Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВИДЫ И ФОРМЫ ТРАДИЦИОННОГО КОНТРОЛЯ



2019-08-13 194 Обсуждений (0)
ВИДЫ И ФОРМЫ ТРАДИЦИОННОГО КОНТРОЛЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Поразмышляйте, какими критериями обычно руководствуются учителя, планируя контрольные этапы? На какие знания надо опираться, чтобы составить и провести эффективный контроль знаний и умений обучающихся?

Оценивание знаний, умений – традиционные педагогические технологии. Они являются непременными спутниками образовательного процесса, сопровождают его развитие.

В настоящее время ряд вопросов так и не решен; что должна показывать оценка как результат контроля: должна ли она быть индикатором качества – однозначным показателем достижения обучающегося или же, наоборот, должна существовать как показатель преимуществ и недостатков той или иной системы (методики) обучения. Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Контроль знаний необходим при всякой системе обучения и любой организации учебного процесса. Это средство управления учебной деятельностью обучающихся. В современной ситуации необходимо создать определенные условия для консолидирующей функции контроля и обучения. Объективность проверки знаний предполагает корректную постановку контрольных вопросов, вследствие чего появляется однозначная возможность отличить правильный ответ от неправильного. Кроме того, желательно, чтобы форма проверки знаний позволяла однозначно определить достоверность и выявить результаты.

Качество обучения представляет собой комплексную характеристику педагогического процесса, описывающую его состояние и результативность в соответствии не только с требованиями государственных образовательных стандартов, но и потребностями и ожиданиями субъектов педагогического процесса. Качество обучения определяется совокупностью показателей, характеризующих результативность педагогического процесса и основных его компонентов (табл. 1)[12].

Таблица 1

Совокупность показателей, характеризующих результативность педагогического процесса

Качество учебной деятельности Качество преподавания Качество образовательных результатов
- развитие компетентности в различных сферах жизни; - уровень мотивации; - познавательная активность; - сформированность навыков организации учебной деятельности; - совершенствование своих способностей; - отношение к изучаемой дисциплине - качество содержания; - качество профессиональных характеристик педагога; - качество организации учебной деятельности; - качество технологий обучения - качество образовательных достижений когнитивной области; - качество образовательных достижений операциональной области; - качество образовательных достижений мотивационной области; - уровень усвоения; - уровень сформированности навыка применения полученной информации в жизненных ситуациях; - степень сформированности навыка самооценивания и саморазвития

Важнейшими принципами контроля обучающихся – как одного из главных компонентов качества образования – являются:

- объективность;

- систематичность,

- наглядность (гласность).

Объективность заключается в научно обоснованном содержании контрольных заданий, вопросов, равном, партнерском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность контролирующих, или диагностических процедур, означает, что процесс оценивания является независимым от методов и средств контролирования и субъектов, осуществляющих контроль.

Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели.

Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса – от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении.

Принцип наглядности (гласности) заключается прежде всего в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации индикаторов контроля.

Тенденция предоставления большей независимости образовательным результатов во многих странах связана с развитием не только внешней, но и внутренней системы оценивания. Самооценивание может рассматриваться как отдельный процесс и как часть общего цикла оценивания качества. Развитие внутренних механизмов оценивания качества связано с такими процессами, как переход от государственного регулирования к ориентации на рынок[13], усиление внимания к усовершенствованиям и развитию качества образовательных программ и учреждений[14].

Д.Ф. Вестерхейден, рассматривая разрабатываемый в Нидерландах подход к цикличной системе оценивания качества, ориентированной на усовершенствование, выделяет в нем внешнюю и внутреннюю составляющие (рис. 3)[15].

  ВУЗ
Отчет самоизучения
Инспектирующая комиссия
Отчет инспектирующей комиссии
Образовательный процесс
Самооценивание
Инспектирование
Оценка качества
Усовершенствование качества
Внешнее оценивание
Внутреннее оценивание

Рис. 3. Цикл оценивания образовательных результатов[16]

В системе профессиональной подготовки внешний контроль качества включает следующие цели (на основании плана Министерства высшего образования):

- способствовать совершенствованию качества образования;

- предоставлять общественности отчетность о качестве образования и/или исследований;

- поддерживать осуществление процесса саморегуляции, ориентированной на качество на факультете, в университете и, в целом, в системе университетов по стране;

- способствовать процессу планирования;

- обеспечивать студентов информацией о качестве изучаемых курсов и о перспективах трудоустройства.

Внешняя система оценивания образовательных результатов ориентирована на понимание качества, связанное со стандартами, экономической эффективностью и т. п., внутренняя – с усовершенствованиями, ориентированными на конкурентоспособность, развитие.

Процесс внешнего оценивания включает элементы самооценивания

Е. Ел-Хавас, рассматривая различные варианты использования внутренних проверок, выделяет такие основные этапы, как постановка целей и общая подготовка, процесс проверки, отчет и последующее практическое применение. Последний этап включает (в несколько различных вариантах) шаги по выработке рекомендаций по усовершенствованию и их реализации[17].

В европейских системах оценивания образовательных результатов и качества в целом преобладает тенденция смещения акцентов с контроля и мониторинга на развитие, усовершенствование и саморегуляцию[18].

Основными подходами к процессу оценивания, используемыми как во внешней, так и во внутренней системах качества, являются показатели эффективности («performance indicators») и экспертные проверки («peer review»). Показатели эффективности ориентированы преимущественно на количественные оценки, ими являются эмпирические количественные или качественные данные, по которым можно судить о достижении целей. Большинство методов оценивания, в которых оценка дается людьми, называют экспертными проверками (или обзорами)[19].

Использование как показателей эффективности, так и экспертных проверок связано с рядом проблем и вопросов, на которые трудно дать однозначные ответы. Какие именно показатели эффективности могут служить критериями в оценке качества образования, кто может являться экспертом, насколько достоверны те или иные оценки и т. д.

Таким образом, европейские системы оценивания ориентированы на обеспечение баланса между внутренними и внешними процессами, поиск оптимальных методов оценивания. Далее рассмотрим систему оценивания качества высшего образования в России.

В системе высшего образования России более развита внешняя оценка качества, ориентированная на стандарты и показатели эффективности. Основными элементами этой системы являются стандартизация и процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации, а также комплексное оценивание образовательных учреждений в целом и отдельных специальностей на основе рейтинговой системы. Все эти процедуры включают проведение внутренней проверки.

Проведите анализ и объясните обеспечивает ли применение тестового контроля равные для всех обучаемых объективные условия проверки знаний? Какие методы экспертной проверки вам известны? Что между ними общего?



2019-08-13 194 Обсуждений (0)
ВИДЫ И ФОРМЫ ТРАДИЦИОННОГО КОНТРОЛЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВИДЫ И ФОРМЫ ТРАДИЦИОННОГО КОНТРОЛЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)