Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Потребности личности как основа, на которой возникают мотивы деятельности.



2019-08-13 259 Обсуждений (0)
Потребности личности как основа, на которой возникают мотивы деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Потребность человека является основой, на основе которой образуются мотивы деятельности.

 

Потребность – это нужда человека в чём-либо, без удовлетворения которой она погибает как биологическое существо или затрудняется её психическое развитие.

Нужду личность осознаёт и переживает – это и есть потребностное состояние. Оно выражает неудовлетворённость той или иной потребности. Под влиянием этого состояния человек начинает думать, представлять образы предметов или людей (в зависимости от потребности), которые могли бы удовлетворить его потребность.

Самый желанный образ становится мотивов, если он побуждает человека к деятельности, посредством которой он овладевает желанным предметом или общается с желанным человеком, или поддерживает межличностные отношения.

В психологической науке есть разные классификации потребности. Установлено, что часть потребностей наследуется и человек рождается с ними, а другая часть возникает и развивается под влиянием общения и взаимодействия с другими людьми.

 

Классификация потребностей по Курту Левину:

1. Физиологические потребности (потребности в кислороде, воде, пище, движениях, безопасности, половые потребности).

2. Социальные потребности (потребности в обуви, одежде, учении, труде, одобрении, уважении, безопасности, межличностном общении).

Квази-потребности – это все социальные и все духовные потребности.

 

Классификация по А. Н. Леонтьеву:

  1. Физиологические потребности    те же, то и у К. Левина
  2. Социальные потребности

3. Духовные потребности (в историческом развитии, в развитии способностей, в расширении своих представлений в какой-то сфере (религии и т. д.)).

 

В зоопсихологии выделяют:

  1. Первичные потребности (врожденные).
  2. Вторичные потребности (приобретённые).

 

Классификация по С. Л. Рубинштейну:

  1. Материальные   имел в виду, что и эти потребности удовлетворяются.
  2. Идеальные

 

Классификация по Маслоу:

  1. Физиологические потребности
  2. Потребность в безопасности
  3. Потребности в принадлежности
  4. Потребность в признании, уважении и любви
  5. Потребность в самоактуализации.

 

Для обозначения побуждений человека к деятельности приняты следующие термины:

1. Мотив.

2. Мотивировка.

3. Мотивация.

4. Мотивационный фактор.

5. Мотивационная сфера личности.

6. Мотивирование.

 

Деятельность побуждается психическим образом желанного предмета (продукта) для удовлетворения потребности, т.е. психическим образом конечного продукта деятельности (деньги – это эквивалент продукта).

Мотивы возникают на основе потребности. Для удовлетворения одной потребности имеется целый набор предметов (напр., вещей). Но предметам свойственно изнашиваться.

Мотив – это желанный образ.

Мотив – это непосредственно воспринимаемый или воспроизведённый, с помощью памятью, образ желанного предмета, необходимого для удовлетворения потребности. Потребность надо удовлетворять всё время, потому что человек постоянно чего-то хочет, и ещё из-за того, что предметы имеют свойства приходить в негодность со временем. Люди скрывают свои истинные (адекватные) мотивы.

Мотивировка – это суждения, мимика, жесты, с помощью которых человек выражает свой мотив.

Леонтьев считал, что мотивы можно проверить экспериментом.

Мотив – это:

1. Побудитель деятельности (побуждение к деятельности)

2. Желанный предмет, вещь, человек.

3. Опредмеченная потребность (т.е. это потребность, нашедшая свой предмет, напр., хочу именно мясо…).

4. Непосредственно воспринимаемый или представляемый или мысленный предмет, в наибольшей, наилучшей степени удовлетворяющий актуальную потребность человека и побуждающий его к деятельности, посредством которой он овладевает предметом (мотивы разворачиваются во времени, пока человек не удовлетворит эту потребность).

 

Мотивировка – это истолкование человеком мотивов своей деятельности для себя или для других с помощи речи (вербальных) и невербальных средств.

Мотивировка не совпадает с мотивом. Мотивировка может быть адекватной мотиву, а может быть неадекватной (выдуманной).

 

Мотивация – это процесс возникновения, развития, функционирования, нейтрализации мотивов деятельности человека.

Опредмеченость – это осознание того, что данный предмет является желанным.

 

Мотивационный фактор – это какое-либо явление, которое само по себе не является мотивом, но влияет на мотивы деятельности человека (напр., время само по себе не является мотивом, но время, установленное для производства того или иного продукта, влияет на мотивы деятельности).

 

Мотивационная сфера – это совокупность мотивов, которая обеспечивает ту или иную деятельность.

 

Мотивирование – это деятельность руководителя в организации, направленная на создание благоприятных условий для осуществления, своими подчиненными, предметных желаний.

У каждого человека существует свой набор своих желаний, потребностей. Руководитель не может навязывать своих желаний. Он должен знать потребности, которые есть у подчиненных и предметы для удовлетворения этих потребностей. Он должен создавать условия для реализации вещественных желаний – устанавливает высокую зарплату; системы поощрений, гибкого графика, льготных ссуд, оплата расходов на транспорт, организация пикников, вечеринок и т. д. (т.е надо создать условия для общения – углубляются межличностные отношения, люди сплочаются).

