Сольфеджирование , интонационные упражнения, слуховой анализ
Оценка 5 (отлично) – чистое интонирование, хороший темп ответа, правильное тактирование, демонстрация основных теоретических знаний. Оценка 4 (хорошо) – недочеты в отдельных видах работы: небольшие погрешности в интонировании, нарушение в темпе ответа, ошибки в тактировании, ошибки в теоретических знаниях. Оценка 3 (удовлетворительно) – ошибки, плохое владение интонацией, замедленный темп ответа, грубые ошибки в теоретических знаниях. Оценка 2 (неудовлетворительно) – грубые ошибки, отсутствие навыка интонирования, медленный темп ответа, отсутствие теоретических знаний.
IV . Список используемой учебно-методической литературы УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Абелян Л. Забавное сольфеджио. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.,1982. 2. Александрова Н. Рабочая тетрадь по сольфеджио // Подготовительный класс. – Новосибирск, «Tempus», 2009. 3. Александрова Н. Рабочая тетрадь по сольфеджио 1-3 классы. Новосибирск, «Tempus», 2007-2010. 4. Александрова Н. Чтение с листа и сольфеджирование на уроках сольфеджио//на материале песен народов мира. – Новосибирск, 2011. 5. Алексеева Л. Музыкальная азбука //Учебник – тетрадь для 1 класса. М., МГК имени П. И. Чайковского, 2000. 6. Андреева М. От примы до октавы. Ч.1. – М., 1977. 7. Андреева М. От примы до октавы. Ч.2. – М., 1978. 8. Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для I-II классов ДМШ. - Л.,1985. 9. Барабошкина А., Боголюбова Н. Музыкальная грамота. Книжка первая. – Л.,1984. 10. Барабошкина А. Сольфеджио для 1 класса ДМШ. – М., 1972. 11. Барабошкина А. Сольфеджио для 2 класса ДМШ. – М., 1980. 12. Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано. – Л.,1989. 13. Быканова Е., Стоклицкая М. Музыкальные диктанты для 1-4 классов ДМШ: Одноголосие. – М.,1979. 14. Бырченко Т. С песенкой по лесенке. – М.,1984. 15. Вейс П. Ступеньки в музыку: пособие по сольфеджио для подготовительного и 1 класса ДМШ. – М.,1986. 16. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. - М.,1986. 17. Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио для 3 класса ДМШ. – М.,1984. 18. Давыдова Е. Сольфеджио для 4 класса ДМШ. – М.,1982. 19. Далматов М. Пособие по музыкальным диктантам. – М.,1979. 20. Калинина Г. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 1-4 классы. – М.,1999-2004. 21. Калинина Г. Музыкальные занимательные диктанты для учащихся младших классов ДМШ и ДШИ. – М.,2003. 22. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Ч.I: Одноголосие. – М.,1984. 23. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Ч.II: Двухголосие. – М.,1972. 24. Калугина М., Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио. – М.,1987. 25. Котляревская-Крафт М. Сольфеджио для начинающих. – Н.,2002. 26. Котляревская-Крафт М. Сольфеджио для 1 класса: учебное пособие. – Л.,1987. 27. Котляревская-Крафт М., Москалькова И., Батхан Л. Сольфеджио. Учебное пособие для подготовительных отделений ДМШ. – Л.,1988. 28. Кузнецова О. Вокализы на уроках сольфеджио. Учебное пособие для ДМШ. – Новосибирск, 1999. 29. Кузнецова О. Сольфеджио по моделям. Хрестоматия по сольфеджио для начинающих. – Новосибирск, 2004. 30. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебное пособие для дошкольной группы ДМШ. – С.-П.1998. 31. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем: сольфеджио для 1 – 4 классов ДМШ. – М., 1990 – 1999. 32. Металлиди Ж., Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ. – Л.,1980. 33. Середа В. Каноны. Учебное пособие по сольфеджио для ДМШ и музыкальных училищ. – М.,1980. 34. Сиротина Т. Музыкальная азбука. Учебное пособие для ДМШ. – М.,1997. 