· целостного восприятия музыкальных пьес в малых формах (простой период, простая двухчастная, трехчастная форма, вариации),
· метроритмических особенностей в прослушанных музыкальных произведениях танцевального характера: польке, вальсе, менуэте, мазурке, полонезе, сарабанде краковяке, тарантелле,
· элементов «гармонического анализа» в музыкальных примерах с аккордовой фактурой (роль аккордов главных ступеней в формообразовании),
· сочетание слуховых форм работы с изучением нотного текста.
2. Музыкальный диктант:
· запись ритмического диктанта с новыми метроритмическими элементами (особое внимание к записи ритма в размере 6/8),
· диктант в пройденных тональностях, в объеме восьми тактов, с элементами повторности и вариантности (в виде дописывания отдельных элементов),
· продолжение работы по формам, начатым в 3 классе (учебно-методическое пособие Калининой Г.Ф. «Музыкальные занимательные диктанты» (младшие классы).
V. Творческие навыки.
1. Импровизация (устная) на заданный поэтический текст, на нейтральный слог с использованием изучаемых «ритмосочетаний», с музыкальными инструментами.
2. Досочинение (с записью):
· отдельных мотивов, фраз, предложений с элементами повторности и вариативности,
· подголосков и второго голоса (для продвинутых групп).
3. Сочинение:
· на заданный поэтический текст в определенном размере, с изученными метроритмическими особенностями в жанрах марш, песня, полька, мазурка (для продвинутых учащихся).
4. Подбор аккомпанемента с изучаемыми гармоническими соединениями (позиционный аккомпанемент с использованием проходящих и вспомогательных оборотов).
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план содержит примерное распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения. Преподаватель может спланировать порядок изучения тем исходя из особенностей каждой учебной группы, собственного опыта, сложившихся педагогических традиций.
При планировании содержания занятий необходимо учитывать, что гармоничное и эффективное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального мышления возможно лишь в случае регулярного обращения на уроке к различным формам работы (ритмические, интонационные, творческие упражнения, сольфеджирование, чтение с листа, слуховой анализ элементов музыкальной речи, запись диктантов) независимо от изучаемой в данный момент темы.
Формам работы, отмеченным знаком (*), даются методические пояснения в Приложении 2.
Класс
№п/п
Наименование темы
Вид учебных занятий
Аудиторные занятия (часы)
I четверть
1.
1. Знакомство с группой: ритмическая игра «Меня зовут…» с мячом*.
2. Формирование первоначальных навыков временных ощущений через речевую ритмику.
3. Знакомство с регистрами и тембрами: окарины, колокольчики разной величины и тембров, маракасы, шейкеры, «шум дождя», «шум грома». Дидактическая игра «Найди меня»*.
Урок
1
2.
1. Темпо-метр. Равномерное музыкальное движение. Темповые изменения. Дидактическая игра «Цирковые лошадки»*.
2. Короткие и долгие звуки. Длительности – четверти, половинные. Визуализация ритма через ритмические карточки. Ритмослоги: Та, Таа.
Урок
1
3.
1. Знакомство с элементами нотного письма: нотный стан, скрипичный ключ, ноты первой октавы (диапазон «ми» - «си»). Дидактическая игра «Гусеница»*.
2. Выработка навыка чтения нот слева направо. Реприза.
Урок
1
4.
1. Длительности: четверти, восьмые. Ритмослоги: Та, та-ти. Дидактическая игра «Зайка скачет»*(сочетание четвертных и восьмых длительностей).
2. Понятия: «музыкальная фраза», «речевая строка».
Понятие «звукоряд». Малообъемные звукоряды как система логической организации тонов. Мажорный трихорд (восходящий, нисходящий). Понятие «опорный тон».
Урок
1
7.
1. Знакомство с фортепианной клавиатурой: разделение октавного звукоряда на «двутонию» (диапазон «до»-«ми») и «тритонию» (диапазон «фа»-«си»). Игра на фортепиано приемом «claster» и поступенное движение. Названия звуков и клавиш.
2. Регисты на фортепианной клавиатуре. Басовый ключ (знакомство).
Урок
1
8.
1. Работа с фортепианной клавиатурой: понятие «тон-полутон» на белых клавишах.
2. «Согласие», консонантность между звуками «до»-«ми», «фа»-«ля», «соль»-«си».
3. «Несогласие», диссонантность между звуками «фа»-«си».
Урок
1
9.
Промежуточный контроль.
Урок
1
II четверть
Урок
1
1.
1. Транспонирование как система развития голосового диапазона учащихся.
2. Подбор по слуху на фортепиано (от разных звуков) выученных песен, мелодии которых основаны на поступенном движении в объеме мажорного трихорда.
3. «Диез» в структуре мажорных трихордов от звуков «ре», «ля». «ми».
Урок
1
2.
Модель мажорного пентахорда в интонационных упражнениях и игре на фортепиано (G-dur, D-dur, A-dur) как продолжение трихорда до более высокого устойчивого тона.
Урок
1
3.
Модель мажорного пентахорда в тональности F-dur. «Бемоль», «бекар».
Урок
1
4.
1. Тон, полутон на фортепианной клавиатуре и в записи нотами.
2. Устойчивые и неустойчивые ступени в мажорном пентахорде. Мажорное трезвучие.
Урок
1
5.
Паузы четвертные, половинные в размере 2/4. Ритмические упражнения с паузами. Ритмическое двухголосие.
Урок
1
6.
Ритмический диктант в сочетании с моделями трихорда и пентахорда.
Урок
1
7.
Понятия: «мотив», «фраза» в размере 2/4 (без затакта)
1. Интонационная модель мажорного тетрахорда в восходящем, нисходящем и ломаном движении.
2. Транспонирование мелодий в объеме мажорного тетрахорда в тональностях C-dur, D-dur, F-dur, G-dur.
Урок
1
2.
Звукоряд мажорной гаммы (C-dur, D-dur). Строение мажорной гаммы. Устойчивые и неустойчивые ступени в мажорной гамме. Тоника.
Урок
1
3.
Опевание устойчивых ступеней в тональностях C-dur, D-dur. Понятия: «верхний, нижний вводный тон».
Урок
1
4.
Работа на ступенях гаммы G-dur (с переносом по тетрахордам).
Урок
1
5.
1. Устойчивые и неустойчивые звуки в тональности G-dur.
2. Знакомство с размером 3/4. Половинная с точкой.
Урок
1
6.
1. Работа на ступенях гаммы F-dur.
2. Закрепление ритмических моделей в размере 3/4.
Урок
1
7.
Опевание устойчивых ступеней в тональностях F-dur, G-dur.
Урок
1
8.
1. Затакт (одна восьмая) в размере 2/4.
2. Работа со стихотворным текстом (ямб).
Урок
1
9.
Затакт (одна четверть в размере 3/4).
Урок
1
10.
Промежуточный контроль.
Урок
1
IVчетверть
1.
1. Ладовый контраст. Понятия «мажорность», «минорность». Одноименные мажорный и минорный пентахорды от I ступени в сопоставлении в тональностях C-dur – c-moll, D-dur – d-moll. Структура мажорного и минорного пентахордов (местоположение полутона).
2. Тоническое трезвучие как сочетание I-III-V ступеней.
Урок
1
2.
1. Ладовый контраст. Понятия «мажорность», «минорность». Одноименные мажорный и минорный пентахорды от I ступени в сопоставлении в тональностях G-dur – g-moll.
2. Тоническое трезвучие как сочетание I-III-V ступеней
Урок
1
3.
1. Ладовый контраст. Понятия «мажорность», «минорность». Одноименные мажорный и минорный пентахорды от I ступени в сопоставлении в тональностях F-dur – f-moll.
2. Тоническое трезвучие как сочетание I-III-V ступеней
Урок
1
4.
Двухголосный ритмический канон и двухголосные ритмические партитуры в размере 2/4.
Урок
1
5.
Творческие задания: присочинение мелодии к заданному ритму (или стихотворному тексту) в размере 2/4.
Урок
1
6.
Творческие задания: присочинение мелодии к заданному ритму (или стихотворному тексту) в размере 3/4.
Урок
1
7.
Повторение пройденного материала.
Урок
1
8.
Промежуточный контроль
Урок
1
Всего уроков за год
35
35
Класс
Распределение учебного материала по урокам основано на повторении метроритмических, интонационных и графических навыков, приобретенных учащимися в первом классе с целью подготовки базы для усвоения нового материала.
№п/п
Наименование темы
Вид учебных занятий
Аудиторные занятия (часы)
I четверть
1.
1. «Звук и нота»: нотоносец, скрипичный и басовый ключи, нотная графика, клавиатура, регистры.
2. Интонационная работа, основанная на мелодиях с плавным поступенным движением в объеме пентахорда.
Урок
1
2.
1. Метроритмические основы в двудольном размере: метрическая пульсация, основные ритмические группы – четверть, восьмые, половинная.
2. Ладотональная работа: роль тоники, устойчивые и неустойчивые звуки в объеме пентахорда.
3. Римские цифры для обозначения ступеней.
Урок
1
3.
1. Интервалы: малая и большая секунда как «шаг» в малообъемном звукоряде. Понятия: «тон», «полутон». Ступеневая и тоновая величины м.2 и б.2.
2. Игра на фортепиано мажорных пентахордов от звуков «до», «ре», «фа», «соль»; м.2 и б.2 от звука; транспонирование вверх и вниз на секунду.
3. Повторение понятий «диез», «бемоль».
Урок
1
4.
1. Интервал чистая квинта как крайние звуки мажорного пентахорда. Ступеневая и тоновая величины ч.5.
2. Мажорное трезвучие как движение по устойчивым звукам пентахорда.
Урок
1
5.
1. Мажорный тетрахорд: структура, игра на фортепиано, интонирование, транспонирование.
2. Интервал чистая кварта как крайние звуки тетрахорда. Ступеневая и тоновая величины ч.4.
Урок
1
6.
1. Звукоряд мажорной гаммы как сложение двух тетрахордов. Роль I и V ступеней в построении звукоряда гаммы. Звукоряд гаммы C-dur.
2. «Чистые» интервалы: ч.4, ч.5, ч.8.
Урок
1
7.
Звукоряд гаммы D-dur – закрепление строения мажорного тетрахорда с одним диезом. Устойчивые и неустойчивые ступени в звукоряде «гамма».
Урок
1
8.
Работа над музыкальным диктантом.
1. Группировка длительностей – дифференциация длительностей, определение размера (2/4), разделение на такты;
2. Ритмическая оркестровка диктанта:
· метрические доли (барабан, треугольник),
· ритмический рисунок диктанта (ложки),
· ритмическое ostinato (бубны),
· аккомпанемент преподавателя на фортепиано
Урок
1
9..
Промежуточный контроль.
Урок
1
II четверть
Урок
1
1.
1. Звукоряд гаммы G-dur как сложение тетрахордов без знака и с одним знаком.
2. Устойчивые и неустойчивые ступени в G-dur.
3. Интонирование гаммы G-dur с переносом по тетрахордам. Скачки на ч.4 и ч.5 (I, V ступени).
Урок
1
2.
Продолжение работы, начатой на предыдущем уроке.
Урок
1
3.
1. Звукоряд гаммы F-dur как сложение тетрахордов без знака и с одним знаком.
2. Устойчивые и неустойчивые ступени в F-dur.
3. Интонирование гаммы F-dur с переносом по тетрахордам. Скачки на ч.4 и ч.5 (I, V ступени).
Урок
1
4.
Продолжение работы, начатой на предыдущем уроке.
Ладовое транспонирование из G-dur в F-dur, из F-dur в G-dur.
Урок
1
5.
1. Тоническое трезвучие в пройденных тональностях. Структура мажорного трезвучия. Перестановка звуков трезвучия (прямое восходящее и нисходящее, ломаное движение).
2. Интервал терция. Ступеневая и тоновая величины м.3 и б.3. Транспонирование вверх и вниз на терцию.
Урок
1
6.
Консонанс и диссонанс. Гармонические интервалы – секунды и терции (фонический контраст)
Урок
1
7.
1. Фонические свойства консонансов – совершенные консонансы ч.4, ч.5, ч.8.
2. Использование изученных интервалов в работе над двухголосием.
Роль III ступени в одноименных пентахордах. Работа в тональностях D-dur – d-moll.
Урок
1
3.
Роль III ступени в одноименных пентахордах. Работа в тональностях G-dur – g-moll.
Урок
1
4.
1. Ритмическое деление: группа «шестнадцатые» (ритмослоги) в размере 2/4.
2. Ритмическое двухголосие.
3. Ритмический канон.
Урок
1
5.
Группировка длительностей в ритмических заданиях. Ритмический диктант.
Урок
1
6.
Работа в трехдольном метре: соотношение сильной и слабых долей.
Урок
1
7.
Ритмизация поэтического текста в размере 3/4 с записью ритма.
Урок
1
8.
Метроритмический контраст. Соотношение сильной и слабых долей в размерах 2/4 и 3/4. Речевая ритмика (использование одного стихотворного текста) в размерах 2/4 и 3/4.
Урок
1
9.
1. Работа в двудольном и трехдольном метре: опора на жанровые признаки марша и вальса.
2. Затакт «две восьмые» в размерах 2/4 и 3/4.
Урок
1
10.
Промежуточный контроль.
Урок
1
IVчетверть
1.
Работа в параллельных тональностях G-dur – e-moll (звукоряды гамм)
Урок
1
2.
Работа в параллельных тональностях F-dur – d-moll (звукоряды гамм)
Урок
1
3.
1. Работа со звукорядами гамм в одноименных тональностях D-dur – d-moll.
2. Роль III ступени в ощущении лада.
3. Сопоставление T35 и t35 в одноименных тональностях.
Урок
1
4.
1. Ритмическая группа «четверть с точкой и восьмая» в размере 2/4.
2. Ритмическое двухголосие.
Урок
1
5.
1. Размер 4/4, понятие «сложный размер».
2. Ритмические группы «четверть с точкой и восьмая» и «четыре шестнадцатых» в размере 4/4.
Урок
1
6.
Закрепление звукорядов параллельных тональностей на примере тональностей B-dur – g-moll.
Урок
1
7.
1. Музыкальный диктант: дописывание мелодии с пропущенными фрагментами по слуху в размере 4/4. Особенности группировки восьмых длительностей в размерах 2/4 и 4/4.
2. Закрепление тональностей B-dur – g-moll.
Урок
1
8.
Промежуточный контроль
Урок
1
Всего уроков за год
35
35
Класс
№п/п
Наименование темы
Вид учебных занятий
Аудиторные занятия (часы)
I четверть
1.
1. «Звук и нота»: запись нот в скрипичном и басовом ключах на добавочных линейках.
2. Полный музыкальный звукоряд. Музыкальная аббревиатура: знак переноса на октаву выше или на октаву ниже написанной мелодии (8-------).
3. Сольмизация и сольфеджирование несложных мелодий с листа в разных октавах.
4. Транспонирование со сменой ключа.
Урок
1
2.
1. Метроритмические основы в двудольном, трехдольном и четырехдольном размерам: основные ритмические группы. Значение лиги и точки у ноты в записи и исполнении мелодии.
2. Работа в ладу: роль устойчивых и неустойчивых ступеней в мажоре.
Урок
1
3.
Вокальная и инструментальная группировка:
- принципы группировки длительностей в вокальной музыке – слог-звук, распев слога;
- особенности группировки в инструментальной музыке в сравнении с вокальной; влияние фразировки на инструментальную группировку.
Урок
1
4.
Формообразование в музыке: мотив, фраза, предложение, период. Использование лиги для фразировки. Залигованные ноты.
Урок
1
5.
Повторение: мажорный звукоряд – гамма, устойчивые и неустойчивые ступени; интервалы (секунда, терция, кварта, квинта, октава) на ступенях мажора.
Урок
1
6.
1. Обращение интервалов в пределах октавы. Значение «основания» и «вершины» в структуре интервала.
2. Знакомство с интервалами «секста», «септима» (ступеневая величина).
Урок
1
7.
1. Обращение малых и больших секунд и терций.
2. Тоновая величина сексты и септимы.
Урок
1
8.
Практические задания на построение, интонирование и определение по слуху интервальных последовательностей с включением обращения интервалов.
Урок
1
9.
Промежуточный контроль.
Урок
1
II четверть
Урок
1
1.
1. Работа в ладу: устойчивые и неустойчивые ступени в миноре.
2. Способы разрешения неустойчивых ступеней.
Урок
1
2.
Строение натуральной минорной гаммы. Виды тетрахордов в натуральном миноре: тон-полутон-тон, полутон-тон-тон.
Терции, сексты, септимы от I ступени натурального и мелодического минора в сопоставлении с одноименным мажором.
Урок
1
5.
1. Параллельный минор, параллельные тональности диезного круга до двух знаков.
2. Знакомство с трезвучиями главных ступеней в мажоре и миноре. Ладовый контраст.
Урок
1
6.
1. Параллельный минор, параллельные тональности бемольного круга до двух знаков.
2. Трезвучия главных ступеней в мажоре и миноре.
Урок
1
7.
Урок-игра «Город мастеров»: творческие задания на импровизацию, досочинение и сочинение мелодий с использованием изученного теоретического материала (обращение интервалов, одноименные и параллельные тональности, минор натуральный и мелодический).
Работа в ладу: гармонический минор. Значение VII ступени в натуральном и гармоническом миноре.
Урок
1
2.
1. Гармонический минор: работа над полутонами, прилегающими сверху и снизу к пентахорду от тоники.
2. Скачок вниз на ум.7 (VI – VIIг) с разрешением в тоническую квинту.
Урок
1
3.
Звукоряд гармонической минорной гаммы; структура верхнего тетрахорда в гармоническом миноре. Ув.2 с разрешением (диезные тональности до двух знаков).
Урок
1
4.
Звукоряд гармонической минорной гаммы; структура верхнего тетрахорда в гармоническом миноре. Ув.2 с разрешением (бемольные тональности до двух знаков).
Урок
1
5.
Ритмическое деление: ритмические группы «четыре шестнадцатых» и «восьмая-две шестнадцатых». Ритмизация стихотворного текста с включением данных ритмических групп.
Урок
1
6.
Ритмическое деление: ритмические группы «четыре шестнадцатых» и «две шестнадцатых-восьмая» в сравнении (инструментальная группировка).
Урок
1
7.
1. Ритмизация поэтического текста с использованием ритмических групп с шестнадцатыми.
2. Ритмический диктант, чтение ритмических партитур, ритмическое двухголосие.
Урок
1
8.
Изучение тональностей с тремя знаками (A-dur – fis-moll) с опорой на структуру изученных тетрахордов. Роль «последнего» диеза.
Урок
1
9.
Изучение тональностей с тремя знаками (Es-dur – c-moll). Местоположение тоники в бемольной последовательности ключевых знаков.
Урок
1
10.
Промежуточный контроль.
Урок
1
IVчетверть
1.
1. Обращение мажорного трезвучия – мажорный секстаккорд, мажорный квартсекстаккорд.
2. Пение с листа мелодий, включающих ходы по секстаккорду и квартсекстаккорду.
Урок
1
2.
Интервальный состав мажорных секстаккорда и квартсекстаккорда.
Урок
1
3.
1.Обращение минорного трезвучия – минорный секстаккорд, минорный квартсекстаккорд.
2.Пение с листа мелодий, включающих ходы по секстаккорду и квартсекстаккорду.
Урок
1
4.
Интервальный состав минорных секстаккорда и квартсекстаккорда
Урок
1
5.
Знакомство с размером 3/8. Танцевально-жанровая природа размера 3/8. Особенности группировки.
Урок
1
6.
Четыре структурных вида трезвучия: мажорное, минорное, увеличенное, уменьшенное.
Урок
1
7.
1. Понятие метроритмического «согласования» и «несогласования» в группировке длительностей. Междолевой и внутридолевой пунктир.
2. Затакт, состоящий из одной – четырёх нот.
Урок
1
8.
Промежуточный контроль
Урок
1
Всего уроков за год
35
35
Класс
№п/п
Наименование темы
Вид учебных занятий
Аудиторные занятия (часы)
I четверть
1.
Работа с нотным текстом: сольмизация; работа над ритмом в упражнениях с поэтическим текстом; сольфеджирование; ладотональные связи звуков. Работа в тональностях до трех ключевых знаков.
Урок
1
2.
Виды пунктира – междолевой (четверть с точкой и восьмая) и внутридолевой (восьмая с точкой и шестнадцатая) в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Жанровые особенности марша, мазурки.
Урок
1
3.
1. Пунктирный ритм (четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая) в жанрах вальс, марш, мазурка.
2. Выразительная роль интервалов ч.1, ч.4, ч.5, ч.8 и их обращений.
Урок
1
4.
1. Консонансы в составе мажорного и минорного трезвучий.
2. Обращение терций и секст.
3. Обращение тонического трезвучия в мажоре и миноре.
Урок
1
5.
Трезвучия главных ступеней.
Урок
1
6.
1. Обращение трезвучий главных ступеней.
2. Плагальный оборот: T53 – S64 T53 в аккомпанементе.
Урок
1
7.
1. Обращение трезвучий главных ступеней.
2. Автентический оборот: T53– D6 – T53 в аккомпанементе
Урок
1
8.
Подбор к мелодиям аккомпанемента с использованием изученных аккордов (полный гармонический оборот).
Урок
1
9.
Промежуточный контроль.
Урок
1
II четверть
Урок
1
1.
Обращение трезвучий главных ступеней (плагальные обороты): T53 – S64 – T53, T53– S6 – T64, T53 – T6 – S53.
Урок
1
2.
1. Транспонирование на хроматический полутон (тональности Es-dur – E-dur).
2. Работа на ступенях тональности E-dur.
Закрепление плагальных оборотов.
1. Транспонирование на хроматический полутон (тональности A-dur – As-dur).
2. Работа на ступенях As-dur.
3. Закрепление автентических оборотов.
Урок
1
5.
1. Интервальное двухголосие (в интонационных упражнениях и песенном материале): параллельное и косвенное голосоведение.
2. Интервальные последовательности.
Урок
1
6.
Полифоническое двухголосие (каноны, имитация):
- ритмические упражнения с использованием поэтического текста;
- ритмизация стихотворного текста с ритмическим сопровождением;
- бесконечный канон в двухголосии, трехголосии.
Урок
1
7.
Урок-игра «Город мастеров»: подбор аккомпанемента с использованием изученных плагальных и автентических соединений к выученным мелодиям.
Доминантсептаккорд с разрешением в мажорных тональностях. Четырехголосная структура аккорда. Появление диссонанса в аккорде (роль малой септимы).
Урок
1
2.
1. Доминантсептаккорд в мажорных тональностях – закрепление.
2. Построение доминантсептаккорда от звука.
Урок
1
3.
1. Работа в ладу: параллельные тональности E-dur – cis-moll.
2. Работа на ступенях гармонического минора (cis-moll), ув.2 с разрешением.
Урок
1
4.
Автентические обороты в cis-moll, гармоническая доминанта.
Урок
1
5.
Доминантсептаккорд с разрешением в минорных тональностях (гармонический минор с мажорной доминантой).
Урок
1
6.
Консонансные и диссонансные созвучия в составе доминантсептаккорда Б53и Ум53.
Урок
1
7.
Тритоны доминантовой группы (VII – IV) в мажоре c разрешением.
Урок
1
8.
Тритоны доминантовой группы (VIIг – IV) в гармоническом миноре с разрешением.
Урок
1
9.
Работа на ступенях тональности f-moll: плагальные и автентические обороты, доминантсептаккорд с разрешением.
Урок
1
10.
Промежуточный контроль.
Урок
1
IVчетверть
1.
Сложные размеры: знакомство с размером 6/8; группировка длительностей.
Урок
1
2.
1. УмVII53 и МVII7 в мажоре.
2. Работа в размере 6/8 (ритмическое суммирование – четверть и восьмая, четверть с точкой, половинная с точкой).
Урок
1
3.
1. УмVII53 и УмVII7 в гармоническом миноре.
2. Работа в размере 6/8 (ритмическое дробление – ритмические группы с шестнадцатыми).
Урок
1
4.
1. Аккордовые последовательности, включающие плагальные и автентические соединения и доминантсептаккорд: построение в тональности, определение по слуху, интонирование.
2. Работа в размере 6/8 (пунктирный ритм).
Урок
1
5.
1. Период повторного строения. Типы каденций. Кадансовый оборот в структуре периода.
2. Размер 6/8 в музыкальных примерах с текстом.
Урок
1
6.
Практические задания на повторение изученного материала: анализ формы и гармонии в музыкальных образцах.
Урок
1
7.
Дифференцированный зачет (письменная работа по музыкальной грамоте и музыкальный диктант).
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...