Угроза (напр., угроза увольнения) может тоже возыметь действие, и это может активизировать человека осуществлять свои мотивы.

Конфликты с руководством – нереализация мотивов межличностного общения (напр., неуважение).

33. Раскройте основные подходы к пониманию и классификации человеческих потребностей в психологической науке.

Потребности – состояния нужды живого организма в том, что необходимо для его нормального существования и развития.

 

Нужду личность осознаёт и переживает – это и есть потребностное состояние. Оно выражает неудовлетворённость той или иной потребности. Под влиянием этого состояния человек начинает думать, представлять образы предметов или людей (в зависимости от потребности), которые могли бы удовлетворить его потребность.

Самый желанный образ становится мотивов, если он побуждает человека к деятельности, посредством которой он овладевает желанным предметом или общается с желанным человеком, или поддерживает межличностные отношения.

В психологической науке есть разные классификации потребности. Установлено, что часть потребностей наследуется и человек рождается с ними, а другая часть возникает и развивается под влиянием общения и взаимодействия с другими людьми.

 

По­треб­но­сти ис­сле­до­ва­ли:

· А.Н. Ле­он­ть­ев,

· С.Л. Ру­бин­штейн,

· Курт Ле­вин,                            

· Ген­ри Мюр­рей,

· Аб­ра­хам Мас­лоу.

 

Классификация потребностей по Курту Левину:

1. Физиологические потребности (потребности в кислороде, воде, пище, движениях, безопасности, половые потребности).

2. Социальные потребности (потребности в обуви, одежде, учении, труде, одобрении, уважении, безопасности, межличностном общении).

Квази-потребности – это все социальные и все духовные потребности.

 

Классификация по А. Н. Леонтьеву:

  1. Физиологические потребности    те же, то и у К. Левина
  2. Социальные потребности

3. Духовные потребности (в историческом развитии, в развитии способностей, в расширении своих представлений в какой-то сфере (религии и т. д.)).

 

А.Н. Ле­он­ть­ев в сво­их ра­бо­тах пред­ло­жил сле­дую­щий под­ход.

Ин­ди­вид – лю­бой че­ло­век, как пред­ста­ви­тель «че­ло­ве­ка ра­зум­но­го» (Homo sapiens). Он ха­рак­те­ри­зу­ет­ся дву­мя ос­нов­ны­ми ус­ло­вия­ми: це­ло­ст­ность и на­ли­чие ос­нов­ных свойств, от­ли­чаю­щих его от пред­ста­ви­те­лей то­го же ви­да. Ин­ди­ви­дом че­ло­век ро­ж­да­ет­ся, об­ла­дая оп­ре­де­лён­ным ге­но­ти­пом, то есть не­ко­то­ры­ми на­след­ст­вен­ны­ми за­дат­ка­ми.

Те свой­ст­ва, ко­то­рые че­ло­век при­об­ре­та­ет, в хо­ди жиз­ни, об­ра­зу­ют фе­но­тип.

Ге­но­тип и фе­но­тип от­но­сят­ся к мор­фо­фи­зи­че­ским осо­бен­но­стям ин­ди­ви­да. Но лю­ди, по­ми­мо этих осо­бен­но­стей, от­ли­ча­ют­ся друг от дру­га спо­соб­но­стя­ми, тем­пе­ра­мен­том и ха­рак­те­ром.

Лич­ность мож­но оп­ре­де­лить в ши­ро­ком и уз­ком смыс­ле.

Лич­ность вклю­ча­ет в се­бя всё то, что от­ли­ча­ет од­но­го че­ло­ве­ка от дру­го­го.

Лич­ность – это оп­ре­де­лён­ная сис­те­ма мо­ти­вов, сло­жив­ших­ся в про­цес­се взаи­мо­дей­ст­вия че­ло­ве­ка с ок­ру­жаю­щи­ми людь­ми.

Раз­ви­тие лич­но­сти по Ле­он­ть­е­ву – это транс­фор­ма­ция и пре­об­ра­зо­ва­ние мо­ти­вов че­ло­ве­ка.

 

В зоопсихологии выделяют:

  1. Первичные потребности (врожденные).
  2. Вторичные потребности (приобретённые).

 

Классификация по С. Л. Рубинштейну:

  1. Материальные   имел в виду, что и эти потребности удовлетворяются.
  2. Идеальные

 

Классификация по Маслоу:

  1. Физиологические потребности
  2. Потребность в безопасности
  3. Потребности в принадлежности
  4. Потребность в признании, уважении и любви
  5. Потребность в самоактуализации.

 

Кро­ме то­го, не­ко­то­рые ав­то­ры вы­де­ли­ли:

· Пер­вич­ные по­треб­но­сти (фи­зио­ло­ги­че­ские),

· Вто­рич­ные по­треб­но­сти (со­ци­аль­ные).

Че­ло­век дол­жен удов­ле­тво­рять свои по­треб­но­сти оп­ре­де­лён­ным пред­ме­том, про­дук­том. А об­раз же­лае­мо­го пред­ме­та для удов­ле­тво­ре­ния по­треб­но­сти – есть мо­тив. Дан­ный мо­тив (мо­ти­вы) по­бу­ж­да­ет че­ло­ве­ка к дея­тель­но­сти, за счёт ко­то­рой он ов­ла­де­ва­ет же­лае­мым пред­ме­том или пред­ме­том по­треб­но­сти.

