Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 1. ТРАДИЦИОННЫЕ ТИПЫ, ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ИННОВАЦИОННЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА



2019-08-13 231 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. ТРАДИЦИОННЫЕ ТИПЫ, ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ИННОВАЦИОННЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок




ОЦЕНИВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Красноярск, 2016

В учебно-методическом пособии описаны средства формирования и оценки образовательных результатов студентов педагогических направлений в рамках практико-ориентированной модели профессиональной подготовки будущих учителей, фонды оценочных средств промежуточной и итоговой аттестаций, представленные в форме профессиональных кейсов и профессиональных тестов, описаны процедуры проектирования методического сопровождения и обеспечения образовательных программ в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и ФГОС ВО.

Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей вуза, обучающихся на программах повышения квалификации «Создание модульных образовательных программ на основе ФГОС ВО в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога», а также ориентировано на студентов педагогических направлений, аспирантов, молодых учителей и преподавателей вузов, специалистов учебно-методических служб, решающих задачи качества профессионального педагогического образования на основе компетентностного и деятельностного подходов.

 


УДК

ББК

 

Оценивание образовательных результатов освоения основной образовательной программы // Составители: О.Г. Смолянинова, В.В. Коршунова – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. – 131 стр.

ISBN

 

 

Предлагаемое издание представляет собой учебно-методическое пособие для профессиональной подготовки будущих педагогов – студентов бакалавриата и магистратуры. В нем раскрываются особенности организации образовательного процесса на основе практико-ориентированной модели подготовки будущих учителей, реализуемой средствами деятельностного подхода. Представлены различные виды педагогических задач, методика их использования в оценивании образовательных результатов в профессиональной подготовке будущих специалистов, рассмотрены новые актуальные инструменты оценки образовательных результатов студентов. Приведены выдержки из научной, художественной и публицистической литературы, периодической печати с описанием педагогических ситуаций в деятельностной педагогики.

Учебно-методическое пособие адресовано студентам, преподавателям педагогических колледжей и вузов, руководителям практики и НИР, а также лицам, интересующимся проблемами подготовки студентов практической направленности УГСН «Образование и педагогические науки» в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и ФГОС ВО.

На его основе возможно построение отдельного модуля, посвященного решению педагогических задач или дисциплины по оцениванию образовательных результатов.

 

Электронный вариант издания см.:                                                УДК

http://catalog.sfu-kras.ru                                                               ББК

 

ISBN                                                                    © Сибирский федеральный университет, 2016


 

Оглавление

 

Введение

Предисловие

Глава 1. Традиционные типы, виды и формы контроля и инновационные оценочные средства в условиях модернизации образования

1.1. Традиционные типы контроля

1.2. Виды и формы традиционного контроля

1.3. Инновационные оценочные средства

Глава 2. Образовательные результаты студентов в практико-ориентированной модели в соответствии со спецификой трудовых действий стандарта профессиональной деятельности педагога

Глава 3. Практика изменений оценивания студентов педагогических направлений

3.1. Рекомендуемые процедуры и формы контроля процесса формирования образовательных результатов обучающихся

3.2. Требования к разработке контрольных заданий инструментария оценки сформированности профессиональных компетенций студентов (выпускников) программ УГСН «Образование и педагогические науки»

3.3. Электронный интернет-кейс на основе сервиса Google групп

Приложения


Сокращения

ВО – высшее образование

ИППС – Институт педагогики, психологии и социологии

ФГОС – федеральный государственный стандарт

СПО – среднее профессиональное образование

ООО – основная общеобразовательная организация

ОР – образовательные результаты

Условные обозначения

Теоретический материал, определения
   
Вопросы и задания, которые разделены на два уровня: 1) ориентированные на проверку знаний, объяснение значений; 2) ориентированные на обсуждение различных интересных вопросов, изучение письменных документов, подготовку сообщений по теме
   
Проблемы для обсуждения, исследовательские задания, задания для самостоятельной работы
   
Задания для работы с электронными приложениями и видео кейсами, цифровыми образовательными ресурсами. Задания рефлексивного типа для работы с электронными портфолио. Данный тип заданий предполагает самооценивание и взаимное оценивание на основе предложенных критериев и получение независимой экспертной оценки преподавателя и/или супервизора на продукты образовательной деятельности.

ВВЕДЕНИЕ

Изменения в жизни общества и экономике требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования на основе учета и консолидации в вопросах преемственности образовательных результатов обучающихся на всех ступенях обучения.

Приоритетным становится потенциал образовательных стандартов высшего педагогического образования на основе деятельностного подхода, являющегося также основой ФГОС для школы. Реализация профессиональной подготовки будущих учителей подразумевает корректировку плана на перспективу, на основе принципа обучения в деятельности с активной позицией обучающегося. Логика деятельностного подхода в процессе профессиональной подготовки будущих учителей способствует формированию запланированных образовательных результатов, готовности к реализации профессиональных функций и действий, выстраиванию профессиональной карьеры.

Формирование трудовых действий и функций в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога является основой профессиональной подготовки будущих учителей. Овладение студентами приемами будущей профессиональной деятельности обеспечивает в будущем их самостоятельное успешное освоение образовательных программ, формирует готовность к обучению в течение всей жизни.

В 2013 году коллективом Института педагогики, психологии и социологии ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» (ИППС СФУ) разработана и апробирована практико-ориентированная модель подготовки будущих учителей в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога, ФГОС ВО на основе концепций ведущих научных школ Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Мудрик, П.Я. Гальперина и Д.Э. Эльконина. В ходе реализации проекта «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования» была спроектирована уровневая модель сформированности образовательных результатов обучающихся в условии усиления практической направленности профессиональной подготовки будущих учителей.

Концепция данной практико-ориентированной модели профессиональной подготовки студентов и оценивания образовательных результатов была основана на:

- принципах деятельностного и компетентностного подходов; определении нового содержания профессиональной подготовки будущих педагогов;

- выделении уровней формирования и оценки образовательных результатов;

- проектировании механизмов реализации профессиональной подготовки будущих учителей.

Инновационным в процессе профессиональной подготовки будущих учителей является уровневый подход. Основаниями для выделения уровней сформированности образовательных результатов стали: функции, структура и форма, особенности возникновения, в том числе условия организации образовательной, профессиональной педагогической деятельностей.

В результате анализа ФГОС ВО и профессионального стандарта педагога были выделены основные виды образовательных результатов и определены критерии, сформулированы рекомендации по формированию и оценке с учётом специфики профессиональной подготовки будущих педагогов, доработана инновационная модель практико-ориентированной подготовки будущих учителей, определены базовые модельные образовательные результаты, являющиеся основой для разработки инструментов оценки уровней сформированности в системе педагогического образования.

Представленная модель оценивания уровней сформированности образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ВО и профессиональным стандартом педагога направлена на создание условий для повышения качества профессиональной подготовки будущих педагогов, личностного и профессионального развития студентов в период обучения в вузе, осознание важности педагогической профессии, формирование способности и готовности к независимой комплексной оценке образовательных результатов, повышению мотивации на достижение образовательных результатов.


ПРЕДИСЛОВИЕ

В период создания единого образовательного пространства в Европе в процессе модернизации образования РФ перед образовательными организациями, работодателями и всеми заинтересованными сторонами ряд серьезных задач по улучшению профессиональной подготовки и проектированию образовательной программы на основе планируемых образовательных результатов будущих специалистов[1].

В соответствии со статьей 15 п. 3 Федерального закона об образовании[2], образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

К наиболее важным из них можно отнести[3]:

- ориентацию учебного процесса на результаты образования– т. е. четкое определение того, что именно будет знать и уметь выпускник, чтобы по окончании вуза он был востребованным на рынке труда;

- изменение формы представления результатов обучения: вместо традиционного их описания в формулировках знаний, умений и навыков (ЗУНов) – характеристика приобретаемых выпускником компетенций;

- непрерывный и многоаспектный контроль над процессом обучения. Новые требования к результатам образования обусловливают совершенствование его содержания, разработку новых методик и технологий образовательной деятельности и форм контроля за ее осуществлением, в который, помимо прочего, входят средства оценки, приобретаемых образовательных результатов.

В настоящее время в психолого-педагогической науке сформированы различные подходы, определения понятия «образовательные результаты» и методов их оценивания. Проблема измерения формируемых в процессе профессиональной подготовки будущих учителей образовательных результатов до сих пор не решена.

Одной из причин данной проблемы является отсутствие концептуальных моделей описания сложного и многогранного понятия «образовательный результат». Внедрение новых образовательных стандартов не только продемонстрировало современные тенденции развития педагогического процесса, но и поставило вопрос об оценивании результатов образования, определении их уровней.

В настоящее время в процессе профессиональной подготовки студентов уже имеется определённый опыт измерения и оценки образовательных результатов, но такая масштабная задача на государственном уровне, как отслеживание уровней результатов обучения и формирование готовности и способности будущих учителей к реализации профессиональных действий была поставлена впервые.

Кроме того, значимую проблему составляет разработка инструментов оценивания образовательных результатов. Становится очевидным, что на начальном этапе внедрения профессионального стандарта педагога и новых образовательных стандартов в вузе предстоит договориться о вариантах оценки. На данном этапе разрозненность предлагаемых методик оценивания образовательных результатов приводит к отсутствию однозначного понимания компонентов комплексного оценивания результатов студентов и невозможности их системного применения.

Процесс измерения и оценивания образовательных результатов затрудняется рядом факторов, связанных с их структурными и функциональными особенностями. К последним можно отнести: многофункциональность; связь с уровнем способностей обучаемых; отсроченный характер проявления.

Проектирование образовательного процесса от образовательных результатов к содержанию деятельности и технологиям его реализации требует существенного изменения к подходам оценивания результатов обучения, изменению технологий и средств оценки образовательных результатов обучающихся в рамках компетентностно-ориентированных требований ФГОС на всех этапах обучения. Новые подходы к оцениванию должны учитываться начиная от входной аттестации (в особенности на предмет выявления образовательных результатов), далее через все виды промежуточных аттестаций до итоговой аттестации на соответствие требованиям того или иного ФГОС.

Наряду с традиционными типами контроля необходимо использовать и компетентностно-ориентированные оценочные средства с целью разработки принципиально новых подходов к аттестации. Требование измеримости образовательных результатов, как предмета контроля результатов обучения составляет огромную теоретическую и практическую значимость. Общепризнанные методы измерения результатов обучения в системе образования РФ отсутствуют. Тем не менее, задача оценивания образовательных результатов в условиях реализации ФГОС (компетентностный подход) является значимой, актуальной и определённой, необходимость ее решения очевидна через проектирование и разработку фондов оценочных средств.

Представленные в ФГОС требования к образовательным результатам выражены в виде комплекса компетенций, сформулированных в терминах «владеет», «способен» и «готов». Теория педагогических измерений разработана в отечественной психолого-педагогической науке в основном в русле традиционной знаниевой парадигмы. Оценивание образовательных результатов в форме компетенций выходит за рамки сложившихся представлений и требует инновационных подходов. Проявление компетенций может носить латентный характер, т. е. в некоторых ситуациях определенные компоненты компетенций могут проявляться, а в некоторых – нет. Кроме того, компетенции относятся к личностным, надпредметным образовательным результатам, следовательно, для их измерения необходимо конструировать специальные условия, вовлекая обучающихся в деятельность.

В современных условиях образовательные организации вынуждены определять новые формы контроля, так как традиционные являются набором оценивания предметных знаний, умений и навыков. Новые оценочные средства проектируются на основе современных достижений теории педагогических измерений, позволяющих зафиксировать уровень сформированности компетенций обучающихся.

В учебно-методическом пособии представлены как традиционные типы и формы контроля образовательных результатов обучающихся, так и инновационные инструменты оценивания: специальные тесты, профессионально-ориентированные задания, задания проектно-исследовательского характера, проблемные ситуации, кейсы, портфолио, электронные кейсы и другие.


ГЛАВА 1. ТРАДИЦИОННЫЕ ТИПЫ, ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ИННОВАЦИОННЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

Образовательные результаты понимаются как развитие совокупности мотивационных, операциональных (инструментальных) и когнитивных ресурсов личности, которые определяют ее способность к решению значимых для нее познавательных и практических задач[4]. Все три сферы личности (мотивационная, операциональная и когнитивная) неразрывно задействованы в образовательном процессе. Образовательный результат – это индивидуальная способность, знание, умение, навык. В традиционном понимании образовательный результат – это знание, освоенное обучающиеся на конкретном уровне, который определяется в зависимости от сложности умственных операций, совершаемых обучающимся с этим знанием[5]. А.А. Кузнецовым были выделены три компонента требований к образовательным результатам: 1) осваиваемая учащимися система знаний и умений (понятия, законы, теории; термины, даты, количественные данные и другие фактологические знания; знания о способах деятельности; специфические для каждого курса и общие для всех учебных предметов умения); 2) описание видов учебной деятельности, в которых осуществляется усвоение предметного содержания обучения; 3) качественные характеристики уровня усвоения учащимися содержания обучения[6].


2019-08-13 231 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. ТРАДИЦИОННЫЕ ТИПЫ, ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ИННОВАЦИОННЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 1. ТРАДИЦИОННЫЕ ТИПЫ, ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ИННОВАЦИОННЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)