Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Распределение учебного материала по годам обучения



2019-08-13 396 Обсуждений (0)
Распределение учебного материала по годам обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По учебному предмету

ОСНОВЫ СОЛЬФЕДЖИО

И МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ

Возраст обучающихся: от 6,5 до 11 лет

Срок реализации: 4 года

                        Составители программы:

                        Кузнецова Ольга Васильевна,

                        преподаватель высшей квалификационной категории,

                      заведующая секцией музыкально-теоретических дисциплин,

                        Хорос Ирина Витольдовна,

                       преподаватель высшей квалификационной категории

 

 

Новосибирск

2016

Структура программы учебного предмета

 

 

I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета,его место и роль в образовательном процессе

2. Срок реализации учебного предмета, форма проведения учебных аудиторных занятий; объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

3. Цель и задачи учебного предмета

4. Обоснование структкры программы учебного предмета

5. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II. Содержание учебного предмета

1. Распределение учебного материала по годам обучения

2. Учебно-тематический план

3. Формы работы на уроках сольфеджио (описание дидактических единиц учебного предмета)

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

2. Критерии оценки

V. Список используемой учебно-методической литературы

1. Учебная литература

2. Методическая литература

 

Приложение 1. Требования к дифференцированному зачету по дисциплине «Основы сольфеджио и музыкальной грамоты» (четырехлетний период обучения)

Приложение 2. Методические пояснения к проведению дидактических игр на уроках сольфеджио

 

 

I. Пояснительная записка.

 

«Сольфеджио не должно быть

системой натаскивания слуха. Оно

должно стать методически проводимым                              

учением – средством возбудить

жизнедеятельность (активность, воле-

устремленность слуха).

                               (Б.В.Асафьев).[1]

 

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Сольфеджио в истории развития отечественного музыкального образования всегда было и остается сегодня одной из основополагающих дисциплин в музыкальной школе в системе общеэстетического развития ребенка, наряду с обучением игре на различных инструментах. Развивая музыкальный слух, сольфеджио способствует более глубокому пониманию музыки как особого языка, формирующего музыкальный вкус, кругозор, мышление. Поэтому, данная учебная дисциплина должна стать «ключом к собственной исполнительской, слушательской и творческой практике»2.

В связи с переходом значительной части детей на четырёхлетний общеразвивающий курс обучения возникает необходимость в составлении авторской программы, отличающейся от типовых пяти-семилетних программ и предложенной программы ФГТ.

Краткосрочность курса обучения и общеэстетическая направленность образовательных задач неизбежно влекут за собой «омоложение» контингента учащихся, которое соответствует возрасту младших классов общеобразовательной школы.

Этим объясняется необходимость совместить уже ставшие традиционными, апробированные временем, подходы в обучении с инновационными разработками музыкальной и общей педагогики, предусматривающей возрастные психологические и физиологические особенности детей.

При составлении программы по учебной дисциплине «Основы сольфеджио и музыкальной грамоты» были использованы материалы: «Программа по сольфеджио для ДМШ, ДШИ, ШОМО», утверждённая Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР в 1984 году3; «Дополнительная предпрофессиональная общеразвивающая программа в области музыкального искусства. ПО.02. УП.01. Сольфеджио», М. 2012, тематические разработки Г. Ф. Калининой в учебно-методическом пособии «Рабочая тетрадь по сольфеджио»4, материалы семинаров ведущих отечественных специалистов – Н. А. Бергер (доцент Санкт-Петербургской консерватории), Н. Л. Александровой (заведующая теоретическим отделением Новосибирской специальной музыкальной школы), Т. А. Боровик (преподаватель музыкально-теоретических дисциплин ДМШ № 8 г. Екатеринбург), методические разработки специалистов по Орф-педагогике – И. Шестопаловой, В. Жилина, Т. Потехиной, Н. Лобановой, О. Черновой, а также дидактические материалы и программы, разработанные В. В. Степановой, кандидатом психологических наук (Смоленск) для обучения младших школьников в экспериментальной школе «Росток» (Новосибирск).

2. Срок реализации учебного предмета, форма проведения учебных аудиторных занятии; объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Срок реализации учебного предмета «Основы сольфеджио и музыкальной грамоты» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте 6,5 – 8 лет, составляет четыре года. Форма проведения учебных аудиторных занятий: групповая (от 4 до 10 человек), продолжительность урока – 45 минут; занятия проводятся 1 раз в неделю.

Настоящая рабочая учебная программа является документом, определяющим объём необходимых теоретических и практических навыков, при усвоении которых учащиеся переводятся в следующий класс, равно как и зачисляются переводом из других музыкальных учебных заведений.

ДМШ является учреждением дополнительного образования. Зачисление детей в первый класс осуществляется после проверки их музыкальных способностей.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета:

Нормативный срок обучения – 4 года

Классы 1–4 класс 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Максимальная учебная нагрузка (в часах) 244 52 52 70 70
Количество часов на аудиторные занятия 140 35 35 35 35
Количество часов на внеаудиторные занятия 104 17 17 35 35

3. Цель и задачи учебного предмета

Цель: развитие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка с учётом его возможностей (музыкальных данных) и заинтересованности в более углубленном, творческом изучении основ музыкального искусства. Это предполагает:

а) общеэстетическое развитие для формирования эрудированного слушателя, способного воспринимать разные виды и формы музыкального искусства;

б) изучение основ теории музыки и развитие необходимых практических навыков для последующего самостоятельного музицирования либо для перехода на образовательную программу углубленного обучения.

Задачи:

Развивающие:

· психомоторная адаптация детей с учётом их возрастных особенностей и развитие внимания, мотивации и способности к коллективному музицированию;

· создание условий для обеспечения психоэмоционального комфорта обучающихся и индивидуального подхода в условиях групповых занятий;

· пробуждение в детях заинтересованности, восприимчивости и творческой активности через широкое применение коллективных игровых форм.

Образовательные:

· развитие музыкального слуха (интонационного, гармонического, тембрового), метроритмического чувства, памяти, музыкального мышления,

· развитие творческих способностей для наиболее полной самореализации.

Воспитательные:

· формирование осознанного понимания музыки как части духовной культуры;

· приобщение к высокохудожественным образцам музыкального искусства и мировому музыкальному наследию;

· воспитание уважительного отношения к творчеству разных народов;

· формирование нравственности и активной гражданской позиции учащихся через изучение преемственности традиций в разных национальных культурах (от народной песни до профессиональной музыки ХХ века).

4. Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа по предмету «Основы сольфеджио и музыкальной грамоты» содержит следующие разделы:

· сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

· содержание учебного предмета;

· распределение учебного материала по годам обучения;

· учебно-тематический план по годам обучения;

· формы работы на уроках сольфеджио (описание дидактических единиц учебного предмета);

· требования к уровню подготовки учащихся;

· формы и методы контроля, система оценок;

· список используемой учебно-методической литературы;

· приложение 1 (требования к дифференцированному зачету по дисциплине «Основы сольфеджио и музыкальной грамоты» – четырехлетний период обучения);

· приложение 2 (методические пояснения к проведению дидактических игр на уроках сольфеджио).

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

5. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Основы сольфеджио и музыкальной грамоты» оснащены музыкальными инструментами (акустическими и электронными фортепиано), звукотехническим оборудованием (телевизорами, аудио и видиоприставками), учебной мебелью (столами, стульями, шкафами, магнитными досками).

 В процессе обучения широко используется учебно-дидактический материал в виде учебников, рабочих тетрадей, сборников диктантов, различных наглядных пособий (цветные магниты, цветные маркеры, картинки, игрушки, карточки с изображением символов сокращенного музыкального письма, ритмическое «лото», мячи, гимнастические ленты, инструменты детского шумового оркестра), аудио и видеозаписи, помогающих освоению программных требований.

Дидактический материал подбирается преподавателем на основе уже существующих методических пособий, а также разрабатывается самостоятельно с учетом собственных авторских наработок.

II. Содержание учебного предмета.

Учебный предмет «Основы сольфеджио и музыкальной грамоты» неразрывно связан с другими учебными предметами в системе обучения в ДМШ, поскольку направлен на развитие музыкального слуха, музыкальной памяти и творческого мышления. Умения и навыки интонирования, чтения с листа, слухового анализа элементов музыкальной речи являются необходимыми для успешного овладения учениками других учебных предметов (сольного и ансамблевого инструментального и вокального исполнительства, хорового и оркестрового классов).

Программный материал располагается по годам обучения (классам) и основным направлениям (разделам) дисциплины «сольфеджио» внутри каждого класса:

I. Теоретические сведения.

II. Временные отношения звуков. Воспитание чувства метроритма. Формообразующие принципы в музыке.

III. Звуковысотные отношения. Развитие ладотонального и интонационного слуха, вокально-интонационные навыки.

IV. Музыкальное восприятие. Музыкальный диктант.

V. Творческие навыки.

Выбор такой последовательности изложения учебного материала предполагает возможность проследить динамику развития навыков учащихся в каждом направлении образовательной деятельности. Первый раздел, «Теоретические сведения», в сжатой форме даёт «объём» всей информации по годам обучения. В следующих за ним разделах определяется направленность образовательной программы, позволяющая развивать способности учащихся.

 

Распределение учебного материала по годам обучения

 

Класс



2019-08-13 396 Обсуждений (0)
Распределение учебного материала по годам обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Распределение учебного материала по годам обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (396)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)