34. Раскройте теоретико-прикладные основы психодрамы и гештальт подхода в терапевтической работе

 

Геш­тальт­пси­хо­ло­гия - не­мец­кая шко­ла пси­хо­ло­гии, на­прав­ле­ние обо­зна­чи­лось в кон­це 19 - на­ча­ле 20 ве­ка, в пред­во­ен­ные го­ды бы­ла из­вест­на как Бер­лин­ская шко­ла пси­хо­ло­гии.

 

Геш­тальт - об­раз, струк­ту­ра, фи­гу­ра, кон­фи­гу­ра­ция.

 

Эта­пы ста­нов­ле­ния:

1. по­яв­ле­ние пер­вых идей - 1890 г. Эрен­фельс ста­тья «О ка­че­ст­ве фор­мы» ввел по­ня­тие геш­таль­та, как не­ко­го це­ло­ст­но­го об­ра­зо­ва­ния, схва­ты­вае­мо­го пси­хи­кой в мо­мент вы­пол­не­ния сво­их функ­ций. Бы­ло вы­де­ле­но ос­нов­ное свой­ст­во геш­таль­та - транс­фор­ма­ции не­ко­ей фор­мы в пси­хи­че­ском от­ра­же­нии в це­ло­ст­ном ви­де.

2. оформ­ле­ние это­го на­прав­ле­ния в са­мо­стоя­тель­ную на­уч­ную шко­лу. 1912 г. Макс Верт­хей­мер «Экс­пе­ри­мен­таль­ное ис­сле­до­ва­ние ви­ди­мо­го дви­же­ния». Ос­нов­ные идеи:

· пер­вич­ные дан­ные пси­хи­ки не ощу­ще­ния, а це­ло­ст­ные струк­ту­ры - геш­таль­ты - ко­то­рые не вы­во­ди­мы из об­ра­зую­щих час­тей в ак­те вос­при­ятия, /ре­бе­нок при ро­ж­де­нии вос­при­ни­ма­ет мир в ви­де це­ло­ст­ных об­ра­зов/, пер­вич­ный акт - вос­при­ятие,

· геш­таль­там при­су­щи соб­ст­вен­ные ха­рак­те­ри­сти­ки и за­ко­ны, ко­то­рые нуж­но изу­чать,

· свой­ст­ва час­тей в ак­те вос­при­ятия оп­ре­де­ля­ют­ся струк­ту­рой в ко­то­рую они вхо­дят.

от­ли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью это­го на­прав­ле­ния бы­ла силь­ная пред­став­лен­ность ес­те­ст­вен­но­го зна­ния /фи­зи­ки, ма­те­ма­ти­ки.../,

3. по­сле при­хо­да к вла­сти на­цис­тов 1933 г. на­прав­ле­ние раз­ви­ва­лось си­ла­ми от­дель­ных пред­ста­ви­те­лей. Перлз эмиг­ри­ро­вал в ЮАР, с его име­нем свя­за­но воз­ро­ж­де­ние геш­тальт­те­ра­пии.

4. 1946 - воз­ро­ж­де­ние геш­тальт­пси­хо­ло­гии как геш­тальт­те­ра­пии /Перлз, в США/ 1950 г. - на­зва­ние Геш­тальт­те­ра­пия,

5. 1970 го­ды - раз­ви­тие как пси­хо­те­ра­пии, од­на из со­став­ных час­тей гу­ма­ни­сти­че­ской пси­хо­ло­гии.

 

Эта­пы раз­ви­тия:

1.Кон. 19 ве­ка- 1 де­ся­ти­ле­тие 20 ве­ка- этап ста­нов­ле­ния бу­ду­щей тео­рии. 1790г.- нем. Уче­ный Эрен­верс вво­дит по­ня­тие «гель­штат».

Вы­де­ле­ние Ма­хом по­ка­зал осо­бен­но­сти вы­де­ле­ния гео­мет­ри­че­ских фи­гур и фо­на.

Пред­ста­ви­те­ли Лей­пец­кой шко­лы сфор­му­ли­ро­ва­ли ком­плекс це­ло­ст­но­го пе­ре­жи­ва­ния, их идеи: Не­об­хо­ди­мость са­мо­стоя­тель­но­го изу­че­ния об­раза, Осо­бен­но­сти вос­при­ятия фи­гу­ры и фо­на.

 

2.Пе­ри­од сфор­му­ли­ро­ва­ния нау­ки. 1912-1930гг.

Макс Виль­гей­мер 1912г. Нем. Уче­ный, ра­бо­та «Экс­пе­ри­мен­таль­ные ис­сле­до­ва­ния ви­ди­мо­го дви­же­ния»- дан­ные пси­хи­ки пер­вич­ны, они не скла­ды­ва­ют­ся и не вы­во­дят­ся из ощу­ще­ний, а при­сут­ст­ву­ют в еди­ном геш­таль­те. Вы­дви­га­ет око­ло 100 за­ко­нов. По­ня­тие пси- дви­же­ние. -ме­ня­ет­ся вос­при­ятие и ощу­ще­ние при этом дви­же­нии.

Ке­лье, Коф­ка, Ли­вин, ста­но­вят­ся сто­рон­ни­ка­ми Виль­гей­ме­ра, ста­вят пе­ред со­бой цель соз­дать пси­хо­ло­гию нау­ку на по­до­бию точ­ных на­ук. Ра­бо­та Коф­ка «Прин­цип геш­тальт­пси­хо­ло­гии», соз­да­ет­ся фи­зи­ко- ма­те­ма­ти­че­ская мо­дель нау­ки.

Вы­гот­ский да­ет объ­ек­тив­ную оцен­ку. Сов пси­хо­лог Ки­тов- Гум­ма­ни­тарн­ные нау­ки, Точ­ные нау­ки, Ес­те­ст­вен­ные нау­ки, в цен­тре- Пси­хо­ло­гия.

 

3. 40 го­ды и 60-70 го­ды идет па­рал­лель­но с чет­вер­тым пе­рио­дом

Фре­де­рих Са­ло­мон Перлз - по­яв­ле­ние шко­лы геш­тальт­те­ра­пии. Ра­бо­та с Кур­том Голь­штей­ном 1926 ин­сти­тут во­ен­ных моз­го­вых травм.

Ра­бо­ты: «Эго, го­лод и аг­рес­сия» 1917, «Геш­тальт­те­ра­пия- воз­бу­ж­де­ние и рост че­ло­ве­че­ской лич­но­сти. Г-те­ра­пия - слож­ный син­тез пси­хо­ана­ли­за, эк­зи­ста­цио­наль­ной пси­хо­ло­гии, би­хе­вио­риз­ма, пси­ход­ра­мы, дзен-буд­диз­ма». Перлз от­ри­цал тео­рию, на­звал ее «Сло­новь­им дерь­мом», глав­ное это прак­ти­ка:

· от­но­ше­ние фи­гу­ры и фо­на. Че­ло­век вы­би­ра­ет из фо­на что ему зна­чи­мо и важ­но.

· осоз­на­ние и со­сре­до­то­чен­ность на на­стоя­щем- клю­че­вое сло­во в геш­тальт­те­ра­пии. Са­мо ре­гу­ля­ция ор­га­низ­ма- осоз­на­ние на­стоя­ще­го.

· Про­ти­во­по­лож­ность (из за­ко­на диа­лек­ти­ки), су­ще­ст­ву­ет в внут­рен­нем. Осоз­нать, ком­про­мис.

· Функ­ция за­щи­ты,за­щит­ные ре­ак­ции (уход от про­бле­мы, бо­лезнь).

· зре­лость и от­вет­ст­вен­ность.

 

4. Этап по­вы­шен­но­го ин­те­ре­са тео­ре­ти­че­ским взгля­дам.

1978г- ж. Геш­тальт­пси­хо­ло­гии. Соз­да­ние ме­ж­ду­на­род­но­го об­ще­ст­ва в этом же го­ду.

 

Что пред­став­ля­ет геш­тальт­пси­хо­ло­гия:

1. пред­мет - вы­яв­ле­ние и изу­че­ние геш­таль­тов - це­ло­ст­ных ак­тов вос­при­ятия. При этом важ­но изу­чать и ис­сле­до­вать вос­при­ятие не та­ким ка­ким его зна­ют, а та­ким ка­кое оно сей­час / что про­ис­хо­дит здесь и те­перь/.

2. геш­тальт вос­при­ни­ма­ет­ся как ди­на­ми­че­ская струк­ту­ра, об­ра­зую­щая­ся по спе­ци­фи­че­ским за­ко­нам и ор­га­ни­за­ции. По­это­му вто­рая за­да­ча - вы­яв­ле­ние и изу­че­ние за­ко­нов геш­таль­та./За­кон фи­гу­ры и фо­на. Од­на и та же си­туа­ция от­ра­же­ния мо­жет вос­при­ни­мать­ся по раз­но­му, в за­ви­си­мо­сти от то­го, что фи­гу­ра, а что фон/.

3. ис­сле­до­ва­ние про­бле­мы мыш­ле­ния, ус­та­нов­ле­но: ин­тел­лек­ту­аль­ное со­сто­ит в том, что эле­мен­ты по­ля /фо­на/ не свя­зан­ные пре­ж­де мо­гут объ­е­ди­нять­ся в струк­ту­ру со­от­вет­ст­вен­но по­став­лен­ной про­блем­ной си­туа­ции; ре­зуль­та­том струк­ту­ри­ро­ва­ния яв­ля­ет­ся не­кое уни­каль­ное об­ра­зо­ва­ние - ин­сайд.

4. ди­на­ми­че­ская тео­рия лич­но­сти Кур­та Ле­ви­на /соз­да­тель: ди­на­ми­че­ской тео­рии лич­но­сти, ге­ни­аль­ной идеи об ока­за­нии по­мо­щи лю­дям в Т-груп­пах (тре­нинг-груп­пы)/:

· в ос­но­ве вся­кой фор­мы че­ло­ве­че­ской ак­тив­но­сти ле­жит по­треб­ность или на­ме­ре­ние, как стрем­ле­ние, тен­ден­ция дос­тичь ка­кую-то цель,

· по­сколь­ку че­ло­век био­со­ци­аль­ное су­ще­ст­во, то все по­треб­но­сти но­сят ха­рак­тер ква­зи-по­треб­но­стей /сме­ше­ние био­ло­ги­че­ско­го и со­ци­аль­но­го/, ко­то­рые об­ра­зу­ют­ся в ак­ту­аль­ной си­туа­ции /оп­ре­де­лен­ный фон - оп­ре­де­лен­ные фи­гу­ры/,

· ква­зи-по­треб­ность соз­да­ет на­пря­же­ние, по­доб­но на­пря­же­нию элек­три­че­ско­го то­ка, ес­ли ква­зи-по­треб­ность удов­ле­тво­ря­ет­ся, то это при­во­дит к раз­ряд­ке, и в це­лом лич­ность че­ло­ве­ка пред­став­ля­ет со­бой фи­зи­че­ское те­ло пе­рио­ди­че­ски за­ря­жаю­щее­ся и раз­ря­жаю­щее­ся /по­это­му тео­рия ди­на­ми­че­ская - под­виж­ная/,

· уни­каль­ная си­туа­ция в ко­то­рой про­ис­хо­дит раз­ряд­ка или не раз­ряд­ка - по­ле, пред­ме­ты по­ля име­ют от­ри­ца­тель­ную или по­ло­жи­тель­ную ва­лент­ность, ес­ли дос­та­точ­но по­ло­жи­тель­ных эле­мен­тов, то раз­ряд­ка про­ис­хо­дит, на­обо­рот раз­ряд­ки нет - на­ко­п­ле­ние и раз­ру­ше­ние.

· по­ве­де­ние раз­но­сит­ся на два клас­са:

· по­ве­де­ние во­ле­вое, ак­тив­ный по­иск по­ло­жи­тель­но за­ря­жен­ных эле­мен­тов для раз­ряд­ки,

· по­ве­де­ние по­ле­вое, по­ве­де­ние от­ка­за от ак­тив­ных дей­ст­вий для по­ис­ка воз­мож­но­стей удов­ле­тво­ре­ния - раз­ряд­ки

Это на­прав­ле­ние воз­ник­ло в Гер­ма­нии в тот пе­ри­од, ко­гда в США би­хе­вио­раль­ный бунт про­тив пси­хо­ло­гии соз­на­ния – пер­вая по­ло­ви­на XX ве­ка.

Сло­во «геш­тальт» пе­ре­во­дит­ся с не­мец­ко­го язы­ка как фор­ма, струк­ту­ра.

В дей­ст­ви­тель­но­сти геш­тальт – это це­ло­ст­ный пси­хи­че­ский об­раз вос­при­ни­мае­мо­го или пред­став­ляе­мо­го че­ло­ве­ком пред­ме­та, це­ло­ст­ный об­раз. В то вре­мя как Вундт и его уче­ни­ки стре­ми­лись рас­ще­пить пси­хи­ку на от­дель­ные со­став­ляю­щие (ощу­ще­ние, вос­при­ятие), геш­тальт-пси­хо­ло­ги по­ста­ви­ли пе­ред со­бой за­да­чу изу­чать пси­хи­че­ское це­ло­ст­но.

Яд­ро этой шко­лы об­ра­зо­ва­ли три пси­хо­ло­га: М. Верт­гей­мер (1880-1943гг.), В. Кел­лер (1887-1967гг.) и К. Коф­фка (1886-1941гг.).

 

Ос­нов­ные по­ло­же­ния геш­тальт-пси­хо­ло­гов:

1. Че­ло­век вос­при­ни­ма­ет и пред­став­ля­ет пред­ме­ты, си­туа­ции, лю­дей це­ло­ст­но, то есть воз­ни­ка­ет це­ло­ст­ный пси­хи­че­ский об­раз, ко­то­рый за­по­ми­на­ет­ся, а за­тем пред­став­ля­ет­ся.

2. Об­раз или це­ло­ст­ное пред­став­ле­ние о пред­ме­те и есть геш­тальт.

3. Спо­соб­ность к це­ло­ст­но­му струк­тур­но­му от­ра­же­нию пред­ме­тов из­на­чаль­но при­су­ще че­ло­ве­ку.

Че­ло­век осу­ще­ст­в­ля­ет раз­лич­ные дей­ст­вия, по­зна­ёт ок­ру­жаю­щий мир, вслед­ст­вие это­го в его пси­хи­ке об­ра­зу­ют­ся геш­таль­ты – це­ло­ст­ные об­ра­зы. Про­чте­ние кни­ги – это об­ра­зо­ва­ние геш­таль­та. Изу­че­ние учеб­ни­ка – так­же об­ра­зо­ва­ние геш­таль­та.

Пси­хо­ло­ги ука­зы­ва­ют, что геш­таль­ты мо­гут быть за­кон­чен­ны­ми и не­за­кон­чен­ны­ми с не­дос­таю­щи­ми эле­мен­та­ми. Та­ким геш­таль­том яв­ля­ет­ся за­да­ча (ре­ше­ние – не­дос­таю­щий геш­тальт).

Ре­ше­ние за­да­чи рас­смат­ри­ва­ли как мгно­вен­ный акт пе­ре­струк­ту­ри­ро­ва­ния геш­таль­та, об­ра­зо­ва­ние но­во­го за­кон­чен­но­го геш­таль­та – за­да­ча с её ре­ше­ни­ем. Ре­ше­ние пе­ре­жи­ва­ет­ся че­ло­ве­ком как ин­сайт. Ин­сайт – пе­ре­ход к но­вой об­раз­ной струк­ту­ре за­да­чи от мгно­вен­но­го мыш­ле­ния.

 

Бы­ли вы­яв­ле­ны за­ко­ны об­ра­зо­ва­ния геш­таль­та:

· За­кон транс­по­зи­ции: це­ло­ст­ный об­раз воз­ни­ка­ет не на от­дель­ные раз­дра­жи­те­ли пред­мет­ной си­туа­ции, а на со­от­но­ше­нии этих раз­дра­жи­те­лей;

· За­кон пре­гнант­но­сти вы­ра­жа­ет­ся в тен­ден­ции пси­хи­че­ско­го об­раза при­нять за­кон­чен­ную фор­му (ес­ли ка­кие-то эле­мен­ты в об­ра­зе от­сут­ст­ву­ют, то че­ло­век стре­мит­ся в во­об­ра­же­нии за­пол­нить эти фраг­мен­ты, что бы бы­ли за­кон­чен­ные об­ра­зы);

· За­кон кон­стант­но­сти за­клю­ча­ет­ся в по­сто­ян­ст­ве пси­хи­че­ско­го об­раза пред­ме­та при из­ме­не­нии ус­ло­вий его вос­при­ятия;

· За­кон фи­гу­ры и фо­на. На об­ра­зо­ва­ние це­ло­ст­но­го об­раза пред­ме­та ока­зы­ва­ет фон, на ко­то­ром пред­мет вос­при­ни­ма­ет­ся.

 

4. Геш­тальт-пси­хо­ло­ги вне­сли су­ще­ст­вен­ный вклад в тео­рию вос­при­ятия.

Они оп­ре­де­ли­ли свой­ст­ва вос­при­ятия, та­кие как:

· Пред­мет­ность,

· Це­ло­ст­ность,

· Из­би­ра­тель­ность и т.д.

 

Геш­тальт-пси­хо­ло­ги оши­боч­но по­ла­га­ли, что спо­соб­ность к це­ло­ст­но­му вос­при­ятию пред­ме­та (об­ра­зо­ва­ние геш­таль­та) но­сит вро­ж­дён­ный ха­рак­тер и раз­ви­ва­ет­ся по ме­ре воз­рас­тной эво­лю­ции. В дей­ст­ви­тель­но­сти это не так: це­ло­ст­ный об­раз пред­ме­та, пред­став­ле­ния о нем воз­ни­ка­ют у че­ло­ве­ка в про­цес­се по­зна­ва­тель­ной дея­тель­но­сти по изу­че­нию это­го пред­ме­та.

Геш­тальт пси­хо­ло­ги не мог­ли увя­зать свои ис­сле­до­ва­ния с дея­тель­но­стью че­ло­ве­ка, по­сред­ст­вом ко­то­рой он удов­ле­тво­ря­ет свои по­треб­но­сти к пред­ме­ту.

Они ис­сле­до­ва­ли вос­при­ятие че­ло­ве­ка вне дея­тель­но­сти, и по­то­му это на­прав­ле­ние яв­ля­ет­ся се­го­дня ре­лик­то­вым.

Ф. Перлз выделял три зоны сознавания:

1. Внутренняя зона — это явления и процессы, происхо­дящие в нашем теле.

2. Внешняя зона — включает внешние события, которые отражаются сознанием.

3. Средняя зона — это фантазии, верования, отношения.

При неврозе преобладает тенденция к сосредоточе­нию на средней зоне за счет исключения из сознания двух первых. Такая излишняя склонность к фантазированию, интерпретации нарушает естественный ритм процесса со­знания, вынуждает клиента сосредотачиваться на про­шлом и будущем в ущерб настоящему, так как завершить гештальт (удовлетворить потребность) можно только в момент «здесь и сейчас».

По мнению Ф. Перлза, психические нарушения у лю­дей обусловлены тем, что их личность не составляет еди­ного целого, то есть гештальта. У большинства клиентов стресс возникает в результате неосознанных конфликтов, мешающих им входить в контакт с некоторыми из собст­венных чувств и мыслей.

Гештальт-терапия стремится побудить человека пере­живать собственные фантазии, осознавать собственные эмоции, контролировать интонации голоса, движения рук и глаз и понять прежде игнорировавшиеся им физиче­ские ощущения с тем, чтобы он снова смог восстановить связь между всеми своими аспектами личности и в резуль­тате достичь полного осознания собственного «Я». В основе всех нарушений лежат ограничения способности индивида к поддержанию оптимального равновесия со средой, нарушение процесса саморегуляции.

В гештальт-теории различают пять механизмов нару­шения процесса саморегуляции:

1. Интроекцию.

2. Проекцию.

3. Ретрофлексию.

4. Дефлексию.

5. Конфлуенцию.

При интроекции человек усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются его личностью. Этот не ассимилированный опыт — интроект — является чуждой для человека частью его личности.

Наиболее ранними интроектами являются родитель­ские поучения, которые усваиваются ребенком без крити­ческого осмысления. Со временем становится трудно раз­личить интроекты и свои собственные убеждения. «Он ду­мает то, чего от него хотят другие».

Проекция — прямая противоположность интроекции. При проекции человек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его «Я-концепции». Об­разующиеся в результате проекции дыры заполняются интроектами. «Он делает другим то, в чем сам их обвиня­ет».

Ретрофлексия — поворот на себя — наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной сре­дой, и тогда энергия, предназначенная для манипулиро­вания во внешней среде, направляется на самого себя. Та­кими неудовлетворенными потребностями, или незавер­шенными гештальтами, часто являются агрессивные чув­ства. «Он делает себе то, что хотел бы делать другим». Рет­рофлексия при этом проявляется в мышечных зажимах. Первоначальный конфликт между «Я» и другими превра­щается во внутриличностный конфликт. Показателями ретрофлексии является использование в речи возвратных местоимений и частиц. Например: «Я должен заставить себя сделать это».

Дефлексия — уклонение от реального контакта. Чело­век, для которого характерна дефлексия, избегает непо­средственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Дефлексия выражается в форме болтливо­сти, ритуальности, условности поведения, тенденции «сглаживания» конфликтных ситуаций.

Конфлуенция (или слияние) — выражается в стирании границ между «Я» и окружением. Такие клиенты с трудом отличают свои мысли, чувства и желания от чужих. Для людей с конфлуенцией характерно при описании собст­венного поведения употребление местоимения «Мы» вместо «Я». Конфлуенция представляет собой защитные механизмы, прибегая к которым, индивид отказывается от своего подлинного «Я».

В результате действия перечисленных механизмов на­рушается целостность личности, которая оказывается фрагментированной, разделенной на отдельные части.

Психодрама.

 Психодрама – метод групповой психотерапии, представляющий собой левую игру, в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для пациента проблемами.

Психодрама как лечебный, психотерапевтический метод была создана и разработан Морено (Moreno J. L.) на основе опыта его театрального эксперимента «спонтанного театра», изначальная цель которого не была связана с психотерапией и заключалась в развитии и реализации творческого потенциала человека, его творческого Я в «театре жизни». Внутри- и межличностные изменения, достигаемые участниками «спонтанного театра», послу­жили основой для дальнейшего развития психодрамы  как лечебного, психотерапевтического метода.

Морено исходил из того, что человек обладает естественной способностью к игре и, исполняя различные роли, получает возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненными ролями, творчески работать над собственными проблемами и конфликтами. В ходе разыгрывания ситуаций возникают спонтанность, креативность, подлинная эмоциональная связь между участниками ситуации, катарсис, способствующие развитию творческой активности и достижению инсайта. Все это создав благоприятную основу для творческого переосмысления собственных проблем иконфликтов, выработки более глубокого и адекватного самопонимания, преодоления неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального peагирования, формирования нового, адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования.          

Дальнейшие исследования в области психодрамы подтверждают связь между психодраматическим разыгрыванием ролей и изме­нением поведения, отношений, установок, эмоционального реагирования. В качестве факторов, положительно воздействующих на изменение установок под влиянием пси­ходраматического разыгрывания ролей, указывают: предоставление пациенту сво­бодного выбора как относительно участия в психодраме, так и относительно роли; вовлечение пациента в исполнительскую деятельность; появление возможности вне­сти в игру собственные импровизации; по­лучение пациентом положительного под­крепления по окончании действия. Отме­чают также, что психодрама способствует преодоле­нию защитных позиций пациентов, усили­вает эмоциональную вовлеченность, помо­гает изучению собственных проблем, дос­тижению катарсиса и инсайта.

Классическая процедура психодрамы предпола­гает наличие следующих элементов:

1. Протагонист — пациент — субъект психодрамы, главный исполнитель, представляющий свои проблемы.

2. Терапевт (режиссер, фасилитатор) — тот, кто помогает паци­енту исследовать свои проблемы. Функ­ции терапевта заключаются в организа­ции психодраматического действия, про­странства, создании атмосферы доверия, стимулировании участников к спонтан­ности, подготовке протагониста и всей группы к ролевой игре («разогрев»), вы­явлении проблем и переживаний паци­ента, комментировании, включении вспо­могательных персонажей, организации обсуждения, эмоционального обмена, анализа интерпретации происходящего.

3. Помощники терапевта — котерапевт и пациенты, исполняющие вспомогательные роли и усиливающие функции тера­певта. Эта категория обозначается также, как «вспомогательные Я». «Вспомо­гательные Я» могут олицетворять значи­мых для протагониста людей или части его собственного Я. Выделяют несколько основных функций "вспомогательных Я": сыграть роль, которая необходима протагонисту для реализации замысла; помочь понять, как протагонист восприни­мает взаимоотношения с другими персона­жами действия; сделать видимыми неосознаваемые протагонистом отношения; на­правлять протагониста в решении проблем и конфликтов; помочь протагонисту перей­ти от драматического действия к реальной жизни.

4. Зрители — остальные члены группы, не принимающие непосредствен­ного участия в психодраматическом дей­ствии, но обсуждающие ситуацию после ее завершения не только относительно про­тагониста и участников психодрамы, но и применительно к самим себе.

5. Сцена — место, где разворачивается психодрамати­ческое действие, жизненное пространство.

 

Процесс психодрамы включает три основные фазы: инициальную, или подготовитель­ную («разогрев»);собственно драматичес­кое действие; обсуждение (предоставление обратной связи и эмоциональный обмен).

В инициальной фазе происходит выбор протагониста, получение диагностического материала, предварительное обсуждение проблемы и самой ситуации с протагонис­том, подготовка протагониста и других уча­стников, организация пространства для психодраматического действия. Обычно в инициальной фазе проводится разминка, задачи которой в стимулировании спонтан­ности участников, ослаблении страха, трево­ги и беспокойства, снятии защиты, создании соответствующей эмоциональной атмосфе­ры. Для этого используются различные вспомогательные приемы: дискуссия, «жи­вые скульптуры», импровизации, разыгрывание сказок или фантастических ситуа­ций и пр.

Вторая фаза — разыгрывание ролевой ситуации, или психодраматическое действие. В ходе ее пациент может достичь катарсиса и осознать свои истинные чув­ства, отношения, установки, проблемы и кон­фликты. Облегчить эти процессы помогает целый ряд приемов: «зеркало», «двойни­ки», «другие Я», монолог, диалог, построе­ние будущего, проба реальности и др.

Тре­тья фаза — фаза обсуждения, или интегра­ции, - является завершающей. Начинает­ся она обычно с высказываний пациентов, не принимавших непосредственного учас­тия в психодраматическом действии, о сво­их впечатлениях, о собственных пережива­ниях, ассоциациях, мыслях, воспоминаниях, которые возникали у них во время разыгрывания ролевых ситуаций. Здесь также пре­доставляется обратная связь протагонисту, происходит анализ и интерпретация психо­драматического действия.

Метод психодрамы, ее различные приемы и проце­дуры используются не только в рамках ncuхоанализа и генетически связанных с ним концепций, так как интерпретация матери­ала, а также цели отдельных процедур и ролевой игры могут соединяться с различ­ными теоретическими ориентациями. В ча­стности, психодраматические процедуры довольно широко применяются при прове­дении гуманистически-ориентированной психотерапии, гештальт-mepanuu, тренинговых методов.

Наиболее успешно психодраама может использо­ваться в комплексе с другими методами групповой психотерапии (в частности, с групповой дискуссией и психогимнастикой), так как препятствует излишней рационализации, интеллектуализации, помогает пациенту выразить трудновербализуемые эмоции и способствует достижению осозна­ния.

Психодрама как составная часть групповой пси­хотерапии широко используется при лече­нии больных с нервно-психическими рас­стройствами и психосоматическими заболе­ваниями, в том числе в психотерапии детей и подростков, а также в семейной психотера­пии.

35. Дайте общую характеристику системному подходу как методологическому принципу психологической науки.

 

В ос­но­ве сис­тем­но­го под­хо­да ле­жит прин­цип сис­тем­ной ор­га­ни­за­ции ми­ра и су­ще­ст­вую­щих в нём яв­ле­ний, с по­зи­ции ко­то­ро­го рас­смат­ри­ва­ют­ся все пси­хо­ло­ги­че­ские яв­ле­ния и по­ве­де­ние че­ло­ве­ка.

Ес­ли че­ло­век в сис­те­ме, то он дол­жен об­ла­дать сис­тем­ны­ми ка­че­ст­ва­ми, что­бы сис­те­ма его не от­верг­ла.

 

В 20 в. Системный подход занимает одно из ведущих мест в научном познании. Предпосылкой его проникновения в науку явился, прежде всего, переход к новому типу научных задач: в целом ряде областей науки центральное место начинают занимать проблемы организации и функционирования сложных объектов: познание начинает оперировать системами, границы и состав которых далеко не очевидны и требуют специального исследования в каждом отдельном случае.

 

Изменение типа научных и практических задач сопровождается появлением общенаучных и специально-научных концепций, для которых характерно использование в той или иной форме основных идей Системного подхода. Так, в учении В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере научному познанию предложен новый тип объектов — глобальные системы. А. А. Богданов и ряд других исследователей начинают разработку теории организации, имеющей широкое значение. Выделение особого класса систем — информационных и управляющих — послужило фундаментом возникновения кибернетики. В биологии системные идеи используются в экологических исследованиях, при изучении высшей нервной деятельности, в анализе биологической организации, в систематике. Эти же идеи применяются в некоторых психологических концепциях; в частности, гештальтпсихология вводит оказавшееся плодотворным представление о психологических структурах, характеризующих деятельность по решению задач; культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, развитая его учениками, основывает психологическое объяснение на понятии деятельности, истолковываемом в системном плане; в концепции Ж. Пиаже основополагающую роль играет представление о системе операций интеллекта.

 



2019-08-13 259 Обсуждений (0)
Потребности личности как основа, на которой возникают мотивы деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Потребности личности как основа, на которой возникают мотивы деятельности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (259)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)