Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика поведения и психического отражения на стадии сенсорной психики



2019-08-13 241 Обсуждений (0)
Характеристика поведения и психического отражения на стадии сенсорной психики 0.00 из 5.00 0 оценок




Источник развития психики - противоречие между типом среды и содержанием отражения внешней среды.

Первая стадия развития психики - элементарная (в смысле, не делимая дичее), сенсорная (сенсорика -чувствительность).

Тип среды - предметная (вещно-оформленная) среда.

Содержание отражения - свойства (биологически-нейтральные) среды, предмета.

Форма отражения ощущения (в предметной среде субъект отражает свойства в форме ощущений).

Форма поведения - инстинкт, тропизмы (вынужденные автоматические движения к источнику раздражения).

Ощущение - отражение свойств предметов или среды; сенсорные процессы (вместе с восприятием).

 

 

Общее представление об инстинкте.

Классическое представление. Фабр. Инстинкт - форма видового двигательного опыта, врожденная форма поведения. Инстинкт - достаточно жесткая программа, последовательность элементарных движений, каждое из которых возникает в ответ на определенное воздействие среды. Связка между стимулом и реакцией - он может быть выполнен только тогда, когда каждое звено этой последовательности выполняется. Это наиболее жесткое представление об инстинкте. Фабр считает что цепочку звеньев нельзя разорвать (Насекомое было личинкой, а предстоит стать бабочкой. Чтобы стать мотыльком оно должно прогрызть дыру в корке того питательного кокона, из которого оно выйдет на свет. Этолог ставит на место этого отверстия стеклянную трубку и закрывает конец трубки тем же веществом, которое нужно прогрызть. Теперь - прогрызть дважды. Но инстинкт жесткая вещь. Последовательность существует лишь как целое, не повторяется дважды. Казалось бы, все есть для того, чтобы прогрызть вторую дырку, но нет... - насекомое погибает в этой стеклянной трубочке).

Современное представление. К.Лоренц: Инстинкт является жестким, но не сразу. Существует промежуточная настройка до его включения (облигатное научение - инстинктивное научение, которое с необходимостью проходит каждая особь). Окончательно инстинкт доопределяется при жизни при наличии ключевых раздражителей (эксперимент с гусятами). Выделяет в инстинкте только двигательную часть, без эмоционального импульса, избирательности восприятия. Инстинкт содержит ключевой раздражитель (например, движения, инстинкт -необходимость двигаться за движущимся объектом). Импринтинг - "запечатление" - необратимый акт, форма окончательного закрепления инстинкта. В инстинкте жестко фиксирован конечный результат, а способ его достижения может меняться и зависит от наличных условий. Запускание инстинкта возможно только в состоянии нужды и внутреннем состоянии готовности организма. Раздражитель действует как «спусковой крючок». Такое поведение - безусловный рефлекс.

Пример пластичности инстинктивного поведения - Леонтьев, изменение фототропизма у дафний (трубку постепенно поворачивали).

 

Формы научения на стадии сенсорной психики:

1.Привыкание

2.Сенсибилизация

3.Импринтинг

 

Привыкание (габитуация) наступает когда организм в результате изменений на уровне рецепторов или ретикулярной формации «научается» игнорировать какой-то повторный или постоянный раздражитель, «убедившись», что он не имеет особого значения для той деятельности, которая в данный момент осуществляется. В отличие от него при утомлении снижается внимание ко всем раздражителям.

Сенсибилизация - противоположный процесс. При ней повторение стимула ведет к более сильной активации организма, и последний становится все более и более чувствительным к данному стимулу. В итоге раздражитель, не вызывавший при однократном воздействии никакой реакции, повторяясь, начинает провоцировать то или иное поведение.

Импринтинг - запечатление объекта инстинктивного поведения (инстинкт следования у утят - сам раздражитель еще не определен, необходимость доучивания и доопределения ситуации, не заложенной в инстинкте).

Диапазон научения животных на этой стадии невелик.

 

Исследования инстинктивного поведения.

К. Лоренц - исследование новорожденных гусят (инсайт). Вывод: врожденным является ключевой раздражитель. Новорожденные гусята. В обычных условиях инстинкт ~ следование за матерью. Лоренц в экспериментальных условиях подменяет мать. Ставит искусственно-муляжное изображение гусыни. Гусята идут за муляжом. Подушка. Гусята идут за подушкой. Самое эффектное - пойдут за самим экспериментатором.

Инстинкт доопределяется при жизни при наличии раздражителей. Объект, зa которым пойдет гусенок, должен двигаться. Следовать за движущимся объектом, а сам объект может быть любым. Наличие ключевого раздражителя.

 

Характеристика психического отражения на данной стадии.

Животное отражает лишь отдельные свойства окружающего мира, он отражает их субъективно, в виде ощущений - элементарная сенсорная психика (паук считает жертвой все что вибрирует, в том числе и камертон)

Исследования поведения американского сомика. Аквариум. Американский сомик небольшая рыбка. Приманка находится на каком-то расстоянии, и на пути к приманке - марлевая перегородка. Когда рыбы находились в определенной стороне аквариума, то с противоположной стороны на дно опускали кусочек мяса. Деятельность рыб протекает в связи с двумя основными воздействиями. Она побуждается запахом мяса и развертывается в направлении этого главного, доминирующего воздействия; с другой стороны рыбы -замечают преграду. Но нет простой цепи движений: сначала реакция на запах, затем - на натянутую марлю. Нет сложения влияния обоих этих воздействий. Запах имеет биологический смысл пищи: обходные движения, связаны с преградой, которая сама по себе не вызывает никакой реакции. По мере повторения опытов рыбы без лишних движений направляются к проходу, а затем к пище. Перегородку убрали, но сомики все равно огибают бывшую перегородку. Постепенно путь выпрямляется. Воздействие, определяющее обходное движение, прочно связывается у рыб с воздействием самой пищи, с ее запахом. Оно уже с самого начала воспринималось ими

наряду и слитно с запахом пищи, а не как входящее в другой «узел» взаимосвязанных свойств, т.е. свойство другой вещи. Имеется несоответствие, противоречие в поведении: их деятельность фактически уже определяется воздействием со стороны отдельных вещей (пища, преграда), а отражение действительности остается у них отражением отдельных ее свойств.

Предмет I: приманка- конечный результат.

Предмет 2: перегородка - условие достижения результата.

В зоопсихологии и паук и сомик относятся к стадии более развитой психики, но в этих ситуациях срабатывают инстинктивные механизмы.

 

 



2019-08-13 241 Обсуждений (0)
Характеристика поведения и психического отражения на стадии сенсорной психики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика поведения и психического отражения на стадии сенсорной психики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)