Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность понятий «двигательные способности» и «физические качества» (виды, характеристика).



2019-08-13 1272 Обсуждений (0)
Сущность понятий «двигательные способности» и «физические качества» (виды, характеристика). 0.00 из 5.00 0 оценок




Образовательные задачи предполагают формирование двигательных умений и навыков; развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, ловкости); развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений).

При формировании двигательного действия возникает первоначальное двигательное умение - действие, не доведенное до значительной степени автоматизации, оно характеризуется факторами:

 

● постоянная концентрация внимания в процессе действия;

● относительно невысокая степень участия двигательных автоматизмов в управлении движением;

● относительная изменчивость техники движений, а иногда и нарушение ее;

● маловыраженная слитность движений и обусловленная этим растянутость их во времени.

 

В результате неоднократного повторения двигательное умение автоматизируется и превращается в двигательный навык - такие формы двигательных действий ребенка, которые характеризуются явлениями автоматизации и приобретаются в результате обучения или жизненной практики. Автоматизированное действие — «осознанно по слову» (А. И. Пуни), т.е. ребенок должен объяснить последовательность выполняемого упражнения. Эту способность он приобретает при правильном методическом обучении в старшем дошкольном возрасте. Двигательный навык предполагает способность выполнить действие, акцентируя внимание на условиях и результате действия, а не на отдельных движениях.

 

Двигательные способности — комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида двигательной деятельности и обеспечивающих большую эффективность ее вы­полнения. Способность к свободному владению своими действиями (достижение цели с наименьшими затратами сил) приобретается, когда их исполнение будет характеризоваться признаками навыка.

 

Умение высшего порядка характеризуется:

1. Повышенной ролью пусковой функции сознания (только объективный анализ ситуации позволяет воспроизвести навык, который приведет к наибольшему эффекту).

2. Движения действия могут осуществляться автоматизированно, но могут попадать под контроль сознания при необходимости их коррекции в непривычных условиях.

3. Всегда проявляется в целостной двигательной деятельности.

Разновидности умений высшего порядка:

1. Умение эффективно использовать приобретенный навык в соответствии с требованиями окружающей обстановки.

2. Умение использовать одновременно 2 или несколько сформированных навыка (метание при беге).

3. Умение использовать последовательно 2 или несколько сформированных навыка (после кувырков выполнять упражнение в равновесии).

Обучение двигательным действиям связано с воспитанием физических качеств. Психофизические качества ребенка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.

Быстрота — это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Основные формы проявления быстроты:

1. латентное время двигательной реакции;

2. скорость отдельного движения;

3. частота движений.

 

Эти формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Ребенок может иметь быструю реакцию, но быть медлительным в движении, и наоборот. Комплексное сочетание трех указанных форм определяет все случаи проявления быстроты.

 

Быстрота развивается в процессе обучения ребенка основным движениям. Е.Н.Вавилова предлагает использовать упражнения в быстром и медленном беге: чередование бега в максимальном темпе на короткие дистанции с переходом на более спокойный темп. Выполнение упражнений в разном темпе способствует развитию у детей умения прикладывать различное мышечное усилие в соответствии с заданным темпом. Развитию быстроты способствуют подвижные игры, в которых подача определенного сигнала или игровая ситуация побуждают ребенка изменить скорость движения.

 

Развитие быстроты влияет на подвижность нервных процессов, формирование пространственных, временных и глазомерных оценок, позволяет ориентироваться в изменяющихся условиях обстановки.

Сила необходима для преодоления внешнего сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий. Развитие силы обеспечивает не только преодоление внешнего сопротивления, но и придает ускорение массе тела и различным применяемым снарядам (например, при передачах мяча). Проявление физической силы обусловливается интенсивностью и концентрированием нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата.

 

Общеразвивающие упражнения, укрепляющие основные мышечные группы и позвоночник, направлены на постепенное развитие силы. При отборе упражнений уделяется особое внимание тем, которые вызывают кратковременные скоростно-силовые напряжения: упражнения в беге, метаниях, прыжках, лазании по вертикальной и наклонной лестнице. Они должны быть направлены на преимущественное развитие крупных мышечных групп, обеспечение хорошей реакции сердечно-сосудистой системы ребенка на кратковременные скоростно-силовые нагрузки. Для развития силы необходимо развивать быстроту движений и умение проявлять быструю силу, т.е. проявлять скоростно-силовые качества. Этому способствуют прыжки, бег (на 30 м), метание на дальность. Е.Н.Вавилова предлагает также применять спрыгивания с небольшой высоты с последующим отскоком вверх или вперед, вспрыгивание на возвышение с места или с небольшого разбега, прыжок вверх из приседа, прыжки на месте и с продвижением вперед, чередуя умеренный и быстрый темп, на двух ногах через линии из лент скакалок или палки. Развитию мышечной силы, координации движений, дыхательной системы способствуют упражнения с набивными мячами (например, поднимание набивного мяча вверх, вперед, опускание вниз, приседание с мячом, прокатывание его, бросок мяча вперед от груди или толчок, бросок из-за головы). Все эти упражнения с учетом возраста детей включаются в общеразвивающие упражнения.

Выносливость  - способность организма ребенка выполнять мышечную работу небольшой (50% от максимальной) и средней (60% от максимальной) интенсивности в течение продолжительного времени в соответствии с уровнем физической подготовленности в данный момент.

Выносливость позволяет укрепить организм (в 1 очередь - сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную системы) и улучшить его функционирование, повышает работоспособность, помогает сформировать целевые качества.

Лучшие средства в развитии выносливости - циклические движения: бег, плавание, катание на лыжах, коньках и т.д. (Ю.Ф. Змановский, Т.В. Савельева и др).

Работа по развитию выносливости предполагает учет особенностей ВНД ребенка. Уравновешенные дети демонстрируют высокую работоспособность в длительной работе умеренной интенсивности, возбудимые - успешнее и охотнее "скоростят", но им трудна работа, требующая проявления выносливости. У детей со слабой нервной системой работоспособность снижена, мышечная деятельность быстро утомляет их, поэтому важно давать им посильную нагрузку умеренной интенсивности.

В исследованиях Вавиловой по развитию выносливости подчеркивается необходимость более широкого использования ходьбы, бега, лазания, катания на велосипеде и тд.

Гибкость - морфофункциональное свойство опорно - двигательного аппарата, характеризующее степень подвижности его звеньев. Гибкость определяется эластичностью мышц и связок, внешне она проявляется в величине амплитуды (размаха) движений.

Активная гибкость характеризуется величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря мышечным усилиям. пассивная гибкость отличается максимальной величиной амплитуды движений, достигаемой при действии внешних сил (снарядов, усилий партнера), в пассивных упражнениях на гибкость достигается большая, чем в активных, амплитуда движений. Разница между показателями активной и пассивной гибкости - "резервная растяжимость" или "запас гибкости".

Общая гибкость характеризуется подвижностью во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Специальная гибкость - предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной и профессиональной деятельности.

Развивают гибкость с помощью упражнений на растягивание мышц и связок. Следует обеспечить развитие гибкости в той мере, в какой это необходимо для выполнения движений с полной амплитудой, без ущерба для нормального состояния и функционирования опорно-двигательного аппарата.

Ловкость - способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

В понятие "ловкость" входят компоненты:

1. быстрота реакции на сигнал

2. координация движений

3. быстрота усвоения нового

4. осознанность выполнения движений и использования двигательного опыта.

Ловкость бывает:

1. проявляемая в упражнениях и в движениях, связанных со сменой позы, - телесная ловкость.

2. проявляемая в упражнениях с предметами - ручная (предметная) ловкость.

 

Основные измерители ловкости - пространство, время, точность.

Три ступени развития ловкости:

· первая - характеризуется пространственной точностью и координированностью движений, при этом не имеет значения скорость выполнения.

· вторая - тонкая пространственная точность и тонкие пространственные координации, которые могут осуществляться в сжатые сроки.

· третья - проявляется в переменных условиях, измерителем этого проявления является наименьшее время, необходимое для нахождения и точного исполнения нужного ответного действия при внезапной смене условий деятельности.

Для тренировки ловкости рекомендуются:

· применение упражнений с необычными исходными положениями

· зеркальное выполнение упражнений

· изменение скорости и темпа движений

· варьирование пространственными границами, где выполняется упражнение

· усложнение упражнений дополнительными движениями

 



2019-08-13 1272 Обсуждений (0)
Сущность понятий «двигательные способности» и «физические качества» (виды, характеристика). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность понятий «двигательные способности» и «физические качества» (виды, характеристика).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1272)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)