Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика поведения и психического отражения на стадии интеллекта.



2019-08-13 212 Обсуждений (0)
Характеристика поведения и психического отражения на стадии интеллекта. 0.00 из 5.00 0 оценок




Третья стадия развития психики - интеллект (ручной, сенсомоторный).

Тип среды - среда отношений между предметами.

Содержание отражения - обобщение отражения, отражение отношений.

Форма отражения - предметные ситуации в целом, функциональные понятия.

Форма поведения - интеллект, двухфазное решение задач, функциональное использование орудий.

В интеллектуальном отражении конфликт между средой и типом отражения решен - отражаются отношения между предметами в предметной среде. Животный мир достиг высшей формы приспособления к среде.

Мышление - это обобщенное и опосредствованное отражение субъектом существенных свойств и отношений в окружающей реальности. Единица мышления - понятие. Признаки понятия:

а) Обобщение

б) Наличие средств, выходящих за пределы органов чувств

в) В понятии отражаются существенные свойства, которые могут быть невидимыми.

При переходе от перцептивной психики к интеллектуальным формам поведения были замечены следующие качественные перестройки:

1) кора головного мозга становится много больше.

2) появляется способность решать двухфазные задачи

3) скорость приобретения навыка - повторение практически без закрепления.

4) отражение обобщений - однажды найденное решение переносится в другую ситуацию при сходных условиях, устойчивость гештальта, широкий перенос (достал палкой, достанет и танком),

5) отражаются уже не только предметы, но и связи между ними, ситуационное мышление, отношения между ними (чтобы достать предмет палкой необходимо соотносить ее длину с расстоянием, осознавать отношения между предметами).

6) тем не менее это самое мышление видоспецифично. т.е. наивная механика выступает производной тех вещей, которые животное совершает в природе

7) нахождение обходных путей

8) способность к "инсайту".

 

Критерии различения интеллектуального поведения

 

Анализ поведения. Для этой стадии характерно:

· двухфазное решение задачи;

· широкий перенос;

· функциональное использование "орудий " (палка в руке Келеровского шимпанзе - аналог будущего орудия труда).

·

Двухфазное решение задач: I) фаза подготовки, 2) фаза реализации.

Фаза подготовки лишена биологического смысла, и побуждается не предметом, на который направлена деятельность, а объективным отношением (палки к плоду). Вторая фаза - осуществления, направлена на предмет, непосредственно побуждающий животное, и строится в зависимости от определенных объективно-предметных условий. Она включает в себя ту или иную операцию, которая становится навыком.

Широкий перенос - если какой-то принцип решения был открыт путем инсайта, то оно автоматически распространяется на подобные ситуации. Перенос операции происходит не только по принципу сходства вещей (например, преграды), с которыми была связана данная операция, но и по принципу сходства отношений, связей вещей, которым она отвечает. Животное обобщает отношения и связи вещей. Инсайт - целостная организация проблемной ситуации, которая позволяет устранить конфликт. Инсайт - качественное изменение в поведении.

Функциональное использование орудий - ситуативное использование (в природе мы редко наблюдаем случаи, когда палка (ветка дерева) служит орудием. Палка побывала решением, конечный результат достигнут, и палка вернулась обратно в природу). Функциональное использование орудия, животное изготовляет орудие - значит, существует психическое представление о нем (понятие). Функциональное понятие - психическое представление о способе решения задачи (понятие о палке, палку убрали - животное ищет ее или что-либо взамен).

Экспериментальное изучение поведения на стадии интеллекта.

Кёлер для исследования интеллекта человекоподобных обезьян использовал метод обходного пути (разновидность двухфазной задачи), в котором достижение цели становилось возможным при употреблении орудий (Для достижения

цели надо обойти преграды. Непосредственное восприятие приманки). Поскольку движения палкой не являются инстинктивными, мы можем говорить об интеллектуальном поведении.

Кёлер судит об интеллекте животного по его поведении) как по показателю уровня психического развития. Признак интеллекта - возможность решить задачу обходным путем (эксперимент с перегородкой между животным и приманкой).

 



2019-08-13 212 Обсуждений (0)
Характеристика поведения и психического отражения на стадии интеллекта. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика поведения и психического отражения на стадии интеллекта.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)