Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТРАДИЦИОННЫЕ ТИПЫ КОНТРОЛЯ



2019-08-13 286 Обсуждений (0)
ТРАДИЦИОННЫЕ ТИПЫ КОНТРОЛЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Опираясь на собственный опыт, вспомните процедуры контроля в образовательном процессе, которые проводили учителя? Можно ли утверждать, что данные контрольные мероприятия были направлены на оценку знаний и умений?

Контроль обучающихся является важным элементом образовательного процесса обучения, и естественно, что разные его стороны привлекают постоянное внимание специалистов и педагогов.

Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Контроль знаний необходим для различных систем обучения. Это средство управления учебной деятельностью обучающихся. Но для того, чтобы наряду с функцией проверки реализовались и функции обучения, необходимо создать определенные условия, важнейшее из которых – объективность проверки знаний.

Контроль, в традиционном его понимании, является основным средством, обеспечивающим обратную связь между субъектами образовательного процесса, необходимую для мотивации обучающихся к процессу учения и корректировки методики преподавания[7].

В соответствии с ФГОС ВО оценка качества подготовки студентов и выпускников должна содержать текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестацию, включающую различные виды контроля.

Оценивание в процессе обучения
Аттестация
Промежуточная
Итоговая (ГИА)
Текущий контроль
ВКР (выпускная квалиф. работа и дипломная работа/проект; гос. экзамен (защита портфолио)
Зачет. Дифференцированный зачет. Экзамен. Компетентностно-ориентированное испытание. Экзамен (квалификационный)
Защита практических, лабораторных, проектных и др. работ. Ответы на вопросы: воспроизведение информации, «на применение», проблемные вопросы, задачи, тесты и др. Кейс-метод, в т.ч. ситуационные задачи. Деловая (ролевая) игра, дебаты и др.
Рубежный контроль

Рис. 1. Традиционные типы контроля

Текущий контрольэто форма оценивания образовательных результатов обучающихся, представляющая собой оценивание усвоенного учебного материала. Данный вид контроля регулярно осуществляется на протяжении периода обучения. Его достоинствами являются: систематичность, корреляция с запланированными образовательными результатами, а также возможность оценки уровня сформированности отдельных компонент образовательных результатов обучающегося. В качестве существенного недостатка данного типа контроля выступает его фрагментарность и локальность проверки. Комплексную, целостную оценку образовательного результата, а не отдельных ее компонент (ЗУНов) в текущем контроле проверить крайне сложно.

Промежуточный контроль,как правило, осуществляется в конце определённого продолжительного периода обучения (четверть, полугодие, семестр) и обычно является формой контроля по отдельной дисциплине или раздела. В ходе промежуточного контроля появляется возможность оценить укрупненные элементы образовательных результатов, то есть совокупность знаний и умений, в некоторых случаях удается оценить формирование определенной группы/уровня освоения образовательного результата и/или компетенции (рис. 2).

УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МОДУЛИ
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ (ИТОГОВАЯ) АТТЕСТАЦИЯ

 

 


Рис. 2. Элементы оценивания в образовательном процессе

Какими критериями руководствуются учителя, планируя контрольные этапы? На что необходимо сделать упор для того, чтобы составить и провести эффективный контроль обучающихся?

Итоговый контроль,в традиционном его понимании, предназначен для проверки запланированных образовательных результатов в конце периода обучения дисциплины или темы. Единственная форма, претендующая на независимую оценку, позволяющая комплексно оценить совокупностьприобретенных обучающимся образовательных результатов при участии внешних экспертов, в том числе работодателей. В психолого-педагогической литературе[8],[9] содержатся характеристики нескольких дополнительных типов контроля, которые также могут быть рекомендованы при разработке образовательных программ: пропедевтический, рубежный (модульный) и контроль остаточных знаний (резидуальный контроль).

Так, пропедевтический контроль (в переводе с греческого propaideuo – «подготовительный») определяется в традиционной дидактике как предварительный, а в практике обучения – как «нулевой срез», направлен на получение оценки стартовых образовательных результатов, констатирующей в количественном и качественном отношениях исходный уровень. Зафиксированный оценкой исходный уровень образовательных результатов обучающихся, позволяет наблюдать динамику по формированию ОР, анализировать эффективность процесса обучения.

Переход на новые ФГОС на всех ступенях обучения, проектирование и выделение укрупненных групп образовательных результатов, укрупнение дисциплин в модули с учетом межпредметных связей в системе организации образовательного процесса, актуализирует введение рубежного контроля.Рубежный контроль осуществляется в конце модуля (в том числе изучения группы дисциплин), независимо от того, завершается в данном модуле та или иная конкретная дисциплина или продолжается дальше (в первом случае рубежный контроль будет совпадать с промежуточным). В определенной степени рубежный контроль представляет собой «этап» итоговой аттестации образовательных результатов обучающегося и позволяет проверить отдельные компетенции или совокупности взаимосвязанных компетенций.

Резидуальный (в переводе с латинского residuum – «остаток») контроль традиционно определяется в практике обучения как контроль остаточных знаний и рассматривается в двух аспектах: как завершающее звено в образовательном процессе на определенном этапе и как первое звено (пропедевтический контроль) для последующего этапа. Он направлен на выявление сохранившейся у студентов информации в определенной области научного знания по истечении определенного времени после изучения[10],[11].

Спроектируйте и опишите образовательное событие, позволяющее существенно повысить эффективность оценки образовательных результатов обучающегося и проверить сформированность знаний, умений, компетенций. В чем заключается важность введения пропедевтического контроля, на что он направлен?
Проблемы для обсуждения: 1. В чем суть педагогического контроля? 2. Различия в понимании педагогического контроля у разных авторов (М.И. Зарецкий, И.И. Кулибаба, И.Я. Лернер, Е.И. Перовский, С.И. Руновский, М.Н. Скаткин, В.П. Стрезикозин, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.И. Липкина. Л.А. Рыбак и другие). 3. Проблема субъективности оценки знаний.

 



2019-08-13 286 Обсуждений (0)
ТРАДИЦИОННЫЕ ТИПЫ КОНТРОЛЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТРАДИЦИОННЫЕ ТИПЫ КОНТРОЛЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (286)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)