Потребности личности как основа, на которой возникают мотивы деятельности.
Потребность человека является основой, на основе которой образуются мотивы деятельности.
Потребность – это нужда человека в чём-либо, без удовлетворения которой она погибает как биологическое существо или затрудняется её психическое развитие. Нужду личность осознаёт и переживает – это и есть потребностное состояние. Оно выражает неудовлетворённость той или иной потребности. Под влиянием этого состояния человек начинает думать, представлять образы предметов или людей (в зависимости от потребности), которые могли бы удовлетворить его потребность. Самый желанный образ становится мотивов, если он побуждает человека к деятельности, посредством которой он овладевает желанным предметом или общается с желанным человеком, или поддерживает межличностные отношения. В психологической науке есть разные классификации потребности. Установлено, что часть потребностей наследуется и человек рождается с ними, а другая часть возникает и развивается под влиянием общения и взаимодействия с другими людьми.
Классификация потребностей по Курту Левину: 1. Физиологические потребности (потребности в кислороде, воде, пище, движениях, безопасности, половые потребности). 2. Социальные потребности (потребности в обуви, одежде, учении, труде, одобрении, уважении, безопасности, межличностном общении). Квази-потребности – это все социальные и все духовные потребности.
Классификация по А. Н. Леонтьеву:
3. Духовные потребности (в историческом развитии, в развитии способностей, в расширении своих представлений в какой-то сфере (религии и т. д.)).
В зоопсихологии выделяют:
Классификация по С. Л. Рубинштейну:
Классификация по Маслоу:
Для обозначения побуждений человека к деятельности приняты следующие термины: 1. Мотив. 2. Мотивировка. 3. Мотивация. 4. Мотивационный фактор. 5. Мотивационная сфера личности. 6. Мотивирование.
Деятельность побуждается психическим образом желанного предмета (продукта) для удовлетворения потребности, т.е. психическим образом конечного продукта деятельности (деньги – это эквивалент продукта). Мотивы возникают на основе потребности. Для удовлетворения одной потребности имеется целый набор предметов (напр., вещей). Но предметам свойственно изнашиваться. Мотив – это желанный образ. Мотив – это непосредственно воспринимаемый или воспроизведённый, с помощью памятью, образ желанного предмета, необходимого для удовлетворения потребности. Потребность надо удовлетворять всё время, потому что человек постоянно чего-то хочет, и ещё из-за того, что предметы имеют свойства приходить в негодность со временем. Люди скрывают свои истинные (адекватные) мотивы. Мотивировка – это суждения, мимика, жесты, с помощью которых человек выражает свой мотив. Леонтьев считал, что мотивы можно проверить экспериментом. Мотив – это: 1. Побудитель деятельности (побуждение к деятельности) 2. Желанный предмет, вещь, человек. 3. Опредмеченная потребность (т.е. это потребность, нашедшая свой предмет, напр., хочу именно мясо…). 4. Непосредственно воспринимаемый или представляемый или мысленный предмет, в наибольшей, наилучшей степени удовлетворяющий актуальную потребность человека и побуждающий его к деятельности, посредством которой он овладевает предметом (мотивы разворачиваются во времени, пока человек не удовлетворит эту потребность).
Мотивировка – это истолкование человеком мотивов своей деятельности для себя или для других с помощи речи (вербальных) и невербальных средств. Мотивировка не совпадает с мотивом. Мотивировка может быть адекватной мотиву, а может быть неадекватной (выдуманной).
Мотивация – это процесс возникновения, развития, функционирования, нейтрализации мотивов деятельности человека. Опредмеченость – это осознание того, что данный предмет является желанным.
Мотивационный фактор – это какое-либо явление, которое само по себе не является мотивом, но влияет на мотивы деятельности человека (напр., время само по себе не является мотивом, но время, установленное для производства того или иного продукта, влияет на мотивы деятельности).
Мотивационная сфера – это совокупность мотивов, которая обеспечивает ту или иную деятельность.
Мотивирование – это деятельность руководителя в организации, направленная на создание благоприятных условий для осуществления, своими подчиненными, предметных желаний. У каждого человека существует свой набор своих желаний, потребностей. Руководитель не может навязывать своих желаний. Он должен знать потребности, которые есть у подчиненных и предметы для удовлетворения этих потребностей. Он должен создавать условия для реализации вещественных желаний – устанавливает высокую зарплату; системы поощрений, гибкого графика, льготных ссуд, оплата расходов на транспорт, организация пикников, вечеринок и т. д. (т.е надо создать условия для общения – углубляются межличностные отношения, люди сплочаются). Угроза (напр., угроза увольнения) может тоже возыметь действие, и это может активизировать человека осуществлять свои мотивы. Конфликты с руководством – нереализация мотивов межличностного общения (напр., неуважение). 33. Раскройте основные подходы к пониманию и классификации человеческих потребностей в психологической науке. Потребности – состояния нужды живого организма в том, что необходимо для его нормального существования и развития.
Нужду личность осознаёт и переживает – это и есть потребностное состояние. Оно выражает неудовлетворённость той или иной потребности. Под влиянием этого состояния человек начинает думать, представлять образы предметов или людей (в зависимости от потребности), которые могли бы удовлетворить его потребность. Самый желанный образ становится мотивов, если он побуждает человека к деятельности, посредством которой он овладевает желанным предметом или общается с желанным человеком, или поддерживает межличностные отношения. В психологической науке есть разные классификации потребности. Установлено, что часть потребностей наследуется и человек рождается с ними, а другая часть возникает и развивается под влиянием общения и взаимодействия с другими людьми.
Потребности исследовали: · А.Н. Леонтьев, · С.Л. Рубинштейн, · Курт Левин, · Генри Мюррей, · Абрахам Маслоу.
Классификация потребностей по Курту Левину: 1. Физиологические потребности (потребности в кислороде, воде, пище, движениях, безопасности, половые потребности). 2. Социальные потребности (потребности в обуви, одежде, учении, труде, одобрении, уважении, безопасности, межличностном общении). Квази-потребности – это все социальные и все духовные потребности.
Классификация по А. Н. Леонтьеву:
3. Духовные потребности (в историческом развитии, в развитии способностей, в расширении своих представлений в какой-то сфере (религии и т. д.)).
А.Н. Леонтьев в своих работах предложил следующий подход. Индивид – любой человек, как представитель «человека разумного» (Homo sapiens). Он характеризуется двумя основными условиями: целостность и наличие основных свойств, отличающих его от представителей того же вида. Индивидом человек рождается, обладая определённым генотипом, то есть некоторыми наследственными задатками. Те свойства, которые человек приобретает, в ходи жизни, образуют фенотип. Генотип и фенотип относятся к морфофизическим особенностям индивида. Но люди, помимо этих особенностей, отличаются друг от друга способностями, темпераментом и характером. Личность можно определить в широком и узком смысле. Личность включает в себя всё то, что отличает одного человека от другого. Личность – это определённая система мотивов, сложившихся в процессе взаимодействия человека с окружающими людьми. Развитие личности по Леонтьеву – это трансформация и преобразование мотивов человека.
В зоопсихологии выделяют:
Классификация по С. Л. Рубинштейну:
Классификация по Маслоу:
Кроме того, некоторые авторы выделили: · Первичные потребности (физиологические), · Вторичные потребности (социальные). Человек должен удовлетворять свои потребности определённым предметом, продуктом. А образ желаемого предмета для удовлетворения потребности – есть мотив. Данный мотив (мотивы) побуждает человека к деятельности, за счёт которой он овладевает желаемым предметом или предметом потребности. 34. Раскройте теоретико-прикладные основы психодрамы и гештальт подхода в терапевтической работе
Гештальтпсихология - немецкая школа психологии, направление обозначилось в конце 19 - начале 20 века, в предвоенные годы была известна как Берлинская школа психологии.
Гештальт - образ, структура, фигура, конфигурация.
Этапы становления: 1. появление первых идей - 1890 г. Эренфельс статья «О качестве формы» ввел понятие гештальта, как некого целостного образования, схватываемого психикой в момент выполнения своих функций. Было выделено основное свойство гештальта - трансформации некоей формы в психическом отражении в целостном виде. 2. оформление этого направления в самостоятельную научную школу. 1912 г. Макс Вертхеймер «Экспериментальное исследование видимого движения». Основные идеи: · первичные данные психики не ощущения, а целостные структуры - гештальты - которые не выводимы из образующих частей в акте восприятия, /ребенок при рождении воспринимает мир в виде целостных образов/, первичный акт - восприятие, · гештальтам присущи собственные характеристики и законы, которые нужно изучать, · свойства частей в акте восприятия определяются структурой в которую они входят. отличительной особенностью этого направления была сильная представленность естественного знания /физики, математики.../, 3. после прихода к власти нацистов 1933 г. направление развивалось силами отдельных представителей. Перлз эмигрировал в ЮАР, с его именем связано возрождение гештальттерапии. 4. 1946 - возрождение гештальтпсихологии как гештальттерапии /Перлз, в США/ 1950 г. - название Гештальттерапия, 5. 1970 годы - развитие как психотерапии, одна из составных частей гуманистической психологии.
Этапы развития: 1.Кон. 19 века- 1 десятилетие 20 века- этап становления будущей теории. 1790г.- нем. Ученый Эренверс вводит понятие «гельштат». Выделение Махом показал особенности выделения геометрических фигур и фона. Представители Лейпецкой школы сформулировали комплекс целостного переживания, их идеи: Необходимость самостоятельного изучения образа, Особенности восприятия фигуры и фона.
2.Период сформулирования науки. 1912-1930гг. Макс Вильгеймер 1912г. Нем. Ученый, работа «Экспериментальные исследования видимого движения»- данные психики первичны, они не складываются и не выводятся из ощущений, а присутствуют в едином гештальте. Выдвигает около 100 законов. Понятие пси- движение. -меняется восприятие и ощущение при этом движении. Келье, Кофка, Ливин, становятся сторонниками Вильгеймера, ставят перед собой цель создать психологию науку на подобию точных наук. Работа Кофка «Принцип гештальтпсихологии», создается физико- математическая модель науки. Выготский дает объективную оценку. Сов психолог Китов- Гумманитарнные науки, Точные науки, Естественные науки, в центре- Психология.
3. 40 годы и 60-70 годы идет параллельно с четвертым периодом Фредерих Саломон Перлз - появление школы гештальттерапии. Работа с Куртом Гольштейном 1926 институт военных мозговых травм. Работы: «Эго, голод и агрессия» 1917, «Гештальттерапия- возбуждение и рост человеческой личности. Г-терапия - сложный синтез психоанализа, экзистациональной психологии, бихевиоризма, психодрамы, дзен-буддизма». Перлз отрицал теорию, назвал ее «Слоновьим дерьмом», главное это практика: · отношение фигуры и фона. Человек выбирает из фона что ему значимо и важно. · осознание и сосредоточенность на настоящем- ключевое слово в гештальттерапии. Само регуляция организма- осознание настоящего. · Противоположность (из закона диалектики), существует в внутреннем. Осознать, компромис. · Функция защиты,защитные реакции (уход от проблемы, болезнь). · зрелость и ответственность.
4. Этап повышенного интереса теоретическим взглядам. 1978г- ж. Гештальтпсихологии. Создание международного общества в этом же году.
Что представляет гештальтпсихология: 1. предмет - выявление и изучение гештальтов - целостных актов восприятия. При этом важно изучать и исследовать восприятие не таким каким его знают, а таким какое оно сейчас / что происходит здесь и теперь/. 2. гештальт воспринимается как динамическая структура, образующаяся по специфическим законам и организации. Поэтому вторая задача - выявление и изучение законов гештальта./Закон фигуры и фона. Одна и та же ситуация отражения может восприниматься по разному, в зависимости от того, что фигура, а что фон/. 3. исследование проблемы мышления, установлено: интеллектуальное состоит в том, что элементы поля /фона/ не связанные прежде могут объединяться в структуру соответственно поставленной проблемной ситуации; результатом структурирования является некое уникальное образование - инсайд. 4. динамическая теория личности Курта Левина /создатель: динамической теории личности, гениальной идеи об оказании помощи людям в Т-группах (тренинг-группы)/: · в основе всякой формы человеческой активности лежит потребность или намерение, как стремление, тенденция достичь какую-то цель, · поскольку человек биосоциальное существо, то все потребности носят характер квази-потребностей /смешение биологического и социального/, которые образуются в актуальной ситуации /определенный фон - определенные фигуры/, · квази-потребность создает напряжение, подобно напряжению электрического тока, если квази-потребность удовлетворяется, то это приводит к разрядке, и в целом личность человека представляет собой физическое тело периодически заряжающееся и разряжающееся /поэтому теория динамическая - подвижная/, · уникальная ситуация в которой происходит разрядка или не разрядка - поле, предметы поля имеют отрицательную или положительную валентность, если достаточно положительных элементов, то разрядка происходит, наоборот разрядки нет - накопление и разрушение. · поведение разносится на два класса: · поведение волевое, активный поиск положительно заряженных элементов для разрядки, · поведение полевое, поведение отказа от активных действий для поиска возможностей удовлетворения - разрядки Это направление возникло в Германии в тот период, когда в США бихевиоральный бунт против психологии сознания – первая половина XX века. Слово «гештальт» переводится с немецкого языка как форма, структура. В действительности гештальт – это целостный психический образ воспринимаемого или представляемого человеком предмета, целостный образ. В то время как Вундт и его ученики стремились расщепить психику на отдельные составляющие (ощущение, восприятие), гештальт-психологи поставили перед собой задачу изучать психическое целостно. Ядро этой школы образовали три психолога: М. Вертгеймер (1880-1943гг.), В. Келлер (1887-1967гг.) и К. Коффка (1886-1941гг.).
Основные положения гештальт-психологов: 1. Человек воспринимает и представляет предметы, ситуации, людей целостно, то есть возникает целостный психический образ, который запоминается, а затем представляется. 2. Образ или целостное представление о предмете и есть гештальт. 3. Способность к целостному структурному отражению предметов изначально присуще человеку. Человек осуществляет различные действия, познаёт окружающий мир, вследствие этого в его психике образуются гештальты – целостные образы. Прочтение книги – это образование гештальта. Изучение учебника – также образование гештальта. Психологи указывают, что гештальты могут быть законченными и незаконченными с недостающими элементами. Таким гештальтом является задача (решение – недостающий гештальт). Решение задачи рассматривали как мгновенный акт переструктурирования гештальта, образование нового законченного гештальта – задача с её решением. Решение переживается человеком как инсайт. Инсайт – переход к новой образной структуре задачи от мгновенного мышления.
Были выявлены законы образования гештальта: · Закон транспозиции: целостный образ возникает не на отдельные раздражители предметной ситуации, а на соотношении этих раздражителей; · Закон прегнантности выражается в тенденции психического образа принять законченную форму (если какие-то элементы в образе отсутствуют, то человек стремится в воображении заполнить эти фрагменты, что бы были законченные образы); · Закон константности заключается в постоянстве психического образа предмета при изменении условий его восприятия; · Закон фигуры и фона. На образование целостного образа предмета оказывает фон, на котором предмет воспринимается.
4. Гештальт-психологи внесли существенный вклад в теорию восприятия. Они определили свойства восприятия, такие как: · Предметность, · Целостность, · Избирательность и т.д.
Гештальт-психологи ошибочно полагали, что способность к целостному восприятию предмета (образование гештальта) носит врождённый характер и развивается по мере возрастной эволюции. В действительности это не так: целостный образ предмета, представления о нем возникают у человека в процессе познавательной деятельности по изучению этого предмета. Гештальт психологи не могли увязать свои исследования с деятельностью человека, посредством которой он удовлетворяет свои потребности к предмету. Они исследовали восприятие человека вне деятельности, и потому это направление является сегодня реликтовым. Ф. Перлз выделял три зоны сознавания: 1. Внутренняя зона — это явления и процессы, происходящие в нашем теле. 2. Внешняя зона — включает внешние события, которые отражаются сознанием. 3. Средняя зона — это фантазии, верования, отношения. При неврозе преобладает тенденция к сосредоточению на средней зоне за счет исключения из сознания двух первых. Такая излишняя склонность к фантазированию, интерпретации нарушает естественный ритм процесса сознания, вынуждает клиента сосредотачиваться на прошлом и будущем в ущерб настоящему, так как завершить гештальт (удовлетворить потребность) можно только в момент «здесь и сейчас». По мнению Ф. Перлза, психические нарушения у людей обусловлены тем, что их личность не составляет единого целого, то есть гештальта. У большинства клиентов стресс возникает в результате неосознанных конфликтов, мешающих им входить в контакт с некоторыми из собственных чувств и мыслей. Гештальт-терапия стремится побудить человека переживать собственные фантазии, осознавать собственные эмоции, контролировать интонации голоса, движения рук и глаз и понять прежде игнорировавшиеся им физические ощущения с тем, чтобы он снова смог восстановить связь между всеми своими аспектами личности и в результате достичь полного осознания собственного «Я». В основе всех нарушений лежат ограничения способности индивида к поддержанию оптимального равновесия со средой, нарушение процесса саморегуляции. В гештальт-теории различают пять механизмов нарушения процесса саморегуляции: 1. Интроекцию. 2. Проекцию. 3. Ретрофлексию. 4. Дефлексию. 5. Конфлуенцию. При интроекции человек усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются его личностью. Этот не ассимилированный опыт — интроект — является чуждой для человека частью его личности. Наиболее ранними интроектами являются родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления. Со временем становится трудно различить интроекты и свои собственные убеждения. «Он думает то, чего от него хотят другие». Проекция — прямая противоположность интроекции. При проекции человек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его «Я-концепции». Образующиеся в результате проекции дыры заполняются интроектами. «Он делает другим то, в чем сам их обвиняет». Ретрофлексия — поворот на себя — наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для манипулирования во внешней среде, направляется на самого себя. Такими неудовлетворенными потребностями, или незавершенными гештальтами, часто являются агрессивные чувства. «Он делает себе то, что хотел бы делать другим». Ретрофлексия при этом проявляется в мышечных зажимах. Первоначальный конфликт между «Я» и другими превращается во внутриличностный конфликт. Показателями ретрофлексии является использование в речи возвратных местоимений и частиц. Например: «Я должен заставить себя сделать это». Дефлексия — уклонение от реального контакта. Человек, для которого характерна дефлексия, избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Дефлексия выражается в форме болтливости, ритуальности, условности поведения, тенденции «сглаживания» конфликтных ситуаций. Конфлуенция (или слияние) — выражается в стирании границ между «Я» и окружением. Такие клиенты с трудом отличают свои мысли, чувства и желания от чужих. Для людей с конфлуенцией характерно при описании собственного поведения употребление местоимения «Мы» вместо «Я». Конфлуенция представляет собой защитные механизмы, прибегая к которым, индивид отказывается от своего подлинного «Я». В результате действия перечисленных механизмов нарушается целостность личности, которая оказывается фрагментированной, разделенной на отдельные части. Психодрама. Психодрама – метод групповой психотерапии, представляющий собой левую игру, в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для пациента проблемами. Психодрама как лечебный, психотерапевтический метод была создана и разработан Морено (Moreno J. L.) на основе опыта его театрального эксперимента «спонтанного театра», изначальная цель которого не была связана с психотерапией и заключалась в развитии и реализации творческого потенциала человека, его творческого Я в «театре жизни». Внутри- и межличностные изменения, достигаемые участниками «спонтанного театра», послужили основой для дальнейшего развития психодрамы как лечебного, психотерапевтического метода. Морено исходил из того, что человек обладает естественной способностью к игре и, исполняя различные роли, получает возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненными ролями, творчески работать над собственными проблемами и конфликтами. В ходе разыгрывания ситуаций возникают спонтанность, креативность, подлинная эмоциональная связь между участниками ситуации, катарсис, способствующие развитию творческой активности и достижению инсайта. Все это создав благоприятную основу для творческого переосмысления собственных проблем иконфликтов, выработки более глубокого и адекватного самопонимания, преодоления неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального peагирования, формирования нового, адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования. Дальнейшие исследования в области психодрамы подтверждают связь между психодраматическим разыгрыванием ролей и изменением поведения, отношений, установок, эмоционального реагирования. В качестве факторов, положительно воздействующих на изменение установок под влиянием психодраматического разыгрывания ролей, указывают: предоставление пациенту свободного выбора как относительно участия в психодраме, так и относительно роли; вовлечение пациента в исполнительскую деятельность; появление возможности внести в игру собственные импровизации; получение пациентом положительного подкрепления по окончании действия. Отмечают также, что психодрама способствует преодолению защитных позиций пациентов, усиливает эмоциональную вовлеченность, помогает изучению собственных проблем, достижению катарсиса и инсайта. Классическая процедура психодрамы предполагает наличие следующих элементов: 1. Протагонист — пациент — субъект психодрамы, главный исполнитель, представляющий свои проблемы. 2. Терапевт (режиссер, фасилитатор) — тот, кто помогает пациенту исследовать свои проблемы. Функции терапевта заключаются в организации психодраматического действия, пространства, создании атмосферы доверия, стимулировании участников к спонтанности, подготовке протагониста и всей группы к ролевой игре («разогрев»), выявлении проблем и переживаний пациента, комментировании, включении вспомогательных персонажей, организации обсуждения, эмоционального обмена, анализа интерпретации происходящего. 3. Помощники терапевта — котерапевт и пациенты, исполняющие вспомогательные роли и усиливающие функции терапевта. Эта категория обозначается также, как «вспомогательные Я». «Вспомогательные Я» могут олицетворять значимых для протагониста людей или части его собственного Я. Выделяют несколько основных функций "вспомогательных Я": сыграть роль, которая необходима протагонисту для реализации замысла; помочь понять, как протагонист воспринимает взаимоотношения с другими персонажами действия; сделать видимыми неосознаваемые протагонистом отношения; направлять протагониста в решении проблем и конфликтов; помочь протагонисту перейти от драматического действия к реальной жизни. 4. Зрители — остальные члены группы, не принимающие непосредственного участия в психодраматическом действии, но обсуждающие ситуацию после ее завершения не только относительно протагониста и участников психодрамы, но и применительно к самим себе. 5. Сцена — место, где разворачивается психодраматическое действие, жизненное пространство.
Процесс психодрамы включает три основные фазы: инициальную, или подготовительную («разогрев»);собственно драматическое действие; обсуждение (предоставление обратной связи и эмоциональный обмен). В инициальной фазе происходит выбор протагониста, получение диагностического материала, предварительное обсуждение проблемы и самой ситуации с протагонистом, подготовка протагониста и других участников, организация пространства для психодраматического действия. Обычно в инициальной фазе проводится разминка, задачи которой в стимулировании спонтанности участников, ослаблении страха, тревоги и беспокойства, снятии защиты, создании соответствующей эмоциональной атмосферы. Для этого используются различные вспомогательные приемы: дискуссия, «живые скульптуры», импровизации, разыгрывание сказок или фантастических ситуаций и пр. Вторая фаза — разыгрывание ролевой ситуации, или психодраматическое действие. В ходе ее пациент может достичь катарсиса и осознать свои истинные чувства, отношения, установки, проблемы и конфликты. Облегчить эти процессы помогает целый ряд приемов: «зеркало», «двойники», «другие Я», монолог, диалог, построение будущего, проба реальности и др. Третья фаза — фаза обсуждения, или интеграции, - является завершающей. Начинается она обычно с высказываний пациентов, не принимавших непосредственного участия в психодраматическом действии, о своих впечатлениях, о собственных переживаниях, ассоциациях, мыслях, воспоминаниях, которые возникали у них во время разыгрывания ролевых ситуаций. Здесь также предоставляется обратная связь протагонисту, происходит анализ и интерпретация психодраматического действия. Метод психодрамы, ее различные приемы и процедуры используются не только в рамках ncuхоанализа и генетически связанных с ним концепций, так как интерпретация материала, а также цели отдельных процедур и ролевой игры могут соединяться с различными теоретическими ориентациями. В частности, психодраматические процедуры довольно широко применяются при проведении гуманистически-ориентированной психотерапии, гештальт-mepanuu, тренинговых методов. Наиболее успешно психодраама может использоваться в комплексе с другими методами групповой психотерапии (в частности, с групповой дискуссией и психогимнастикой), так как препятствует излишней рационализации, интеллектуализации, помогает пациенту выразить трудновербализуемые эмоции и способствует достижению осознания. Психодрама как составная часть групповой психотерапии широко используется при лечении больных с нервно-психическими расстройствами и психосоматическими заболеваниями, в том числе в психотерапии детей и подростков, а также в семейной психотерапии. 35. Дайте общую характеристику системному подходу как методологическому принципу психологической науки.
В основе системного подхода лежит принцип системной организации мира и существующих в нём явлений, с позиции которого рассматриваются все психологические явления и поведение человека. Если человек в системе, то он должен обладать системными качествами, чтобы система его не отвергла.
В 20 в. Системный подход занимает одно из ведущих мест в научном познании. Предпосылкой его проникновения в науку явился, прежде всего, переход к новому типу научных задач: в целом ряде областей науки центральное место начинают занимать проблемы организации и функционирования сложных объектов: познание начинает оперировать системами, границы и состав которых далеко не очевидны и требуют специального исследования в каждом отдельном случае.
Изменение типа научных и практических задач сопровождается появлением общенаучных и специально-научных концепций, для которых характерно использование в той или иной форме основных идей Системного подхода. Так, в учении В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере научному познанию предложен новый тип объектов — глобальные системы. А. А. Богданов и ряд других исследователей начинают разработку теории организации, имеющей широкое значение. Выделение особого класса систем — информационных и управляющих — послужило фундаментом возникновения кибернетики. В биологии системные идеи используются в экологических исследованиях, при изучении высшей нервной деятельности, в анализе биологической организации, в систематике. Эти же идеи применяются в некоторых психологических концепциях; в частности, гештальтпсихология вводит оказавшееся плодотворным представление о психологических структурах, характеризующих деятельность по решению задач; культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, развитая его учениками, основывает психологическое объяснение на понятии деятельности, истолковываемом в системном плане; в концепции Ж. Пиаже основополагающую роль играет представление о системе операций интеллекта.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (259)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |