Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы работы на уроках сольфеджио



2019-08-13 640 Обсуждений (0)
Формы работы на уроках сольфеджио 0.00 из 5.00 0 оценок




(Описание дидактических единиц учебного предмета)

Основные формы работы и виды заданий на уроках учебного предмета «Основы сольфеджио и музыкальной грамоты» служат для развития музыкального слуха, памяти, метроритмического чувства, творческой инициативы, помогают практическому освоению основ музыкальной грамоты, формируют навыки чтения с листа, чистого интонирования, слухового анализа элементов музыкальной речи, записи мелодий по слуху, подбора аккомпанемента.

I. Сольфеджирование;

II. Интонационные упражнения;

III. Письменные задания;

IV. Упражнения на фортепиано;

V. Слуховой анализ;

VI. Анализ нотного текста;

VII. Диктант;

VIII. Творческие задания;

IX. Теоретический материал.

I . Сольфеджирование:

1. Пение по нотам с листа и исполнение заранее выученных мелодий с названием звуков, со словами или транспонируя, в том числе с аккомпанементом преподавателя или с собственным сопровождением на фортепиано и других музыкальных инструментах, включая предварительную работу с целью практического осмысления нотного текста:

- разбор ритмического рисунка (исполнение ритма хлопками и на шумовых инструментах, чтение «ритмослогами» с воспроизведением метрической основы);

- прочтение поэтического текста в ритме;

- сольмизация;

- определение синтаксического строения, жанровой основы и образного строя музыкального образца;

- выбор темпа и характера исполнения;

- определение тональности и ладовых особенностей мелодии;

- интонирование отдельных, наиболее сложных ладово-интонационных оборотов в ритме.

II . Интонационные упражнения:

- пение гамм и малообъёмных звукорядов различными способами, в том числе ритмизованных;

- пение ступеней мажорного и минорного ладов, в виде разнообразно составленных последовательностей;

- пение интервалов и аккордов с разрешением в заданных тональностях;

- пение интервалов и аккордов от звука вне тональности;

- пение интервалов и аккордов в тональности многоголосно;

- использование вспомогательных наглядных средств: «столбицы», схем построения аккордов и интервалов, магнитной доски с подвижными символами-знаками (ноты, карточки-ступени, карточки-интервалы, карточки-аккорды, ритмические карточки).

Данные упражнения рекомендуется интонировать всем классом (хоровое сольфеджио), по группам и индивидуально.

III . Письменные задания:

- выполнение упражнений по «Рабочим тетрадям» Г. Ф. Калининой;

- построение звукорядов тональностей до 4 знаков;

- построение интервалов и аккордов с разрешением в разных тональностях;

- ритмические задания (группировка вокальная и инструментальная);

- определение синтаксического строения мелодии при помощи расстановки фразировочных лиг, цезур;

- анализ нотного текста с помощью общепринятой системы обозначения интервалов, аккордов, ступеней, тонально-модуляционного плана, характера мелодического развития.

IV . Упражнения на фортепиано с учетом уровня владения инструментом и навыков, полученных в классе специального и общего фортепиано:

- построение и игра гамм, интервалов, аккордов от звука и в тональности;

- расшифровка цифровой записи и исполнение интервальных и аккордовых последовательностей;

- транспозиция мелодий;

- подбор аккомпанемента в виде одноголосного функционального баса, подголосков, интервалов и аккордов;

- импровизация мелодий на заданный ритмический рисунок или поэтический текст.

V . Слуховой анализ:

- определение структуры малообъёмных звукорядов, звукорядов мажорного и минорного ладов, их отдельных ступеней и ритмизованных ступеневых последовательностей;

- определение интервалов и аккордов по их фоническим свойствам, местоположению в ладу и разрешению в тональности;

- определение синтаксического строения и фактуры в музыкальных образцах.

VI . Анализ нотного текста:

- синтаксическое строение;

- особенности ритмического рисунка;

- характер мелодического развития;

- особенности гармонического языка;

- ладовые особенности;

- фактурные приемы.

VII . Диктант:

- устные «диктанты-молнии» (проигрывание на ксилофонах и металлофонах после звучания на фортепиано);

- диктант - «сборка» с использованием учебных пособий «Пуговицы», «Магнитные планшеты», «Магнитная доска»;

- диктант с дописыванием пропущенных нот;

- ритмический диктант, в том числе с использованием игры «Ритмическое лото»;

- диктант, направленный на умение исправлять «допущенные» ошибки;

- дописывание повторно-вариативных фраз;

- запись диктанта, предполагающего совмещение отдельно взятого ритмического рисунка и мелодической линии;

- запись мелодии с изменяющимися в процессе обучения задачами (количество проигрывания, время записи).

VIII . Творческие задания:

- импровизация на заданный текст голосом (спонтанно), на фортепиано, на ударных звуковысотных инструментах с использованием изучаемого программного теоретического материала;

- досочинение фразы, предложения, периода на основе предложенного тематического «зерна»;

- сочинение 2-го голоса к одноголосной мелодии;

- сочинение баса к заданной мелодии;

- сочинение интервального аккомпанемента с записью;

- подбор аккордового аккомпанемента по слуху;

- самостоятельное сочинение учащимися музыкальных заданий с использованием элементов изучаемого теоретического материала.

IX . Теоретический материал.

Его изучение непосредственно связано с практическими интонационными, слуховыми, аналитическими формами работы. Принципиальной педагогической установкой является положение: не объяснять новый теоретический материал вне слуховой или интонационной практики (предварительной работы). Способ объяснения теории – ЭВРИСТИЧЕСКИЙ или ПРОБЛЕМНЫЙ с заранее подготовленными преподавателем вопросами к «открытию» учеником изучаемой «тайны» подобранного к уроку музыкального сочинения.

Способы закрепления теоретического материала:

- наглядный способ (использование методических пособий для Магнитной доски и цветных маркеров);

- письменная форма (выполнение заданий по «Рабочим тетрадям» Г.Ф. Калининой или в нотных тетрадях);

-творческие задания (импровизации с привлечением музыкальных инструментов на уроке и домашние сочинения);

Детям, обучающимся по классу струнных, духовых инструментов (при отсутствии дисциплины «Общее фортепиано»), упражнения на фортепиано заменяются письменными, интонационными, слуховыми заданиями в рамках изучаемой темы, или предлагаются в облегченном виде.

Учащиеся в мутационный период, имеющие рекомендации врача фониатра, частично или полностью освобождаются от пения, которое заменяется письменными заданиями или игрой на удобном для ребенка инструменте. Указанные причины не влияют на итоговую оценку работы ученика.



2019-08-13 640 Обсуждений (0)
Формы работы на уроках сольфеджио 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы работы на уроках сольфеджио

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (640)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)