Распределение учебного материала по годам обучения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По учебному предмету ОСНОВЫ СОЛЬФЕДЖИО И МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ Возраст обучающихся: от 6,5 до 11 лет Срок реализации: 4 года Составители программы: Кузнецова Ольга Васильевна, преподаватель высшей квалификационной категории, заведующая секцией музыкально-теоретических дисциплин, Хорос Ирина Витольдовна, преподаватель высшей квалификационной категории
Новосибирск 2016 Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка 1. Характеристика учебного предмета,его место и роль в образовательном процессе 2. Срок реализации учебного предмета, форма проведения учебных аудиторных занятий; объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета 3. Цель и задачи учебного предмета 4. Обоснование структкры программы учебного предмета 5. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета II. Содержание учебного предмета 1. Распределение учебного материала по годам обучения 2. Учебно-тематический план 3. Формы работы на уроках сольфеджио (описание дидактических единиц учебного предмета) III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание 2. Критерии оценки V. Список используемой учебно-методической литературы 1. Учебная литература 2. Методическая литература
Приложение 1. Требования к дифференцированному зачету по дисциплине «Основы сольфеджио и музыкальной грамоты» (четырехлетний период обучения) Приложение 2. Методические пояснения к проведению дидактических игр на уроках сольфеджио
I. Пояснительная записка.
«Сольфеджио не должно быть системой натаскивания слуха. Оно должно стать методически проводимым учением – средством возбудить жизнедеятельность (активность, воле- устремленность слуха). (Б.В.Асафьев).[1]
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Сольфеджио в истории развития отечественного музыкального образования всегда было и остается сегодня одной из основополагающих дисциплин в музыкальной школе в системе общеэстетического развития ребенка, наряду с обучением игре на различных инструментах. Развивая музыкальный слух, сольфеджио способствует более глубокому пониманию музыки как особого языка, формирующего музыкальный вкус, кругозор, мышление. Поэтому, данная учебная дисциплина должна стать «ключом к собственной исполнительской, слушательской и творческой практике»2. В связи с переходом значительной части детей на четырёхлетний общеразвивающий курс обучения возникает необходимость в составлении авторской программы, отличающейся от типовых пяти-семилетних программ и предложенной программы ФГТ. Краткосрочность курса обучения и общеэстетическая направленность образовательных задач неизбежно влекут за собой «омоложение» контингента учащихся, которое соответствует возрасту младших классов общеобразовательной школы. Этим объясняется необходимость совместить уже ставшие традиционными, апробированные временем, подходы в обучении с инновационными разработками музыкальной и общей педагогики, предусматривающей возрастные психологические и физиологические особенности детей. При составлении программы по учебной дисциплине «Основы сольфеджио и музыкальной грамоты» были использованы материалы: «Программа по сольфеджио для ДМШ, ДШИ, ШОМО», утверждённая Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР в 1984 году3; «Дополнительная предпрофессиональная общеразвивающая программа в области музыкального искусства. ПО.02. УП.01. Сольфеджио», М. 2012, тематические разработки Г. Ф. Калининой в учебно-методическом пособии «Рабочая тетрадь по сольфеджио»4, материалы семинаров ведущих отечественных специалистов – Н. А. Бергер (доцент Санкт-Петербургской консерватории), Н. Л. Александровой (заведующая теоретическим отделением Новосибирской специальной музыкальной школы), Т. А. Боровик (преподаватель музыкально-теоретических дисциплин ДМШ № 8 г. Екатеринбург), методические разработки специалистов по Орф-педагогике – И. Шестопаловой, В. Жилина, Т. Потехиной, Н. Лобановой, О. Черновой, а также дидактические материалы и программы, разработанные В. В. Степановой, кандидатом психологических наук (Смоленск) для обучения младших школьников в экспериментальной школе «Росток» (Новосибирск). 2. Срок реализации учебного предмета, форма проведения учебных аудиторных занятии; объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета Срок реализации учебного предмета «Основы сольфеджио и музыкальной грамоты» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте 6,5 – 8 лет, составляет четыре года. Форма проведения учебных аудиторных занятий: групповая (от 4 до 10 человек), продолжительность урока – 45 минут; занятия проводятся 1 раз в неделю. Настоящая рабочая учебная программа является документом, определяющим объём необходимых теоретических и практических навыков, при усвоении которых учащиеся переводятся в следующий класс, равно как и зачисляются переводом из других музыкальных учебных заведений. ДМШ является учреждением дополнительного образования. Зачисление детей в первый класс осуществляется после проверки их музыкальных способностей. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета: Нормативный срок обучения – 4 года
3. Цель и задачи учебного предмета Цель: развитие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка с учётом его возможностей (музыкальных данных) и заинтересованности в более углубленном, творческом изучении основ музыкального искусства. Это предполагает: а) общеэстетическое развитие для формирования эрудированного слушателя, способного воспринимать разные виды и формы музыкального искусства; б) изучение основ теории музыки и развитие необходимых практических навыков для последующего самостоятельного музицирования либо для перехода на образовательную программу углубленного обучения. Задачи: Развивающие: · психомоторная адаптация детей с учётом их возрастных особенностей и развитие внимания, мотивации и способности к коллективному музицированию; · создание условий для обеспечения психоэмоционального комфорта обучающихся и индивидуального подхода в условиях групповых занятий; · пробуждение в детях заинтересованности, восприимчивости и творческой активности через широкое применение коллективных игровых форм. Образовательные: · развитие музыкального слуха (интонационного, гармонического, тембрового), метроритмического чувства, памяти, музыкального мышления, · развитие творческих способностей для наиболее полной самореализации. Воспитательные: · формирование осознанного понимания музыки как части духовной культуры; · приобщение к высокохудожественным образцам музыкального искусства и мировому музыкальному наследию; · воспитание уважительного отношения к творчеству разных народов; · формирование нравственности и активной гражданской позиции учащихся через изучение преемственности традиций в разных национальных культурах (от народной песни до профессиональной музыки ХХ века). 4. Обоснование структуры программы учебного предмета Обоснованием структуры программы являются требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа по предмету «Основы сольфеджио и музыкальной грамоты» содержит следующие разделы: · сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; · содержание учебного предмета; · распределение учебного материала по годам обучения; · учебно-тематический план по годам обучения; · формы работы на уроках сольфеджио (описание дидактических единиц учебного предмета); · требования к уровню подготовки учащихся; · формы и методы контроля, система оценок; · список используемой учебно-методической литературы; · приложение 1 (требования к дифференцированному зачету по дисциплине «Основы сольфеджио и музыкальной грамоты» – четырехлетний период обучения); · приложение 2 (методические пояснения к проведению дидактических игр на уроках сольфеджио). В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». 5. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Основы сольфеджио и музыкальной грамоты» оснащены музыкальными инструментами (акустическими и электронными фортепиано), звукотехническим оборудованием (телевизорами, аудио и видиоприставками), учебной мебелью (столами, стульями, шкафами, магнитными досками). В процессе обучения широко используется учебно-дидактический материал в виде учебников, рабочих тетрадей, сборников диктантов, различных наглядных пособий (цветные магниты, цветные маркеры, картинки, игрушки, карточки с изображением символов сокращенного музыкального письма, ритмическое «лото», мячи, гимнастические ленты, инструменты детского шумового оркестра), аудио и видеозаписи, помогающих освоению программных требований. Дидактический материал подбирается преподавателем на основе уже существующих методических пособий, а также разрабатывается самостоятельно с учетом собственных авторских наработок. II. Содержание учебного предмета. Учебный предмет «Основы сольфеджио и музыкальной грамоты» неразрывно связан с другими учебными предметами в системе обучения в ДМШ, поскольку направлен на развитие музыкального слуха, музыкальной памяти и творческого мышления. Умения и навыки интонирования, чтения с листа, слухового анализа элементов музыкальной речи являются необходимыми для успешного овладения учениками других учебных предметов (сольного и ансамблевого инструментального и вокального исполнительства, хорового и оркестрового классов). Программный материал располагается по годам обучения (классам) и основным направлениям (разделам) дисциплины «сольфеджио» внутри каждого класса: I. Теоретические сведения. II. Временные отношения звуков. Воспитание чувства метроритма. Формообразующие принципы в музыке. III. Звуковысотные отношения. Развитие ладотонального и интонационного слуха, вокально-интонационные навыки. IV. Музыкальное восприятие. Музыкальный диктант. V. Творческие навыки. Выбор такой последовательности изложения учебного материала предполагает возможность проследить динамику развития навыков учащихся в каждом направлении образовательной деятельности. Первый раздел, «Теоретические сведения», в сжатой форме даёт «объём» всей информации по годам обучения. В следующих за ним разделах определяется направленность образовательной программы, позволяющая развивать способности учащихся.
Распределение учебного материала по годам обучения
Класс
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (396)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |