Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема. Публицистический стиль и его специфические особенности



2019-08-13 846 Обсуждений (0)
Тема. Публицистический стиль и его специфические особенности 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель: выявление особенностей публицистического стиля, формирование навыков практического применения знаний для построения письменных текстов в публицистическом стиле.

В результате изучения темы студент должен: знать: экстралингвистические и лингвистические черты публицистического стиля, его жанры; уметь: составлять письменный публицистический текст; владеть: нормами построения письменных публицистических текстов; способностью публично представлять собственные и известные научные результаты (ОК-5).

Актуальность темы: работа с письменными текстами публицистического стиля.

Теоретическая часть:

Ситуация-упражнение предполагает очевидные и бесспорные решения поставленных проблем. Такие ситуации могут развивать определенные знания (умения) в обнаружении данных, относящихся к исследуемой теме (проблеме). Они носят тренировочный характер. 

Для подготовки к этому занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013 ; Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с., а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн».

Вопросы и задания:

Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Публицистический стиль как разновидность русского литера­турного языка.

2. Основные функции публицистического стиля.

3. Разновидности публицистического стиля и его жанры.

4. Языковые особенности публицистического стиля.

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1. Какие особенности публицистического стиля позволяют его автору:

а) рассказать об актуальной, с его точки зрения, проблеме;

  б) передать своё отношение к тем явлениям, которые он описывает;

в) аргументировать свою точку зрения;

г) сделать читателя своим единомышленником, вовлечь его в заочный диалог?

       Недавно прочитал в интервью городского чиновника: «Филармония «Петербург-концерт» должна стать продюсерским центром, своеобразной «фабрикой звезд»... Более неудачное со­четание слов «фабрика звезд» - трудно себе представить в устах председателя Комитета по культуре. Ведь то, что показывает нам телевидение под этим названием, - если и фабрика, то не звезд, а, скорее, заштампованной метеоритной пыли, которая в доли секунд исчезает в животворящей атмосфере культуры. Бедная страна наша! Кроме прочих неисчислимых недугов, она просто заражена «звездной болезнью». А нам нужны мастера Понятно, что воспитание актера, певца и музыканта требует не только неимоверного труда, способностей и терпения, но и времени. Недаром даже очень среднее образование требует не менее трех лет обучения. А за полгода неокрепших молодых людей, даже подающих надежды, можно только вымуштровать, обучив немногим актёрским штампам, годным на потребу невзыскательной толпы. Если говорить словами великого поэта, мы «сеем разумное, доброе, вечное». И в школьном классе, и в нашем прекрасном концертном зале на Фонтанке я вижу, как в глазах старшеклассников появляются пытливый блеск понимания и слёзы сопереживания, когда они слушают Достоевского, Чехова, Пушкина, Галича, Окуджаву, как глубокие мысли и чувства, высказанные на сказочно-прекрасном русском языке (трудно переводимом на другие языки), находят свой путь к их разуму и сердцу. И их реплики после концерта «клёво!» - не меньшая награда, чем громкие аплодисменты или напряженная сознательная тишина во время выступлений. Надо только сделать так, чтобы этот «птичий» подростковый сленг переплавился в их сознании в прекрасную русскую речь.

Задание 2. Составьте письменный публицистический текстна морально-этическую тему или текст информационного характера.

Задание 3. Верно ли сформулированы следующие тезисы по отношению к публицистическому стилю? Отметьте лишние.

· Функции стиля – информативная и воздействующая;

· наличие большого числа выразительно-изобразительных средств;

· важнейшим компонентом текста является высокий процент экспрессивно-оценочной лексики и фразеологии;

· тексты насыщены терминами;

· морфологической особенностью публицистического стиля является наличие отвлечённых имён существительных с суффиксами –ость, -ство,- ение-, -ие, напр., личность, благородство, особенность, доверие, соединение;

· часто используются восклицательные предложения;

· к публицистическому стилю относится лекция.

Задание 4. Найдите слова и словосочетания, которые употребляются только в публицистическом стиле.

1) корреспондент, коррупция, терроризм, аристократия, бюрократия, хрестоматия, демократия, гомеопатия, понятия, промышленность, партийность, преступность, задолженность, активность, сепаративность, обороноспособность, трудоспособность, способность, геополитика, практика, тактика, глобализм, символизм, идеализм.

2) правящая партия, сольная партия, судебное заявление, прогрессивное постановление, государственное учреждение, прогрессивный налог, марионеточный режим, постельный режим, режим экономии, консервативная партия, крупная партия.

Задание 5. Напишите заметку в газету университета о проблемах молодёжи.

Задание 6. Восстановите исходную форму цитаты, использованную в газетном заголовке:

1. И скучно, и грустно, и некому Волгу продать.

2.Луч света в сером царстве.

3.Откуда фисташки?

4.Маленький фриц.

5.Много шума – и ничего.

6.Хождение по внукам.

7. На трейлере слона возили.

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Русский язык и культура речи : учебник для бакалавров ; под ред. В. И. Максимова, А. В. Голубевой. - 3-е    изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2016. - 382 с. - (Бакалавр. Базовый курс). –

2. Введенская, Людмила Алексеевна. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов для    бакалавров и магистрантов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - 32-е изд. - Ростов н/Д :    Феникс, 2014. - 539 с. : ил. - (Высшее образование). - Гриф: Доп. МО. - Библиогр.: с. 497-500. - Прил.

 Дополнительная литература:

1. Русский язык. Культура речи. Риторика : учебное пособие / И.Н. Суспицына, М.Б. Ворошилова, Е.В. Дзюба и др. - Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2012. - 223 с. - ISBN 5-7186-0261-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137755

2. Олейник, М. Основы речевой культуры : краткий курс лекций / М. Олейник, Л.Н. Стороженко ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет». - Волгоград : Издательство ВГСПУ "Перемена", 2012. - 72 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-9935-0256-4; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429355

3. Руденко, Андрей Михайлович. Культура речи и деловое общение в схемах и таблицах : учебное пособие / А. М. Руденко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 335 с. : табл., схемы. - (Высшее образование). -    Библиогр.: с. 325-331 (118 назв.). - 2500 экз. - ISBN 978-5-222-23337-5.

4. Кобякова, Т.И. Культура речи и деловое общение : учебное пособие / Т.И. Кобякова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уфимский государственный университет экономики и сервиса" (УГУЭС). - Уфа : Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2014. - 208 с. : табл. - Библиогр. в кн.. - ISBN 978-5-88469-611-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445133

5. Фатеева, И.М. Культура речи и деловое общение : учебное пособие / И.М. Фатеева ; Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» (Институт). - Москва : МИРБИС : Директ-Медиа, 2016. - 269 с. : ил. - Библиогр.: с. 4-5. - ISBN 978-5-4475-8307-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=441404

6. Штукарева, Е.Б. Культура речи и деловое общение : учебное пособие / Е.Б. Штукарева ; Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» (Институт). - Москва : Перо, 2015. - 315 с. : ил., табл. - ISBN 978-5-906835-06-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445886

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://slovari.yandex.ru/ - Словари.

3. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

4. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

5. www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».



2019-08-13 846 Обсуждений (0)
Тема. Публицистический стиль и его специфические особенности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема. Публицистический стиль и его специфические особенности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (846)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)