35. Струве Г. Каноны для детского хора. – С.-П.,1998. 36. Струве Г. Хоровое сольфеджио. – М., 1976. 37. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. – М.,1987. 38. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – М.,1984. 39. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. – М.,1969. 40. Хорос И. О музыкальных звуках, нотных знаках и некоторых секретах музыки. Опорные сигналы и практические задания к урокам сольфеджио. Ч.Ч.1, 2 – Новосибирск, 2008. 41. Хорос И. Сольфеджио. О музыкальных звуках, нотных знаках и некоторых секретах музыки. Нотное приложение. - Новосибирск, 2001. 42. Чустова Л. Гимнастика музыкального слуха. Начальный курс сольфеджио. Ч.Ч.1, 2. – М.,2000.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. – Л.,1971. 2. Бергер Н., Яцентковская Н. Клавишное сольфеджио. – С.-П., 2012. 3. Бергер Н. Краткий курс музыкальной грамоты в таблицах. – С.-П., «Мудрость», 2003. 4. Бергер Н. Сначала – РИТМ (ребёнок играя творит музыку). С.-П., «Композитор», 2004. 5. Биркенгоф А. Интонируемые упражнения на занятиях сольфеджио. – М.,1979. 6. Вахромеев В. Элементарная теория музыки. – М.,1973. 7. Вейс П. Абсолютная и относительная сольмизация. //Вопросы методики воспитания слуха. – Л.,1967. 8. Выготский Л. Мышление и речь. – М.,2008. 9. Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.,2008. 10. Выготский Л. Психология развития ребенка. – М.,2004. 11. Гарбузов Н. Зонная природа музыкального слуха. – М.-Л.,1948. 12. Гиппелрейтер Ю. Общаться с ребенком КАК? – М.,2001. 13. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М.,1986. 14. Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – С.-П., М., Краснодар, 2003. 15. Жак-Далькроз Э. Ритм. – М.,2002. 16. Калинина Г. Музыкальные занимательные диктанты для учащихся младших классов ДМШ и ДШИ. Нотное приложение для преподавателей. – М.,2003. 17. Курс теории музыки. //Ред. Островского А. – Л.,1978. 18. Масленкова Л. Интенсивный курс сольфеджио: Методическое пособие для педагогов. – С.-П.,2003. 19. Масленкова Л. О ритмическом воспитании. //Теоретические дисциплины в музыкальном училище. – Л.,1977. 20. Масленкова Л. Психология музыкального диктанта. – Л.,1977. 21. Методическое пособие по музыкальному диктанту. //Ред. Фокиной Л. – М.,1976. 22. Музыкальные инструменты мира // Полная иллюстрированная энциклопедия: более 4000 иллюстраций. – АСТ, Астрель, М., 2008. 23. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. – М.,1972. 24. Островский А. Методика теории музыки и сольфеджио. – Л.,1970. 25. Петрушин В. Музыкальная психология. – М.,1997. 26. Петрушин В. Музыкальная психотерапия. Теория и практика. – М.,1999. 27. Картер Р. Как работает мозг. – АСТ., М., 2014. 28. Способин И. Элементарная теория музыки. – М.,1984. 29. Степанова В. Образовательная концепция средней общеобразовательной частной школы «Наследник». Универсум,2002. 30. Степанова В. Становление письменной речи. - Смоленск – Москва, 2002. 31. Степанова В. Школа становления индивидуальности. Программа «Росток». Смоленск, 2003. 32. Степанова В., Виноградов А. Методика музыкального воспитания. Смоленск, 2003. 33. Суровяк Л. Школа этнической социализации детей раннего возраста. Методическое пособие. – Новосибирск, 2004. 34. Суровяк Л., Тарасевич Н. Заинька во садочке. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Новосибирск, 2004. 35. Суровяк Л. Любимые стихи. Хрестоматия для дошкольников. –Новосибирск, «Астрель», 2006. 36. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. – «Наука» РАНиИ,2003. 37. Франио Г. Поурочный план по ритмике для дошкольных групп ДМШ и ДШИ. – ИЧП «Эстетический центр ПРЕСТО», М.,1987. 38. Франио Г., Лифшиц И. Методическое пособие по ритмике для 1 класса ДМШ. – М.,1987. 39. Фридкин Г. Музыкальные диктанты. – М.,1973. 40. Юкечева О. Сольфеджио: программа-конспект для исполнительских отделений ССМШ. 1 – 11 классы. – Новосибирск, 2000.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ТРЕБОВАНИЯ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ СОЛЬФЕДЖИО И МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ» (четырехлетний период обучения)
ПИСЬМЕННЫЙ РАЗДЕЛ ЗАЧЕТА
I. ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЕ 1. Записать звукоряд гаммы в тональностях до 4-х знаков. Указать знаки альтерации в гармоническом и мелодическом миноре. 2. Расшифровать нотами цифровую последовательность ступеней (6 – 8) с указанием устойчивых и неустойчивых ступеней. 3. Построить интервалы (2 – 4) от указанных ступеней с разрешением. 4. Выполнить обращение указанных интервалов (2 – 3). 5. Расшифровать нотами в тональности до 4-х знаков аккордовую последовательность, записанную обозначениями, принятыми в классической музыке. Время выполнения письменной работы – 30 минут. II. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ 1. 1.Структура диктанта – период повторного строения, 8 тактов. 2. 2.Задание в диктанте: дописать отдельные недостающие фрагменты мелодии (отдельные ноты, такты, вариантные повторения). Время написания диктанта – 15 минут.
УСТНЫЙ РАЗДЕЛ ЗАЧЕТА
БИЛЕТ 1 1. Спеть вверх и вниз звукоряд гаммы натурального Ми-мажор и T53; 2. Спеть в тональности Ми-мажор последовательность ступеней: I-II-III-V-VI-V. 3. Спеть вверх от I ступени б.3 с обращением; 4. Спеть в тональности Ми-мажор аккордовую последовательность T53-S64-T53; 5. Исполнить выученный в году одноголосный музыкальный пример; 6. Спеть мелодию с листа; 7. Определить на слух интервалы и аккорды. БИЛЕТ 2 1. Спеть звукоряд гаммы мелодического до-минор и t53; 2. Спеть в тональности до-минор последовательность ступеней: I-II-III-V-IV-III; 3. Спеть вверх от I ступени м.3 с обращением; 4. Спеть в тональности до-минор аккордовую последовательность t53-D6-t53-t6; 5. Исполнить выученный в году одноголосный музыкальный пример; 6. Спеть мелодию с листа; 7. Определить на слух интервалы и аккорды. БИЛЕТ 3 1. Спеть вверх и вниз звукоряд гаммы натурального Си бемоль-мажор и T53; 2. Спеть в тональности Си бемоль-мажор последовательность ступеней: V-IV-III-VI-V; 3. Спеть вверх от I ступени ч.5 с обращением; 4. Спеть в тональности Си бемоль-мажор аккордовую последовательность T6-D64-T53; 5. Исполнить выученный в году одноголосный музыкальный пример; 6. Спеть мелодию с листа; 7. Определить на слух интервалы и аккорды. БИЛЕТ 4 1. Спеть вверх и вниз звукоряд гаммы гармонического ре-минор и t53; 2. Спеть в тональности ре-минор последовательность ступеней: III-II-I-VII+-I; 3. Спеть вверх от V ступени б.3 с обращением; 4. Спеть в тональности ре-минор аккордовую последовательность t53-D64-t6; 5. Исполнить выученный в году одноголосный музыкальный пример; 6. Спеть мелодию с листа; 7. Определить на слух интервалы и аккорды. БИЛЕТ 5 1. Спеть вверх и вниз звукоряд гаммы натурального Ре-мажор и T53; 2. Спеть в тональности Ре-мажор последовательность ступеней: III-II-I-V-IV-III; 3. Спеть вверх от I ступени б.2 с обращением; 4. Спеть в тональности Ре-мажор аккордовую последовательность T53-T6-S53-T6; 5. Исполнить выученный в году одноголосный музыкальный пример; 6. Спеть мелодию с листа; 7. Определить на слух интервалы и аккорды. БИЛЕТ 6 1. Спеть вверх и вниз звукоряд гаммы натурального ми-минор и t53; 2. Спеть в тональности ми-минор последовательность ступеней: III-II-I-IV-V-I; 3. Спеть вверх от V ступени ч.4 с обращением; 4. Спеть в тональности ми-минор аккордовую последовательность t53-s6-t64; 5. Исполнить выученный в году одноголосный музыкальный пример; 6. Спеть мелодию с листа; 7. Определить на слух интервалы и аккорды. БИЛЕТ 7 1. Спеть вверх и вниз звукоряд гаммы натурального Ми бемоль-мажор и T53; 2. Спеть в тональности Ми бемоль-мажор последовательность ступеней: III-IV-V-III-II-I; 3. Спеть вниз от I ступени м.3 с обращением; 4. Спеть в тональности Ми бемоль-мажор аккордовую последовательность T53-T64-D7-T3; 5. Исполнить выученный в году одноголосный музыкальный пример; 6. Спеть мелодию с листа; 7. Определить на слух интервалы и аккорды. БИЛЕТ 8 1. Спеть звукоряд гаммы мелодического си-минор и t53; 2. Спеть в тональности си-минор последовательность ступеней: V-VI+-VII+-I (VIII)-III-I; 3. Спеть вверх от I ступени ч.4 с разрешением; 4. Спеть в тональности си-минор аккордовую последовательность t53-D6-t53; 5. Исполнить выученный в году одноголосный музыкальный пример; 6. Спеть мелодию с листа; 7. Определить на слух интервалы и аккорды. БИЛЕТ 9 1. Спеть вверх и вниз (c переносом по тетрахордам) звукоряд гаммы натурального Соль-мажор и T53; 2. Спеть в тональности Соль-мажор последовательность ступеней: V-IV-III-VII-I; 3. Спеть вверх от III ступени ч.4 с разрешением; 4. Спеть в тональности Соль-мажор аккордовую последовательность T53-T64-D7-T3; 5. Исполнить выученный в году одноголосный музыкальный пример; 6. Спеть мелодию с листа; 7. Определить на слух интервалы и аккорды. БИЛЕТ 10 1. Спеть звукоряд гаммы мелодического фа-минор с переносом по тетрахордам и t53; 2. Спеть в тональности фа-минор последовательность ступеней: III-II-I-IV-III; 3. Спеть вверх от V ступени ч.4 с обращением; 4. Спеть в тональности фа-минор аккордовую последовательность t53-s64-t53; 5. Исполнить выученный в году одноголосный музыкальный пример; 6. Спеть мелодию с листа; 7. Определить на слух интервалы и аккорды.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО
Ритмическая игра «Меня зовут…» с мячом Цель игры: 1. организация внимания учащихся, 2. активизация крупной моторики учащихся 3. подготовка артикуляционного аппарата к учебной деятельности. Задачи игры: 1. развивать коммуникативные навыки учащихся, 2. формировать навык удерживания взглядом движущегося предмета, 3. формировать подвижность игрового аппарата (кисть руки, предплечье) и первоначальные навыки дирижирования через упражнения с мячом, 4. развивать ощущение темпометра путем многократного повторения равномерно организованных бросков мяча в пол (ощущение сильной и слабой долей), 5. формировать ритмически организованную речь и певческое дыхание, совмещая двигательно-моторную и речевую компоненты. Материальное оснащение: мячи у всех участников игры. Ход игры 1 этап – Ученики стоят в кругу. Учитель легко бросает мяч в пол и ловит его на уровне живота, проговаривая при этом: «Меня зовут… (говорит свое имя)». На ударный слог в каждом слове мяч летит вниз в пол, в конце слова – возвращается в руки преподавателя. 2 этап – Аналогичные действия выполняют участники игры по желанию. 3 этап – Все ученики по очереди выполняют данные действия, при этом один мяч передается по кругу. 4 этап – Аналогичные действия выполняются с использованием нескольких мячей. Мячи раздаются детям «через одного». Пояснение: 1. Целесообразно проводить данную игру в течение всего первого полугодия с использованием разных детских стихотворных текстов. 2. Работа с мячом позволяет подготовить моторные учащихся навыки для игры руками и палочками на барабане.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (335)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |