеном в терапии личности Роджерса является категория самооценки. В результате взаимодействия ребёнка со взрослыми и другими детьми у него создаётся представление о себе самом.Однакоформирование самооценки не проходит без конфликта. Часто оценка окружающих не соответствует самооценки. Происходит сложный процесс «взвешивания», который Роджерс называет «органическим оценочным процессом», поскольку источник оценки лежит как бы внутри организма ребёнка, то есть здесь мы вновь сталкиваемся с понятием врождённых качеств. Таким образом, у Роджерса, как и в неофрейдизме, развитие личности определяется врождённой тенденцией. Социальная среда играет лишь роль внешнего, чуждой природе человека фактора давления.
Г. Олпорт разработал психологическую теорию личности, получившую название теория черт. Согласно этой теории люди отличаются друг от друга по набору и степени развития у них отдельных, независимых черт, а описание личности можно получить на основе тестологических или другого, менее строгого её обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.
Согласно А. Маслоу, основная потребность человека – это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. «Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело… Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным, для них – это своего рода призвание». Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей, которые, как правило, не может быть сведены к чему-то ещё более высокому. Эти ценности (добро, истина, справедливость, красота и т.д.) выступают для них как жизненно важные потребности. Существование для самоактуализирующейся личности предстаёт как процесс постоянного выбора. Самоактуализирующая личность всегда выбирает движение вперёд, преодолевая препятствия. Самоактуализация – это процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей. По мнению А. Маслоу, самоактуализация – это явление врождённое, она входит в природу человека. Человек рождается с потребностями в добре, справедливости, доброжелательности. Они составляют ядро человека. И человек должен уметь эти потребности реализовать. Также А. Маслоу выделяет в структуре личности ещё несколько основных потребностей: · Потребность продолжения рода, · Потребность в пище, · Потребность в безопасности, · Потребность в защите, · Потребность в истине, · Потребность в добре и т.д. 24. Раскройте основные подходы к семейному консультированию и психотерапии Семейное консультирование – это одна из разновидностей семейной психотерапии, которая имеет отличительные признаки, и отчётливые границы.
Признаки семейного консультирования: 1. Она не принимает концепцию болезни, 2. Она акцентируется на анализе ситуации и ролевого взаимодействия в семье, 3. Она призвана помочь в поиске личностного ресурса субъектов консультирования, и в поисках способах разрешения проблемных ситуаций.
Основная цель: изучение проблемы членов семьи для изменения взаимодействия в ней и обеспечивать возможности личностного роста. Основные принципы и правила семейного консультирования: 1. Установление контакта и присоединение консультанта к клиенту. Средства: а) соблюдение оптимальной дистанции, б) приёмы синхронизации мимики, дыхания, речевых форм и т.д. 2. Сбор информации о проблеме клиента. Беседуя со своим клиентом, консультант может задавать уточняющие вопросы (например, «Какого результата Вы хотите достичь?» и т.д.). Необходимо добиться, чтобы клиент сформулировал свой ответ, не прибегая к частице «не». 3. Обсуждение психотерапевтического контракта (одна из важнейших задач). Разделяется ответственность между клиентом и консультантом (например, консультант проявляет ответственность за безопасность протекания консультирования, за полноту помощи в разрешении проблемы клиента, а клиент – за собственную активность, за искреннее желание изменить своё ролевое поведение). После прохождения данной фазы надо договориться о продолжительности работы, о длительности каждого сеанса, о периодики встреч (например, сначала один раз в неделю, за тем один раз в две недели и т.д.), о гонораре, и об какие будут применяться санкции при нарушении одного или нескольких пунктов данного договора. 4. Проблема клиента уточняется, и одновременно с этим определяется ресурс каждого члена семьи, а также семьи в целом. При этом задаются уточняющие вопросы, например: «До прихода к нам как Вы справлялись с семейными трудностями?», «Кто помогал в разрешении семейных трудностей?», «Что помогало в разрешении семейных трудностей?», «В каких ситуациях Вы проявляли себя как сильная личность?», «Как вы использовали свою силу?» и т.д. 5. Собственно консультативная работа. а) Необходимо укреплять веру клиента в успешности и безопасности данной консультации. б) С клиентом необходимо обсуждать позитив и негатив сложившихся стереотипов поведения. Начать, необходимо с таких вопросов, как: «На Ваш взгляд, что является самым негативным в сложившейся ситуации?», «Что есть хорошего в данной ситуации?» и т.д. в) Консультант предлагает искать новые способы поведения. Например, можно задавать такие вопросы: «Что Вы ещё не успели сделать, чтобы изменить ситуацию?», «Когда люди оказываются в данной ситуации, как Вы думаете, что они предпринимают что бы разрешить её, а вы смогли бы вести себя также?» и т.д. 6. Можно используются такие приёмы как: а) Ролевая игра, б) Смена ролей (мужчина→женщина, женщина→мужчина и т.д.), в) Эриксонианский гипноз (клиент вводится в лёгкий транс, и внушаются определённые вербальные формы поведения), г) Построение семейной «скульптуры» (каждый член семьи «лепит» (образно) скульптуру одного из члена семьи), д) Семейное «фото» (один из членов семьи расставляет на поле воображаемого кадра всю свою семью), е) Директивы (прямые и парадоксальные), ж) Прибегать только к письменному общению, з) методики НЛП, и) Система домашних заданий и т.д. 7. «Экологическая проверка» (по окончанию работы). Предлагается переместиться на 10 лет назад и взглянуть на эту проблему от туда, добавив радость, что б проблема решилась. 8. Завершающий этап. Консультант прилагает усилие по переносу в реальную жизнь полученных результатов. Отпуская клиента, консультант может дать домашние задание на пол года или на год. Также может назначить встречу через какой-то промежуток времени для проверки результатов.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (252)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |