Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пожилой человек и семья.



2019-08-13 245 Обсуждений (0)
Пожилой человек и семья. 0.00 из 5.00 0 оценок




В первобытном и другом мире, продолжительность жизни человека была небольшая (до 40 лет).

На современном этапе развития общества, численность только старых и пожилых людей превышает всю численность населения земного шара 17 в. Тенденция повышения продолжительности жизни всё возрастает и даже определяет степень развития общества.

Наиболее общепринятой является периодизация психологического старения с нормативным кризисом в 55-65 лет. Характерно изменение социального статуса и внутренней позиции человека по отношению к своей жизни.

К негативным моментам психологического кризиса относятся:

  1. Резкое изменение образа жизни.
  2. Потеря множества социальных связей.
  3. Ухудшение здоровья.
  4. Изменение места в семейной структуре.
  5. Снижение социальных и личностных притязаний.
  6. изменение психологического функционирования.

 

К позитивным моментам относятся:

К наступлению пенсионного возраста подавляющее большинство людей достигают максимально возможные для них уровни:

· Образовательного.

· Профессионально-квалификационного.

· Должностного.

· Материального.

· Социального статуса и т.д.

 

В зарубежной психологии и социологии, разработана теория «Освобождения от дел». Авторы Генри и Камминг. Суть теории: Выход на пенсию рассматривается как разрыв между личностью и обществом, ухудшается качество тех социальных связей, которые ещё сохранились между личностью и обществом; ослабевают социальные контакты и происходит своеобразное отстранение молодого поколения от пожилых людей. Выход на пенсию ведёт к утрате социального статуса, уменьшению поступающей информации, которая и была связана с этим социальным статусом.

 

Генри выделил 3-и типа пожилых людей в зависимости от психической энергии при выходе на пенсию:

1. Люди, которые не выходят на пенсию, а выполняют те же социальные функции, роли и не тяготятся этим.

2. Люди, которые вышли на пенсию, утратили прежний социальный статус, но ведут активную жизнь, наполняют её досугом, любительскими занятиями, общественной деятельностью и тем самым они компенсируют утрату своего социального статуса.

3. Люди с низким уровнем психической энергии. Они не заняты не на производстве, не вне его. Не имеют ярко выраженных интересов. Погружены в мир личных переживаний, забот. Считается, что именно эти люди очень быстро заболевают.

 

Рассмотрение выхода на пенсию с точки зрения отечественных исследователей:

Выход на пенсию – многоплановое социальное событие. Главной его сутью является нарушение сложившегося динамического стереотипа. Когда резко меняются условия жизни, человек испытывает процесс дезадаптации и приспособится к новому положению, может двояко:

· Человек приспосабливается к своему микроокружению.

· Это микроокружение тоже приспосабливается к новой роли человека.

 

В.Д. Шапиро считает, что женщины обычно чаще удовлетворены уходом на пенсию, чем мужчины. Потому, что женщина, выходя на пенсию, увеличивает объём деятельности. Причём, заново женщина практически не берёт новых функций, а увеличивает старые. А мужчина, выходя на пенсию, осваивает новые функции и для мужчин это более болезненно.

Наиболее болезненно уходить на пенсию тем индивидам, которые теряют очень высокий пост (если этот пост обеспечивал высокое социальное положение).

Для пожилого человека исключительно большую роль играет семья. Семья для пожилого человека представляет собой не просто ближайшее окружение, но и является источником психологической помощи – социальной, материальной и психологической; обеспечивает максимальный уровень потребления и комфорта, представляет условия для досуга и отдыха.

Для пожилого человека очень большое значение имеет то, как к нему относятся выросшие дети. Две основные позиции отношения детей к пожилому человеку:

1. Постоянная благодарность, любовь и уважение, признание родительского авторитета, высокая оценка того, что для них сделали родители. Нельзя жалеть тёплых слов для пожилого человека.

2. Агрессия взрослых детей на родителей. Она связана с:

· Взрослые дети недовольны тем, что их пожилые родители не выполняют деятельность в том объёме, в котором они выполняли это раньше. Взрослые дети не понимают процесс старения.

· Изменение норм, ценностей повседневной жизни. В результате чего молодое поколение выбирает иные, более новые, ценности, пожилые – старые ценности. Это проблема несоответствия старого времени новому, проблема отцов и детей.

 

Отношение пожилого родителя к взрослым детям:

1. Позиция агрессии, так как выросшие дети перестают использовать родительские ценности, стратегии.

2. Позиция претензий, упрёков, что они делают что-то не так (не как родители). В итоге пожилой человек в семье может оказаться не защищённым, обиженным и роль агрессора могут играть дети.

3. Самоотверженность. В ущерб своему здоровью стараются помогать уже выросшим детям. Чаще всего они поступаются своими интересами, лишь бы дети были бы счастливы. Камень преткновения: желание самоотверженности естественно, а сил нету и это очень сильно влияет на здоровье. Поэтому взрослые дети должны присматривать, соблюдать баланс между возможностями пожилого человека и его желаниями помочь.

 

Многие пожилые родители живут отдельно, но это не значит, что они не озабочены делами семьи. Хотя они и живут отдельно, семья остается центром их интересов.

Если в семье благополучные отношения между пожилыми и детьми, то старики будут жить дольше.

В целом семья остаётся для пожилого человека уникальным, ничем не заменимым, источником поддержки, стабильности и сплоченности.

Люди, имеющие разносторонние интересы, в большей степени являются долгожителями.

Психологическое здоровье семьи (дополнительный материал к г. вопросу).

 

Психологическое здоровье семьи – это комплексный, обобщённый показатель, отражающий:

1. Уровень социально-психологической активности её членов во внутрисемейных отношениях в социальной среде и профессиональной среде.

2. Состояние душевного благополучия в семье, обеспечивающее адекватную, их жизненным условиям, регуляцию поведения и деятельность всех членов семьи.

3. Качественную сторону, протекающую в семье социально-психологических процессов.

 

Основные критерии психологического здоровья семьи.

По В. С. Торохтию:

1. Сходство семейных ценностей отражают единство, совпадение взглядов, членов семьи к общечеловеческим нормам, правилам. В настоящее время в динамике этого показателя наблюдается 2-е тенденции.

· Поляризация (расхождение) ценностных ориентаций в семье, как правило, родителей и детей.

· Деформация семейных ценностей; появление у членов семьи взглядов, отличных от традиционных.

Это всё оказывает дисбалансирующее влияние на психологическое здоровье семьи.

2. Функционально-ролевая согласованность отражает уровень взаимопонимания, взаимопомощи; предполагает высокую синхронность действий.

3. Эмоциональная удовлетворенность браком или семейными отношениями показывает характер эмоционального принятия, уважения друг друга в семье.

4. Адаптивность в семейных отношениях. Она характеризуется в способностях, прежде всего, приспосабливаться к социально-психологической атмосфере семьи. Главную психологическую задачу можно рассматривать в эмоциональной разрядке. На адаптивность супругов оказывает влияние «синдром сгорания» - всякое превышение нормы социальных контактов приводит к коммуникативному перенасыщению и со временем нарастает раздражительность, усталость (особенно характерно для профессии человек-человек).

5. Устремлённость на семейное долголетие. Это влечение к новым семейным целям, их разумное планирование.

6. Идентичность и стабильность в семье. Эти понятия ввёл в научный оборот Аккерман, один из основателей семейной терапии. Он понимал эти понятия следующим образом:

· Семейная идентичность – это те ценности, устремления и тревоги, которые разделяются членами семьи или взаимодополняются ими. Т.е это эмоционально-когнитивное «мы» данной семьи.

· Стабильность – это сохранение себя в процессе изменения.

Другими исследователями указываются следующие показатели психического здоровья семьи:

1. Адекватный возрасту членов семьи, уровень зрелости их отношений.

2. Психолого-педагогическая самостоятельность семьи.

3. Стремление к рефлексивным отношениям членов семьи и т.д.



2019-08-13 245 Обсуждений (0)
Пожилой человек и семья. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пожилой человек и семья.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)