Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 22. РАЗГОВОРНО-ОБИХОДНАЯ РЕЧЬ



2019-08-13 835 Обсуждений (0)
ТЕМА 22. РАЗГОВОРНО-ОБИХОДНАЯ РЕЧЬ 0.00 из 5.00 0 оценок




Практическое занятие 33.

Тема. Разговорный стиль: экстралингвистические черты

Цель: познакомить студентов с отличительными чертами разговорного стиля речи; классификацией и характеристикой жанров устной разговорной речи.

В результате изучения темы студент должен: знать: основные черты разговорного стиля; уметь: создавать тексты в разговорном стиле, анализировать тексты хразговорного стиля; владеть: навыками построения текстов разговорного стиля; способностью публично представлять собственные и известные научные результаты (ОК-5).

Актуальность темы: работа с текстами художественного стиля.

Теоретическая часть:

«Круглый стол» - одна из организационных форм познавательной деятельности студентов, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию. Наряду с активным обменом знаниями, у студентов вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения. При этом происходит закрепление информации, полученной в результате прослушивания лекций, а также выявления проблем и вопросов для обсуждения.

Для подготовки к этому занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013; Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с., а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн»..

Вопросы и задания:

Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Отличительные особенности разговорного стиля речи.

2. Жанры разговорного стиля речи.

3. Лингвистические признаки: лексико-фразеологические, морфологические, синтаксические, орфоэпические.

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1. Запишите данные ниже слова по группам: а) общеупотребительные; б) разговорные; в) просторечные.

Ахнуть, балагурить, вдогонку, жадничать, промозглый, всплакнуть, беспорядок, беспредел, вкалывать, ручеек, дурачье, бабуля, зайчишка, расческа, печка, дом, стол, нахапать, приработок, большущий, шабашка, заморозки, побережье, водица, кисонька, дождик, бродяга, достоинство, болтун, беленький, толстенный, сестрица, ножик, толстенький, говорунья, нажарить, поговорить, билетерша, кусачий, ночевка, нарвать, врунишка, голосистый, дворняга, развеселый, добряк, хвастун, головушка, антисанитарный, договоренность.

Задание 2. Определите, какие из приведенных слов соответствуют норме литературной, а какие – просторечию.

 Лягу - ляжу, кладу - ложу, лихоражу - лихорадю, награжу -- наградю, наплещу - наплескаю, налягу - наляжу; ляг - ляжь, положи - поклади, напои - напой; мозоль - мозоля, дуршлаг - друшлаг, противень - протвень, туфля -туфель, задолжность - задолженность, междугородный - междугородний, мягонький – мяконький.

Задание 3. На основе приведенных ниже примеров охарактеризуйте основные морфологические особенности разговорной речи.

а) Тань! Коль!; б) стакан чаю, кусок сахару, в цеху, в отпуску; в) два молока, две сметаны, два кофе; г) с пятьсот шестьюдесятью рублями, в триста пятидесяти метрах; д) сто грамм, пять килограмм помидор; е) инструктора, прожектора, отпуска (мн.ч., И.п.); ж) Видели этого твоего… Так оно и есть! Такая красота кругом!

Задание 4. Укажите черты разговорного стиля в отрывке из повести А.Калинина «Возврата нет».

 - Посмотри-ка, какую я ночью корягу вытянул на берег, - похвалился он ей однажды, показывая под яр.

 Заглянув туда, она ужаснулась:

 - Сам?!

 Он довольно рассмеялся:

 - А кто еще? Правда, большая? Но ты, когда по воду пойдешь, пожалуйста, еще больше ее подтяни. А то ее может течением сорвать. На это у меня пока силенки не хватило. – И он виновато улыбнулся.

 С недоумением глядя на большую, с узловатыми корневищами корягу у подошвы яра, она спросила:

 - Зачем она тебе?

 В свою очередь удивился он:

 - Как зачем? Мне, пока вода еще теплая, надо уходить. Иначе мне ни за что Дон не переплыть.

 Она попробовала возразить:

 - А может, Николай, тебе лучше тут дождаться, когда фронт начнет двигаться назад?..

 И мгновенно осеклась, впервые увидев, каким чужим, даже враждебным, беспощадно синим может быть его взгляд из-под белесых бровей.

 - Приймаком у тебя под подолом, да? Для этого ты тут и откармливаешь меня?!

 Она даже рукой заслонилась от него: - Что ты, Николай!

 И тут же, отводя ее руку своей, он взглянул ей в глаза.

 - Ты прости, Антонина. Не могу я дальше в этой яме от каждого шороха дрожать. Я ведь себе уже на всю дорогу сухарей насушил. Если до Сталинграда идти, то, как раз мне должно будет хватить недели на две. А там я по голосам наших пушек через фронт проберусь.

 Еще раз она попыталась разубедить его:

 - Ты же совсем слабый еще, а под яром течение так и бьет, потому он весь дрожит. Тебя под него может сразу затянуть.

И, глянув в его тоскующие синие-синие глаза, она поняла, что больше уже не следует его разубеждать. Все равно бесполезно.

Задание 5. Верно ли сформулированы следующие тезисы по отношению к разговорной речи? Отметьте лишние:

Ø Функция (задачи) – общение;

Ø наличие большого числа общеупотребительных слов;

Ø наличие слов, имеющих высокую стилистическую окраску;

Ø наличие большого числа просторечных слов;

Ø наличие большого числа фразеологизмов;

Ø частое употребление причастий и деепричастий;

Ø часто присутствуют неполные предложения;

Ø тексты насыщены терминами;

Ø широко используются предложения всех структурных типов;

Ø к художественной речи относится репортаж.

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Русский язык и культура речи : учебник для бакалавров ; под ред. В. И. Максимова, А. В. Голубевой. - 3-е    изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2016. - 382 с. - (Бакалавр. Базовый курс). –

2. Введенская, Людмила Алексеевна. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов для    бакалавров и магистрантов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - 32-е изд. - Ростов н/Д :    Феникс, 2014. - 539 с. : ил. - (Высшее образование). - Гриф: Доп. МО. - Библиогр.: с. 497-500. - Прил.

 Дополнительная литература:

1. Русский язык. Культура речи. Риторика : учебное пособие / И.Н. Суспицына, М.Б. Ворошилова, Е.В. Дзюба и др. - Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2012. - 223 с. - ISBN 5-7186-0261-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137755

2. Олейник, М. Основы речевой культуры : краткий курс лекций / М. Олейник, Л.Н. Стороженко ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет». - Волгоград : Издательство ВГСПУ "Перемена", 2012. - 72 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-9935-0256-4; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429355

3. Руденко, Андрей Михайлович. Культура речи и деловое общение в схемах и таблицах : учебное пособие / А. М. Руденко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 335 с. : табл., схемы. - (Высшее образование). -    Библиогр.: с. 325-331 (118 назв.). - 2500 экз. - ISBN 978-5-222-23337-5.

4. Кобякова, Т.И. Культура речи и деловое общение : учебное пособие / Т.И. Кобякова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уфимский государственный университет экономики и сервиса" (УГУЭС). - Уфа : Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2014. - 208 с. : табл. - Библиогр. в кн.. - ISBN 978-5-88469-611-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445133

5. Фатеева, И.М. Культура речи и деловое общение : учебное пособие / И.М. Фатеева ; Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» (Институт). - Москва : МИРБИС : Директ-Медиа, 2016. - 269 с. : ил. - Библиогр.: с. 4-5. - ISBN 978-5-4475-8307-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=441404

6. Штукарева, Е.Б. Культура речи и деловое общение : учебное пособие / Е.Б. Штукарева ; Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» (Институт). - Москва : Перо, 2015. - 315 с. : ил., табл. - ISBN 978-5-906835-06-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445886

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://slovari.yandex.ru/ - Словари.

3. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

4. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

5. www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».



2019-08-13 835 Обсуждений (0)
ТЕМА 22. РАЗГОВОРНО-ОБИХОДНАЯ РЕЧЬ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 22. РАЗГОВОРНО-ОБИХОДНАЯ РЕЧЬ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (835)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)