Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА: СОСТАВ СЛОВА. ПРЕФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ.



2019-08-13 230 Обсуждений (0)
ТЕМА: СОСТАВ СЛОВА. ПРЕФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ. 0.00 из 5.00 0 оценок




Цели:

1. Умение выделять морфологические части слова;

2. Обогащение и активизация словаря;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя;

4. Развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: таблица

ЗА

шёл  

ПО

крыл  

ОТ

бежал  

В

лезет
вязал   смотрел   летит   ходит
нёс   шумел   везёт   носит
пишите   скакал   полз   клеил

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Знакомство с новой темой.

На прошлых занятиях вы работали над словами, находили корень в слове. Что такое корень? С какой частью слова вы работали также на прошлом занятиях7 что можно образовывать при помощи суффикса? Приведите примеры образования новых слов при помощи суффикса. Сегодня вы познакомитесь ещё с одной частью слова, при помощи которой тоже можно образовывать слова.

1. Работа со словами.

Прочитайте слова, выделите корень. Догадайтесь, как образовались эти слова.

ПОХОД, ВЫХОД, ПРИХОД, ЗАХОД, УХОД, ПОДХОД

ПОЛЕЗ, ВЫЛЕЗ, ЗАЛЕЗ, ПОДЛЕЗ, ДОЛЕЗ, СЛЕЗ

Метод рекомендации: Ученики прочитывают написанные на доске слова, выходят поочерёдно к доске и обозначают в них корень, анализируя слова, делают вывод, что слова образовались при помощи различных частей слова, которые стоят перед корнем (ПРИСТАВОК).

2. Работа с таблицей.

От данных слов образуйте новые слова при помощи приставок. Напишите слова, выделите приставки.

ЗА

шёл  

ПО

крыл  

ОТ

бежал  

В

лезет
вязал   смотрел   летит   ходит
нёс   шумел   везёт   носит
пишите   скакал   полз   клеил

3. Выделите из данных слов приставки (1 ученик у доски).

ПОШЁЛ, ЗАШЁЛ, ВЫШЕЛ, ПРИШЁЛ

ПОНЁС, ЗАНЁС, ВЫНЕС, ПРИНЁС

ПОБЕЖАЛ, ЗАБЕЖАЛ, ВЫБЕЖАЛ, ПРИБЕЖАЛ

Проверка: сверте свои записи с записью на доске.

4. Спишите, вставляя подходящие по смыслу слова, данные в скобках.

Павлик (подплыл, отплыл) от берега.

Митя (подбежал, отбежал) к лодке.

Алёша (поднёс, отнёс) ведро домой.

Собака (влезла, вылезла) из конуры.

Дедушка (сошёл, вышел) из троллейбуса.

Мячик (подскочил, отскочил) от стены.

Кошка (влезла, залезла) в корзинку.

Мальчик (попил, выпил) молока.

Анализ предложений: прочти предложения. Найди главные члены предложения В сказуемом найди корень и приставку.

Логопедическая физминутка.

5. Спишите предложение. Вставьте пропущенную приставку ПО или ЗА. Обозначьте её.

Вдруг …дул ветер, …сверкали молнии, …гремел гром, …шумело море, …бежали волны.

Прочтите записанное предложение.

6. Соревнование «Кто больше».

Придумайте слова с приставкой ЗА, затем с приставкой ПО, затем с приставкой – В. Победитель, тот, кто больше придумает слов.

III. Итог занятия. Что нового узнали на занятии?

 

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №17

ТЕМА: СОСТАВ СЛОВА. ПРЕФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ.

Цели:

1. Умение выделять морфологические части слова;

2. Развитие и совершенствование грамматического строя;

3. Обогащение и активизация словаря;

4. Развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: перфокарты, индивидуальные карточки с заданием.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

При помощи каких частиц можно образовать новые слова? Что такое суффикс? Приведите примеры слов, образованных при помощи суффиксов. Что такое приставка? Приведите примеры слов, образованных при помощи приставок. Сегодня продолжим работу по этой теме.

III. Закрепление пройденного материала.

1. Игра «Наоборот».

Я буду называть слова, а вы будете называть слова, обозначающие противоположные действия, используя приставки ОТ, ВЫ.

приклеить – отклеить                         внести – вынести

принести -                                            вложить

привязать -                                          впустить

привыкнуть -                                       влезть –

пристегнуть –                                      влететь –

привезти -                                            вползти –

пригнуть -                                           вкатить -

2. Списать слова. Обозначьте корень и приставку.

Посветил, засветил, высветил, подсветка.

Посадим, засадим, подсадите, отсадить, посадка.

Повозка, перевоз, вывозит, отвозит, увозит.

3. Записать словосочетания, подобрав к глаголу соответствующую приставку (В, ИЗ, ПОД, ЗА, У, НА, РАС, С):

…бежать в комнату         …ставить стул        …писать письмо

…брать грибов                …вязать рану         …колоть орех

…бить гвоздь                   …кутать куклу        …качаться на качелях

…путать куклу                 …крыть книгу

4. Работа с карточками. Записать, выбрав подходящие по смыслу слова:

Машина ………. мимо дома.

ПРИЕХАЛА, ПОДЪЕХАЛА

К нам в гости ……… бабушка.
Самолёт сделал ………..

ПОСАДКУ, ПЕРЕСАДКУ

В Москве пассажиры сделают ………..
С деревьев ……….. листья.

УЛЕТАЮТ, СЛЕТАЮТ

Птицы …………. на юг.

Проверка: проситать предложение, назвать вставленное слово, найти приставку.

Логопедическая физминутка.

5. Выборочный диктант.

Записать глаголы, имеющие приставки.

Солнце нещадно жго землю. Листья быстро завяли. Лошади забились в кусты. Показалась синяя туча. Она надвигаласьбыстро; точно, кто подталкивал её и скоро закрыла всё небо. Налетел ветер, заклубилась пыль, закланялись, застонали берёзы, задрожали стёкла в окнах.

6. Работа с перфокартами.

Вставить подходящие по смыслу приставки. Обозначьте их.

Птицы …летели к кормушке.

Маша …ставила цветы в воду.

Хор …пел ещё одну песню.

Маша …несла вёдра до крыльца.

Анализ предложений: прочитать предложения, найти главные члены.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

 

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №18

ТЕМА: СОСТАВ СЛОВА.

Цели:

1. Закрепить у учащихся умение выделять морфологические части слова;

2. Обогащение и активизация словаря;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя;

4. Развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: таблица состава слова (общая и индивидуальные), карточки с частями слов для проведения игры «Живые слова», карточки со схемами.

приставка корень суффикс окончание
       

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

При помощи каких частей слов образуются новые слова? Приведите примеры слов, образованных при помощи приставок. Как пишуться приставки со словами? Сегодня продолжим работу над составом слова.

III. Закрепление пройденного материала.

1. Игра «Живые слова».

Логопед раздаёт ученикам карточки с частями слов. Затем называет слово и предлагает выйти к доске ученикам, у которых есть части названного слова. Сначала выходит ученик, у которого корень слова, затем ученики, у которых карточки с суффиксом, приставкой и окончанием и занимают соответствующие места. Стоящие у доски ученики поднимают свои карточки на одном уровне. Ученики прочитывают получившееся слово.

          ЗА- СТЁЖ- КА
НА- СТОЛЬ- Н- АЯ   ПОД- СТИЛ- КА
РАЗ- ВЕД- ЧИК- И   СВЕТ- Л- ЫЙ
ВЫ- ХОД- Н- ОЙ   СТОЛ- ОВ- АЯ
ПРО- ГУЛ- К- А   БЕЛ ЕНЬК- ИЙ
ПЕРЕ- СТРОЙ- КА     ВЕТР- ИЩ- Е

2. Запишите слова в таблицу по образцу.

приставка корень суффикс окончание
       

Слова: посадка, прополка, старушка, кремовый, новенький, девочка, полочка.

1 ученик работает у доски, остальные на своих индивидуальных карточках.

3. Самостоятельно подобрать приставки к данным словам, образуя новые слова.

ЖАРИЛ ТАЩИЛ БЕЖАЛ ТЯНУЛ КОРМИЛ БИЛ ПИЛ

Проверка: прочесть получившиеся слова.

4. Образовать слова, обозначающие признак предмета от слов, обозначающих предмет.

Образец: лопата из железа – железная лопата.

ложка из дерева -                      ручка из кости –

ваза из стекла -                          плита из чугуна –

дверь из фанеры -                      перо из стали –

дом из кирпича -                                 баба из снега -

Проверка: прочитать получившиеся словосочетания, назвать суффиксы.

5. Прочитать слова. Найдите слово, соответствующее данной схеме. Запишите его. Обозначьте части слова.

(на доске написаны слова. Логопед показывает карточку с одной схемой, ученики называют слово, соответствующее данной схеме и записывают его, выделяя части слова соответственно схеме).

Схемы:

воз, перевозчики, повоз, перевозка, возчик.

лётчик, лёт, отлёт, лётная, перелётные.

уклад, подкладка, клад, кладик, кладовая.

носик, поднос, нос, подносики.

Уклад – словарная работа: объяснение значения слова, слоговой анализ слова.



2019-08-13 230 Обсуждений (0)
ТЕМА: СОСТАВ СЛОВА. ПРЕФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА: СОСТАВ СЛОВА. ПРЕФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)