Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теории онтогенеза моторики ребёнка.



2019-08-13 733 Обсуждений (0)
Теории онтогенеза моторики ребёнка. 0.00 из 5.00 0 оценок




1) Теория наследственной предопределённости появления движений.

Это теория, согласно которой развитие двигательных функций ребёнка – это развёртывание врождённых передающихся по наследству моторных актов. Были проведены специальные наблюдения в 1930х годах за последовательностью появления движений у детей 1ого года жизни. Было замечено, что не все дети овладевают ползанием, а если и ползают, то по-разному (кто то сначала руки выставляет вперёд, а потом подтягивает ноги, кто-то ползает на животе). Такое разнообразие наблюдается и при овладении ходьбой. Наличие общечеловеческого кода должно было чётко определить наличие движений и способов их выполнения, на практике эти положения не подтвердились.

2) Функциональная теория становления двигательных действий.

Она объясняет возникновение движений постепенным созреванием нервных структур сформировавшихся на разных этапах филогенеза. Проводились специальные эксперименты «метод однояйцевых близнецов» (Гезел, Топсон 1929 – 1938гг) Одного из близнецов тренировали в чем-либо, в то время как другой развивался естественно. Но при этом учитывали только специальные воздействия, а факторы влияния повседневной окружающей среды во внимание не принимались. Существенной разницы в развитии тренируемых и не тренируемых детей автор не выявил, что послужило для них подтверждением правильности теории созревания.

Функциональная теория считает, что младенец к определенному времени начнёт ползать, сидеть и ходить, исключительно потому что созревают его нервные, костные и мышечные аппараты.

Впервые критику этой теории дал Н.М. Щелованов он обратил внимание, что нервная система обеспечивает единство организма и среды. Активизация работы нервной системы, ее созревание связано с формированием ответных реакций на внешние раздражители. Если нет внешних раздражителей вызывающих движение, то не организуется и нервный механизм движений.

3) Учение Щелованова о роли коры больших полушарий и дистантных анализаторов в возникновении и развитии произвольных движений.

Н.М. Щелованов используя сравнительный метод развития животных и человека, выявил ряд особенностей нервно-психической деятельности ребёнка и закономерности его движений.

В своём исследовании он решает следующие задачи:

1. Роль коры и подкорки в развитии движений..

2. Роль различных анализаторов в становлении произвольных движений.

3. Последовательность появления движений.

1) Щелованов доказал, что в развитии движений у младенца важную роль играет кора больших полушарий. В случаях, когда кора мозга оказывается недоразвитой или поврежденной, движения у малыша не развиваются. А у животных, даже после полного удаления коры сохраняются основные движения (ходьба, бег). Значит можно сделать вывод, что развитие движений у человека зависит от коры мозга, а развитие движений животных зависит от подкорки.

2) У младенца сначала формируются высшие анализаторы – зрительный и слуховой, только потом начинают развиваться движения.

У животных движения или уже организованы к моменту рождения или образуются перед образованием условных рефлексов или анализаторов.

3) У младенца сначала развиваются движения головы, потом рук ( хватает предметы), после этого развиваются общие движения по сохранению положения тела в пространстве и его перемещению (ползание, сидение, ходьба)

У животных сначала развиваются движения по перемещению тела в пространстве. После этого возникает ограниченное пользование конечностями для других целей.

4) Существует еще одна теория. Там говорится о том, что процесс приобретения движений связан только с взаимодействием индивидуума со средой.

Развитие моторики ребенка осуществляется путём научения, путём прижизненного усвоения им статических и динамических структур поведения выработанных человечеством в ходе его социально-исторического развития.

Исследования Н.И. Красногорского показали, что развитие сложных движений зависит от развития функций двигательного анализатора.

Развитие двигательного анализатора тесно связано с потоком импульсов поступающих из внешней среды.

Осуществление многих видов движений без предварительного упражнения невозможно. В результате повторения нужное движение заучивается.    

 

13.  Ходьба. Общая характеристика. Особенности ходьбы годовалого ребёнка. Программные требования и методика обучения в разных возрастных группах.

Общая характеристика

Ходьба — циклическое основное движение, естественный способ передвижения ребенка. Для ходьбы характерно однообразное повторение одинаковых фаз движений.
Чередующиеся фазы:
- опора одной ногой,
- перенос ноги,
- опора двумя ногами.
Эти фазы движений, повторяющиеся при каждом двойном шаге, составляют цикл.

Ходьба является сложным движением. В ее нервной регуляции принимают участие различные отделы центральной нервной системы, включая и кору больших полушарий головного мозга.

Она оказывает значительное физиологическое воздействие на организм: во время ходьбы в работу включается более 60% мышц, активизируются обменные, дыхательные процессы; повышается работа сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма.

 

Формируя навык правильной ходьбы у ребенка, педагог воспитывает у него согласованность движения рук и ног, равновесие, правильную осанку, что развивает и укрепляет свод стопы. «При обыкновенной ходьбе, передвигаемая вперед нога становится на почву пяткой, а затем при передвижении центра тяжести тела вперед опора с пятки переходит постепенно к носку стоп. При ходьбе ребенка необходимо наблюдать за положением груди: она должна быть направлена вперед; необходимо также устранить все препятствия для дыхательных движений нижней ее части. Голова должна быть при этом направлена свободно вперед, что также содействует правильному дыханию». (П.Ф.Лесгафт)

Нагрузка при ходьбе зависит от ее темпа и затраты энергии при ее выполнении. Темп ходьбы может быть обычный, умеренный, быстрый и т.д.

Благодаря автоматизму и ритмичности, чередованию сокращения и расслабления работы мышц ходьба при определенной дозировке не утомляет ребенка.

С возрастом изменяются не только качественные, но и количественные показатели овладения навыком ходьбы: увеличивается длина шага с 39—40 см у детей 4 лет до 51—53 см у детей 7 лет, соответственно уменьшается количество шагов в минуту со 170—180 до 150.



2019-08-13 733 Обсуждений (0)
Теории онтогенеза моторики ребёнка. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теории онтогенеза моторики ребёнка.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (733)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)